Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Интеллигенция и революция / Протоиерей Митрофанов "… От Петербургской империи — к Московскому каганату". Лекция в Балтийском федеральном университете им. И. Канта

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Протоиерей Митрофанов "… От Петербургской империи — к Московскому каганату"

 

В Калининграде в БФУ имени И. Канта с лекцией «Россия, 1917 год. От Петербургской империи — к Московскому каганату» выступил протоиерей Георгий Митрофанов.
 
Об этом в Калининграде сегодня, 12 апреля 2017 года, сообщил БФУ, не указав даты события.
 
Отец Георгий возглавляет кафедру церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии (Санкт-Петербург). Кандидат философских наук, доктор богословия, профессор, он с самого начала попросил студентов института гуманитарных наук воспринимать себя не как лицо в сане, а как гражданина, который хочет обсудить небольшой, но очень важный период российской истории – события 1917 года.
 
С согласия лектора составлен конспект его выступления в основных тезисах.
 
“1. События февраля и октября 1917 года гетерогенны. Временное правительство и пришедшие им на смену большевики отличались не только идеологически, но и нравственно: у них были разные системы ценностей, принципы и политические цели.
 
2. После событий октября Россия была отброшена в культурном, общественном, политическом отношении на 2-3 века назад. Технологическое развитие страны продолжалось, по сути, феодально-рабовладельческими методами. В итоге получилась милитаристская деспотия.
 
«Для меня февральская революция революцией не была, это была попытка спонтанно возникшего переворота в рамках той государственно-политической системы, которая существовала в России весь имперский период, попытка ускорить вот те самые либеральные реформы, которых так не доставало России начиная с царствования Екатерины II и в особенности после царствования Александра I. Эта попытка не удалась. Что касается событий октября, это тем более не переворот и даже не революция, это победа культурно-исторической реакции, которая отбросила Россию в доимперский период, даже не в XVII, а в XVI век, и которая лишь прикрывалась марксистской социал-демократической демагогией, не имевшей никакого отношения к реальности. Подобного рода уникальный фокус могли проделать только люди, которые не были по существу ни настоящими европейскими политиками, ни настоящими интеллигентами, ни настоящими марксистами, а были типичными русскими поборниками идей Нечаева и Ткачёва, правильнее сказать — новыми опричниками, ввергнувшими Россию, по существу, в новое средневековье. Этот термин, предложенный Бердяевым для той современной ему эпохи, вполне уместен».
 
3. Сегодня по разным причинам в СМИ можно встретить в основном крайне негативную оценку работы Временного правительства, в итоге создаётся впечатление, что октябрьский переворот был неизбежен. Более того, делаются попытки оправдать действия большевиков, включая красный террор. Цель лектора – пристальнее присмотреться к членам Временного правительства восстановить и увидеть масштаб этих личностей.
«Если суммировать то, что сейчас говорят о Временном правительстве, то получается примерно следующее. Была неплохая, динамично развивавшаяся Российская Империя, исполненная противоречий. Потом безответственные прожектёры-либералы свергли государя, сами управлять страной не могли, потому и их белое движение провалилось, в стране возник кровавый хаос, но появились большевики. Да, жестокими методами, но они утвердили свою власть и сохранили великую страну. Это происходит, потому что мы всё время путаем большую страну с великой, но это не синонимы. И получается, что говорят комплементарно о Российской Империи, находятся добрые слова для большевиков (если не для Ленина, так для Сталина), а вот Временное правительство стало своеобразным мальчиком для битья, как и вся либеральная традиция в русской истории. Это несправедливо, на мой взгляд. Например, для Русской Православной церкви короткий период власти Временного правительства – это был период самого свободного от вмешательства государства её развития во всей ее истории».
 
4. Лектор предложил сравнить личности, которые были членами Временного правительства, с теми, кто пришёл к власти после октября. По мнению отца Георгия, такое сравнение характеризует две системы, их устройство и ценности.
 
«Временное правительство создалось из людей, которые сформировались и выросли, обрели профессию и много трудились в той самой Российской Империи, которой они были не удовлетворены и которую любили и хотели преобразовать. Кто они были и кто им пришёл на смену в октябре 17 года? Давайте сравним две этих элиты: созвездие личностей, которые мы встречаем во Временном правительстве, и созвездие личин (простите за резкость), которое мы видим в первом составе Совнаркома, очень выразительно».
 
5. К сожалению, из-за временных ограничений лектор не успел сравнить всех министров с народными комиссарами СССР. Удалось рассказать о трёх парах:
 
— министр иностранных дел Временного правительства Павел Николаевич Милюков — нарком по иностранным делам Советской России Лев Давидович Бронштейн (Троцкий);
— военный и морской министр Временного правительства Александр Иванович Гучков — наркомы Владимир Овсеенко (Антонов), Павел Дыбенко и Николай Крыленко;
— Министр по делам Финляндии Временного правительства Фёдор Измайлович Родичев — нарком по делам национальностей Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин);
— Первый глава Временного правительства князь Георгий Евгеньевич Львов — председатель Совета народных комиссаров Владимир Ильич Ульянов (Ленин).
 
Приведём описание Львова-Ленина.
 
Георгий Евгеньевич Львов (1861 – 1925)
 
«Князь, настоящий Рюрикрович. Его отец был уездным предводителем дворянства. И сам он, родившись в Тульской губернии, закончив Поливановскую гимназию в Москве, затем — юридический факультет Московского университета, стал членом Тульского уездного присутствия. Затем Львов полностью ушел в земскую деятельность, был председателем Тульской губернской земской думы. Во время Русско-Японской войны возглавлял отряд Красного Креста. Был избран в I Государственную Думу. Активно занимался проблемами переселения крестьян в Сибирь и Дальний Восток, что было крайне важно для разрешения аграрного кризиса. Для изучения переселенческого дела ездил даже в США и Канаду.
 
Московской городской думой был избран на должность московского городского головы, но его кандидатуру не утвердил министром внутренних дел Маклаков. В годы войны возглавил Всероссийский земский союз помощи больным и раненым военным, эта организация занималась оборудованием госпиталей и санитарных поездов, поставками одежды и обуви для армии. А потом возглавил и другую организацию — Главный комитет Земского и городского союза по снабжению армии. Организация работала так хорошо, что в 1916 году произвела столько оружия и боеприпасов, что хватило на всю гражданскую войну, к сожалению. Но если бы не революция, то Первая Мировая война закончилась бы в 1917 году и Россия была бы в числе победителей.
 
Георгий Евгеньевич был сторонником Толстого, то есть принципиальным противником всякого рода насилия, и когда в июле 1917 года большевики попытались захватить власть в первый раз и были подавлены, он ушёл в отставку, сказав, что не в состоянии применить силу. Умер он в Париже, в бедности. Зарабатывал на жизнь ремесленным трудом, хотя имел доступ к средствам ЗЕМГОРа».
 
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 – 1924)
 
«Его отец — Илья Николаевич Ульянов — был сыном крепостного крестьянина Нижегородской губернии, женатого на дочери астраханского мещанина, происходившего из крещёных калмыков. Отсюда его антропология, такая специфическая. Мать Мария Александровна была шведско-немецко-еврейского происхождения, дочь потомственного дворянина. Однако и сам Илья Николаевич дослужился до чина действительного статского советника, который в Табели о рангах соответствовал военному чину генерал-майора и давал право на потомственное дворянство. Владимир Ильич окончил гимназию с золотой медалью, но надо отметить, что ему трудно было окончить гимназию без медали, потому что его брата повесили.
 
Парадоксально? Директором гимназии был Фёдор Керенский, отец Александра Керенского, второго руководителя Временного правительства. Он был настоящим интеллигентом, который очень уважал своего коллегу— Илью Ульянова. И когда семья Ульяновых переживала трагедию: сначала умирает глава семьи педагог Илья Николаевич, потом казнён старший сын — народоволец Александр. И как настоящий русский интеллигент Керенский просто не мог не поддержать и не помочь Владимиру, поэтому был введён, что называется, режим максимального благоприятствования его учёбе, чтобы юноша получил максимально высокую стартовую позицию в жизни. Отсюда золотая медаль и только одна четвёрка – по логике.
 
Почему я так подробно на этом останавливаюсь: Ленин вырос в среде, в которой тех, кто страждет (кто бы он ни был: крестьянин ли, дворянин ли) старались поддержать и помочь. А сам впоследствии создал общество, где наоборот: умри ты сегодня, а я завтра; не верь, не бойся, не проси! дети врагов народа; военнопленные — предатели… Благодаря Ленину изменится основополагающая парадигма отношений людей в России.
 
Вернёмся к биографии. Далее Ленин поступает в Казанский университет, откуда его исключают за участие в беспорядках. Он был довольно честолюбивым человеком, и в этот период переживает, видимо, большой кризис. Сначала его отправляют в имение родственницы, затем мать приобретает имение Алакаевка (больше 90 гектаров земли). Он пробует себя в роли помещика, но у него ничего не получается. Мать обивает пороги, и в знак уважения к заслугам покойного супруга (а она продолжала получать генеральскую пенсию, несмотря на то, что сын казнён за попытку убить Императора) Владимиру разрешили поступить в университет. Он поступает в Петербургский университет. Сдаёт экстерном экзамены на юриста практически за 1 год. Как вы понимаете, это не очень хорошее образование. И вот, наконец, он начинает работать, но проработал он ровно полтора года. Был помощником самарского присяжного поверенного Хардина. Затем из Самары переезжает в Петербург, где устраивается помощником к другому адвокату, но через несколько месяцев увольняется. Всё, на этом трудовая деятельность Ленина заканчивается.
 
После 1895 года следующим его местом работы будет Совнарком Советской России в 1917 году. А что в этом промежутке? Работа профессиональным революционером. А что это такое? Он уезжает за границу, знакомится с Плехановым. Возвращается в Россию, создаёт Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Следует арест и ссылка в Шушенское на 3 года. Брак с Крупской. После ссылки опять уезжает за границу. Только в 1905 году он возвращается в Петербург, но после неудачной революции уезжает в Финляндию, потом в Швейцарию, Францию, Италию, Австрию – в общем, туристический маршрут по ленинским местам был бы замечательный! Но возникает вопрос: на какие средства все эти годы жил этот человек? Да, была пенсия матери, были какие-то доходы от имения, но прежде всего это были партийные средства. Откуда они берутся? Экспроприация Тифлисского банка, но это одна из акций. Пожертвования Саввы Морозова и его таинственная смерть для получения его наследства… Но в целом, он пишет статьи, недаром он сам себя всегда характеризовал как литератор.
 
И вот этот человек возвращается в России и начинает управлять страной в парадигме тоталитарного государства. Это означает, что Совнарком в его лице, по существу, берёт на себя решение всех задач. Да, они пытались реализовать постулаты марксизма на практике, но политика военного коммунизма разрушает нашу экономику, а учение о классовой борьбе порождает страшную гражданскую войну и т.д. И это вполне нормально, потому что эти люди не могли ничего предложить стране. Просто потому, что они ничего не умели! Они никогда нигде не работали. Ленин возвращается в Россию, ему, когда ему было всего лишь 47 лет. А в 52 он оказывается разбит параличом, начинается его медленное умирание. 5 лет поработал и не выдержал.
 
Он был человеком в высшей степени безответственным, такого демагога трудно найти в мировой истории. Придя к власти и обещая людям мир и землю, он не дал ни того, ни другого. Заканчивавшаяся Первая Мировая война продлилась в качестве гражданской, более кровавой для страны, чем Первая Мировая. А землю отобрали навсегда, да так отобрали, что сейчас у крестьян не остаётся и потребности вернуться на эту землю. Произошло умерщвление русской деревни, что не могло и в кошмарном сне присниться Столыпину».
 
6. Принципиальным отличием членов Временного правительства и народных комиссаров было отношение к власти.
 
«Что отличало членов Временного правительства от членов Совнаркома? Маниакальной идеей Ленина и его единомышленников была идея власти. Им казалось, что захватив государственную власть, со страной им можно делать всё что угодно, в том числе то, что предписывают постулаты марксизма. Это были люди, для которых важнее всего было захватить и удержать власть, любой ценой. А для членов Временного правительства важна была не власть как таковая, а возможность с помощью власти созидать страну. Но при этом они не могли переступать через свои нравственные принципы, в частности – они пытались избежать насилия в условиях войны и революции. Они ведь отменили смертную казне те только в тылу, но и на фронте».
 
7. Ещё одним водоразделом двух правительств было отношение к насилию: по мнению лектора, Временное правительство на насилие не было готово, а для Совнаркома оно стало нормой. Причём отец Георгий отметил, что сама по себе революционная деятельность связана с насилием, но можно проследить, как из вынужденного инструмента насилие превратилось в основополагающую систему террора.
 
«Революция не была случайной, но и не была неизбежной. И дело не в отдельных личностях. У нас сейчас серьёзная недооценка этого исторического периода . Мы так привыкли по-азиатски боготворить силу, что большевикам готовы простить всё з то, что они власть захватили и удержали. А Временное правительство власть не удержало, потому что для этого многим из них пришлось бы переступить через свои нравственные принципы. Белые не победили ещё и потому, что не создали такую организованную систему террора, как красные. Но как могли создать систему террора люди, которые в большинстве своём были кадетами, либералами, которые всю жизнь отстаивали права и свободы?! И в итоге оказались не нужны стране, которая всегда силу уважала больше, чем право, а главное – предпочитало равенство бедности — свободе».
 
«Вы если посмотрите на список первого состава Совнаркома, то там только 5 человек умерли своей смертью: Ленин в 1924 году, через несколько месяцев умер Ногин, в 1928 г. умер Скворцов- Степанов, в 1933 году во Франции умер Луначарский и в 1953 – Сталин. Всё, остальные 10 человек были убиты самой системой, а зачастую не только сами функционеры, но и члены их семей».
 
8. Временное правительство олицетворяет такую государственную систему, в которой работали социальные лифты, существовали механизмы, позволявшие талантливым людям реализовываться. В качестве примера лектор привёл много примеров. В частности:
 
— Лавр Корнилов: сын простого казака, полукиргиз. Окончил Оренбургский кадетский корпус, Петербургское Михайловское артиллерийское училище, Академию Генерального Штаба; эрудит, знавший несколько европейских и восточных языков. Дослужился до генерала от инфантерии.
 
— Михаил Алексеев: сын крепостного мужика, обычного солдата. Дослужился до начальника Генерального Верховного главнокомандующего. Профессор Академии Генерального Штаба.
 
— Антон Деникин: сын крепостного крестьянина, которого взяли в армию на 25 лет и который дослужился до высшего офицерского чина — генерал-лейтенанта. Был прекрасным писателем, настоящим интеллигентом.
 
«Это были простые мужики, без денег и поместий, которые смогли получить образование, реализовать свои таланты и подняться на самый верх. Что отличает одну систему от другой? При нормально действующей системе порядочный человек может стать главой правительства, министром, оставаясь порядочным человеком. А есть системы, при которых только негодяй может подняться наверх. При этом эти системы ещё и плохо работают ко всему прочему».
 
9. Россия проиграла Первую Мировую войну не в военном или экономическом отношении, а в культурном и психологическом. Наша страна оказались слишком отсталой, чтобы осилить эту войну.
 
«Да, немцы помогли Ленину, они дали ему 50 или 100 миллионов марок. Но это были не огромные деньги, их хватало на агитацию, на газеты. Куда серьёзней был немецкий удар по Британии, ведь они ещё до войны стали готовить восстание в Ирландии. Методично готовились боевики, которые должны были захватить ключевые города и подготовиться к немецкому десанту. И восстание началось в 1916 году. Длилось неделю, но было подавлено. Британия выдержала, а мы не выдержали».
 
10. Члены временного правительства были людьми чести и совести. Они были Личностями, которые жили по принципу: я не разделяю ваших взглядов, но готов отдать жизнь за то, чтобы у вас была возможность их высказать и с ними жить. Поэтому несправедливо предавать память о них забвению.
 
«И все-таки являясь не только историком, но и священником я не могу не отметить следующей, как правило, ускользающей от внимания светских исследователей стороны деятельности временного правительства. Оно в течение нескольких месяцев сумело создать самые благоприятные условия для подготовки, открытия и работы Поместного Собора Православной Российской Церкви, которая тщетно ожидала его более 200 лет под эгидой православной монархической государственности Продолжавшийся почти целый год после свержения Временного правительства Поместный Собор в своих важнейших решениях сумел сформулировать такие принципы церковного управления и церковной жизни в целом, которые могли бы обеспечить Русской Православной Церкви активное и подлинно творческое развитие при сохранении той системы церковно-государственных отношений, которая в своих основных принципах стала складываться между февралем и октябрем 1917 г.
 
Однако захватившие власть большевики видели одну из основных своих насущных задач в полном искоренении любых форм религиозной жизни в России и с самого начала постепенно, но неуклонно столь естественной для них диктаторско-демагогической политикой стали разрушать церковную жизнь страны во всех ее проявлениях. Весьма символично, что объединившиеся в своих стремлениях даровать свободу Церкви и России члены Поместного Собора и члены Временного правительства были обречены в своем большинстве на гибель или изгнание в той России, которая избрала для себя путь коммунистического богоборчества и большевистского рабства. Оказавшийся очень коротким для Русской Православной Церкви период существования её как «свободной Церкви в свободном государстве» («libera chiesa in stato libero») уступил место периоду многолетних кровавых гонений, в ходе которых руками вынужденно или свободно отрекшихся от Христа русских православных христиан за четверть века была почти полностью уничтожена крупнейшая Поместная Церковь православного мира».
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com