Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Страницы истории Руси / ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / Католичество в Российской Империи. П.В. Густерин

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 52 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Католичество в Российской Империи
 
 
Как сообщает российский историк Е.Ф. Шмурло [1], в конце XVII в. католики построили в России первый костёл. Сближение с Западной Европой, начатое в 1697–1698 гг. Великим Посольством Петра I, открыло в России перед католичеством новые возможности. Внешняя перемена была очевидна: многие россияне посещали Рим, поклоняясь местным святыням. Были отмечены даже единичные факты перехода православных в католичество. [2]
 
В 1698 г. боярин Б.П. Шереметев [3] во время своей поездки по государствам Европы передал папе римскому Иннокентию XII царское послание. «Из Венеции Шереметев продолжал путешествие в Рим, куда прибыл 21-го марта 1698 г. Папа Иннокентий XII оказал ему отличный прием: не велел отбирать у него шпаги и шляпы при входе в аудиенц-залу, принял сам из рук его две привезенные им грамоты от Петра Великого и Леопольда I-го, выхвалял мужественные его подвиги против неприятелей Св. Креста и, желая — как сказал Иннокентий — воздать Шереметеву почесть равную с венценосцами, допустил к своей руке, а сам поцеловал его в голову. 30-го марта Иннокентий благословил Бориса Петровича Образом Спасителя, сделанным из золота на мраморной доске, с серебряными по сторонам и вверху ангелами и с гербом своим внизу; также прислал ему трость, оправленную золотом и драгоценными каменьями. На другой день боярин препроводил к Первосвятителю соболье одеяло в девятьсот рублей, две драгоценные парчи и пять сороков горностаев; одарил также любимца папы, кардинала Спаду, и епископов. Кардинал провожал Шереметева до кареты. Перед выездом Бориса Петровича из Рима Иннокентий прислал ему с епископом, Петром Ламбертом, золотой крест, вмещавший частицу древа Животворящего Креста Господня, и приказал извиниться, что не может, по причине болезни, лично вручить ему это победоносное знамение» [4].
 
В том же году Петр I принял папского нунция [5]. Сам царь иногда присутствовал на католическом богослужении. Терпимость Петра I к католикам не шла, однако, дальше религиозной сферы. В католичестве Петр I видел опасную силу, подрывавшую авторитет светской власти. Однако католики получили право свободного въезда в Россию, а также право строить костёлы. Последнее было вызвано печальным инцидентом в Полоцке, когда царь со своей свитой перебил нескольких униатских священников. Желание ослабить неприятное впечатление от этого инцидента побудило Петра I разрешить в  1705 г. свободный проезд католических миссионеров в Персию и Китай, открытие католических школ и строительство костёлов.
 
В 1707 г. в Рим был отправлен князь Б.И. Куракин [6] для того, чтобы отговорить папу Климента XI от признания Станислава Лещинского польским королем. Климент XI соглашался удовлетворить просьбу царя, но взамен уступок Римско-Католической Церкви. Стороны не смогли договориться. [7] «18 января 1707 г. [Куракин] послан был с дипломатическим поручением в Рим, к папе Клименту XI — Петр желал, чтобы папа не признавал короля Станислава Лещинского. С апреля по октябрь провел Куракин в Риме, переговариваясь с папским правительством. Он успел получить ответ только уклончивый; папа не признавал Лещинского, но отказался высказать это в выражениях столь категорических и определенных, как того желал Петр; вообще же приемом папы Куракин был очень доволен» [8].
 
Полтавская битва (1709) высоко подняла престиж России в глазах Папской Курии: там все чаще высказывалась мысль о необходимости сближения с Петром I. Жену царевича Алексея Петровича кронпринцессу Шарлотту-Христину-Софию [9], по выходе замуж оставшуюся протестанткой, Ватикан надеялся обратить в католичество, но преждевременная смерть невестки царя сорвала эти планы.
 
Тем временем католическая пропаганда из Москвы распространилась и в российскую провинцию. Особенно успешна она была в Астрахани. Изгнание иезуитов [10] из России в 1719 г. не остановило католическую пропаганду: ее продолжали доминиканцы [11], капуцины [12] и францисканцы [13]. Княгиня И.П. Долгорукова [14], приняв в 1726 г. в Голландии католичество, привезла для своих детей учителя, священника Жюбе, который, будучи янсенистом [15], тайно пытался пропагандировать отделение русской церкви от греческой. Высылка в 1732 г. Жюбе за границу и ссылка Долгоруковой пресекли этот план в самом начале. Еще раньше, в 1728 г., по императорскому указу въезд в Россию католиков духовного звания был значительно ограничен, а уже находившиеся здесь католические священники подлежали выселению. Дворянству западных губерний запрещалось воспитывать своих детей в Польше. При императрице Анне Иоанновне протестантские симпатии, а при императрице Елизавете Петровне православные настроения создали новые помехи пропаганде католичества. Астраханской миссии, однако, удалось продержаться до начала XIX в., находя последователей преимущественно среди армян. [16]
 
Большое число европейцев-католиков переселилось в Россию в результате обнародования манифеста императрицы Екатерины II от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают, и  о дарованных им правах».
 
Со времени первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. [17] российское подданство приняло большое число католиков, религиозные права которых были признаны и поставлены под охрану закона. Правительство разрешило католикам строительство костёлов, учредило новую епархию (Херсонскую). В в 1772 г. российской властью было постановило, чтобы в Белоруссии, где до тех пор папа через своего нунция при польском дворе неограниченно распоряжался делами церкви, никакие указы из Ватикана не могли быть обнародованы и вступать в силу без разрешения Петербурга, а в 1773 г. Екатерина II учредила Белорусскую католическую епархию (с 1782 г. — Могилевская архиепархия). Деятельность униатской церкви [18]  в России также была поставлена под непосредственный надзор и в зависимость от государства. По политическим причинам Екатерина II не разрешила обнародовать папское решение об упразднении в 1773 г. Ордена иезуитов и обеспечила последним существование в своем государстве, а в 1793 г. она предоставила католикам полную религиозную свободу. Частные пожелания Римско-Католической Церкви (относительно устройства костёлов, школ, свободного приезда духовенства и т.п.) удовлетворялись. Однако говорить об унии, когда Россия принимала меры к освобождению униатского населения присоединенных областей от влияния католиков, было бесполезно. Оставалась негласная пропаганда, которой и занимались иезуиты.
 
С восшествием на престол в 1796 г. императора Павла I пропаганда католичества пошла еще успешнее. Принятие Павлом I в 1798 г. титула магистра Мальтийского ордена [19] повлекло за собою наплыв в Россию мальтийских кавалеров, которые большею частью являлись иезуитами. В западных губерниях целые приходы стали переходить в католичество. Иезуиты проводили мысль об отсутствии существенных отличий между латинскими и православными обрядами. Французские эмигранты, во множестве поступавшие в аристократические дома в качестве гувернеров, существенно содействовали латинизации российского дворянства.
 
При императоре Александре I в январе 1803 г. в Петербурге был открыт благородный иезуитский пансион для воспитания юношества знатных фамилий. Министр внутренних дел В.П. Кочубей [20] предлагал разрешить иезуитам открытую пропаганду среди мусульман и язычников, но это предложение не было принято. Успехи католической пропаганды закончились после высылки иезуитов из России в 1820–1821 гг. В дальнейшем, при императоре Николае I, возможность пропаганды католичества здесь была исключена польским восстанием в 1831 г., воссоединением униатов в 1839 г. и, как следствие, общим характером правительственной политики.
 
В 1845 г. Николай I посетил Рим, где состоялась его встреча с папой Григорием XVI. Итогом этого визита стал договор (конкордат), заключенный с папой Пием IX в 1847 г., по которому Ватикан получал право определять размеры епархий и утверждать кандидатов, назначенных императором на высшие католические должности в России, был в 1866 г. денонсирован российской стороной в результате польского восстания 1863 года. Это восстание уже при императоре Александре II привело и к разрыву дипломатических отношений с Ватиканом, возобновленных лишь в 1894 г. при императоре Александре III, а также к ограничительным мерам по отношению к российскому католическому духовенству. [21]
 
Указ от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и другие законодательные акты, принятые при императоре Николае II, упрочили положение католиков.
 
По всеобщей первой переписи населения 1897 года в Российской Империи насчитывалось 11467994 римских католиков обоих полов, в том числе 5686361 мужского и 5781633 женского, и 38840 армяно-католиков обоих полов, в том числе 20028 мужского и 18812 женского. Таким образом, всего в России проживало 11506834 католика обоих полов, что составляло ок. 9% населения государства. [22]
 
© Густерин П.В., научный сотрудник Российского института стратегических исследований
Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 18 декабря 2014 г.

Отрывок из книги П.В. Густерина «Католическое духовенство по законодательству Российской империи» (Саарбрюккен, 2014).
 
Примечания:
 
[1] Шмурло, Евгений Францевич (1853–1932) — историк-археограф. С 1911 г. — член-корреспондент Петербургской АН, с 1917 г. — РАН, с 1925 г. — АН СССР.
 
[2] Шмурло Е. Католицизм в России. — В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XIV«a». СПб., 1895, с. 737.
 
[3] Шереметев, Борис Петрович (1652–1719) — военачальник (генерал-фельдмаршал), дипломат.
 
[4] Бантыш-Каменский Дм. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. Ч. 1. СПб., 1840 (М., 1991), с. 41–42.
 
[5] Нунций — постоянный дипломатический представитель Папы Римского в иностранных государствах, приравниваемый по рангу к послу.
 
[6] Куракин, Борис Иванович (1676–1727) — государственный деятель, дипломат, писатель.
 
[7] Шмурло Е. Ук. соч., с. 737–738.
 
[8] Русский биографический словарь. [Т. 9]. СПб., 1903, с. 574.
 
[9] Шарлотта-Христина-София (1694–1715) — российская кронпринцесса, урожденная принцесса Бланкенбургская.
 
[10] Иезуиты — члены католического монашеского ордена «Общество Иисуса», основанного в 1534 г. в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержденного папой   Павлом III в 1540 г. Ставили своей целью защиту и распространение католичества и вместе с тем папского влияния.
 
[11] Доминиканцы — члены католического «нищенствующего» монашеского ордена, основанного в 1215 г. испанским монахом св. Домиником для борьбы с еретиками и утвержденного папой Гонорием III в 1216 г.
 
[12] Капуцины — члены католического монашеского ордена, основанного францисканцем Маттео да Башио как ответвление Ордена францисканцев в 1525 г. в Италии для восстановления аскетического характера ранних францисканских общин. Устав капуцинов был одобрен папой Климентом VII в 1529 г., а как независимый институт Орден капуцинов был утвержден папой Павлом V в 1619 г.
 
[13] Францисканцы — члены католического «нищенствующего» монашеского ордена, основанного в 1207 г. в Италии св. Франциском Ассизским для проповеди в народе аскетизма, любви к ближнему и т.п. Папа Гонорий III утвердил устав Ордена францисканцев в 1223 г.
 
[14] Долгорукова, Ирина Петровна (1700–1751) — княгиня, дочь сенатора П.А. Голицына, жена посланника в Константинополе С.П. Долгорукова. Первая начальница Смольного института. Первая известная католичка из русских.
 
[15] Янсенизм — неортодоксальное течение в голландском и французском католичестве.
 
[16] Шмурло Е. Ук. соч., с. 738.
 
[17] В 1772, 1793 и 1795 гг. Австрия, Пруссия и Россия произвели раздел Речи Посполитой, приведший к исчезновению этого государства с карты мира.
 
[18] Униатская церковь — соединение православной и католической церквей на основе Брестской унии 1596 г. при главенстве Ватикана, но с сохранением православных обрядов.
 
[19] Мальтийский орден (Орден св. Иоанна, Орден госпитальеров) — духовно-рыцарский ордена, основанный в Палестине крестоносцами в XII в. В 1798–1834 гг. имел свою штаб-квартиру в Санкт-Петербурге, откуда она была перенесена в Рим.
 
[20] Кочубей, Виктор Павлович (1768–1834) — государственный деятель, дипломат.
 
[21] Шмурло Е. Ук. соч., с. 738.
 
[22] Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 года. Т. I. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. СПб., 1905, таблица XII.    
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com