Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Венгрия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Венгерская епархия. Московский патриархат.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

История епархии. 1. Русское Православие в Венгрии до 1949 года. 2. Венгерское благочиние Русской Православной Церкви (1949-2000). 3. Венгерская епархия Русской Православной Церкви в XXI веке.

 

История епархии

Будапештская и Венгерская епархия Русской Православной Церкви (другое название - "Венгерская православная епархия") объединяет православных венгров, русских, украинцев и представителей других национальностей, проживающих на территории Венгрии. Епархия состоит из 12 приходов, из которых 9 являются действующими: они расположены в Будапеште, Дебрецене, Дьондьоше, Мишкольце, Ниредьхазе, Сегеде и Юреме. Еще 3 прихода епархии - в Карцаге, Кечкемете и Сентеше - в настоящее время незаконно захвачены Константинопольским Патриархатом: регулярное богослужение в них не совершается.
 
Правящим архиереем Будапештской и Венгерской епархии является епископ Венский и Австрийский Иларион, Представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. В епархии служит 8 священников и 2 диакона. В шести храмах епархии богослужение совершается преимущественно на венгерском языке и по новому стилю; в трех других храмах богослужение совершается на славянском языке и по старому стилю.
 
История русского Православия в Венгрии распадается на три периода: до 1949 года, когда на территории Венгрии существовали отдельные русские православные приходы; с 1949 по 2000 годы, когда приходы, вошедшие в юрисдикцию Московского Патриархата, были объединены в Венгерское благочиние; после 2000 года, когда благочиние было преобразовано в епархию.
 
 
1. Русское Православие в Венгрии до 1949 года
 
Первый русский храм на территории Венгрии был построен в XVIII веке в Токае, где располагался русский казачий гарнизон: там на арендованных русскими царями землях казаки собирали и обрабатывали виноград, который затем перевозили в Санкт-Петербург. Храм сохранился до наших дней.
 
 
Еще один русский храм появился в самом начале XIX века в предместье Будапешта Юреме, на месте кончины великой княгини Александры Павловны Романовой, дочери российского императора Павла I. Александра Павловна была замужем за регентом-правителем Венгрии Иосифом Габсбургом. Это был династический брак представителей двух правящих императорских фамилий и один из самых светлых моментов венгерско-российских отношений. Безвременная кончина Александры Павловны в 1801 году перечеркнула далеко идущие политические планы и привела к учреждению Офенской Русской Духовной Миссии с храмом во имя святой мученицы царицы Александры, целью существования которой, помимо молитвенного поминовения усопшей царствовавшей особы, было также высокое свидетельство о Православии в инославной среде.
 
 
Вплоть до 1917 года Офенская Духовная Миссия щедро финансировалась Святейшим Правительствующим Синодом, а также, имея статус придворной церкви, пользовалась постоянным покровительством домов Габсбургов и Романовых. В 1883 году к 100-летию со дня рождения Александры Павловны государь-император Александр III подарил Офенской Миссии прекрасный резной иконостас, который стал подлинным украшением церкви и который, Божией милостью, сохранился до наших дней. Земельный участок при храме принадлежал непосредственно правящей династии Габсбургов, но они передали его в бессрочное пользование для богослужебных целей. Кроме того, Габсбургами было отписано для причта несколько гектаров виноградников под Юремом, арендная плата с которых шла на содержание храма и миссии.
 
Долгое время Офенская Духовная Миссия была местом духовного окормления и утешения русских людей, волею судеб оказавшихся в Венгрии. Миссию неоднократно посещали российские дипломаты, члены царской фамилии, лучшие представители русской культуры, писатели, политики. Для этого были не только протокольные причины, ибо Офенская Миссия располагала прекрасной библиотекой, высокохудожественной дорогой церковной утварью, храм отличался благолепием убранства, а ее штат, состоящий из священника, диакона и четырех певчих, позволял на достойном уровне вести богослужебную жизнь и пастырское окормление православных верующих. При часовне существовало единственное в Венгрии русское православное кладбище с могилами нашедших вечное упокоение клириков и певчих придворной церкви, на протяжении более чем 140 лет несших нелегкий крест своего служения вдали от Отечества.
 
Священниками миссии были такие известные люди как протоиерей Андрей Самборский, законоучитель детей императора Павла I; его преемником был так же широко известный протоиерей Николай Музовский, впоследствии духовник императора Александра I; служил здесь известный богослов и писатель, приват-доцент Санкт-Петербургского университета протоиерей Константин Кустодиев. Последним настоятелем храма был протоиерей Стефан Колумбов, служивший вплоть до своей кончины в 1926 году. Перед Второй мировой войной храм окормлялся иеромонахом Сергием Мусиным-Пушкиным, преподавателем знаменитого Свято-Сергиевского богословского института в Париже.
 
В 1920-30-е годы, после революционных событий в России, в Будапеште возникла русская колония, которая создала два русских прихода: один имел домовый храм и находился в ведении Экзарха Западно-Европейских русских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата митрополита Евлогия (Георгиевского), другой не имел храма и подчинялся главе Русской Зарубежной Церкви митрополиту Анастасию (Грибановскому). Эти приходы прекратили свое существование во время войны.
 
После освобождения Венгрии от немецкой оккупации в 1945 году к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I начали поступать обращения от нескольких венгерских православных приходов, который стремились к употреблению венгерского языка за богослужением и существовали, в силу сложившихся обстоятельств, вне канонической юрисдикции с просьбой о принятии их под Первосвятительский омофор. До Первой мировой войны эти приходы относились к Сербской православной юрисдикции, а в межвоенный период неоднократно обращались к Константинопольскому Патриархату с просьбой разрешить использование венгерского языка за богослужением, однако такового разрешения не получили. Параллельно велись переговоры с Сербской Православной Церковью, где предполагалось все православные приходы Венгрии подчинить сербскому Будайскому епископу, разделив епархию на три викариатства: сербское, румынское и венгерское. Однако позиция Будайского епископа по вопросу об использовании венгерского литургического языка также не соответствовала чаяниям православных венгров.
 
 
В целях ознакомления с ситуацией на месте Патриарх Алексий I в августе 1946 г. направил в Венгрию епископа Ужгородского и Мукачевского Нестора (Сидорука) и ответственного секретаря ЖМП, настоятеля храма святителя Николая в Кузнецах г. Москвы, протоиерея Александра Смирнова. В сентябре 1947 г. представители венгерского Православия с той же целью посетили Москву и имели встречу с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем), председателем ОВЦС. В июне 1948 г. Патриарх Алексий I поручил епископу Нестору вторично посетить Венгрию для разработки задачи на месте.
 
 
 
Наличие в Венгрии православных юрисдикций, одновременно осуществляющих церковное служение, каждая на своем языке, потребовало времени для успешного решения поставленной православными венграми перед РПЦ задачи устроения их канонического и пастырского окормления на венгерском языке.
 
 
2. Венгерское благочиние Русской Православной Церкви (1949-2000)
 
11 ноября 1949 г. Священный Синод под председательством Патриарха Алексия I вынес несколько решений: 1) Венгерские православные приходы, не состоящие до настоящего времени в чьей-либо юрисдикции или потерявшие за время войны русскую юрисдикцию объединяются во «Временное Управление Венгерских православных приходов» в ведении РПЦ; 2) Руководителем указанного Управления, с наименованием «Благочинный» (администратор) Венгерских православных приходов назначается клирик Мукачевской епархии РПЦ протоиерей Иоанн Кополович (впоследствии архиепископ Кишиневский и Молдавский Ионафан), который должен исполнять свои благочиннические обязанности во всем согласно «Положению о Временном Управлении Венгерскими православными приходами в Венгрии»; 3) Согласно с представленными данными считается, что в состав Венгерского временного Управления могут войти следующие приходы: святителя Иоанна Златоуста в Будапеште, Успения Божией Матери в Будапеште, храм во имя великомученицы царицы Александры в Ирэме (Юреме), приход в Ньиредьхазе, приход в Шаркадкерестуре, приход в Сентеше, приход в Сегеде с храмом во имя вмч. Георгия Победоносца, русский православный храм во имя прп. Сергия Радонежского в Будапеште. Духовное окормление приходов Венгерского благочиния было возложено на митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), председателя ОВЦС.
 
 
15 ноября 1949 г. Патриарх Алексей I утвердил Положение (Устав) об управлении приходами, входящими в состав Венгерского благочиния, а также доверенность на решение и претворение в жизнь вопросов его текущей жизни. В положении отмечалось, что Московский Патриархат принимает в юрисдикцию только те приходы, которые просят об этом, не находятся в подчинении архипастырской власти другой юрисдикции и пребывают вне канонического окормления. Было зафиксировано, что православным венграм «предоставляется право совершения всех служб и треб на венгерском языке». Соборным храмом Венгерского благочиния была определена церковь Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште.
 
 
Благочинный-администратор протоиерей Иоанн Кополович прибыл в Будапешт 29 ноября 1949 г. и приступил к пастырским и административным трудам. Этому содействовала и материальная помощь Венгерского благочиния со стороны Правительства Венгрии. Большое значение имела работа по созданию систематического перевода и изданию на венгерском языке церковных и богослужебных книг.
 
 
В ноябре 1950 г. в Будапешт прибыл митрополит Пражский и всей Чехословакии Елевферий (Воронцов), совершивший несколько богослужений, рукоположивший новых священнослужителей и духовно укрепивший духовенство и паству Венгерского благочиния. С 10 по 31 августа 1951 г. для священно-церковнослужителей были организованы курсы, целью которых было расширение богословских познаний и укрепления богослужебных навыков слушателей. Были открыты новые храмы и приходы, улучшена материальная жизнь приходов и духовенства. В 1952 г. было начато издание ежемесячного журнала на венгерском языке «Эдьхази хроника» (Церковная летопись), продолжающееся и в настоящее время.
 
В 1953 г. еще 2 прихода обратились к Патриарху Алексию I с просьбой о принятии их под Первосвятитительский омофор, и еще один — в 1956 г. В июне 1953 г. и январе 1954 г. Венгрию посетил Высокопреосвященный митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). В июле 1954 г. протоиерей Иоанн Кополович подал прошение об освобождении от должности благочинного. Священный Синод принял эту отставку и назначил на пост благочинного-администратора протоиерея Свято-Николаевского храма в Будапеште д-ра Фериза Берки (ныне протопресвитер), успешно продолжившего служение своего предшественника.
 
В 1962 г. Венгерское благочиние стало членом Экуменического Совета Венгрии, а протоиерея Фериз Берки — одним из вице-президентов Совета. В 1971 г. на празднование Рождества Христова (по новому стилю) в Венгрию прибыл архиеп. Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков), заместитель председателя ОВЦС.
 
В ноябре 1974 г. Венгерское благочиние торжественно отметило свое 25-летие. В праздновании участвовали архиепископ Кишиневский и Молдавский Ионафан (Кополович) и епископ Пряшевский Николай (Коцвар; Чехословацкая Православная Церковь).
 
В сентябре 1975 г. Венгерское благочиние посетил с архипастырским визитом митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), председатель ОВЦС. Этот период ознаменовался созданием в Будапеште церковной библиотеки для всех желающих пользоваться православной литературой. В 1975 г. под редакцией протоиерея Фериза Берки вышел в свет совместный труд 6 венгерских иереев-богословов «Православное христианство», посвященный памяти Святейшего Патриарха Алексия I. В 1987 г. в церковном здании в г. Мишкольц был открыт Венгерский православный музей.
 
Протоиерей Фериз Берки представлял Венгерское благочиние в торжествах, проходивших в Москве и Троице-Сергиевой Лавре:  в мае 1978 г. — по случаю празднования 60-летия восстановления Патриаршества РПЦ, и июне 1988 г. — по случаю 1000-летия Крещения Руси.
 
С 3 по 6 марта 1994 г. по приглашению благочинного-администратора протоиерея Фериза Берки и других венгерских религиозных и государственных руководителей в Венгрии находился с пастырским и официальным визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
 
21 марта 1996 г. Священным Синодом РПЦ было принято решение о назначении архиепископа Берлинского и Германского Феофана (Галинского) управляющим православными приходами в Венгрии. 28 декабря 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел протоиерея Фериза Берки в сан протопресвитера.
 
26 декабря 1999 г. Венгерское благочиние отметило свой 50-летний юбилей. С сердечным торжественным посланием к архиепископу Феофану, духовенству и прихожанам храмов Венгерского благочиния обратился Патриарх Алексий II. Председатель ОВЦС, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), также сердечно поздравил Владыку Феофана, пастырей и паству Венгерского благочиния.
 
В 1999 году в истории благочиния произошло печальное событие: три храма благочиния – в Сентеше, Карцаге и Кечкемете – были незаконно отторгнуты от него Венгерским Экзархатом Константинопольского Патриархата при помощи бывшего священника благочиния Христофора Хоревтоса. Последний был за крупные финансовые махинации запрещен в служении архиепископом Берлинским Феофаном, а затем и светским судом приговорен к лишению свободы сроком на шесть лет. Несмотря на наложенное на него запрещение, Хоревтос был принят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата вместе с ключами от трех упомянутых храмов.
 
 
 
Данное беспрецедентное деяние побудило священноначалие Московского Патриархата уделить особое внимание судьбе Венгерского благочиния. На проходившем 29 декабря 1999 г. заседании Священного Синода РПЦ архипастырское окормление приходов Венгерского благочиния было поручено епископу Павлу (Пономареву), назначенному на Венскую и Австрийскую кафедру. Решением Священного Синода от 19 апреля 2000 г. Венгерское благочиние было преобразовано в Будапештскую и Венгерскую епархию, правящим архиереем которой был назначен епископ Павел с титулом «Венский и Будапештский».
 
 
3. Венгерская епархия Русской Православной Церкви в XXI веке
 
Вскоре после создания Венгерской епархии Московского Патриархата Венгерский Экзархат Константинопольского Патриархата предъявил епархии имущественные претензии с целью отчуждения от нее еще одного храма - Свято-Успенского кафедрального собора в Будапеште. Вопреки церковным канонам, глава Экзархата митрополит Австрийский Михаил (Стайкос) подал иск в Столичный суд Будапешта. Заседания суда проходили в 2001, 2002 и 2003 годах. На всех судебных заседаниях лично присутствовал архиепископ Венский и Будапештский Павел (Пономарев).
 
Решением Священного Синода РПЦ от 7 мая 2003 года архиепископ Павел был переведен на древнюю Рязанскую кафедру. Временно управляющим Будапештской и Венгерской епархией был назначен епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), Представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Он прибыл в епархию в конце июня и приступил к исполнению архипастырских обязанностей.
 
2 июля 2003 г. Свято-Успенский кафедральный собор Будапешта посетил министр иностранных дел Российской Федерации И. С. Иванов. Глава российского внешнеполитического ведомства и сопровождающие его лица присутствовали за молебном, совершенным епископом Иларионом в сослужении духовенства Будапештско-Венгерской епархии. По окончании молебна епископ Иларион обратился к И. С. Иванову с приветственной речью, в которой поблагодарил министра иностранных дел России, ранее неоднократно посещавшего Свято-Успенский собор, за сердечное внимание к судьбе этого прихода.
 
6 сентября 2003 г. в г. Юрем состоялись торжества по случаю 200-летия освящения храма во имя святой мученицы царицы Александры. Праздничные мероприятия начались Божественной Литургией, которую совершил епископ Иларион в сослужении клириков епархии. По окончании Литургии состоялся крестный ход и освящение мозаичных икон святого царя-мученика Николая II и святого благоверного Стефана, короля Венгерского, размещенных на стелле с северной стороны храма.
 
9 сентября 2003 г. Свято-Успенский кафедральный собор г. Будапешта посетил Председатель Правительства Российской Федерации М. М. Касьянов, находившийся в Венгрии с официальным визитом. Приветствуя М. М. Касьянова, епископ Иларион, в частности, сказал: «Впервые в истории глава Правительства Российской Федерации посещает этот святой храм, который на протяжении более двухсот лет является оплотом Православия в Венгрии. Мы глубоко ценим Ваше высокое внимание, проявленное в тот момент, когда храм стал "предметом пререканий" (Лук. 2, 34), и искренне рады Вашему посещению». В память о визите епископ Иларион преподнес М. М. Касьянову образ Пресвятой Богородицы.
 
В своем ответном слове Председатель российского Правительства поблагодарил Владыку Илариона за теплые слова в свой адрес. Выразив надежду на то, что судьба Успенского собора будет решена справедливо, М. М. Касьянов подчеркнул, что Успенский собор должен и дальше оставаться местом, где верующие беспрепятственно возносят молитвы Богу. В дар собору глава Правительства Российской Федерации преподнес образ святых Апостолов и Евангелистов Матфея и Марка.
 
9 сентября 2003 г. вышел в свет первый выпуск электронного бюллетеня «Венгерское Православие» (Magyar ortodoxia) на венгерском языке, подготовленного пресс-службой Венгерской епархии. Целью создания бюллетеня было своевременное оповещение венгерских СМИ о событиях в епархии, а также рассылка другой полезной информации.
 
18 мая 2004 г. состоялось заседание Столичного суда Будапешта по делу о праве владения Свято-Успенским собором, права на который предъявил Венгерский Экзархат Константинопольского Патриархата. Суд отклонил иск Экзархата на том основании, что истец не сумел доказать свое право на подачу иска.
 
19-20 июня в Свято-Успенском кафедральном соборе состоялась Епархиальная конференция Будапештской и Венгерской епархии, посвященная теме «Православие в современном мире». В конференции приняли участие клирики и миряне епархии, а также представители Константинопольского Патриархата, Сербской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, Реформатской Церкви, Экуменического Совета Церквей Венгрии.
 
11 сентября 2004 г. в Юреме состоялись торжества по случаю возвращения в храм св. мученицы царицы Александры останков Великой княгини Александры Павловны, вывезенных оттуда в начале 1980-х годов после того, как храм несколько раз был подвергнут ограблению. В торжествах, которые возглавил епископ Венский и Австрийский Иларион, приняли участие архиепископ Эстергомский и Будапештский кардинал Петер Эрдё, Посол РФ в Венгрии В. Л. Мусатов, многочисленные представители домов Габсбургов и Романовых.
 
13 октября 2004 г. состоялось заседание Арбитражного суда Будапешта по делу о принадлежности Свято-Успенского собора в Будапеште. Арбитражный суд, являющийся судом второй инстанции, рассмотрел апелляцию, поданную Венгерским Экзархатом Константинопольского Патриархата после того, как Столичный суд Будапешта на заседании 17 мая 2004 г. отказал ему в праве на подачу иска, таким образом признав его притязания на Свято-Успенский собор необоснованными. Изучив документы, поданные истцом и ответчиком, и заслушав адвокатов обеих сторон, Арбитражный суд вынес приговор, согласно которому решение Столичного суда оставлено без изменений. Приговор Арбитражного суда вступил в силу с момента его подписания.
 
Клир и верующие Венгерской епархии с удовлетворением и благодарностью Богу восприняли данное судебное решение. Знаменательно, что приговор Арбитражного суда был произнесен через несколько дней после того, как Архиерейский собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве 3-8 октября 2004 г., обратился к Константинопольскому Патриархату с призывом отказаться от необоснованных притязаний на недвижимое имущество Московского Патриархата в Венгрии, в частности, на Свято-Успенский собор в Будапеште.
 
С 16 по 19 октября 2004 г. с официальным визитом в Венгрии находился Председатель ОВЦС Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В ходе визита митрополит совершил богослужения в Свято-Сергиевском приходе и Свято-Успенском соборе, посетил храм св. мученицы царицы Александры в Юреме, имел встречи с духовенством и верующими Венгерской епархии. Состоялись встречи митрополита Кирилла с Президентом и Председателем Парламента Венгрии, другими официальными лицами.
 
 
Библиография
Смирнов А. П. прот. Поездка в Венгрию // ЖМП. 1946. № 9. С. 45-53.
Кополович И., прот. Православное благочиние в Венгрии // Там же. 1954. № 4. С. 13-15.
Берки Ф., прот. Православная Церковь в Венгрии // Там же. 1969. № 4. С. 53-56.
Он же. Наш первый отпразднованный юбилей // Там же. 1975. № 5. С. 12-22.
Определения Свящ. Синода // Там же. 2000. № 2. С. 13.
То же // Там же. 2000. № 6. С. 7.
Небольсин Э. Венгрия // Православная энциколпедия. Т. VII. М., 2004. С. 562-569.
Александров В., свящ., Буевский А. С. Венгерское благочиние // Там же. С. 551-552.
 
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com