Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / История РПЦ / НОВОМУЧЕНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / Благословение святого Иоанна Кронштадтского. Николай Головкин

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Благословение святого Иоанна Кронштадтского
 
Прославление в лике святых сонма Новомучеников и исповедников Российских на рубеже тысячелетий - на  юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года Русской Православной Церкви - подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия в России. Это прославление православных мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога, явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. Среди пострадавших за веру в ХХ веке, чью память Церковь отмечает 10 февраля, - святой преподобномученик Маврикий (Полетаев) /1880-1937/. Ему довелось знать святого праведного Иоанна Кронштадтского, учиться, служить,томиться в тюрьмах и лагерях с теми людьми, чьи имена стали частью нашей истории.

***

Он родился 18 декабря 1880 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии. При крещении будущий святой преподобномученик Маврикий (Полетаев) получил имя Михаила.

Местом его учебы были Санкт-Петербургские Духовные школы.

После завершения учебы он принимает сан священника и выбирает местом своего служения далекий Туркестан. Согласно сохранившемуся в их роду семейному преданию, это решение было принято не без влияния святого праведного Иоанна Кронштадского, который благословил о. Михаила на службу в Средней Азии. Он был лично знаком с всероссийским пастырем не только потому, что жил в Кронштадте. Его отец протодиакон Владимир Полетаев служил в Андреевском соборе при святом Иоанне Кронштадтском. А мать молодого иерея Мария Петровна Нисвитская была племянницей его жены. Поэтому святой Иоанн Кронштадтский, конечно же, не мог остаться безучастным к судьбе молодого священника и благословил его на путь служения Господу.

Путь, который, по Промыслу Божиему, оказался со многими скорбями и лишениями, привел духовное чадо отца Иоанна, как и тысячи людей, «за веру и правду пострадавших», на Русскую Голгофу.

В 1908 году, в последний год земной жизни Кронштадтского пастыря, отец Михаил отправляется служить в Закаспий, в древний туркменский город Мерв. Священники ехали служить туда не очень охотно. А между тем христианство в Среднюю Азию пришло задолго до ислама. Вот что пишет об этом в своей книге «Большой полёт крылатого коня» митрополит Ташкентский и Среднеазиатским Владимир (Иким): «...на Туркменской земле всходы проповеди святого апостола Фомы проявились раньше и ярче, чем в любом другом краю Центральной Азии. В пригороде Мерва археологами обнаружен христианский   храм, построенный уже в начале II века по Рождеству Христову. В трудах аль-Бируни упоминается имя одного из первых наставников Мервской общины. Им был священник Барахий, память которого почиталась в этом городе на протяжении многих столетий.

...На рубеже III-IV веков в Мерве первой во всем центральноазиатском регионе утверждается епархия во главе с епископом, затем превращающаяся в мощную Мервскую митрополию. Эта митрополия вкупе с возникшей позднее Самаркандской первоначально окормляла всю Центрально-Азиатскую Церковь, которая простирала свое влияние и на Великую Степь, и на Афганистан, и на Китай. Вплоть до эпохи Тюркских каганатов и основания отдельной Невакетско-Кашгарской митрополии - из Мерва в города Семиречья (современная Киргизия) и Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) направлялись епископы, хорепископы (викарии) и священнослужители».

Как пишет владыка Владимир, в Мерве «был построен прекрасный храм в стиле русского «барокко».

Церковь эта была построена в самом начале прошлого века руками русских солдат, которые несли службу на территории Закаспия. Ее настоятель являлся военным священником, ему приходилось окормлять многочисленный гарнизон российской армии, находящийся в Мерве. Прослужив несколько лет настоятелем этого армейского храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, отец Михаил «за усердное служение Церкви» был возведен в сан протоиерея.

После октябрьского переворота он повторил судьбу всего нашего духовенства. Его неоднократно арестовывали, запрещали исполнять свой пастырский долг. По словам внучки  - Анны Владимировны Мирошниковой, овдовев, отец Михаил переехал во Владимирскую губернию, где принял монашеский постриг с именем Маврикий. Его дети были взрослыми, жили отдельно.

Однако согласно Архиву ДКНБ по Карагандинской области Д.N2060, сначала служил в Переяславле-Залесском, потом был переведен в Москву, где в 1927 году принял монашество в Никитском монастыре.

8 сентября 1928 года архимандрита Маврикия, который служил в то время в городе Юрьев-Польский Владимирской области, арестовали (биографический справочник «За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник». Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000, с.58). Коллегией при ОГПУ по обвинению за «контрреволюционную деятельность» (ст.58-10 УК РСФСР) он был приговорен к 3 годам ссылки с лишением права проживания в 6 крупных населенных пунктах страны. По источнику ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-77092., в 1928 году получил 3 года ссылки, наказание отбыл в Орле с 1928 по 1930 год.

По освобождении с 1930 по 1935 год  служил в Кукуевской церкви Загорска (Сергиева Посада) Московской области. Жил в доме № 27 по улице Н. Кукуевская, где и был арестован 21 октября 1935 года и впоследствии заключен в Бутырскую тюрьму г. Москвы, где находился до февраля 1936-го. Поводом к аресту послужило «существование контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом Маврикием и монахом игуменом Максимилианом».

Особым Совещанием при НКВД СССР 8 февраля 1936 года по обвинению в «антисоветской агитации, активном участие в к/р группировке церковников и бывших монахов Троице-Сергиевой лавры, прославлении в к/р целях могилы «старца Алексия» Соловьева, распространении провокационных слухов» (ст.58-10,58-11 УК РСФСР, «Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936г.») был приговорен к 3 годам ИТЛ.  

В обвинительном заключении говорилось, что «в г. Загорске... возвратились из ссылки и поселились на жительство монахи б. «Сергиевской Лавры» - Марченко М.Г., он же игумен Максимилиан... и Полетаев М.В., он же архимандрит Маврикий, Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б. монахами «Сергиевской Лавры» и к/р настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б. монахов, монашек и к/р .настроенных церковников... распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту православной церкви, окружающим необходимость организации нового церковного управления и людей безусловно преданных церкви, которые будут защищать интересы верующих перед советской властью... Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу «старца Алексея»[Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе...».

Карательные органы преследовали за того «старца Алексея»[Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище», которому 5 ноября 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе в храме Христа Спасителя было доверено вытащить жребий с именем нового Патриарха. Им стал святитель Тихон.

Пройдут годы гонений и преподобномученика Маврикия (Полетаева) вместе со старцем Алексием Зосимовским причислят к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Архиерейском Юбилейном Соборе.

Но вернемся в то трагическое время. 9 февраля 1937-го архимандрит Маврикий был отправлен в одно из страшнейших подразделений ГУЛАГа -  КарЛАГ. Этот лагерь располагался на огромной территории, имевшей даже свою столицу - казахстанский город Караганду.

28 сентября 1937 года архимандрит Маврикий Тройкой при УНКВД по Карагандинской области был обвинен  в «создании в КарЛАГе НКВД к/р группы, которая под руководством Полетаева проводила богослужения и тем распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников» (ст.58-10,58-11 УК РСФСР, «Дело архимандрита Маврикия (Полетаева) и др. Караганда. 1937г.» ), а так же по причине того, что, «отбывая меру соцзащиты в КарЛАГе НКВД... создал к/р группу, которая под руководством [архимандрита Маврикия] Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников, направленные на дискредитацию советского правительства...».

Он был приговорен к расстрелу.

Свидетели, проходящие по делу говорили, что Полетаев «был организатором собраний заключенных, читал молебны, [у него] имелась литература, ризы, кресты. Богослужения устраивали на квартире Полетаева и Кондратьева, в кузнице и за стогами сена. В проповедях Полетаев призывал верующих не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие... На вопрос Полетаеву, думает ли он порвать с духовенством, - он сказал, что пока жив, он от своих мнений и взглядов не отступит... Полетаев очень набожный человек, аккуратно соблюдает правила и время отправления обрядов. Он регулярно читает акафисты и Евангелие. В конце чтений говорит проповеди, [в которых призывает] покорно переносить кару Господа, наложенную на нас за наши грехи. Что Господь милостив, что Он видит наши страдания за веру, издевательства над верующими со стороны людей, продавшихся антихристу». И еще, мол, Полетаев говорил: «...нашим страданиям придет конец, ... вера истинных христиан восторжествует в России снова».

На допросах архимандрит Маврикий показал, что «...к советской власти он принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления мне и неприятен», все остальные обвинения отрицал, виновным себя не признал. Категорически отрицал желание создать к/р группу.

«Я свое молитвенное настроение храню при себе, во вне я его не проявлял», - говорил священномученик на допросе.

По рассказам епископа Ташкентского Гурия (Егорова), который в 1933-1943 годах отбывал сроки в различных лагерях и тюрьмах, в том числе находился и в КарЛАГе, отца Маврикия «сильно мучили, а потом расстреляли».

Приговор приведен в исполнение 4 октября 1937 года в 23-00.

Святый преподобномучениче Маврикие, моли Бога о нас!

 

Николай ГОЛОВКИН, член Союза писателей России
08.02.2008

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com