Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 51 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Политика Ивана III на Востоке  
 
К началу правления великого князя московского Ивана III (правил в 1462–1505 гг.), и вошедшего в историю как Великий, некогда могущественная Золотая Орда распалась на множество государств-осколков, три из которых — Казанское ханство, Крымское ханство и Большая Орда — граничили с Московским государством.   
 
Распад Золотой Орды 
 
В первые годы правления Ивана III его отношения с Казанским ханством выражались в набегах, предпринимавшихся с обеих сторон, но не приводивших ни к каким серьезным последствиям. Позднее в Поволжье военные дела Ивана III стали более удачными.
 
В Казани в то время стал править хан Ибрагим (1467–1479). Вельможи, которые были им недовольны, пригласили занять престол его отчима Касима, жившего на Руси. Поддерживая Касима, Иван III начал в 1467 г. войну, продолжавшуюся около двух лет. Н.И. Костомаров сообщает, что «…в 1468 году ему представлялся случай посадить в Казани своего подручника и таким образом сделать ее подвластной себе. Некоторые казанские вельможи, недовольные тогдашним своим ханом Ибрагимом, приглашали к себе Касима, одного из тех царевичей, которым еще Василий Темный дал приют и поместья на русской земле». После ряда неудач, в 1469 г. ему удалось осадить Казань и принудить Ибрагима заключить мир. Однако влияние великого князя московского на Средней Волге еще не окрепло.
 
Казанское ханство 
По смерти хана Ибрагима часть казанской знати хотела возвести на престол Мухаммада Амина (Мухаммед-Эмин), среднего сына Ибрагима, другие ратовали за его старшего сына, Али-хана (Ильхам), который и стал при помощи ногайцев следующим ханом.
 
Наиболее обстоятельно этот «переходный» период истории Казани освещает М.Г. Худяков: «В этот период русское правительство постоянно вмешивалось во внутренние дела Казанского ханства и из экономических соображений оказывало военную помощь то одной партии, то другой. В 1484 году в Казани одержала верх русская партия, на поддержку которой приходило московское войско; хан Али был низложен с престола, и ханом был провозглашен Мухаммед-Эмин. Новое правительство, действовавшее именем 16-летнего хана, оказалось неработоспособным. Восточная партия снова ободрилась, и даже русское правительство нашло целесообразным ее поддержать: в следующем же 1485 году московское государство решило восстановить в Казани прежнее правительство и прислало с этой целью войско. Мухаммед-Эмин должен был покинуть Казань, и престол был вновь занят ханом Али. События следующего 1486 года в русских источниках противоречат друг другу, так как имена ханов в них перепутаны. Совершенно очевидно, что середина 80-х годов была наполнена в Казани гражданскими войнами, в которых принимало участие и русское правительство, посылавшее войско к Казани и добивавшееся экономических выгод. Партийная борьба происходила с переменным успехом, но только отдельные эпизоды ее вскользь упоминаются в русских источниках. Следы этой борьбы отражаются в сообщениях о том, что казанское правительство в 1486 году обращалось к русским с просьбою прислать войска “для береженья”, так как русская партия пыталась выслать в Москву своих противников и претендента восточной партии; что восточная партия оказала энергичное сопротивление и пыталась свергнуть правительство, которому удалось снова вернуть себе власть лишь при помощи русского войска».  
  
Мухаммад Амин получил в удел Каширу и оставался здесь до 1487 г., когда Иван III объявил войну Казанскому ханству. Вслед за тем войско Ивана III осадило Казань и принудило Али-хана к сдаче. Он был взят в плен и сослан в Вологду, а на его место был посажен Мухаммад Амин, фактически ставший вассалом Ивана III, который получил, таким образом, возможность влиять на дела Казанского ханства. По словам Э.С. Кульпина-Губайдуллина, «хотя Казанское ханство было поставлено в вассальную зависимость от Москвы в 1487 г., после взятия Казани войсками князя Д.Д. Холмского, отношения Москвы и Казани, как сюзерена и вассала, еще окончательно не утвердились». Как сообщает Г.В. Вернадский, «установление сюзеренитета Ивана III над Казанью заметно повысило его престиж на Востоке. В августе 1490 г. мурзы Ногайской орды направили в Москву посольство, предлагая Ивану III союз против “сыновей Ахмата” — то есть, против Золотой (Большой. — П.Г.) Орды. Предложение было принято. Более того, Иван позволил своему вассалу, казанскому хану Мухаммеду-Эмину, жениться на дочери ногайского мурзы и отдать в жены другому ногайскому мурзе свою дочь».
  
Версия Н.И. Костомарова выглядит следующим образом: «В 1487 году московский государь снова обратился на Казань и на этот раз удачнее, чем прежде. Партия вельмож, недовольная своим царем Алегамом, обратилась к московскому великому князю. Она хотела возвести на престол меньшого брата Алегамова Махмет-Аминя, которого мать Нурсалтан, по смерти своего мужа, казанского царя Ибрагима, вышла за крымского хана Менгли-Гирея, друга и союзника Иванова. По приказанию московского государя русские после полуторамесячной осады взяли Казань и посадили там Махмет-Аминя».
  
Здесь нельзя не привести описание этих событий из «Казанской истории» — исторической повести второй половины XVI в., — содержащее интересные нюансы: «И посадил великий князь Иван Васильевич править в Казани служившего ему царя Махмет-Амина Ибеговича, некогда приехавшего в Москву из Казани с братом своим Абделятифом служить великому князю. И был дан ему во владение город Кашира, второму же брату — другие города. Уехали те царевичи от старшего своего брата — казанского царя Алехама, из-за чего-то поссорившись с ним, не стерпев причиненных им многих обид. Они-то и подговорили великого князя взять Казань, дабы брат их не царствовал в Казани один, насмехаясь над ними и досаждая им. И, пожив некоторое время в Москве, умерли там два царевича: Абделятиф — в сарацинской (мусульманской. — П.Г.) своей вере, второй же — тот, что освобожден был из темницы и наречен при крещении Петром царевичем, а потом стал зятем великого князя. Царь же Махмет-Амин начал править в Казани и взял себе в жены, испросив разрешения у великого князя, свою сноху, старшую жену брата своего Алехама, что жила в Вологде в заточении, ибо очень люба ему была братова жена, муж же ее — царь Алехам — умер в заточении».
  
Казанские вельможи были недовольны зависимостью от Москвы и свободным въездом русских людей для торговли в Казань, поэтому они вошли в сговор с ногайским князем Мамуком. В 1496 г. Мухаммад Амин был свергнут казанцами, и Мамук при их помощи занял Казанский престол. Однако Мамук царствовал недолго: уже в следующем году своими бесчинствами он вынудил казанских вельмож изгнать его. Они обратились за правителем к Ивану III, прося только не присылать к ним Мухаммада Амина, а прислать на царство младшего сына Ибрагима, Абд-ал-Латыфа (Абдыл-Летиф). Иван III согласился, дав при этом обещание, что Казань всегда будет во владении рода Ибрагима.
  
А.А. Зимин предлагает свою версию этих событий: «Часть влиятельных князей… хотела вступить в соглашение с тюменским (шибанским) ханом Мамуком, чтобы свергнуть с престола Мухаммед-Эмина. В мае 1496 г. пришла весть, что Мамук “со многою силою” выступил к Казани. Ему навстречу Иван III направил рать во главе с кн. С.И. Ряполовским. Это произвело отрезвляющее действие: Мамук, “слышав силу великого князя в Казани многу”, не решился продолжать движение. Но как только в начале сентября Мухаммед-Эмин отпустил русских воевод, Мамук снова “прииде ратью под Казань со многою силою ногайскую и с князи казаньскыми” и царь, опасавшийся измены своих князей, “выбежа из Казани сам и с царицею и с остаточными князи своими”».
  
Далее А.А. Зимин сообщает, что «в ноябре он прибыл в Москву. Это, конечно, внесло некоторые изменения в планы Ивана III. …Он послал к Казани войска кн. Семена Даниловича Холмского и Федора Ивановича Палецкого. Дело кончилось тем, что Мамук бежал из Казани (вскоре он умер), а на казанском престоле посадили не Мухаммед-Эмина, потерявшего доверие местной знати, а его младшего брата Абдул-Летифа».
 
Мухаммад Амин остался на Руси, получив в удел Каширу, Серпухов и Хотунь, где он прославился своим корыстолюбием. М.Г. Худяков сообщает, что «он был обязан участвовать в русских походах, и в 1500 году во время Литовской войны он был назначен, в силу своего высокого титула, номинальным главнокомандующим всей русской армией». Как пишет А.А. Зимин, «для Ивана III он оставался “запасной картой” в его казанских планах». И действительно, в конце княжения Ивана III мы снова видим Мухаммада Амина на Казанском престоле: Абд-ал-Латыф уже в 1502 г. был низложен Иваном III и сослан в Белозерск за неповиновение, а на Казань еще раз был посажен Мухаммад Амин.
 
По смерти своего брата Али-хана, Мухаммад Амин с разрешения Ивана III женился на его вдове, жившей в плену в Вологде. Она и убедила его отложиться от Руси. М.Г. Худяков видит эту ситуацию по-другому: «В 1502 году все ожидали усиления русских влияний, но действительность показала, что оба правительства, как казанское, так и московское, ошибались, и что на этот раз Мухаммед-Эмич обманул их ожидания. Хан в душе принял решение придерживаться анти-русской ориентации, но его ум, хитрость и ловкость позволили ему долго скрывать свои замыслы и тщательно подготовить перемену режима». Как бы то ни было, в 1505 г. Мухаммад Амин отпал от Москвы и начал с Москвой войну нападением на Нижний Новгород. Кончина не позволила Ивану III восстановить утраченную над Казанью власть. А Мухаммад Амин правил в Казани до 1518 г.
 
* * *  
 
Большая Орда после стояния на реке Угре в 1480 г., а также Астраханское, Казахское, Сибирское и Узбекское ханства и государство Ак-Коюнлу в силу своей удаленности не играли важной роли во внешней политике Ивана III. С тремя другими мусульманскими государствами — Крымским ханством, Ногайской Ордой и Османской империей — великий князь московский поддерживал мирные отношения. Крымский хан Хаджи-Гирей (правил в 1441–1466 гг.), которому также некоторое время угрожала Большая Орда, и Иван III в 1462 г. обменялись посланиями, установив, таким образом, дружеские отношения.
 
 


В 1474 г. в Крым ездил посол Н.В. Беклемишев, заключивший от имени московского князя договор о сохранении дружбы, по которому хан Менгли-Гирей (правил с перерывами в 1467–1515 гг.) стал верным союзником Ивана III как против Большой Орды, так и против Литвы.
 
Чтобы понять, с кем имел дело Иван III в лице Менгли-Гирея, и почему тот стал его союзником, целесообразно привести характеристику, которую этому крымскому хану дает  В.Е. Возгрин: «Менгли-Гирей был человек способный и по-своему прогрессивный; возможно, этому способствовало его европейское воспитание — отец отослал его еще мальчиком в резиденцию консула Генуи в Крыму. Продолжая просветительскую деятельность своего отца, он мало успел на этом поприще, так как вновь вверг народ в бурную стремнину военных походов. Войны ослабили не только экономику, но и былое внутреннее единство ханства. Это было чревато утратой политической независимости его ввиду явно возросшего могущества турок, покончивших в 1453 г. с Византией. С другой стороны, Менгли-Гирей довел вооруженной рукой до конца великую задачу отца. Ханы Золотой (Большой. — П.Г.) Орды пока не признавали самостоятельности Крыма, по-прежнему считая его своим уделом. И лишь военные победы Менгли заставили их смириться с фактически сложившейся новой политической комбинацией, но произошло это лишь на рубеже 1470-х гг.».
 
В 1480 г. посол князь И.И. Звенигородский скоординировал с Менгли-Гиреем русско-татарские действия против общих врагов. В том же году крымский хан совершил набег на владения Литовского государства, что помешало великому князю литовскому Казимиру IV Ягеллончику (правил в 1445–1492 гг.) оказать помощь хану Большой Орды Ахмату (правил в 1459–1481 гг.), двинувшемуся на Русь. В 1490 г. новое московское посольство во главе с князем В.В. Ромодановским заключило с Менгли-Гирееем новый договор. Русские купцы могли безопасно вести выгодную для них торговлю на рынках Азова и Кафы (нынешней Феодосии). 
 
Н.И. Костомаров справедливо утверждает, что «Иван сохранял прежние [союзнические] отношения с Менгли-Гиреем и… давал своим послам, отправляемым в Крым, наказ не отговаривать Менгли-Гирея, если он захочет идти на литовскую землю, и объяснить ему, что у московского государя нет прочного мира с литовским, потому что московский государь хочет отнять у литовского всю свою отчину русскую землю». Хотя здесь правильнее было бы сказать не «отнять», а «вернуть».
 
По сообщению Н.И. Костомарова, после стояния на Угре «у реки Донца на Ахмата напал Ивак, хан шибанской, или тюменской орды, соединившись с ногайскими мурзами; он собственноручно убил сонного Ахмата 6 января 1481 года и известил об этом великого князя московского, который за то послал ему дары». Позднее Иван III дважды заключал договор о дружбе и союзе с Ногайской Ордой: в 1489 г. его контрагентом стал сибирский хан Ибрагим Ибак (правил в 1464–1495 гг.), а в 1491 г. — ногайский хан Муса ибн Ваккас (правил в 1491–1502 гг.).
 
С Османской империей Московское государство в 1492 г., то есть в правление султана Баязида II Адлы (правил в 1481–1512 гг.), при посредничестве Менгли-Гирея заключило договор об установлении мирных отношений и торговли, вступив фактически в дипломатические отношения с самым сильным мусульманским государством того времени. Как отмечает Костомаров, «перед этим временем Кафа и другие генуэзские колонии на Черном море подпали под власть Турции; русских купцов стали притеснять в этих местах. Московский государь обратился к султану Баязету с просьбою о покровительстве русским торговцам. То было началом сношений; через несколько лет, при посредстве Менгли-Гирея, начались взаимные посольства. В 1497 году Иван посылал к Баязету послом своим Плещеева. Тогда, хотя Баязет и заметил Менгли-Гирею, что московский посол поразил турецкий двор своею невежливостью, но в то же время отвечал Ивану очень дружелюбно и обещал покровительство московским купцам».  
 
* * *  
 
Иван III вел многочисленные войны с Казанским ханством (в 1467, 1478, 1482, 1487, 1496 и 1505 г.) не для завоевания, а для подчинения его своему влиянию. Иван III добился того, что стал по своему усмотрению возводить на престол и свергать с него казанских правителей.  
 
На Черноморском направлении Иван III добился всех поставленных целей только дипломатическими средствами, что не удалось повторить никому из последующих правителей России.
 
© Густерин П. В., научный сотрудник Российского института стратегических исследований
 
Материал прислан автором порталу Россия в красках 24 января 2015 года
 
 
Использованная и дополнительная литература  
 
1)   Кульпин-Губайдуллин Э.С. Золотая Орда: Проблемы генезиса Российского государства. М., 2007.
 
2)   Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2007.
 
3)   Вернадский Г.В. История России. Россия в средние века. Внешняя политика Ивана III. М., 1997.
 
4)   Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.
 
5)   Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923; М., 1991.
 
6)   Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. М., 1992.
 
7)   Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII–XVI вв. М., 2000.
 
8)   Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет. М., 1992.
9)  Калугин И. Дипломатические сношения России с Крымом в княжение Иоанна III. М., 1855.
 
10)  Карпов Г.Ф. История борьбы Московского государства с Польско-литовским. 1462–1508. М., 1867.
 
11)  Бережков М.Н. Древнейшая книга крымских посольских дел 1474–1505 гг. Симферополь, 1894.
 
12)  Бантыш-Каменский Н.Н. Реестр делам крымского двора с 1474 по 1779 год. Симферополь, 1893.
 
13)  Лашков Ф.Ф. Памятники дипломатических сношений Крымского ханства с Московским государством в XVI и XVII вв. Симферополь, 1891.
 
14)  Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., 1952.
 
15) Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.—Л., 1950.
 
16) Греков И.Б. Очерки по истории международных отношений XIV–XVI вв. М., 1963.
 
17) История Татарской АССР. Т. I. Казань, 1955.
 
18) Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV века. Казань, 2000.
 
19) Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.
 
20) Историческое и дипломатическое собрание дел между Российскими великими князьями и бывшими в Крыме Татарскими царями, с. 1462 по 1533 гг. // Записки Одесского Общества Истории и Древностей. Том V. Одесса, 1863.
 
21) Исхаков Д.М. Тюрко-татарские государства XV–XVI вв. Казань, 2004.
 
22) Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1984.
 
23) Книга, глаголемая Летописец Федора Кирилловича Нормантского // Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. Кн.5. М., 1850.
 
24) Кусаинова Е.В. Русско-ногайские отношения и казачество в конце XV–XVII вв. Волгоград, 2005.
 
25) Летописец, содержащий в себе Российскую историю. М., 1781.
 
26) Маслюженко Д.Н. Этнополитическая история лесостепного Притоболья в средние века. Курган, 2008.
 
27) Маслюженко А.Н. Легитимизация Тюменского ханства во внешнеполитической деятельности Ибрахим-хана (вторая половина XV в.) // Тюркологический сборник 2007–2008: история и культура тюркских народов России и сопредельных стран. М., 2009.
 
28) Нестеров А. Г. Государства Шейбанидов и Тайбугидов в Западной Сибири в XIV–XVII вв.: археология и история. АКД. М., 1988.
 
29) Нестеров А.Г. Формирование государственности у тюркских народов Урала и Западной Сибири в XIV–XVI вв. // Дешт-и-Кипчак и Золотая Орда в становлении культуры евразийских народов. М., 2003.
 
30) Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Том 1. Памятники дипломатических сношений Московского государства с крымской и ногайской ордами и с Турцией с 1474 по 1505 год, Эпоха свержения монгольского ига в России // Сборник Императорского Русского Исторического общества. Том 41. СПб., 1884.
 
31) Рябинина Е.А. Сибирский поход 1483 года: к проблеме взаимоотношений России с Тюменским ханством // Емельяновские чтения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Курган, 2007.
 
32) Трепавлов В. В. Тайбуга. «На Мангытском юрте третий государь» // Татаriса. № 1. 1997/1998. Казань, 1997.
 
33) Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2002.
 
34) Файзрахманов Г.Л. Взаимоотношения Сибирского и Казанского ханств // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Казань, 2002.
 
35) Файзрахманов. Г.Л. Тайбугины и Шибаниды в Западной Сибири. Из взаимоотношений Казанского, Тюменского ханств и Ногайской Орды в XV веке // Проблемы истории Казани: современный взгляд. Казань, 2004.
 
36) Файзрахманов Г.Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. Казань, 2007.
 
37) Щербатов М.М. История Российская. М, 1789.
 
38) Шмурло Е.Ф. XVI век и его значение в русской истории. СПБ, 1891.
 
39) Сахаров А.М. Образование и развитие единого Российского государства в XIV–XVI вв. М, 1969.
 
40) Смирнов И.И. Очерки политической истории русского государства 30–50-х годов XVI века. М.—Л., 1958.
 
41) Тихомиров М.Н. Россия в XVI веке. М, 1962.
 
42) Шмидт С.О. Российское государство в середине XVI столетия. М,1984.
 
43) Шмидт С.О. Становление Российского самодержавия. М, 1973.
 
44) Пресняков А. Е. Образование великорусского государства. Очерки по истории XIII–XV столетий. П., 1918.
 
45) Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. Конец XIV – начало XVI в. М., 1946.
 
46) Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., 1952.
 
47) Каштанов С. М. Из истории последних уделов // Труды МГИАИ, т. 10,.1957.
 
48) Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. М., 1960.
 
49) Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI вв. М.—Л., 1960.
 
50) Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымскою и Нагайскою ордами и с Турцией. — В кн.: Сборник императорского Русского исторического общества. Т. 41. СПб., 1884.
 
51) Руев В.Л. Турецкое вторжение в Крым в 1475 году. Симферополь, 2014.
 
52) Смирнов В.Д. Крымское ханство XIII–XV вв. М., 2011.
 
53) Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV–XIX веков. М. , 2009.
 
54) Хорошкевич А.Л. Русь и Крым: от союза к противостоянию. Конец XV – начало XVI вв. М., 2001.
 
55) Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты. Т. 1: До начала XVIII века. М., 2005.
 
56) Тунман И.Э. Крымское ханство. Б/м., 1936; Симферополь, 1991.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com