Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ТРАДИЦИИ АРХИТЕКТУРЫ / Искусство панорамы / Панорамы на евангельские темы в России. Лариса Блинова / Часть 2. Апостол Петр и первые христиане в Риме императора Нерона: панорамы Яна Стыки по мотивам романа Г.Сенкевича «Камо грядеши?»

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Лариса Блинова 
Панорамы на евангельские темы в России.
Часть 2. Апостол Петр и первые христиане в Риме императора Нерона: панорамы Яна Стыки по мотивам романа Г.Сенкевича «Камо грядеши?»


После успеха панорамы «Голгофа» Ян Стыка через три года, в 1899 году, создает новую огромную работу на религиозную тему – панораму «Мучения христиан в цирке Нерона» (The "Martyrdom of Christians in Nero's Circus").


Ян Стыка во время работы над панорамой "Мучения христиан в цирке Нерона". Фото около 1897 г.
Источник www.warszawa1939.pl

Художник написал ее под влиянием известного романа Генриха Сенкевича «Quo vadis?» («Камо грядеши?», 1896 г., отмечен Нобелевской премией в 1905 г.), который рассказывал о Риме времен императора Нерона, погрязшем в преступлениях и разврате, о зарождении римской общины первых христиан и гонениях на них. Название романа отражало предание, в котором рассказывается, что Петр, по настоянию раннехристианской общины, решил покинуть Рим, чтобы его жизнь была спасена для дальнейшей проповеди. Когда же он выходил из города, то встретил Христа, идущего навстречу, т.е. в Рим, и спросил его: «Куда идешь, Господи?» (лат. «Quo vadis?», церк.-слав. «Камо грядеши?») На что Христос ему ответил: «Я иду, чтобы быть вновь распятым за Моих братьев». Апостол Петр вернулся в Рим и принял мученическую кончину. На Аппиевой дороге около Рима построен храм на месте встречи Спасителя и апостола Петра.






Фрагменты панорамы "Мучение христиан в цирке Нерона".
Фото около 1897 г.

На картине Яна Стыка была изображена арена цирка, где Нерон предает пыткам последователей Христа, центральной фигурой среди которых был апостол Петр. Работа поражала своей достоверностью и размахом.

В 1900 году «Цирк Нерона» был показан на международной выставке в Париже.


Панорамный павильон в Варшаве, где в 1902 году выставлялась панорама "Цирк Нерона".
Построен для панорамы Татры Станислава Яновского. Фото 1897 г.
www.warszawa1939.pl


Объявление в «Киевской газете», 1904 г.

После Парижа панорама отправилась в Россию, где она была показана во многих городах, начав свое путешествие с Варшавы, а затем переехала в Киев, где в июле 1903 года ее разместили в освободившемся павильоне, откуда уехала «на гастроли» первоначальная панорама «Голгофа». 








Фрагменты панорамы в фототипическом издании Стык Ян: Мучения Христиан в цирке Нерона - Москва, 1900-1905 гг.
www.kamo-gryadeshi.ru

В это же время был издан альбом фототипий "Стык Ян: Мучения Христиан в цирке Нерона" - Москва, 1900-1905 гг., в котором можно было увидеть фрагменты панорамы, а также их склейку в целое полотно.


Фрагмент панорамы "Мучение христиан в цирке Нерона"
www.stykafamilyart.com

В 1906 году «Мучения христиан в цирке Нерона» увидели москвичи. Газета «Новое время» 6(19) октября 1906 года сообщала читателям: 

«Сегодня на Цветном бульваре открылась выставка огромной картины художника Яна Стыки, изображающая мучения христиан в цирке Нерона. Это колоссальное по размерам полотно изображает Нерона, окруженного свитой и созерцающего казнь христиан, среди которых центральной фигурой является апостол Петр. Картина представляет сильное зрелище. Некоторые фигуры и аксессуары выписаны великолепно»1.


Фрагмент панорамы "Мучение христиан в цирке Нерона"
www.stykafamilyart.com

Побывав также в Одессе и Санкт-Петербурге, в 1909 году панорама была представлена в Харькове. Одна из местных газет 8 (21) марта так описывала зрелище, которое ждет харьковчан: 

«В специальном здании для панорам, на Сергиевской площади появится новая огромная картина знаменитого польского художника Яна Стыки «Мучения христиан в цирке Нерона», написанная как часть иллюстраций к знаменитому роману Сенкевича «Quo vadis». Панорама Яна Стыки – удивительное произведение не только с точки зрения художественной, но и исторической, – она дает яркую картину целой эпохи, оставившей такой глубокий след в жизни всего человечества. Впечатление от этого произведения живописи огромное, захватывающее по силе драматизма и красоте выполнения.

Момент панорамы – распятие апостола Петра в 68 году по Р. Х., когда жестокость Нерона дошла до предела. Место ее – Circus Vaticanus. Апостол Петр с противоположной стороны ристалища, во главе своих последователей. В ложе Цезаря всем известные исторические фигуры – Бурра, Сенециона, Петрония, а в отдельной галерее, над цветником римских красавиц (позировали художнику многие артистки польской сцены) слава польского сценического искусства и гордость литературы в лице артистки Модржеевской и Генриха Сенкевича, вдохновившего Стыку, написать его великолепную панораму.

Панорама эта была показана заграницей, затем в столицах, в Варшаве и Одессе, и везде имела колоссальный успех. Веяние огромного таланта, кроме высоко-драматического сюжета, чувствуется в этом замечательном произведении современной живописи»2.

Летом 1912 года панорама «Мучение христиан в цирке Нерона» появилась в Саратове. Увы, в этом городе ее ждал трагический конец.

В Саратове панорама пользовалась успехом и экспонировалась довольно долго. За это время она успела сменить хозяина, за неуплату арендной платы владельцем панорамы, она перешла в собственность городской управы, которая отличилась преступной нерадивостью. Зима 1914-15 гг. оказалась на редкость снежной. Крыша ротонды не очищалась, и в итоге 15 января 1915 года рухнула. Обрушились стены, живописное полотно разорвалось и засыпалось снегом.

Так панорама «Мучение христиан в цирке Нерона», это выдающееся произведение искусства, оказалась разрушенной.

На этой трагической для мирового искусства ноте панорамный бизнес в Саратове закончился. Интересно, что осенью 1914 г. саратовский старец Николай (Парфенов) предсказал своему духовному сыну Н. П. Руфимскому обрушение крыши городской ротонды, добавив: "Скоро вся Россия будет, как этот цирк"3. К тому времени уже разразилась Первая мировая война, затем грянула революция…


Ф.М.Корнеев
Фото 1910-х годов

Долгое время произведение Яна Стыки хранилось разрезанным на куски в одном из городских складов. Потом местный художник Федор Максимович Корнеев взялся ее отреставрировать. Но с приходом к власти атеистически настроенных большевиков религиозные сюжеты не имели шансов на признание. В саратовских архивах сохранилась докладная записка Ф.М.Корнеева в Отдел искусств Совета народного образования Саратовской губернии от 28 сентября 1918 года, где он предлагает создать в городе музей революции с картинами-диорами по типу виденного им в Париже в Gallerle de la Revolution, который можно было бы со временем превратить в большой исторический музей. В отдельном помещении он предлагал выставить для обозрения публики отреставрированную им картину-панораму художника Яна Стыки с названием "Зверства императорского Рима". 

Впоследствии, по замыслу Федора Матвеевича, экспозиция панорам могла бы меняться. Можно было бы привозить картины из других городов или писать их в Саратове. В качестве примера Корнеев ссылается на опыт Мюнхена, где "есть даже специальное здание мастерской для писания панорам самого большого размера, сдаваемое художникам на время написания заказа"4. Корнеев предлагал «взять на себя труд художественного и технического исполнения или наблюдения за ним, в надежде принести пользу Отделу Народного Образования»5.

Но новая власть проявила к идеям и личности замечательного педагога и художника Корнеева интерес совсем другого рода. Несмотря на выполнение заказов революционной и общественно-политической тематики, осенью 1929 года он был арестован. На допросах ему предъявили поездки заграницу, выполнение заказов для храмов и монастырей, переписку со П.А.Столыпиным… В результате он был сослан в Архангельск, дальнейшая судьба художника и большей части его наследия неизвестна. Затерялись и следы панорамы «Мучение христиан в цирке Нерона». Суждено ли ей возродиться, как первой панораме Яна Стыки «Голгофа», обнаруженной в Америке, судить сложно, во всяком случае, авторитетные музейщики Саратова сведений о местонахождении панорамы на момент написания статьи не обнаружили.


Эвника перед статуей Петрония.
Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" 250х196 см
Париж, 1902


Нерон в Байи.
Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902
www.artmart.cc

Помимо панорамы «Мучение христиан…» роман Г. Сенкевича "Quo vadis?" вдохновил Яна Стыку на создание серии из 15 картин, написанных в 1901-02 гг. Эту работу также увидели в панорамных павильонах российские почитатели. Позднее художник продолжал работу над этим циклом и даже создал на острове Капри, где он жил в последние годы, музей с названием "Quo Vadis". В музее он разместил картины и фотографии своих иллюстраций к роману. В музее были представлены около 100 фотографий и 20 картин, 10 из которых по своим размерам превышают 6 на 4 метра. Можно представить, какой по масштабу была эта выставка картин в России. 


Афиша о представлении панорамы Яна Стыки "Quo Vadis" в Варшаве в 1902 г.

Из Варшавы в конце 1903 года картины прибыли в Москву, даже раньше, чем панорама про цирк Нерона.


Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902


Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902
www.stykafamilyart.com


Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902
www.artmart.cc


Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902
www.artmart.cc


Дикие звери в цирке.
Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902
www.kamo-gryadeshi.ru


Борьба Урсуса с быком.
Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902.
Частная коллекция доктора Майкла Pietrzak,
Colorado, USA Колорадо, США
www.artmart.cc

Об этом событии писал «Московский листок» 8 ноября (26 октября) 1903 года: 

«Открытие панорамы "Камо грядеши?"

Вчера в 12 час. дня в помещении Саламонского на Цветном бульваре, открылась панорама  "Камо грядеши?" художника Яна Стыки. Панорама представляет из себя 15 картин, иллюстрирующих главные моменты из известного романа Генриха Сенкевича "Quo vadis?", <...>

Все пятнадцать картин <...> дают <...> наглядное и ясное представление о некоторых моментах эпохи гонения на христиан в Риме. Особенно обращают на себя внимание картины: "Дикие звери в цирке", "Пожар Рима", "Борьба Урсуса с быком", "В подземельях цирка" и др.»6.




Обложка и разворот страниц книги "Генриха Сенкевича "Quo Vadis?" в пятнадцати картинах Ивана Стыки". Варшава, 1903
www.biblionne.ru

В 1903 году в Варшаве в типографии Фр.Карпинского был опубликован подробный "путеводитель" по картинам серии. Брошюра из 24 страниц называлась "Генриха Сенкевича "Quo Vadis?" в пятнадцати картинах Ивана Стыки. Объяснение".  В том же году в московской типографии А.П.Волкова был издан альбом «Панорама «Камо грядеши» в 15 картинах Яна Стыки». Репродукции некоторых из этих картин были также изданы на открытках издательством Ильи Лапина в Париже.


Смерть Нерона.
Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902.
Выпускалась на открытке
www.artmart.cc


Апостол Петр в цирке Нерона.
Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902.
www.artmart.cc

Из серии картин Яна Стыки к роману Сенкевича обращает на себя история, участником которой стал Сергей Есенин 3 июля 1916 года, и связанная с картиной «Пожар в Риме».


Пожар в Риме.
  Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?"
Выпускалась на открытке

Эта история описана в воспоминаниях журналиста М.П.Мурашева:

“В то время я собирал материал для литературных альманахов “Дружба” и “Творчество”. У меня встречались писатели, участвовавшие в редактировании сборников. Одно из таких литературных совещаний было назначено на З июля. Я пригласил и Сергея Есенина.

Все собрались. Пришел Есенин. Ждали Блока, но он почему-то запаздывал.

В это время, возвращаясь с концерта в Павловском вокзале, зашел ко мне скрипач К. Вслед за ним пришел художник Н., только что вернувшийся из-за границы, откуда он привез мне в подарок репродукцию с картины Яна Стыки “Пожар Рима”. Эта картина вызвала такие споры, что пришлось давать высказываться по очереди. Причиной споров была центральная фигура картины, стоящая на крыше дворца с лирой в руках, окруженная прекрасными женщинами и не менее красивыми мужчинами, любующимися огненной стихией и прислушивающимися к воплям и стонам своего народа. Горячо высказывались писатели, возмущенно клеймили того, совмещал поэзию с пытками. Есенин молчал. Скрипач К. – тоже. Обратились к Есенину и попросили   высказаться.

  — Не найти слов ни для оправдания, ни для обвинения – судить трудно, — тихо сказал Есенин.

Потребовали мнения К.

  — Разрешите мне сказать музыкой, — произнес он.

Все разом проговорили: “Просим, просим!”

К. вынул скрипку и стал импровизировать. Его импровизация   слушателей не удовлетворяла. Он это почувствовал и незаметно для нас перешел на музыку Глинки “Не искушай” и “Сомнение”. Эти звуки дополнили яркие краски картины.

В этот момент телефону позвонил А. Блок. Услышав музыку, он спросил, что за концерт. Я рассказал, в чем дело. Он изъявил желание послушать музыку. К., зная, что его слушает А.А. Блок, сыграл еще раз “Не искушай”. Блок поблагодарил К., извинился перед собравшимися, что не может присутствовать на сегодняшнем совещании из-за болезни, и просил отложить заседание на следующий день.

Автограф стихотворения С. А. Есенина «Слушай, поганое сердце...»,
записанный в альбом М. П. Мурашёва 3 июля 1916 г. в Петрограде


Сергей Есенин подошел к письменному столу, взял альбом и быстро без помарок написал следующее стихотворение:

“Сергей Есенин.
16 г. 3 июля.

Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в рукав лезвие.

Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.

Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете –
Это одна пустота.

Прим<ечание>. Влияние “Сомнения” Глинки и рисунка “Нерон, поджигающий Рим”. С. Е.”

Я был поражен содержанием стихотворения. Мне оно казалось страшным, и я тут же спросил его:

— Сергей, что это значит?
— То, что я чувствую, — ответил он с лукавой улыбкой.

Через десять дней состоялось деловое редакционное совещание, на котором присутствовал А. Блок. Был и Сергей Есенин.

Блок медленно читал это стихотворение, очевидно и не раз, а затем покачал головой, подозвал к себе Сергея и спросил:

— Сергей Александрович, вы серьезно это написали или под впечатлением музыки?
— Серьезно, — чуть слышно ответил Есенин.
— Тогда я вам отвечу, — вкрадчиво сказал Блок.

На другой странице этого же альбома Александр Александрович написал ответ Есенину – отрывок из поэмы “Возмездие”, над которой в то время работал и которая еще нигде не была напечатана:

“Из поэмы “Возмездие”

Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начало и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет тверд и ясен,
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.

Александр Блок.
13. VII – 1916 г.”7.


Приведем и еще один пример отклика среди российской публики на религиозные картины Яна Стыки, который можно почерпнуть из заметок А.В.Луначарского. Этот отзыв на 27 выставку Салона Независимых, проходившую в апреле-мае 1911 года в Париже, которую посетил будущий министр культуры, был опубликован в №161 «Киевской мысли» от 13 июня 1911 года.


Иисус и добрый самаритянин.
Ян Стыка. 1925 г. Капри
Если эта картина правильно атрибутирована, то она повторяет левую часть триптиха, описанного Луначарским
www.stykafamilyart.com


Апостол Петр, проповедующий Евангелие в катакомбах.
Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902
www.artmart.cc


Ян Стыка. Сцена из романа "Quo vadis?" Париж, 1902
www.artmart.cc

Оценивая в целом весьма невысоко общий уровень представленных работ на религиозные темы, Луначарский выделил работу Яна Стыки – триптих, изображающий апостола Петра.

«Гвоздем выставки является живопись славянина: триптих известного панорамиста Яна Стыки. Это сильная и интересная работа. Посредине — тайное собрание христиан в катакомбах. Таинственное освещение факелами. Возбужденное лицо апостола Петра, поднявшего руки и агитирующего в экстазе свою подпольную аудиторию. Слева знаменитая сцена «Quo va–dis?»: Петр лежит ниц в стыде и уничижении; над ним, уже тая в вечернем воздухе, прозрачный призрак белого Христа, несущего крест. Не понимающий происходящего мальчик нагнулся и тревожно хватает апостола за плечо. Направо — проповедь Петра, уже вышедшего из подполья и проповедующего народным массам, легионерам, представителям разных классов, urbi et orbi8. Его слушают с разными чувствами, но с глубоким вниманием. Все три части триптиха сделаны сильно: фигуры рельефны, лепка их выдает навыки панорамиста, психология выражена»9.

Прошли годы, ушли люди, сменились модные течения в искусстве…

Мало, кто в современной России знает о том, что когда-то в крупных городах почти любой человек мог приобщиться к истории христианства, выраженной языком искусства, не только через привычные нам живописные полотна в музеях, но и в масштабном монументальном жанре панорам и диорам как в простом живописном исполнении, так и с применением предметного ряда.

А уж о том, чтобы прикоснуться к такому мощному источнику воздействия на чувства, можно только мечтать. Или поехать посмотреть на остатки уцелевшего наследия в чужие страны.

______________
Примечания

1. Цит. по: Газетные старости
2. Цит. по: starosti.mediaport.ua
3. Последняя “пустынная церковь” епископа Николая (Парфенова) — община схиигумении Марии: заметки к биографии подвижницы. "Вестник Церковной истории". Москва, 2008 г. №3(11). Седмица.ру
4. ГАСО. Ф. 494. Оп. 1. Ед. хр.32.Л. 26-27. Цит. по: Ф.М. Корнеев - педагог. Жукова И. А. Материалы IV Боголюбовских чтений Публ. Музейное дело  и  художественное образование. Материалы третьих, четвёртых, пятых Боголюбовских чтений. Саратов, 2000;  сайт СГУ  
5. Там же
6. Цит. по: Газетные старости
7. Любить, как любит наша кровь… Есенин, Блок, Россия… Юрий Юшкин. Русское воскресение
8. Urbi et orbi (лат.) — городу и миру.
9. Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 133—140.

Блинова Лариса Николаевна,
заместитель председателя Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com