Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Библиотека / Диакон Александр Берташ, Наталия Живолуп, Екатерина Казакова. Болхов - город церквей / НА СТРАЖЕ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ РОССИИ. БОЛХОВ С СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА ДО ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

БОЛХОВ-ГОРОД ЦЕРКВЕЙ.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ И СВЯТЫНИ

Авторы-составители:

диакон Александр Берташ, Наталия Живолуп, Екатерина Казакова.

Использованы редкие фотографии и открытки начала XX в. из частных

 коллекций, современные фотографии Михаила Манина, Марии

 Стригановой, Александра Трофимова, Михаила Шишкова.

Издательство "Агат"

На страже южных рубежей России.

Болхов с середины XVI века до царствования

Петра Великого

     До середины XVII в. Болхов, как и другие города Орловского края, защищал южные границы Русского государства. Болховичи много раз знаменовали себя храбростью и верностью престолу. С 1507 г. усилились набеги крымских татар, до 1550 г. они совершили не менее 40 походов на Русь. От Владимирского края и Мещеры на Оке до Тулы и Брянских лесов был создан передовой рубеж укреплений - «засечная черта», длина которой достигала 1000 км. Эта система укреплений включала в себя лесные завалы и, конечно, естественные преграды, в безлесной местности - земляные крепости, рвы, валы, частоколы. При устройстве лесных завалов использовались особые приемы: стволы деревьев валили в несколько рядов «к полю», т. е. навстречу нападающим; их не до-рубливали, а только «засекали» на высоту человеческого роста. Общая глубина завалов - «засек» достигала 60 м. (8) Ежегодно с Благовещения, когда можно было ожидать новые набеги конницы степняков, на границу с «Диким полем» назначали воевод, по всей округе устраивали сторожевые посты.
     В царствование Ивана IV Грозного в 1556 г. на Красной горе, высоком левом берегу р. Нугрь, недалеко от впадения в нее р. Болховки, была построена крепость из дубовых бревен - «острог» с 11 башнями, окружность которого достигала 900 м. Реки Нугрь, Болховка, овраги, ров с северной стороны ограждали подходы к Болховской крепости. «Стены ее составляли из толстых бревен, которые плотно прилаживались одно к другому и шли в два ряда; пустое место между этими рядами наполнялось землею, камнем и кольями; поверх крепостных стен возвышалось несколько деревянных же башен, которые для предохранения от неприятельского огня, облагались свежим дерном. Здесь, внутри городских стен, постоянно содержалось наготове войско из служилых людей, набиравшихся из уездных детей боярских и даточных людей. На случай осадного времени, когда неприятель мог отнять у жителей воду, в городе находился тайник, ведший к реке». (9) Это место, где ныне стоят соборная Преображенская и Троицкая церкви, в XVIII-XIX вв. именовалось городищем, или городком. Тогда же в крепость на Нугри прибыл воевода князь Василий Иванов Кашин.
     Под стенами крепости находился посад, где началось развитие торговли и промышленности. В случае военной опасности посадские люди также брались за оружие, помогая защищать крепость. Правительство, зная тяжесть жизни в этих пограничных по тем временам местах, старалось привлекать сюда людей различными льготами. Здесь находили себе приют попавшие в опалу, спасавшиеся от наказания - военными подвигами можно было вернуть или заслужить себе царскую милость. Поэтому состав населения в этой местности постоянно менялся.
      В 1562 г. 15-тысячное войско хана Девлет-Гирея разорило крепости Мценск, Одоев, Новосиль, Белев и добралось до Болхова. Через три года тот же хан, уже захватив многие города и села, осадил Болхов. Только что убрали поля. Татары надеялись без особенного труда овладеть городом и открыть себе путь далее, прежде чем Москва, занятая войною с Польшею и Ливониею, могла собрать своих защитников. Но они ошиблись в своих расчетах. Когда 7 октября враг подступил к Болхову, его жители, воодушевленные храбрыми воеводами - князьями Иваном Золотым и Василием Кашиным, встали как один человек. Одни были на стенах, другие защищали башни; кто шел на вылазку, а кто исправлял повреждения в остроге. Дети носили отцам на стену пищу и укрепляли их мужество своим присутствием. Осада длилась 12 дней. Татары засомневались в своем успехе, тем более, что на помощь к осажденному городу могли подоспеть царские воеводы. Действительно, когда весть о вторжении врага дошла до Москвы, оттуда было выслано войско под начальством князей Вельского и Мстиславского. Девлет-Гирей, не надеясь овладеть городом, попытался, по крайней мере, сжечь посад; но болховские воеводы вовремя сделали вылазку, внезапно нанесли удар и захватили в плен несколько человек. Однако положение защитников крепости со дня на день становилось затруднительным. Силы их начали ослабевать, запасы истощались, а помощь извне не приходила. «Поэтому велика была радость осажденных, когда они, на рассвете 19 октября, увидели себя совершенно свободными. Девлет, для которого приближение царских воевод было известнее, чем заключенным в осаде, не посмел далее оставаться под Болховом, поспешно снялся с лагеря и ушел восвояси. Преследовать татар было нельзя. Довольно того, что город Болхов своим мужеством избавил от татарского погрома дальнейшие местности» (10). Это событие стало знаменательным в жизни города. Славная оборона привлекла благоволение царя, который, объезжая южные крепости - Козельск, Белев и другие, в 1566 г. посетил Болхов и наградил воевод Ивана Золотого и Василия Кашина.
     Тогда же, в 1566 г., была заложена крепость Орел. Южные пограничные земли Руси стали предметом особого внимания царя. В Болхове, бывшем одним из важных оборонительных пунктов, правительством также принимались меры по укреплению защитных сооружений. С этой целью на горе Одер за речкой Болховкой была построена «крепостца». Несмотря на принятые меры, в 1571 г. Девлет-Гирей дошел до Москвы, большая ее часть была сожжена. Этот набег запомнился как один из самых разрушительных.
     Царствование Иоанна Грозного стало новой эпохой в истории этих земель. Болхов перешел в состав Крутицкой епархии, архиерей которой - архиепископ Сарский и Подонский, постоянно пребывал в Москве на Крутицах. Приближались новые испытания для России, тяжкие времена Смуты.

Примечания

(8)   Уклеин В.Н. След времен минувших. Тула, 1991. С. 66-69.
(9)   Пясецкий. Указ.соч. с. 5
(10) Там же стр. 5

 


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com