|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Европа / Украина / УКРАИНА И РОССИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ НИТИ / Наш ответ Экклезиасту. Роман Любарский |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
НАШ ОТВЕТ ЭККЛЕЗИАСТУ
«Даруй же рабу твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло», - просил Господа Соломон во сне после помазания. И это понравилось Господу. И дал Он ему это, и сверх того. И Библия категорически заявляет нам, что «была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян. Он был мудрее всех людей» (3 Цар. 4:30,31).
Не будем оспаривать, его ли рукой написана известная книга притчей, или под именем «Экклезиаст» кроется некто иной. Главное, что она есть. Что этот источник мудрости не утратил свой свет и доныне.
Основной мотив Экклезиаста – тщетность попыток всесторонне охватить жизнь, подчинить ее себе на практике или исчерпать ее мыслью. Все эти попытки – «суета сует и томление духа». Душа в отличие от духа всегда находит новое отношение к пространству и времени. Дух в этом смысле постоянен. Он только благодаря душе имеет чувствительность, которую не хочет принимать и потому вовлекается в бесконечный повтор механики земной жизни.
Если я скажу, что эти мысли мне навеяла выставка художника Владислава Шерешевского (Украинский Дом), вы, возможно, скептически улыбнетесь. И правильно… Потому что поначалу меня посетили совсем иные. Экспозиция выставки («Двадцать лет работы. Из частных коллекций») в нынешнем ее объеме, на мой взгляд, не могла дать широкого представления и раскрыть творческий мир художника полнокровно.
Сразу при осмотре, вам кажется, что это разноплановый, почти хаотический набор картин без четкой концепции, единого ритма и настроения. “Неужели у автора не хватает вкуса отделить зерна от плевел: иронию – от «шутки юмора», сарказм – от «стеба», гулливеров – от лилипутов, вселенскую тоску и печаль по несбыточному – от примитивно-пасторальной ностальгии? А где же здесь дыхание Бога, без Коего невозможно явление любого искусства? – думалось мне. – А где же душа автора? То есть визуальная, образная ее проекция?”
Она открылась в более широком диапазоне, лишь когда я внимательно рассмотрел альбом Владислава Шерешевского “The Best” (Киев, 2006). Следуя Экклезиасту, «глупости», которая надеется управлять жизнью, и традиционной «премудрости», которая надеется объяснить жизнь, художник противопоставляет мудро-недоверчивое, а иногда, как бы потешаясь над его, Экклезиаста, пессимизмом, шутливо-ироничное, эксцентричное участие в жизни с ее непрочными, но подлинными радостями. Это, пожалуй, его философский базис.
Никто не может до конца понять воли и замысла Творца. Но и смириться с тем, что эти попытки всего лишь «дуновение», «тщета», человек не может. Прежде чем вернуться к Богу, человек живет надеждой постичь Его. «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву». Искусство – один из таких источников утешения, источников Божественной эманации. В своих формах оно пытается воссоединить и преобразовать микро- и макрокосмос.
Действие Бога в мире понято Экклезиастом как полная противоположность действиям и желаниям человека, как предел «суетным» попыткам его что-то исправить, познать или выразить. В то же время этот негативизм рождает протест = обратное действие, побуждая к поиску, познанию, со-творчеству. Отсюда – появление таких смелых художников, таких дерзких картин, нестандартных сюжетов и оригинальных образов.
Некоторые персонажи Шерешевского смотрят на нас так, будто они только что вышли из «дома скорби» («Зая», «Георгий и грузовичок», «Впечатление», «Русская», «Здравствуй, дедушка Мороз»), другие откровенно побуждают к эротическим фантазиям («Девушка с хвостом», «Она любила Пушкина», «Не болтай», «Невечерняя», «Кабарэ», «Большая стирка»), за третьими кроются аллюзии, отсылающие к известаллюзии, отсылающие к определенным историческим персонажам и событиям («Разпутин», «Мама, я летчика люблю», «Возле самовара», «Армия моя», «Мечтатели», «Чегевары»).
«Армия моя»
«Здравствуй, дедушка Мороз»
Кто такой Экклезиаст? Это «человек, говорящий в собрании». Но альбом и выставка – два разных «собрания». В каком из них автору приходится форсировать «голос», понятно без слов. Да и сама эпоха такова: на переломе веков, если не выкричаться, не докричаться, и себя – свою энергию, свою фантазию – не выпустить, не отпустить, и слушателя (зрителя) не привлечь. Поэтому в известные «заповедные» формы и сюжеты периодически мягко и лирично вплетаются, порой грубо и смело вторгаются гротеск, бурлеск, травестия.
Чтобы не остаться на периферии художественного рынка, Шерешевский использует прием, известный еще со времен Гогена – переформатирование китч-культуры в высокую. Но он пользуется им будто не всерьез. Для него это, скорее, игра. Кажется, он не доиграл в детстве. А что тут плохого? А ведь и это от Бога! Ведь и Всевышний любит поиграть с нами, превращаясь то в молнию, то в мотылька. И, как заметил Пауло Коэльо, “дети приходят к Нему путем радостной игры, движимые воодушевлением”.
Владислав ценит юмор и умеет посмеяться. В картинах его юмор так же афористичен, как и изречения царственного мудреца. «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть». Шерешевский пишет с любовью. А какое еще чувство может лучше и сильнее питать душу?! Так душа его, очевидно, когда-то столкнувшись с бездушностью и безличностью, освобождается от своих страхов («Бельмондо», «Зайка», «Тузик», «Один»). Так от «Reebok», «Джорджа Сореса» и «ВПШ» душа тянется к «бель эпок» («Новогодняя», «Океан и три речки»), от очарования любви земной (серия женских портретов) к осмыслению Любви Христовой («Пустите детей приходить ко мне»).
«Пустите детей приходить ко мне»
Пожелаем же ему с каждым годом, с каждой новой работой поднимать свое искусство в степень прекрасного, вдохновенного и возвышенного, не теряя вкус к трогательному, содержательному, многозначительному «разыгрыванию» зрителя.
Роман Любарский
Киев, февраль 2007
12.05.2007 |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |