Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / МУЗЕИ, МЕЦЕНАТЫ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ / Строгановы. Меценаты и коллекционеры. Виктор Петров

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Строгановы. Меценаты и коллекционеры

Есть выставки, ценность которых не ограничивается только художественным значением. К ним смело можно отнести открывшуюся в Эрмитаже выставку "Строгановы. Меценаты и коллекционеры". Прежде всего - это выставка-акция, дань памяти и уважения людям, составившим славу и гордость России. В этом своем значении она является логическим продолжением линии, начатой в свое время выставкой "Морозов и Щукин - русские коллекционеры" в ГМИИ им. А. Пушкина.

Коллекционирование произведений искусства было едва ли не обязательным занятием для представителей лучших российских фамилий. Известны целый ряд крупных частных коллекций, такие как собрания И.И. Шувалова, Е. Р. Дашковой, А. А. Безбородко, Н. Б. Юсупова и др. И одно из первых мест в ряду русских собирателей принадлежит семейству Строгановых.

Более 370 произведений искусства, ранее входивших в коллекции разных представителей семьи Строгановых, впервые снова собрались вместе на выставке "Строгановы. Меценаты и коллекционеры". Их удалось собрать, благодаря усилиям многих музеев - Эрмитажа, Русского музея, Государственного музея-заповедника "Павловск". Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств, Сольвычегорского историко-художественного музея и др., куда после революции разошлись работы из семейной коллекции Строгановых.

Воображение зрителей поражает здесь все: художественное качество представленных произведений, необычайное жанровое разнообразие работ, временные и географические рамки происхождения вещей, удивительные истории их попадания в Россию, и, наконец, их количество (при том, что это лишь часть большого собрания).

***

Среди значительных коллекций произведений искусства в домах русской аристократии наиболее ценным по качественному и количественному составу было собрание Строгановых, начало которому положил барон Сергей Григорьевич Строганов (1707 - 1756). В 1754 году он поручил перестроить свой дом на Невской проспекте зодчему Ф.-Б. Растрелли и с этих пор дворец стал местом собирания и хранения художественных коллекций, которые принесли славу не только их владельцам, но и России.

Коллекционером европейского масштаба стал сын барона, граф Александр Сергеевич Строганов (1733 - 1811). Особенно славилась его картинная галерея, получившая широкую известность благодаря изданию каталогов, подготовленных самим коллекционером. В каталоге 1793 года упоминаются 87 картин пятидесяти пяти западноевропейских художников. В издании 1800 года в галерее уже было 116 произведений семидесяти двух живописцев. Собрание включало работы итальянских, французских, голландских, фламандских и испанских мастеров. Предпочтение Строганов явно отдавал итальянским живописцам, главным образом художникам Возрождения и академистам XVII века. В дальнейшем в собрании появились картины русских мастеров. Особый интерес во дворце вызывал Минеральный кабинет, где была сосредоточена коллекция минералов, найденных на территории России и разных стран Европы, а также множество окаменелостей: кораллов, моллюсков, рыб, черепах, растений. Вероятнее всего, основная часть декоративных изделий из камня, происходящая из дома-музея Строгановых и затем поступившая в Эрмитаж, была собрана в конце XVIII - первом десятилетии ХIХ века.

При графе Сергее Григорьевиче Строганове (1794 - 1882) собрание приобрело поистине музейное значение. В Строгановском дворце была создана одна из первых в России коллекция иконописи, в которой произведения мастеров строгановской школы составляли большую и самую значительную часть коллекции. Более доступными для осмотра стали вещи прикладного характера: мебель, табакерки, вазы из цветного камня с бронзой, шандалы и канделябры, мелкая бронзовая пластика. Огромную ценность представляла обширная библиотека, пополнявшаяся всеми владельцами дома. Помимо увеличения коллекции живописи, значительно увеличилась нумизматическая часть. Особенное внимание Сергей Григорьевич уделял коллекционированию русских и византийских монет.

Его старший сын, Александр Сергеевич Строганов (1818-1864), собирал западноевропейские монеты. В 1925 году нумизматическая коллекция, более 53000 монет, поступила в Отдел нумизматики Эрмитажа, существенно обогатив несколько разделов его собрания. Наиболее редкие и интересные монеты представлены на выставке.

Самостоятельное превосходное собрание художественных произведений собрал сын Сергея Григорьевича, Павел Сергеевич Строганов (1823 - 1911). Вслед за отцом он приобретал произведения ранних итальянских мастеров XV - начала XVI веков, мелкую пластику из дерева, керамику и мебель. Большой раздел в собрании занимали также картины фламандских и голландских живописцев. А позднее его собрание пополнилось произведениями современных западных и русских мастеров. Свои коллекции Павел Сергеевич размещал в имении "Знаменское - Кориян" Тамбовской губернии, а в 1857 году начал строительство дома по проекту архитектора И.А.Монигетти в Санкт-Петербурге, на Сергиевской 11, который был завершён в 1859 году. Представленные на выставке пять акварелей позволяют воссоздать облик этого дома. После смерти Павла Сергеевича в Эрмитаж, согласно завещанию, был передан ряд произведений, среди которых были представленные на выставке "Несение креста" Дж. Ф. Майнери, "Комната в голландском доме" П. Янсенса. Павлу Сергеевичу принадлежала и экспонируемая "Капризница" А. Ватто, которая поступила в Эрмитаж уже после революции.

Младший сын Сергея Григорьевича, Григорий Сергеевич (1829 - 1911), проведший большую часть жизни в Риме, знал о трудностях, связанных с приобретением произведений искусства для Эрмитажа. Поэтому в конце жизни он хотел передать Эрмитажу ряд художественных вещей. В 1911-1912 годах наследники графа князь Владимир Алексеевич и княжна Александра Алексеевна Щербатовы передали в дар музею шестнадцать предметов из его коллекции.

***

Для Строгановых античность не была основным предметом собирательства. Но Александр Сергеевич обладал небольшой коллекцией антиков и скульптур под антик. В это время внимание к античному искусству было обязательно для истинного знатока. Античная скульптура приобреталась и для украшения дворца, который к 70-е годы XVIII века представлял собой великолепный неоклассический ансамбль. В интерьерах дворца неоклассические имитации соседствовали с подлинниками, копиями и слепками. Любовь к классическим древностям Сергей Григорьевич передал своим сыновьям - Григорию и Павлу, ставшими видными собирателями своего времени. Среди роскошных художественных собраний Павла в доме на Сергиевской улице были этрусские и аттические расписные вазы, бронзовые и терракоттовые статуэтки, светильники из глины. В 1920-е годы эта коллекция поступила в Строгановский дворец. После закрытия Строгановского дворца в Эрмитаж были переданы 15 мраморных скульптур, 135 бронз и 50 терракот, изделия из стекла, резные камни.

Китайские предметы были у Строгановых уже в XVIII веке. Документально зафиксированные приобретения были сделаны при Александре Сергеевиче. Обширная коллекция китайских изделий хранилась в собрании графа Павла Сергеевича Строганова в доме на Сергиевской улице, которые можно увидеть на представленных на выставке акварелях 1860-х годов. На выставке экспонируются две чашки из черного лака с инкрустацией перламутром, оправленных во французскую бронзу, изображенные на акварели Ж. Мэйблюма "Зеленая гостиная". На "китайском маскараде", организованном царской семьей в январе 1837 года в Аничковом дворце, Павел Сергеевич был одет в китайский вышитый халат, который также можно видеть на выставке. В собрании Государственного Эрмитажа находится около шестидесяти китайских изделий, поступивших в 1928 году из дворцов Строгановых.

Строгановы собрали первую в мире коллекцию позднеантичных и восточных раннесредневековых серебряных сосудов, ядро которой составили иранские чаши, изготовленные при династии Сасанидов. Эта богатейшая коллекция включала в себя 29 предметов, по большей части настоящих шедевров. В 1925 году почти вся она была передана в Государственный Эрмитаж.

Небольшое эрмитажное собрание мексиканских древностей обязано Строгановым лучшими своими экспонатами. Мексиканские памятники из дворца Строгановых до наших дней остаются лучшими в России по качеству. Они были переданы в Эрмитаж в 1926 - 1928 годах. Ацтекский бубенец в форме воина-орла является шедевром мирового уровня Строгановские коллекции в 1920 - 1930-е годы были распределены по музеям, часть распродана на аукционе. Выставка "Строгановы. Меценаты и коллекционеры" даёт возможность представить и понять значительную роль, которую сыграла династия Строгановых в культурной жизни России.

***

"Основная цель выставки - воспитание у петербужцев исторического вкуса и напоминание о значимости династии Строгановых для культурной жизни России" - сказал на открытии директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Возвышение семьи Строгановых началось еще с допетровских времен. В Смутное время и позже Строгановы помогали законной власти денежными взносами. В одной из жалованных грамот Петра Великого вычислено, что Строгановы во время междуцарствия и при Михаиле Феодоровиче пожертвовали деньгами 841 762 руб., что на современный счет составит около 4 миллионов рублей. За эти услуги Строгановы были возведены в звание "именитых людей" и получили право именоваться с "вичем". По званию "именитых людей" Строгановы подлежали только личному царскому суду, могли строить города, крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владельцами Сибири, вести беспошлинно торговлю с азиатскими инородцами. Уложение царя Алексея Михайловича отводит им особую статью (ст. 94, гл. Х).

Огромные средства Семена Иоанникиевича Строганова давали ему возможность оказывать Петру I значительную помощь во время Северной войны; около 1701 г. он на свои деньги снарядил два военных фрегата. Жена его, урожденная Новосильцева, была первой статс-дамой при дворе. Имения Григория Строганова были еще увеличены Петром I по восьми жалованным грамотам, так что в одних только Пермских владениях у него было "на лицо" 44643 человек, да 33235 человек "в бегах и в мире скитающихся".

Во второй половине XVIII века предпринимательская деятельность Строгановых приходит в упадок. В XVIII веке, когда начался процесс "одворянивания", то есть получения купцами дворянских званий, Строгановы одними из первых смогли совершить переход в привилегированное сословие.

В 1722 г. Петр Великий за заслуги последнего "именитого мужа" Строганова, Григория Дмитриевича, возвел его сыновей Николая, Александра и Сергея в "баронское" достоинство. Они стали родоначальниками трех ветвей Строгановской фамилии. Сын Сергея Александр был возведен в 1761 г. императором Францем I в "графское" достоинство Римской империи, а в 1798 г. император Павел I возвел его и в графы Российской империи.

Сергей Григорьевич (1707 - 1756), барон, генерал-лейтенант, пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны и отличался редкой благотворительностью; в "Академических Ведомостях", по поводу его смерти, было сказано, "что он око был слепых, нога хромых и всем был друг". Любя искусство, он основал богатейшую картинную галерею в своем доме, выстроенном знаменитым Растрелли .

В разные годы на протяжении нескольких поколений представители этой фамилии занимали высокие должностные посты, оставив по себе память, в том числе, и на административном поприще.

Стоит вспомнить в этой связи Александра Сергеевича Строганова (1733 - 1811). Один из самых просвещенных людей своего времени, он довершал образование в Европе, в 1752-54 годах слушал лекции в Женевском Университете, был знаком с Вольтером и другими выдающимися людьми. При Екатерине II стал сенатором. В 1766 г. в его доме собирались депутаты, избранные в комиссию по составлению проекта Нового уложения. Как член последней, он особенно настаивал на устройстве школ для крестьян. Он был директором петербургской Публичной библиотеки. В 1758 году стал почетным членом только что созданной Академии художеств, а в 1800 году Павел I назначил его Президентом Петербургской Академии художеств, где он "своей деятельностью снискал славу и любовь соотечественников". Павел I также возложил на А. С. Строганова сооружение памятника А. В. Суворову и строительство Казанского собора. Формально строительство субсидировало царское правительство, фактически - граф А. С. Строганов. В осуществление грандиозной постройки граф вложил львиную долю своего состояния. При Александре I А. С. Строганов стал членом Госсовета. И в день его похорон император Александр I шел пешком от Казанского собора до Александро-Невской лавры за гробом именитого человека России.

Другой Александр Сергеевич Строганов (1818 - 1864), граф, егермейстер двора Его Величества, известный как собиратель средневековых и новоевропейских монет; был одним из основателей Санкт-Петербургского археологического общества и членом Одесского общества и истории древностей Российских.

Сергей Григорьевич (1794 - 1882), граф, генерал от кавалерии, генерал-адъютант, член Государственного совета. Пятнадцати лет от роду поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения; отличился в Бородинском сражении, в 1828 г. - в делах под Шумлой и Варной. В 1831 - 1834 гг. исполнял обязанности военного губернатора в Риге и в Минске. В 1835 г. назначен попечителем Московского учебного округа. Время его управления (1835 - 1847) было, по общему отзыву современников, блестящей эпохой для Московского университета. В 1859 г. он основал Археологическую комиссию, председателем которой был до конца жизни; много содействовал раскопкам на Черноморском побережье. Вместе с А.Д. Чертковым значительно поднял научный интерес к русской нумизматике и составил богатейшую коллекцию русских монет. В 1854 - 1855 гг. участвовал в Севастопольской кампании; в 1859 - 1860 гг. был Московским военным генерал-губернатором, в 1863 - 1865 гг. председателем комитета железных дорог. Был главным воспитателем великих князей Николая , Александра, Владимира и Алексея Александровичей.

***

Строгановы-меценаты одна из главных тем данной выставки. Сегодня мы имеем возможность узнать больше и об этой стороне их деятельности.

Уже в конце XVI и начале XVII века Строгановы поддерживали творчество наиболее искусных иконописцев, стремившихся к особому изяществу живописи, заказывая и приобретая их произведения для своих "горниц". В тот период сложилась "строгановская" художественная школа. В конце XVII века можно говорить и о строгановском стиле в архитектуре. Именно в этом стиле выполнена церковь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, построенная на средства Г. Д. Строганова.

Александр Сергеевич (1733 - 1811) стал одним и из выдающихся русских меценатов в полном смысле этого слова. Он покровительствовал талантам как в искусстве, так и в литературе. Его поддержкой пользовались Державин, Бортнянский, Богданович, Крылов. В конце ХVIII века граф Строганов открыл свои коллекции для общественного обозрения, как тогда говорили "для общей пользы". Художественное собрание Строгановых служило и педагогическим целям - здесь проводились занятия питомцев Академии художеств, президентом которой был А. С. Строганов. "В его картинной галерее занимались художники, просвещались соотечественники, и в Библиотеке сама императрица Екатерина II брала читать Вольтера у А. С. Строганова", что засвидетельствовано в сохранившемся формуляре. Библиотека А. С. Строганова была богата рукописями и считалась лучшей в России. Как и галерея она была доступна для посещения. Его дом посещали Левицкий, Иванов, Шебуев, Щукин, Мартос. Знаменитый Воронихин вышел из его дворовых людей и был обязан Строганову своим образованием и карьерой. Александр Сергеевич принимал большое участие в делах благотворительности императрицы Марии Федоровны, был покровителем писателей и художников. "При его поддержке Гнедич смог взяться за свой великий труд - перевод "Илиады" Гомера".

Особой добротой в роду Строгановых прославилась графиня Наталия Павловна (1796 - 1872). Современники отмечали удивительную мягкость ее характера и сердечную кротость. "В особенности отличалась она состраданием к ближнему и вообще неимущим людям;вся ее жизнь вращалась в кругу своей семьи, деяний добра, и другого мира у нее не было. Так она начала свое существование, так и провела всю свою жизнь, так и отошла в вечность".

Еще один известный благотворитель и меценат - граф Сергей Григорьевич Строганов (1794 - 1882) - с 1835-го по 1847 год был попечителем Московского учебного округа и Московского университета. Этот период современники назвали "строгановским временем". Управляя университетом, Строганов умел находить и поощрять талантливых преподавателей. Грановский, Кавелин, Соловьев, Буслаев, Бодянский - вот только несколько профессоров, которые начали свою университетскую деятельность в это время, а впоследствии стали гордостью российской науки. Понимание С. Г. Строгановым необходимости развития в стране высшего образования сказалось на неприятии им ограничения доступа в университет лицам низших сословий и на его борьбе с цензурой. Он энергично выступал за улучшение состояния гимназий и начальных школ, подготовив "Положение о городских начальных училищах в Москве". Именно С. Г. Строганову, большому любителю археологии, многим обязано Общество истории и древностей российских, в котором он был председателем на протяжении 37 лет (с 1837-го по 1874 год) и для которого он добился звания Императорского с государственным субсидированием (не забывая при этом и о постоянном собственном финансировании). Ему же своим появлением обязана Археологическая комиссия. Под его руководством и на его средства были напечатаны "Древности Российского государства"и целый ряд других изданий, в том числе и те, автором которых был он сам: "Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, строенный с 1194 по 1197 г." (Санкт-Петербург, 1849) и критический разбор сочинений Виолле: "О русском искусстве" (Санкт-Петербург, 1879).

Сергей Григорьевич основал на свои средства в Москве техническую школу рисования - первую российскую рисовальную школу. А в 1825 году он организовал в Москве знаменитое ныне Строгановское училище.

Граф Александр Григорьевич Строганов в бытность его в Одессе интересовался деятельностью тамошнего Общества истории и древностей России, был его президентом и сделал очень много ценных пожертвований в музей. Громадная его библиотека завещана Томскому университету.

А Сергей Александрович Строганов в 1914 году открыл свой дворец и его художественную галерею самой широкой публике.

***

Традиции меценатства продолжают и современные потомки Строгановы. Сама эта выставка смогла состояться во многом благодаря деятельному участию Строгановского фонда, основанного баронессой Элен де Людингаузен, последней представительницей рода Строгановых, проживающая ныне в Париже. По представлению Государственного Русского музея Элен Де Людингаузен (баронесса Строганова) в 1999 году награждена почетным дипломов Президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность. При поддержке Строгановского фонда уже осуществлен ряд крупных проектов, в настоящее время восстанавливается мебельный гарнитур для Большого Танцевального зала дворца Строганова. Финансовую поддержку оказывает фонд и Казанскому собору.

На торжественное открытие выставки "Строгановы. Меценаты и коллекционеры" прибыло 180 почетных гостей - благотворителей Строгановского фонда. Среди них представители королевских домов Европы, аристократических семей, видные политики, банкиры и т.д.
 
Виктор Петров

При подготовке статьи были использованы материалы:

  1. Пресс-релиз к открытию выставки пресс-службы Эрмитажа
  2. Публикация в газете "Русская мысль" (Париж, N 4402, 28 марта 2002 г.)
  3. Статья Юрия Голицына "Строгановы - аристократы и благотворители"

 

Источник Меценат

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com