Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Белое движение / Генерал Врангель Петр Николаевич (1878-1928 г.г.) / Подвиг генерала Врангеля. Николай Георгиевич Росс. (Доклад, прочитанный 23 января 2011 г. на вечере памяти 90-летия Крымской эвакуации Русской Армии ген. Врангеля, устроенном Национальной оранизацией Витязей в зале при Св. Серафимовском храме в Париже)

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Подвиг генерала Врангеля
 
 (Доклад, прочитанный 23 января 2011 года на вечере памяти 90-летия Крымской эвакуации Русской Армии генерала Врангеля, устроенном Национальной организацией Витязей в зале при Свято-Серафимовском храме на ул. Лекурб, в Париже)
           
Ваши высокопреподобия, милостивые государыни и государи, дорогие друзья,           
           
Благодарю устроителей нашего вечера за предоставленную ими возможность сказать несколько слов об одном из наиболее выдающихся русских людей ХХ века, о генерале Врангеле.         
           
Барон Петр Николаевич Врангель родился в 1878 году в Ростове-на-Дону, где его отец служил директором в страховом обществе. Семья Петра Врангеля, отдаленного шведского происхождения, была знатной, но не богатой. Он учился сперва в ростовском реальном училище, а затем в Петербурге, и окончил петербургский Горный институт. Но молодой Врангель не избрал службу инженера, а военную карьеру. Он служил сперва в Сибири. В Японскую войну, он воевал в казачьих частях, а затем служил в лейб-гвардии Конном полку. В довоенные годы, Врангель окончил академию Генерального штаба и Офицерскую кавалерийскую школу.            
           
В первые дни Мировой войны, во главе эскадрона, ротмистр Врангель захватил налетом вражескую батарею. Этот исключительный подвиг принес ему всероссийскую славу. В январе 1917 года, он был произведен за доблестную службу в генерал-майоры, в 39-летнем возрасте. Развал армии и страны после февральской революции Врангель воспринял очень болезненно, вышел в отставку и, в августе 1918 года, поступил в Добровольческую армию под командованием генерала Деникина.
           
Он воевал сперва на Северном Кавказе. В июне 1919 года, во главе Кавказской армии Вооруженных сил на Юге России, Врангель взял  Царицын, который красные считали неприступной крепостью. В эти дни произошел его разрыв с генералом Деникиным. Деникин хотел наступления на Москву с юга, развернутым фронтом. Врангель считал важнейшей стратегической задачей овладение Поволжьем и соединение с наступающими силами адмирала Колчака для дальнейшего похода на Москву. Победила точка зрения генерала Деникина.
           
Наступление на Москву 150 000-х белых войск захлебнулось у Орла и закончилось катастрофой осенью 1919 года. В ноябре, генерал Деникин назначил Врангеля командующим Добровольческой армией, когда поправить положение было уже невозможно. 20 декабря, он был отстранен от командования. После кошмарной эвакуации из Новороссийска в начале марта 1920 года, остатки белых частей были переброшены в Крым.
           
2 апреля 1920 года, генерал Деникин решил уйти в отставку. Созванный им военный совет предложил генерала Врангеля в качестве его заместителя и он был назначен Деникиным. Вызванный из Константинополя, Врангель прибыл в Крым 4 апреля.
           
Облик нового главнокомандующего был необычен и немедленно выделял его из любого окружения. Он был очень высокого роста, с удивительно узкой талией. Одевался он часто в серую или черную черкеску, что еще подчеркивало его рост. На удлиненном лице поражали большие светлые глаза, несколько на выкате, с напряженным взглядом. Характер его был импульсивный, не чуждый иронического отношения не только к другим, но и к самому себе. Он был прирожденный оратор. К его звучному голосу прислушивались не только бойцы, собранные на многолюдный смотр, но и видавшие виды политические деятели всех тенденций, которых он принимал в своем кабинете. Генерал Врангель буквально излучал непоборимую энергию. Он принадлежал к тем, очень редким вождям, которым  войска доверяют абсолютно и в любых обстоятельствах.
           
Ко времени приезда Врангеля в Крым, на эту последнюю белую территорию европейской России было перевезено около 35 000 солдат, казаков и офицеров, лишенных самого необходимого и нравственно опустошенных после недавнего поражения. В войсках было только около 50-и пушек с ничтожным количеством снарядов, 6 танков и 5 бронепоездов. Почти полностью отсутствовали лошади. На этой непрочной основе, генералу Врангелю удалось за несколько недель создать боеспособную, вооруженную и духовно сильную новую, Русскую Армию, разбитую на 4 корпуса (2 армейских и 2 казачьих). К концу мая, Русская Армия насчитывала около 27 000 штыков и 4 500 сабель, но была почти без лошадей.
           
7 июня 1920 года, войска генерала Врангеля дерзновенно перешли в наступление в Северной Таврии. 3 июля, они разбили корпус комкора Жлобы, насчитывающий 6 000 всадников и 7 500 пехотинцев. Эта победа белых, одна из самых блестящих, дала им необходимые пополнения из многочисленных пленных красноармейцев, 60 пушек, 300 пулеметов и 3 000 лошадей, позволивших воссоздание настоящей конницы. Дальнейшие операции развивались с разным успехом, но к сентябрю Русская Армия уже насчитывала 28 000 штыков и 15 500 сабель, вполне боеспособных.
           
К удивлению многих, генерал Врангель оказался не только блестящим военноначальником, но и выдающимся государственным деятелем, обладающим даром привлекать к своей работе талантливых и преданных деятелей. К весне 1920 года, Франция была единственной страной хоть сколько-нибудь поддерживающей Врангеля. Петр Бернгардович Струве, известный экономист, мыслитель и общественный деятель, возглавил Управление иностранных дел правительства Юга России. Используя стремление Франции оказать максимальную поддержку Польше, которая в то время воевала с большевиками, он сумел добиться признания де факто правительства Врангеля французским правительством. Это признание не принесло много пользы в Крыму, но обеспечило ту помощь Франции во время и после эвакуации, без которой судьба многих из наших предков оказалась бы еще намного трагичней.
           
В гражданской области, главным сотрудником Врангеля стал бывший сподвижник Столыпина Александр Васильевич Кривошеин, который разработал ряд законодательных актов по аграрной реформе и по местному самоуправлению. В основе принятого 25 мая закона о земле лежал принцип принадлежности бóльшей части земли крестьянам. Признавался законным захват земель помещиков в ходе революции, при условии определенного взноса в государственную казну. Государство, в свою очередь, обязывалось частично возместить потери крупным землевладельцам. Закон о волостных земствах и о сельских общинах завершал великие реформы ХIХ века созданием самоуправления на самом низком, волостном и сельском уровне. Были также приняты законы о казачьем самоуправлении и в пользу рабочих. Для Врангеля и Кривошеина, эти реформы имели главной целью показать всей России, что, хотя бы на малом клочке ее территории, возможна иная жизнь, реально свободная и обеспеченная, но без разрыва с русской государственной традицией.
           
В одном из своих приказов, Врангель следующим образом определил свою программу:           
           
«Благо и свобода народа; внесение в русскую жизнь оздоровляющих начал гражданского строя, чуждых классовой и племенной ненависти; объединение  всех, уцелевших от разгрома живых сил России и доведение военной и идейной борьбы до того желанного часа, когда русский народ властно выразит свою волю: как быть России.»
           
12 октября 1920 года, между Польшей и Советской Россией было подписано перемирие. Судьба белого Крыма была предрешена, и вскоре освободившиеся от западного фронта части Красной армии хлынули неудержимым потоком на доблестную, но в несколько раз менее многочисленную армию генерала Врангеля. Белым войскам удалось в своем большинстве вернуться в Крым из Северной Таврии, но не удалось удержать оборонную линию Перекопа, недостаточно укрепленную и оснащенную артиллерией.           
           
Подготовка возможной эвакуации из Крыма была начата Врангелем сразу же после его назначения главнокомандующим. Русские военные и гражданские корабли были по возможности приведены в порядок и укомплектованы экипажами. Удалось их обеспечить необходимым топливом. Французские военные суда, держа красных под угрозой огня своих пушек, помогли благополучному отходу белых частей к назначенным для посадки крымским портам. В воззвании к армии и населению, генерал Врангель подтвердил право на эвакуацию всех военных и гражданских лиц, которым грозила опасность от красных. Но он также предупредил их о том, что уедут они в полную неизвестность, так как ни одно государство не предложило им своего гостеприимства, а военное командование было лишено каких-либо средств для их обустройства.      
           
В конечном итоге, 15 ноября 1920 года около 145 000 человек покинуло Крым по направлению к Константинополю. Этот небывалый исход, блестяще подготовленный и проведенный генералом Врангелем и адмиралом Кедровым, положил главную основу той белой, зарубежной России, которая нас с вами воспитала и дала нам столь богатую духовную и культурную пищу.              
           
Первым приоритетом для генерала Врангеля было спасение от большевицкой расправы максимального количества людей, доверивших ему свою судьбу. Вторым стало сохранение за границей вооруженных сил, могущих возобновить борьбу в России, когда ее позволят обстоятельства. Эта вторая задача в те времена была отнюдь не утопичной. Гражданская война не была окончена на Дальнем Востоке, а 1921-й год стал годом антибольшевицких восстаний в Тамбовской губернии, на Кавказе, в Кронштадте и во многих других местах России.               
           
Французские власти, оказавшие значительную помощь армии генерала Врангеля в дни эвакуации, теперь смотрели на вещи иначе. Для них ни армии, ни ее главнокомандующего больше не существовало. Были лишь беженцы из России, которых надо было сперва рассеять по беженским лагерям, а затем убедить устраивать свою судьбу за рубежом в личном порядке,  или вернуться в советскую Россию.           
           
Борьба лишенного средств, власти и международного влияния генерала Врангеля с французскими властями, казалось бы, была изначально обречена на поражение. Но благодаря его уму, воли и, главное, полностью сохраненного авторитета в войсках, Врангелю удалось невозможное. В течение нескольких лет, сперва в Галлиполи, а затем на Балканах, была сохранена многотысячная вооруженная Русская Армия, не потерявшая воинского духа и готовая по первому призыву возобновить борьбу.            
           
В деле спасения и сохранения армии, Врангель нашел исключительного помощника – генерала Александра Павловича Кутепова, сумевшего возродить и сплотить в галлиполийском лагере легендарные белые полки. При полной поддержке Врангеля, лишь два раза коротко допущенного французским командованием посетить Галлиполи, Кутепов способствовал воссозданию военной, духовной, культурной и общественной жизни в своей 27 000-й малой «белой» России. Нищие, но крепкие духом белые войны, оставшиеся верными своей Родине и своему долгу несмотря на бесправие и лишения, выработали те духовные основы, которыми питалась русская белая эмиграция в течение последующих десятилетий.              
           
В феврале 1922 года, генерал Врангель переселился из Константинополя в Сербию. Когда, в 1924 году, для него стало ясно, что армия как таковая в ближайшем будущем себе применения не найдет, он создал Русский обще-воинский союз, РОВС, оказавшийся наиболее многочисленной и одной из наиболее долговечных и активных организаций эмиграции. С самого начала, Врангель поставил РОВС вне политики. Это позволило союзу  сохранить себя в обстановке эмигрантских бушующих политических страстей в довоенные годы. А также пережить Вторую Мировую войну, во время которой, в зависимости от места жительства и личных убеждений, русская военная эмиграция выбирала пути борьбы за освобождения родины, порой диаметрально противоположные.           
           
Советская власть справедливо оценивала Врангеля как своего самого опасного врага. Это бесспорно подтверждают советские архивные документы, опубликованные в последнее время.  «Охота на Врангеля» стала для ОГПУ приоритетной задачей. 15 октября 1921 года, итальянский корабль, зафрахтованный советской организацией, намеренно протаранил и потопил яхту "Лукулл", на которой  жил генерал Врангель. К счастью, в тот момент случайно его на борту не оказалось.           
           
Во второй половине двадцатых годов, генерал Кутепов, при поддержке великого князя Николая Николаевича, создал боевую организация для борьбы за кордоном. Он вошел на родине в контакт с якобы антисоветской организацией Трест, готовившей антибольшевицкий военный переворот. Как выяснилось позже, главной целью Треста было завлечение Кутепова и Врангеля в Россию и уничтожение их там. Но Врангель не доверял Третсу и не поддался на провокацию ОГПУ. Пришлось отложить на некоторое время операцию по его устранению.           
           
В сентябре 1926 года, генерал Врангель передал дела РОВС правлению союза в Париже, с семьей поселился в Брюсселе и поступил на службу инженером в бельгийскую фирму. Он скончался 25 апреля 1928 года от скоротечной чахотки, почти наверняка вследствие отравления бациллами туберкулеза, подброшенными в его пищу советским агентом.  Советские архивы по этому делу (также как и по похищению в 1930-м году генерала Кутепова) продолжают быть недоступными. Но известно, что в те годы в секретной лаборатории ОГПУ разрабатывался, среди прочих, и этот способ отравления  врагов коммунистической власти.
           
Прах генерала Врангеля был перевезен в Сербию и захоронен в русской белградской церкви. В последний путь его сопровождали многочисленные бывшие соратники,  в полной русской военной форме. Дай Бог, чтобы он и далее покоился в этом храме, где были до 1945 года вывешены знамена полков императорской и белой армии, вывезенные из России. И чтобы его останки не были перезахоронены на родине под звуки советского гимна и при красных военных знаменах.   
                     
Наш долг потомков белых воинов – не только оставаться  хранителями исторической памяти о генерале Врангеле, но, и это главное, продолжать завещанный им подвиг борьбы против большевизма. Современная Россия, бесспорно, перестала быть тоталитарным коммунистическим государством. Но дух большевизма в ней еще живет. Это – дух нетерпимости к инакомыслию, фальсификации истории, параноидального отношения к внешнему миру, циничного аморализма в общественной жизни. Пример генерала Врангеля, защищавшего совсем другие ценности, может помочь нам найти верные ориентиры в наших  отношениях с Родиной наших отцов и дедов. Он призван направлять и озарять нашу посильную борьбу с большевицким наследием России, мирную борьбу за Русь и за Веру, за окончательный отказ нашего отечества от семидесятилетнего большевицкого соблазна.
           
Благодарю за внимание
 
©  Николай Георгиевич Росс
Париж, Франция           
 
Материал прислан автором порталу "Россия в красках"
27 января 2011
           

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com