Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Швеция / ШВЕЦИЯ И РОССИЯ / Православная Карелия: под властью России и Швеции

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ПРАВОСЛАВНАЯ КАРЕЛИЯ: ПОД ВЛАСТЬЮ РОССИИ И ШВЕЦИИ

     С V в. по Р.Х. в Приладожье начинают селиться люди, знакомые с производством железа и обработкой земли. В этот период осваиваются земли в районах Саккола, Ряйсяля, и Куркиеки. Вероятно, это были торговцы мехами, которые строили свои поселения на территории саамских кочевий. Археологические находки позволяют судить о принадлежности этих торговцев к финно-угорским народам.
 
     С 9 в. на смену торговцам-одиночкам приходит массовая миграция поселенцев, в результате которой заселяется вся территория Приладожья, а саамские племена вытесняются на север. В период IX-XII вв. создаются крупные поселения и мощная оборонительная система, состоящая из множества крепостей, расположенных на вершинах крутых скал побережья Ладожского озера. Эта миграция шла в основном с юга, но частично и с запада и состояла из представителей различных финно-угорских племён. Смешавшись друг с другом, а также и с присутствовавшими здесь саамами, они положили начало народности карел.
 
     В этот период карелы в погоне за ценными мехами освоили торговые пути по р.Хийтоланйоки на север до берегов Ботнического залива и Белого моря и основали на них свои поселения. В этот период Приладожье часто посещают норманнские торговцы и грабители-викинги. Так, в саге о датском короле Иваре Видфамне говорится, что он погиб и похоронен в Карьяланпохье. Действие этой саги происходит в VII-VIII вв. По описанию, данному в саге, можно сказать, что Карьяланпохья находилась в Северном Приладожье.
 
     XII-XIV вв. - период расцвета Приладожской Карелии. Торговля мехами приносит большую прибыль. Устанавливаются сначала торговые, а затем и военные связи с Великим Новгородом.
 
Первые века христианства в Карелии
 
     Летописная история Православия на территории современного Лахденпохского района начинается в 1227 г. Тогда новгородский князь Ярослав, отец святого благоверного князя Александра Невского, прибыл в Карелию и массово крестил карел, как об этом повествует летопись: "...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди". Это считается официальной датой принятия Православия карелами.
 
     Однако с христианами карелам приходилось встречаться и гораздо раньше. В 989 г. православная вера стала государственной религией Великого Новгорода. В это же время происходило распространение христианства в Скандинавии. Много западных христиан собралось в Новгороде во время правления князя Ярослава Мудрого. Одно время там гостил и будущий король Норвегии Олаф Харальдссон с сыном Магнусом.
 
     Новгородский каменный крест. Найден на о. Кильпола.Из саги об Олафе известно, что в это время он побывал и в земле карел. После смерти в 1030 г. Олаф был канонизирован в Норвегии и на Руси как святой, ему были посвящены церкви в Новгороде и Старой Ладоге. Возможно, что сам Олаф или его соратники установили каменные "кельтские" кресты, найденные над захоронениями в Куппала и на о.Кильпола. Много очень похожих крестов встречается в Норвегии и Ирландии. Такой же каменный крест находится и в новгородском Софийском соборе.
 
     Карельская знать, встречаясь со знатными христианами - скандинавами и новгородцами, начала принимать христианство. В тоже время большинство простого народа оставалось язычниками. Примером этому может служить ижорский старейшина Пелгусий, упоминаемый в повести об Александре Невском. Ижорец Пелгусий, отвечавший за морскую оборону новгородских рубежей, крестился и наречен был Филиппом, но жил "посреде роду своего погана суща".
 
     Вероятно, в XII-XIII вв. начинают появляться в земле карел монахи-отшельники. Они проникали в самые глухие уголки Русского севера и поселялись там в маленьких скитах. Монахи занимались проповедью христианства среди простого люда, учили местных жителей грамоте, лечили их. Постепенно вокруг скита поселялись новообращенные последователи, и создавался монастырь.
 
      Образцом являлись афонские монастыри, в которых многие монахи проходили начальную школу. На греческие корни указывает и то, что местное население называло их "греками". Часто встречающееся название "Риеккала", происходит от карельского слова "крейкала", то есть место, где жил греческий монах. И действительно, на о.Риеккала в Сортавала была одна из древнейших церквей в Приладожье, а в заливе Риекала в Куркиекском районе была старейшая в районе часовня. Интересно, что финский историк Т.Швиндт еще в XIX в. использует слово "риекалайнен" как синоним "православный".
 
     Возникновение первых больших монастырей в Карелии - Валаамского и Коневецкого, относят к XIV в., но Валаамский монастырь, вероятно, был основан гораздо раньше. Крупнейший специалист по карелам, финский историк Х. Киркинен относит основание Валаамского монастыря к началу XII в. Во всяком случае, достоверно известны имена основателей монастыря: прп. Сергия и Германа. Монастырь располагался в 40-50 км. от прибрежных деревень Богородицкого Кирьяжского погоста и вел активную просветительскую и проповедническую работу среди карельских родов. Из стен Валаамского монастыря вышло множество проповедников, распространявших христианство в самых глухих уголках Русского севера:
В XIV в. валаамский инок прп. Корнилий основал Палеостровский монастырь на берегу Онежского озера.
В 1397 г. валаамский инок прп. Арсений основал Коневецкий монастырь.
В 1429 г. прп. Савватий основал Соловецкий монастырь.
В 1487 г. прп. Александр Свирский основал обитель в Присвирье.

     Православные монастыри Карелии, сливаясь с природой, являлись сосредоточением аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни. Они возникали, как правило, по инициативе русских подвижников, но постепенно в эти монастыри вливались и карельские монахи. Некоторые из них стали выдающимися деятелями Православной Церкви. Так, один из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви - преподобный Александр Свирский - по национальности был вепс.
 
     История сохранила имена немногих подвижников. Но они остаются в памяти народа и местных названиях. Неподалеку от современного поселка Терву, в п.Артонпохья в начале XVII в был скит, в котором жил отшельник Домка Самуилов. В народе он слыл святым, эту местность стали называть "Святика". В шведской поземельной книге 1618 г. это название уже присутствует в официальном качестве. В последствии оно изменилось в современное - Вятикка.
 
     Карельская фибула. X-XI вв.Об окончательном принятии христианства говорят и захоронения, которые в XII в. от принятого язычниками обряда трупосожжения переходят к трупоположению и направленность могилы становится принятой в Православии западно-восточной. О принятии Православия говорят и археологические находки. На о.Кильпола на склоне горы Пиимялянмяки была найдена в кладе круглая серебряная подвеска с изображением византийского креста. Оловянный дискос с изображением креста - на г.Кирккомяки в Терву. В Хийтола - крест, медный образ и складень. В Отсанлахти - медный образ и крест.
 
      Однако, в быту карел еще долго сохранялись пережитки язычества. Это проявлялось в обращениях к колдунам, знахарям и ворожеям. Так, в 1534 г. новгородский архиепископ Макарий писал в Москву, что карелы празднуют языческие праздники и обращаются к колдунам. Для борьбы с этим явлением он в этом же году послал в Карельский уезд иеромонаха Илию с двумя детьми боярскими.
 
     Летописи говорят, что Илия два года вел борьбу с язычеством. В 1548 г. архиепископ новгородский Феодосий отправляет священника Никифора: "искоренять злые обычаи и научать вере чистой и праведной". Вероятно, как память об этих событиях в деревне Ихоярви на берегу озера Роккалампи на гранитной скале на месте бывших жертвенных камней остался высеченный крест. Надо сказать, что языческие обряды в быту карел сохранились и до недавнего времени. Так, в XIX в. Т.Швиндт писал: "В Кууппала на кладбище у корней большой черемухи приносилось в жертву первое молоко после отела коровы и первое зерно с нового урожая. Дерево почиталось священным. Почти каждая группа карел имела свое такое место или у корней дерева или у камня. Такие места были в Риеккала, в Соскуа и Савоя."
 
1293-1617 гг.
 
     Между тем, обострялось военно-политическое противостояние Новгородского и Шведского государств. В 1295 г. отряд из 200 шведов захватил г. Корела (Приозерск) и попытался заложить там замок, но быстро подошедшие силы новгородцев отбили город и почти полностью уничтожили шведский отряд. В ознаменовании победы в 1296 г: "поставил архиепископ новгородский Климент церковь каменную Воскресение Христово на городских каменных воротах, по сему завету, что Бог пособил Новгородцам Немцев побить и город Корелу вернуть". В дальнейшем, в 1398 г. церковь была перестроена. Позднее состояла предельной при св. Софии. Последнее известие о церкви относится к 1654 г., когда к ней был назначен священник с причтом.
 
     В 1237 г., после выступления племени хяме против шведов, папа Григорий IX направил в Уппсалу буллу с призывом к организации "крестового похода" на тавастов. Поход состоялся в 1240 г., но был направлен не в центральную Финляндию, а на русские владения на реке Неве. Однако, там 15 июля шведское войско было разбито молодым новгородским князем Александром Ярославичем, заслужившим этой победой почетное прозвище "Невский". Второй "крестовый поход" шведов в Финляндию, приведший к покорению Тавастланда, был осуществлен в 1249 г. Уже через семь лет из Рима раздался призыв к организации новой военной экспедиции на восток, но осуществить её шведам удалось лишь в 1293 году. В ходе этого похода, организованного главой шведского государства Торгильсом Кнутсоном и епископом Петером Вестеросским, шведские рыцари захватили территории трех западнокарельских погостов (Яскис, Эурепя и Саволакс)  заложили замок Выборг, ставший восточным форпостом шведской власти.
 
     Русские воины XV в. Со старинной гравюры.Военные действия на Карельском перешейке продолжались в конце XIII и в первые десятилетия XIV вв.; они прекратились лишь в 1323 г. после подписания мирного договора в новой новгородской крепости Орешек, который юридически закрепил за шведским королевством захваченные еще в 1293-1294 гг.. западнокарельские земли.
 
     Ореховецкий мирный договор 1323 г. представляет огромный интерес по многим причинам. Это был первый договор между Русью и иностранным государством. Огромное значение Ореховецкого договора видно из того, что ни до того, ни долго еще после того не заключала Россия договора "о вечном мире", то есть постоянного соглашения с другой страной. Договор действовал на протяжении 270 лет до 1595 г., когда со Швецией был заключен другой - Тявзинский договор.
 
     Граница, установленная Ореховецким договором, прошла по р.Сестре, затем по р.Сае (сейчас Волчья) до впадения ее в Вуоксу. Далее граница прошла по границе Кирьяжского погоста, затем на оз.Сайма и далее до берега Ботнического залива (Каяно море) от оз.Пюхяярви по р.Пюхяйоки. В районе Приладожья граница Русского государства прошла по границам погостов Кирьяжского, Сердовольского, Иломанского. Таким образом, три карельских погоста перешли к Швеции. В переписной книге водской пятины 1500 г. еще сохранились частые названия деревень "на немецком рубеже". В настоящее время эта граница оказалась на территории Финляндии.
 
     Хотя договор и не привел к реальному миру, и установленная им граница много раз нарушалась, но юридически эта граница существовала 270 лет и неоднократно подтверждалась очередными мирными соглашениями.
 
     Политика шведов на захваченных землях по обращению карел в католичество вызвала их массовое бегство на русскую сторону. И хотя по условиям договора они подлежали возвращению обратно, бегство из-за религиозных притеснений считалось веской причиной, что отражено в строках летописи: "...если к вам наши побежат, секите их или вешайте, если ваши к нам, то поступим так-же, чтобы не сорили нас друг с другом. А этих карел не выдадим, они крещены в нашу веру. И без того их мало осталось, а то все погибли..."
 
     Мир на карельской земле был непрочен. Отряды шведов переходили границу и грабили мирное население. Особую ненависть шведов вызывали монастыри и церкви. Они жгли их в первую очередь, убивая священников и монахов. Об этом говорят нам страницы летописи: "В лето 6904 (1396) пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород." В этом отрывке впервые упоминаются Кирьяжский (Кюрьеский) и Кюлолаский погосты.
 
     В 1478 г. произошло присоединение Новгородских земель к Московской Руси, и Карелия стала частью Русского государства. В связи с этим была произведена перепись новых земель. Из Писцовой книги 1500 г. известно, что в это время г.Корела был центром Корельского уезда. В городе находились соборная церковь Святого Воскресения, приходская Спасская и три монастыря - Никольский, Иоанна Предтечи и девичий Георгиевский. О Кирьяжском Богородицком погосте в книге сказано: "на погосте церковь Рождества Пречистыя. В ней священник Косма, дьякон Гаврилка, проскурница Орина..."
 
     В XVI в. Богородицкий Кирьяжский погост делился на 9 приходов: Тиурула, Вейяла, Лапинлахти, Терву, Сорола, Микли, Ууккуниеми, Тюрья, Самматлампи. Последние 3 прихода в настоящее время расположены на территории Финляндии. Центром погоста была слобода на месте современного п.Куркиеки. Большая церковь Рождества Пречистой Божьей Матери стояла в устье р. Куркиеки на высоком правом берегу. Еще одна церковь была при кладбище, которое располагалось в Отсанлахти.
 
     Ветхозаветная Троица. Икона 15-16 вв. Найдена в окрестностях п. Хийтола.В писцовой книге 1571 г. перечислены названия некоторых церквей и имена их настоятелей: священники Ермолай в церкви Георгия Победоносца в Сорола, Ельферий в церкви Николая чудотворца в Микли, Яков в церкви Преображения Господня в Терву, Федор в церкви Рождества Богородицы Кирьяжского погоста, Моисей в церкви Рождества Иоанна Предтечи, Григорий в церкви Пророка Илии в Вейяла, Алексий в церкви Рождества Богородицы в Йоукио, Зиновий в церкви Успения Богородицы в Лапинлахти. К этому же времени относятся церковь Воздвиженья Креста Господня в Тиурула и многочисленные часовни при кладбищах.
 
     На территории погоста было много монастырских земель. Они принадлежали монастырям Спасо-Преображенскому Валаамскому, Рождества Богородицы Коневскому, Иоанна Предтечи с устья Корельского городка и Никольскому Корельского городка. На отдаленном острове Сенном (Хейнсимаасаари) находился монастырь Святой Троицы, в Куркиекском заливе - монастырь о.Канансаари.В 1570 г. началась новая война со шведским королем Юханом III. Война была очень жестокой и получила название "долгой ненависти". В 1573 г. шведский полководец Герман Флеминг огнем и мечом прошелся по Приладожской Карелии. В Кирьяжском погосте им были сожжены центральная слобода, две церкви и женский монастырь. Сохранились воспоминания об этом походе одного из соратников Германа Флеминга, в которых он описывал Куркиеки как место с двумя красивыми церквями и монастырем.
 
     В 1579 г. шведы предприняли крупные боевые действия. Войска под руководством Понтуса Делагарди захватили г.Корела и всю Приладожскую Карелию, сожгли Валаамский монастырь и убили при этом 34 монаха. Весь Карельский уезд, в том числе и Кирьяжский погост, перешел под власть Швеции. В 2000 г. на архиерейском соборе в Москве убиенные иноки были были причислены к лику святых.
 
     В период шведского нашествия большая часть местного населения была уничтожена или бежала на русскую территорию. Чтобы заселить пустующие земли, шведы в 1583 г. пригласили финских переселенцев-лютеран из районов Яяске, Яуряпя, Савонлинна.
 
     В этот раз шведская власть продлилась недолго. 8 мая 1595 г. был заключен Тявзинский мирный договор. По договору г.Корела и Карельский уезд снова стали русскими. Но окончательно шведы оставили эту территорию лишь 3 сентября 1597 г.
 
     В 1595 г. при царе Федоре Иоановиче была учреждена особая кафедра епископа Карельского и Ореховецкого. Первым Карельским епископом стал приглашенный из Вологды епископ Сильвестр, Он управлял епархией с 1595 г. по 1613 г. После ухода шведов кафедра располагалась в г.Корела. Епископ Сильвестр развернул энергичную деятельность по восстановлению церквей. При нем заметно усилилось духовное просвещение и призрение.
 
     Мирная жизнь продлилась недолго. В России наступило "смутное время". Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор между русским воеводой Скопиным-Шуйским и шведским полководцем Яковом Делагарди об оказании помощи против поляков. Согласно договору, Приладожская Карелия должна была отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и Якову Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками. Собралось ополчение около 2000 человек.
 
     В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди осадили крепость Корела. В крепости было около 2000 ополченцев и 500 стрельцов. Духовную поддержку защитникам оказывал епископ Сильвестр. Осада продолжалась до марта 1611 г. и была прекращена после полного истощения сил защитников. Шведы выпустили из крепости с оружием и знаменами 100 оставшихся в живых ополченцев и епископа Сильвестра. Карелия почти на сто лет оказалась под властью Швеции, что было закреплено в 1617 г. Столбовским мирным договором.
 
     Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул Карельского епископа. В 1612 г. Вологду захватили отряды поляков и запорожских казаков, которые разоряли город и грабили церкви. Владыка Сильвестр претерпел мучения и издевательства, но остался жив. В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию, где и почил в 1615 г.
 
1617-1721 гг.
 
     Шведский герб Карелии в XVII в.Столбовский договор круто изменил судьбу Приладожской Карелии. Шведы жесткой рукой стали вводить новые порядки. Корельский уезд не получил прав других шведских земель. Уезд не имел представителей в риксдаге и не давал рекрутов для службы в армию. На территории уезда было особое управление, и действовала особая налоговая система.
 
     Из Корельского уезда и Ингерманландии сначала было образовано генерал-губернаторство с центром в Нарве, а с 1640 г. в Ниеншанце, построенном шведами в устье Невы. Первым генерал-губернатором стал завоеватель Карелии Якоб Делагарди, который получил эти земли на правах ленного владения. Это значило, что он должен был внести в казну определенную сумму в качестве займа, а затем собирать с населения налоги в свою пользу с прибылью. Период владения Делагарди продлился с 1617 по 1630 гг.
 
     Корельский уезд был переименован в Кексгольмский лен и поделен на две части. Погосты также были поделены и переименованы. Кирьяжский погост был сначала переименован в Куркиекский, а в 1625 г. разделен на погосты Куркиеки, Тиурула, Уукуниеми и Йоукио.
 
     Шведские законы запрещали торговлю на селе. Это также подрывало основы благосостояния карел, которые традиционно жили торговлей. Запрет постоянно нарушался, и в 1627 г. королевским указом было разрешено торговать в деревнях на территории Кексгольмского лена.
 
     В 1651 г. территория Куркиекского погоста указом шведской королевы Кристины была преобразована в графство и пожалована графу Туру Габриэлю Оксенштерну с правом наследования по мужской линии.
 
     По условиям Столбовского мирного договора население Карелии имело право свободно исповедовать православную веру, и должно было входить в Новгородскую епархию. Однако шведское правительство стало всеми способами бороться за обращение православных в лютеранство. Всем православным монахам, боярам, и мещанам предписывалось покинуть шведскую территорию. Крестьянам же и православным священникам было запрещено уходить на Русь.
 
     В 1618 г. была учреждена лютеранская епархия в Выборге, в подчинении которой оказался и Кексгольмский (Карельский) лен. Лютеранскому епископу были подчинены и православные приходы на завоеванных землях. В то время еще сохранились 26 православных прихода и 13 действующих церквей.
 
     В 1622 г. шведское правительство обязало Выборгского епископа искоренить православные службы и обратить православных в лютеранство. Началось активное строительство лютеранских церквей. Часто под лютеранские церкви использовали бывшие православные.
 
     В 1625 г. в Стокгольме была открыта русскоязычная типография. В 1628 г. Ханну Флёрих издал в Стокгольме лютеранский катехизис на славянском языке. Он специально предназначался для православных священников и дьяконов. Обращенный в лютеранство воевода, землевладелец из Терву Ефим Симонов (Симо Весимаа) перевел лютеранский катехизис на русский язык. По этому лютеранскому катехизису православных священников принуждали обучать прихожан. Если они отказывались - за этим следовал штраф, затем заключение под стражу.
 
     С 1645 г. введено было обязательно обучение лютеранскому учению после церковных служб в православных приходах.
 
     В 1632 г. шведскими властями было дано распоряжение, что, если православный священник умирал или его место освобождалось, то из-за границы запрещалось приглашать другого священника. По распоряжению епископа Выборгского Николауса Магния Карелиуса в каждый православный приход был назначен кроме православного священника и лютеранский пастор, которого должен был содержать приход. Так как большая часть населения понимала финский язык, православным священникам было указано читать проповеди на финском языке, вторую проповедь читал лютеранский пастор. Затем был издан указ, чтобы все, кто понимает финский язык, перешли в лютеранство.
 
     Многие случаи притеснения православных сохранились в судебных архивах тех лет. Описаны разные случаи глумления над святынями и издевательства над православными. Так, один православный прихожанин, житель Лапинлахти Тимофей Омельянов ввиду отсутствия православного священника обратился к Куркиекскому лютеранскому пастору Петрусу Петринусу и его помощнику Нило Кроку с просьбой отслужить молебен в церкви Успения Богородицы. Они согласились, но, войдя в церковь, на глазах у прихожан сорвали храмовую икону и растоптали ее со словами "Вот что осталось от вашей русской веры". Сын судебного заседателя Пекка Ляяпери отвез новорожденного ребенка в Россию, чтобы окрестить его по православному обряду. После возвращения, он вместе с женой был заключен в тюрьму в Кексгольм (Приозерск).
 
     Но усилия шведских властей не давали результата. Уже в 1633 г. население возмущалось и требовало разрешения приглашать православных священников из России, чтобы вести службы, крестить детей и отпевать покойных. Шведский король очень удивлялся, что среди карел были и такие, которые не знали русского языка, но не оставляли православную веру. Их обращение в лютеранство он признал невозможным ни угрозами, ни деньгами.
 
     В 1656 г. Россия предприняла попытку отвоевать территории, отошедшие к Швеции по Столбовскому договору. Основные боевые действия велись в Прибалтике. Православное население Приладожской Карелии воспользовалось этим, чтобы выступить против притеснителей. Религиозный характер восстания был настолько ясно выражен, что в шведских летописях война получила название "войны за веру". Православное население встречало русские войска как освободителей и всячески помогало им. В Тохмаярви, Липери и Иломантси вспыхнули восстания против шведов. Шведы и лютеранское население бежало из всей Приладожской Карелии.
 
     Поклонный крест на месте церкви во имя арх. Михаила, уничтоженной шведами в 1656 г. Окрестности п. Терву.3 июля 1656 г. русские войска численностью 2500 человек осадили крепость Кексгольм. За лето было предпринято несколько неудачных попыток взять крепость  26 сентября осада была снята. После ухода русских войск, шведы прошли по Ладожскому побережью, сжигая православные церкви, разоряя дома православных крестьян, уничтожая скот. В этом же году была сожжена церковь Пресвятой Богородицы в Куркиеках и на этом месте больше не восстанавливалась. Уцелели только церкви Воздвиженья Креста Господня в Тиурула, Николая Чудотворца в Микли и Успения Богородицы в Лапинлахти.
 
     Вместе с русскими войсками ушло и большинство православных карел. До войны 1656 г. из Кексгольмского лена бежало 11000 человек, вместе с отступавшими войсками ушло еще 15000 человек. Всего в XVII в. Приладожскую Карелию покинуло 30000 православных карел. Часть их осела в районах Олонца, Новгорода, Белого озера и Вологды. Карельские беженцы также образовали компактное поселение в Тверских землях в районах Торжокском и Бежецком, получившем в дальнейшем название Тверской Карелии. Беженцы расселялись на государственных, вотчинных и монастырских землях. В частности, Иверский монастырь пригласил карел селиться на его землях в Деревской пятине.
 
     В результате войны 1656 г. православных карел на шведской территории почти не осталось, т.к. только из одного Куркиекского погоста бежала 481 православная семья. После заключения в 1661 г. Кардисского мира Швеция стала требовать возвращения беженцев, но Россия отказалась. Переговоры о беженцах велись очень долго, и в результате Швеция удовлетворилась выплаченным за них выкупом.
 
     После 1661 г. на территории Куркиекского погоста остался только один православный приход и одна православная церковь в Тиурула. Это произошло благодаря тому, что в Тиурула были земли очень богатого православного боярина Родиона Лукьяновича Лобанова. Родион Лобанов сохранил православную веру, но перешел на службу к шведам. За заслуги перед шведской короной он получил от шведских королей, в виде исключения, право сохранить православный приход на своей земле.
 
     Интересная страница истории Приладожской Карелии связана с деятельностью раскольников-старообрядцев. В судебных записках 80-х годов XVII в. есть много дел, посвященных деятельности раскольников. Так, в одном из них рассказывается история семьи Ляяпери. Семья была православная и сначала бежала в Россию, где Пекка (Петр) Ляяпери ушел в монастырь и провел в нём 12 лет. Затем он вернулся и построил в лесу скит у д.Ойнаанваара в Яккимском приходе. Келья были хорошо замаскирована ветвями деревьев. Своей проповедью Пекка привлек к себе множество людей, особенно молодежь. Образовалась община. Когда шведские власти узнали об её существовании, был послан отряд для их ареста. При приближении отряда 5 человек, находившихся в скиту, подожгли его и сгорели заживо.
 
     Но Пекка Ляяпери в это время отсутствовал и уцелел. Он с группой оставшихся последователей построил новый скит на р.Сювяноройоки в Лемписуо. Община действовала еще год, после чего власти снова узнали о местонахождении скита и послали отряд для ареста членов общины. Прибывший отряд окружил скит, но члены общины заперлись изнутри. Началась стрельба, был убит один член общины,  остальные подожгли себя. Сгорело 11 человек, в том числе и Пекка Ляяпери.
 
     В 1685 г. была вновь образована Карельская епархия в качестве Новгородского викариатства, которая действовала с 1685 г. по 1690 г. Глава епархии именовался епископом Карельским и Ладожским.
 
     В 1710 г. в результате Северной войны Приладожская Карелия была освобождена русскими войсками. В 1721 г. между Швецией и Россией был заключен Ништадский мирный договор, по которому Приладожская Карелия вошла в состав России.
 
1721-1944
 
     В Куркиекском районе православное население в основном проживало в прибрежных деревнях: Тиурула, Терву, Сорола, Микли. В 1731 г. православная церковь действовала только в Тиурула.
 
     С 1708 г. по 1763 г. возобновилась Кексгольмская и Ладожская епархия, куда снова вошло Приладожье. Епископами были последовательно Аарон, Иоаким, Аарон, бывший грузинский архиепископ Иосиф (1734-1740) и всего 12 епископов. 
 
     1793 г. из стен Валаамского монастыря отправился с проповедью на далекие Алеутские острова прп. Герман Аляскинский.
 
     В 1808 г. началась новая война между Россией и Швецией. В 1809 г. был подписан Фридрихсгамский мир, по которому Финляндия вошла в состав Российской Империи, и стала называться Великим княжеством Финляндским.
 
     В 1811 г. Финляндская губерния, в которую входило и Приладожье, была включена в Великое Княжество Финляндское. Православные приходы были подчинены Петербургской епархии.
 
     В 1812 г. в Выборгской губернии было 25000 православных прихожан. Большая часть их проживала в приладожских районах. Самые многочисленные православные приходы были в Сортавальском (куда в то время входила и Яккима) и Салминском уездах. Число православных постоянно увеличивалось. Так в 1870 г. их было уже 35000, а в 1890 г. - 45000 человек.
 
     Указом 1815 г. предписывалось использовать финский язык в церковных богослужениях в финноязычных приходах. К 1865 г. были переведены на финский язык и изданы все необходимые для богослужения книги, а в 1883 г. вышел указ, согласно которому все православные священники в Финляндии должны были знать финский язык.
 
     Православные дети получали начальное образование в церковно-приходских школах. Преподавание в них велось на финском и русском языках по желанию родителей. В 1880 г. в Сортавале была открыта семинария для подготовки учителей церковно-приходских школ. Образование в церковно-приходских школах велось на хорошем современном уровне, во многом благодаря большой работе директора Сортавальской семинарии протоирея Сергия Окулова.
 
     В 1892 г. была учреждена Финская православная епархия, в которую вошли и приходы Выборгской губернии. Первым викарным епископом Финляндским и Выборгским стал митрополит Антоний.
 
     Настоящая духовная жизнь сосредотачивалась в Валаамском и Коневецком монастырях, а также в основанном в 1895 г. женском монастыре в Линтула. Особенно оживилась монастырская жизнь Валаамского монастыря при игумене Дамаскине. К концу 19 в. на Валааме и других островах архипелага было построено множество скитов и хозяйственных сооружений. Среди местных православных жителей существовал обычай, по которому молодой человек перед женитьбой должен был отработать год в Валаамском монастыре.
 
     В 1885 г. в Сортавале было основано православное братство Святых Сергия и Германа. Активные участники братства Сергий Окулов, Михаил Казанский и Сергий Солнцев с 1897 стали выпускать православную газету на финском языке "Aamu koitto" ("Утренняя заря").
 
     К началу XX в. века в Салминском уезде было 25000 православных, в Сортавальском с Яаккима - 2236 человек, в Иломантси - 4000 человек. В Приладожской Карелии в это время действовало 33 церковно-приходских школы. В районе п.Куркиеки было 5% православного населения - около 400 человек. Столько же в районе Микли. Оно было в основном сосредоточено в прибрежных деревнях.
 
     В 1917 г. Финляндия обрела независимость и Куркиекский район оказался в составе Финского государства.
 
    православная церковь во имя прп. Серафима Саровского в п. Тиурула. 1922 г.Центром православного прихода до 1933 г. была церковь в Тиурула Хийтольской волости. Церковь в Тиурула на одном месте существовала с 14 в. В 1917 г. церковь Вознесения Господня сгорела от молнии и в 1922 г. на этом же месте была собрана перевезенная из Лоунатйоки Выборгского района церковь во имя Серафима Саровского. Это была седьмая по счету церковь, и сгорела она в августе 1941 г. во время боевых действий.
 
     С 1933 г. центром православного прихода становится построенная в п.Лопотти (Куркиеки) церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь была построена по чертежам Й.Броке. На о.Пуутсаари продолжал действовать скит Валаамского монастыря, кирпичная церковь которого во имя Сергия и Германа Валаамских была построена в 1899 г.
 
     После окончания советско-финской войны, 31 марта 1940 г. Приладожье было включено в состав образованной Карело-Финской ССР. 9 июля 1940 г. был образован Куркиекский район с административным центром в п. Куркиеки. На опустевшую после эвакуации финского населения территорию Приладожья уже в мае 1940 г. начали прибывать новые поселенцы. Их вербовали по по всей стране. Особенно много было переселенцев из Вологодской области и Белоруссии. Часто приезжали целыми деревнями из мест, предназначенных для затопления новыми водохранилищами.
 
     С приходом Советской власти на освобождённых землях началась активная борьба с Православием. Одно время Карельская ССР была даже объявлена территорией "свободной от религии". Широкое возрождение духовной жизни в Карелии началось только в начале 1990-х гг. Но это уже другая история...
 
Библиография
 
1. Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских, кн. XII. М., 1852. Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины. (изд. Беляевым И.Д.).
2. Головкин А.В. История Тверской Карелии. Тверь: Альба, 1999.
3. Жербин А.С. Переселение карел в Россию в XVII веке. Петрозаводск: Госиздат, 1956.
4. История Карелии XVI-XVII вв. в документах. Йоенсуу-Петрозаводск, 1987.
5. История Карелии XVI-XVII вв. в документах. Йоенсуу, 1991.
6. Карелы Карельской АССР. Петрозаводск, 1983.
7. Киркинен Х., Невалайнен П., Сихво Х.. История карельского народа. Петрозаводск, 1998.
8. Кочкуркина. С.И. Археологические памятники корелы (V-XV вв.). Л., 1981.
9. Кочкуркина С.И. Древние карелы. Петрозаводск, 1987.
10. Кочкуркина С.И. Древняя Корела, Л.: Наука, 1982.
11. Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск, 1990.
12. Линтунен П., Иконен К., Кивимяки С., Хютенен М. Культурное окружение северного побережья Ладолжского озера. Хельсинки 1998.
13. Мюллер Р.Б.. Очерки по истории Карелии XVI-XVII вв. Петрозаводск, 1947 г.
14. Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке.  СПб.: Типография императорской Академии Наук, 1853.
15. Нейкен Л. Л. Лахденпохья. Петрозаводск, 1979.
16. Нейкен Л. Л. Лахденпохья. Петрозаводск, 1989.
17. Отчет за первые два года деятельности ЛОИКФУН, Л., 1927. (статья Егорова В.А. "Новгородские храмы как памятник русско-финских отношений")
18. Очерки истории Карелии. Петрозаводск, 1957.
19. Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994.
20. Православная Карелия: Очерк. Пг.: Гос. Тип., 1914. Самоквасов Д.Я. Архивный материал. Новооткрытые документы поместно-вотчинных учреждений Московского царства. М., 1909, т. II. В сборнике : Обыскная книга Кирьяжского погоста 21 марта 1571 г.; Платежные и оброчные книги Корельской половины
Водской пятины 1570 г.
21. Север, журнал, 1991, N9, Петрозаводск, Карелия, 1991, спец. выпуск о Валааме.
22. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987.
23. Чернякова И. Карелия на переломе эпох. Петрозаводск, 1998.
24. Чернякова И. О чем не рассказал Элиас Лёнрот. Петрозаводск, 1998.
25. Чистович И. История Православной Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащей Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1856.
26. Шаскольский И.П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке. Л., 1987.
27. Шаскольский И.П. Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии. Конец XIII - начало XIV вв. Петрозаводск, 1987.
28. Hakulinen R. Kurkijoki sodasta evakkoon.
29. Kurkijoen historia IV. Loimaa, 1982.
30. Lumivaara. Lahti, 1979.
31. Muistojemme Kurkijoki. Helsinki 1952.
32. Saksa A. Rautakautinen Karjala. Joensuu. 1998.
33. Schvindt T. Kansantaruja Laatokan luoteis - rannikolta kesalla 1879. Helsinki, 1883.
34. Pirjo Uino. Ancient Karelia. Archaeological studies. Helsinki. 1997.
использованы материалы сайта http://lahdenpohja.onego.ru/history/
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com