|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Монархия и монархи / ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (1825-1855) / Маленькое увлечение императора Николая I. Марина Сидорова |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Маленькое увлечение императора Николая I
Официальная жизнь монархов всегда была прилюдна. Все события дворцовой жизни фиксировались в камер-фурьерских журналах и освещались в прессе. Частная же жизнь императорской семьи, пристрастия и увлечения ее членов были известны лишь небольшому придворному кругу, состоящему из самых близких и доверенных лиц государя. Последние, в свою очередь, иногда писали воспоминания, и оставили в них чрезвычайно любопытные факты о времяпрепровождении августейших особ в часы досуга. Практически все, хорошо знавшие императора Николая I, отмечали, что по вечерам он любил, сидя в окружении домочадцев, петь народные песни, сочинять военные марши и заниматься живописью.
С детских лет рисование наравне и игрой в солдатики было любимым занятием великого князя Николая Павловича. Будучи совсем маленьким, он постоянно просил своих воспитателей что-то нарисовать для него, а затем с большим старанием и видимым удовольствием раскрашивал рисунок. Постепенно он пристрастился рисовать сам простыми и цветными карандашами. Сюжеты его рисунков были незамысловаты – букеты цветов, домики, сельские пейзажи, домашние животные и птицы. Как правило, рисунки предназначались в подарок матери, сестрицам, любимой няне мисс Лайон. Такие подарочные рисунки подписывались именем «Николай» или «Nicolas», рядом ставилась дата памятного дня. Много подобных рисунков хранилось у императрицы Марии Федоровны в Павловске, украшали стены ее дворцовых кабинетов, а также бережно сохранялись в семейных архивах. «У госпожи Вячесловой (няня мисс Лайон. – М.С.) сохранилось два рисунка этого времени: один представляет домик и церковь, другой – домик, который Великий Князь обещал выстроить для своей няни», – писал биограф первых детских лет императора Николая I М.А. Корф (1). В семилетнем возрасте Николай Павлович стал брать первые настоящие систематические уроки рисования. Учителем будущего императора был назначен известный «исторический» живописец И.А. Акимов. Рисованию отводилось два часа в неделю. Система обучения была общепринятой: вначале копировали рисунки, сделанные учителем, рисовали отдельные части зданий, человеческого тела, составляли композиции, учились подбирать цветовую гамму. Постепенно переходили к копированию с гипсов и полотен известных художников. Как правило, лучшие рисунки также дарились близким людям. Известно, что несколько подобных работ Николая Павловича еще перед Отечественной войной 1941–1945 годов находилось в Гатчинском дворце-музее. В 1810 г. у великого князя появился новый учитель рисования. Им стал ученик А.И. Акимова, автор религиозных и исторических композиций, профессор В.К. Шебуев. В течении всей своей жизни император испытывал к Василию Кузьмичу самое нежное и доверительное чувство, часто советовался со своим наставником в вопросах живописи, а в письмах неизменно обращался к художнику: «Милый мой Вася» и шутливо именовал «котом заморским» (Шебуев жил на Васильевском острове, за Невой). Чувство юмора, присущее великому князю Николаю Павловичу, хорошо видно в его рисунках. Друзья и близкие, встреченные типажи, подсмотренные сценки, зарисовки лагерного быта – сюжеты его юношеских рисунков. Все они исполнены легко, динамично, быстро, простым карандашом, на небольших листах бумаги, зачастую в манере шаржа. «Он имел талант к карикатурам, – писал об императоре первый Поль Лакруа, – и самым удачным образом схватывал смешные стороны лиц, которых он хотел поместить в какой-нибудь сатирический рисунок» (2). В это время на рисунках Николая Павловича появляется подпись-монограмма , обозначающая: Николай, третий Романов, т.е. третий сын в семье императора Павла Петровича. В путешествиях по России и за границей, куда он отправляется для завершения своего образования по совету и настоянию императрицы Марии Федоровны, он продолжает учиться рисовать. В 1816 г. за границей он знакомится с известным в то время «баталическим» живописцем А.И. Зауервейдом и берет у него уроки. Мастер, которому не было равных в изображении военных сцен и особенно лошадей, не мог не привлечь внимания великого князя. Его любовь ко всему военному, заложенная в детстве, нашла теперь себе достойное применение. Под руководством своего нового учителя Николай делает серию рисунков, которую можно условно назвать «Лошади и всадники». В Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) хранится 14 подобных рисунков, исполненных на бумаге пером и чернилами. Внизу каждого листа имеется известная подпись-монограмма, а также название английского города, где рисунок был исполнен. Это скорее шаржированные портреты лошадей, так как всадники изображены статично и отличаются друг от друга лишь различными военными формами и атрибутами. Зато животные показаны в движениях, различных позах, подчас даже с характерными «очеловеченными» выражениями глаз. После возвращения на родину новая страсть увлекла Николая Павловича – он захотел научиться искусству гравирования. Первые уроки дал великому князю О.А. Кипренский. «Живописец Кипренский взял все нужное у гравера Уткина, начертил на приготовленной доске, для примера, одну фигуру, и Великий Князь Николай Павлович также нарисовал гравировальной иглой солдата…» (3), – вспоминал М.А. Корф. Впоследствии великий князь значительно преуспел в технике офорта и даже создал серию гравюр «Обмундирование российских войск» по рисункам своего любимого художника А.И. Зауервейда. Большинство подобных работ будущего императора хранится в ГА РФ. Тема военного обмундирования – одна из любимых в рисунках будущего императора. «С самого детства он уже высказывал преобладающий в нем вкус: видели как он носил ружье, взмахивал шпагою, бил в барабан, все это он делал с тех пор как только мог ходить и владеть руками. Это было как бы военное призвание, которое так сказать, росло вместе с ним» (4). Николай хорошо запомнил эпизод из своего детства, когда отец подарил ему пачку гравюр с изображениями военных мундиров, и впоследствии в большом количестве приобретал подобные изображения. Он всегда тщательно и безупречно вырисовывает детали обмундирования: обшлага, петлицы, воротники, демонстрируя при этом безупречное знание военной формы. В 1829 году, уже будучи императором, он с видимым удовольствием создает серию акварельных рисунков-фантазий на тему итальянской гвардии и шуточную серию карандашных рисунков, изображающую женщин в парадной кирасирской форме. Стены императорских кабинетов были увешаны военными сценами, портретами сослуживцев-генералов и любимыми английскими карикатурами. На праздники он любил дарить сыновьям оружие, солдатиков, модели крепостей, пушек, полковые истории, картины и гравюры на военные и морские сюжеты и даже в альбомы императрицы часто рисовал солдат и всадников. Вместе с тем, император был большим поклонником «высокого» искусства и с большим азартом занимался коллекционированием. Коллекции Виллема II, маршала Сульта, Д.П. Татищева, галереи Барбариго, шедевры которых украшают Эрмитаж, были приобретены по его приказанию. Путешествуя за границей, он посещал мастерские художников, заказывает и покупает скульптуру, бывает на раскопках и художественных аукционах (5). Не желая ни в чем уступать Европе, он задумывает построить в Петербурге общедоступный музей по самому последнему слову музейной техники. Новый Эрмитаж – его детище, его гордость, его вклад в нашу культуру. Посетив его в последний раз незадолго до смерти, и окинув своим «инспекторским» взором величественные и поистине великолепные залы, император с удовлетворением заметил: «Да, это действительно прекрасно». Примечания
Марина Сидорова
Журнал Русское искусство |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |