|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Европа / Швеция / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / История Свято-Преображенского храма в Стокгольме / Время скитаний (1845 - 1907 г.г.) |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Время скитаний
(1845 - 1907 г.г.)
Несмотря на неоднократные ремонты, русский храм за сто лет своего существования в ратуше всё больше ветшал. Из донесения русской миссии в министерство иностранных дел в 1845 году явствует, что Южная ратуша пришла "в самое запущенное состояние", а церковный зал стал "не только весьма неудобным, но даже и неприличным". Поэтому было решено временно перенести церковь в наёмное помещение. В жизни стокгольмского храма наступил период странствий: прежде чем обрести постоянное пристанище, он за полвека сменил пять адресов. В 1846 году был заключён договор с владельцем дома на Malmskillnadsgatan. Это трёхэтажное каменное здание было выстроено специально для размещения православной церкви, а также квартир священника и псаломщика. Попытки русской миссии продлить контракт на следующий срок не увенчались успехом, ибо владелец настаивал на "обидных для чести Миссии условиях".
Тем не менее, жизнь миссии продолжалась. В 1852 году в была издана в Стокгольме в переводе на шведский язык священником Арсением Судаковым литургия св. Иоанна Златоустого. Русский посланник Я.А. Дашков писал: "священник Судаков... с особым рвением заботился о распространении в здешнем крае и Финляндии истинных понятий о значении догматов греко-восточной церкви". Спустя несколько десятилетий, в 1886 году, тогдашний настоятель Василий Архангельский издал литургии св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого в шведском переводе. Это издание, осуществлённое средствами Св. Синода, требовалось в Стокгольме, по словам о. Василия, "для безвозмездной раздачи тем сектантам из шведов, которые так усердно интересуются нашим православным богослужением". Синод постановил, чтобы литургии в шведском переводе были присланы в Хозяйственное управление "для продажи оных в синодальной книжной лавке, в финляндском духовном правлении и в Рижской духовной консистории для потребностей шведского населения".
После десяти лет на Malmskillnadsgatan приходу пришлось в 1856 году снять два этажа в доме на Jungfrugatan. Однако новое помещение на северной окраине города - Ladugerdslandet - оказалось менее удобным, чем прежде. Не прошло и нескольких лет, как пришлось признать, что дом, "оставаясь без всякого ремонта, очень обветшал и требует капитальных починок".
Новый переезд, на этот раз в центр города - на Drottninggatan, последовал в начале 1867 года. Тем временем в Петербурге бал утверждён новый штат заграничных церквей. Этому предшествовало трёхлетнее обсуждение судьбы стокгольмского храма, за закрытие которого высказались многие члены специальной комиссии при Министерстве иностранных дел. Однако в ответ на это было выдвинуто возражение, что "закрытие заграничных церквей лишит Православную Церковь возможности делать себя известною на Западе". В конечном итоге, церковь в Стокгольме, несмотря на малочисленность своего прихода, была сохранена.
В 1860-70 годах настоятелем прихода был протоиерей Димитрий Опоцкий. Он родился в Стокгольме 1-го февраля 1834 года. После окончания Духовной Академии вступил в брак с Александрой Измаиловой, родившейся в Петербурге 13 августа 1838 года. Весной 1877 года был назначен настоятелем церкви, незадолго учрежденной перед тем при Императорской Российской Миссии в Брюсселе. Имел пятерых детей, четверо из них родились в Стокгольме.
Алтарь церкви на Majorsgatan. Фото 1899 г.
Спустя десять лет после переезда на Drottninggatan архитектор И.Й. Карлстедт построил на своём участке на Majorsgatan отдельный дом для церкви и квартир причта. 31 октября 1877 года (по старому стилю) храм с высокими венецианскими окнами на третьем этаже был освящён. На фотографии 1889 года (из архива Свято-Преображенского прихода) виден старый иконостас XVIII века и "посольское место", отделённое баллюстрадой. Но надежды на постоянное и удобное помещение не оправдались и в этом случае. Дом, построенный на скорую руку, через несколько лет осел, стены потрескались, да и немалое беспокойство причиняли жильцы соседнего дворового флигеля. На эти обстоятельства сразу обратил внимание прибывший в Стокгольм в октябре 1888 года новый настоятель Пётр Румянцев.
Протоиерей Петр Румянцев. Фото Элиус Грапе. Стокгольм.
Личность и судьба этого деятельного священника заслуживают особого внимания. О. Пётр Румянцев родился в Самаре в 1854 году и умер в Стокгольме в 1935 году. Он прослужил в Стокгольмском храме без малого полвека, написал основательное исследование по его истории, был членом нескольких исторических и археологических обществ. На период его настоятельства пришлись наиболее драматические события русской истории - мировая война, революция, эмиграция. Протоиерей Пётр Румянцев, как никто другой, много сделал для самого существования Свято-Преображенской церкви.
Русский дом на Odengatan 2 с церковью и белым флигелем
Получив разрешение от Министерства иностранных дел, русская миссия летом 1891 года заключила контракт с инженером Р.И. Сандгреном (шведом, двадцать лет прожившим в России), который приступил к постройке доходного дома на углу Odengatan и Valhallavagen. Проект импозантного пятиэтажного здания, сохранившегося до наших дней, составил архитектор Г. Фристедт. Церковный флигель на Odengatan венчала небольшая позолоченная главка со стеклянным крестом, сам храм находился на третьем этаже, над квартирой псаломщика. Отделкой церковного интерьера руководил известный архитектор Фердинанд Буберг. По стенам храма шла высокая панель тёмного дерева, а стены были разделены на квадраты, выкрашенные светло-жёлтой и розовой краской. Пять больших окон храма были цветного и полированного стекла. Потолок был небесно-голубого цвета, украшенный золотыми звёздами. В центре потолка - вираж в форме звезды из матового стекла. Освящение храма последовало 26 ноября 1892 года, в день рождения императрицы Марии Фёдоровны.
Одновременно о. Пётр обратился к русскому посланнику с просьбой выписать из Петербурга новый иконостас, так как старый не соответствовал размерам помещения. Вскоре в Стокгольм доставили белый резной иконостас в русском стиле, созданный с учётом пожеланий о. Петра, а вместе с ним и две большие клиросные иконы и набор месячных иконок-святок. Этот иконостас, который стоит в Свято-Преображенском храме и поныне, освятили в праздник Преображения Господня - 18 августа 1893 года. Барочный иконостас XVIII века в 1901 году был послан русской церкви в Гамбурге.
С 1895 по 1898 год в русском храме в Стокгольме настоятельствовал протоиерей Яков Смирнов, затем настоятель Александро-Невского собора в Париже до своей кончины в 1936 году.
Протоиерей Яков Смирнов. Фото1898 г
Едва минуло десять лет со дня освящения храма на Odengatan, как пришлось думать о другом помещении, поскольку новый хозяин дома решил разорвать отношения с миссией. В конце 1905 года удалось заключить контракт с архитектором В. Дэном, который по собственному проекту заложил доходный дом на Birger Jarlsgatan 98. Владелец обязался пристроить со двора церковный зал и предоставить квартиры для настоятеля и псаломщиков. Не завершив работ, В. Дэн продал недостроенное здание, поэтому освящение храма задержалось до Пасхи 1907 года - 27 апреля.
***
Иконостас Свято-Преображенского храма на Birger Jarlsgatan 98. Фото Баграт Купрашвили.
Свято-Преображенский храм - хороший пример русской домовой церкви начала XX века. Иконостас был выполнен с учётом пожеланий протоиерея Петра Румянцева в Петербурге, в 1892 году. Он изготовлен из дуба и выкрашен белой краской. Иконы написаны маслом на холсте (нижний ряд) и на металле (верхний ряд). На Царских вратах - иконы Благовещения и образы четырёх евангелистов. По правую руку от врат - иконы Спасителя, арх. Михаила и Николая Чудотворца, а по лувую - иконы Богородицы, арх. Гавриила и князя Александра Невского. Над вратами расположен деисус - в центре Спаситель, налево Богородица, направо Иоанн Креститель. Затем следуют ангельские чины, представляющие невидимый мир. Хоругви были приобретены церковью в 1880 году. На правом аналое - икона Преображения Господня, а на левом - Казанская икона Божией Матери. Киот из кипариса справа был пожертвован великой княгиней Марией Павловной в 1910 году. Рядом на стене - большая икона святых равноапостольных царя Константина и великого князя Владимира. Эта икона была написана для русского павильона стокгольмской выставки 1897 года. Голгофа (слева) была выполнена в 1947 году. Посеребрённое паникадило шведской работы находится в храме с конца XVII века. Фото Баграта Купрашвили. По материалам сайта "Православие в Швеции"
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |