Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Латвия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Храмы и монастыри Латвийской Православной Церкви / Елгавский собор свв.прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Елгавский собор свв.прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
 
Собор свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы находится в городе Елгава по ул. Райня, 5. Его обустройство относится к первой четверти XVIII в., когда здесь постоянно проживала православная герцогиня Курляндская Анна Иоанновна. До 20-х годов XX в. город Елгава именовался Митавой и по своему культурно-историческому и политическому значению нередко "соперничал" с Ригой.
 
Земли, примыкавшие к Митаве, с древних времен были связаны с важнейшими водными путями, идущими "из варяг в греки". Часть владетелей земель и их населения уже исповедовало православие, которое распространялось само по себе и никогда никем в этих краях не насаждалось.
 
К середине XII века на территории современной Латвии по берегам Даугавы (Двины), Гауи, других водных транспортных путей сложились вотчины и отдельные торгово-ремесленные центры с православным населением и церквями. Так, в районе нынешней Старой Риги на правом берегу Двины издревле располагался поселок с православным храмом во имя св. Николая, монастырем и кладбищем.
 
Однако уже к концу века немецко-католические рыцари ордена Меченосцев (ответвление Тевтонского ордена) начинают огнем и мечом завоевывать Прибалтику, уничтожая православные храмы, монастыри, подвергая жестокому преследованию православное население края.
 
В сравнительно короткий срок Папа Римский основывает три католических епископства с крепостями. Однако рыцари-крестоносцы встречают сопротивление и нередко терпят сокрушительное поражение. Так, после сражения при Сауле (1238 г.) развалился и перестал существовать орден Меченосцев.
 
Вместо меченосцев немецкие рыцари создают католический Ливонский орден и в 1265 году заканчивают строительство на небольшом речном острове (в центре современной Елгавы) орденского замка. Митава становится центром Курляндии в немецко-рыцарском Ливонском религиозном государстве.
 
В последующие века Ливония неоднократно терпела поражения. Ее распад начался с 1561 года. Последний магистр ордена Готард Кетлер провозглашает себя герцогом созданного им Курляндского герцогства со столицей Митавой. Он вместе с католическим духовенством фактически уже распавшегося Ливонского рыцарского ордена присягает на верность польскому королю Сигизмунду II Августу.
 
В начале XVII в. начинается Польско-шведская война (1600-1621 гг.). Шведы занимают Ригу. Курляндское герцогство становится более самостоятельным ввиду значительного ослабления зависимости от Польши.
 
Главой Курляндии становится герцог Якоб. Он по-новому развивает производство и налаживает хозяйство, организует широкий обмен товаров, расширяет свои владения, покупает несколько колоний, в том числе африканский остров св. Андрея в устье реки Гамбия и земли по ее берегам (1651 г.), а также остров Тобаго у побережья Центральной Америки (1652 г.). Из колоний вывозят золото, слоновую кость, пряности. Курземских крестьян и ремесленников отправляют на Тобаго выращивать кофе и сахарный тростник.
 
Курляндское герцогство достигает высокого хозяйственного развития. Около имения Гольмгоф в среднем течении Двины у порогов герцог Якоб поощряет поселение исключительно православных людей. При его содействии строится, кроме издавна имевшихся, и новый храм, освященный во имя Святого Духа. Поселок Русская слобода вскоре увеличивается настолько, что герцог Курляндский Якоб возводит его в степень города, назвав Якобштадтом (Екабпилс).
 
В 1658 году шведы завоевывают Курляндию и расправляются с герцогом Якобом. Герцогство приходит в упадок, а его колонии на других континентах захватывают голландцы и англичане.
 
В начале XVIII века заканчивается Северная война. Шведы терпят окончательное поражение. Рижский рат и граждане, которыми были только немцы, 14 июля 1710 года принимают на Ратушной площади присягу на верность России.
 
Вскоре Петр I выдает свою племянницу Анну Иоанновну за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. В договоре по этому случаю (в ст. 6-й) говорилось: "... обещаем мы светлейшего Герцога полномочные именем нашего Высокого Принципала, что Ея Высочество Пресветлейшая Супруга, купно со своими домовыми служителями, свою божественную службу греческой веры свободно и безъ помешательства отправлять может в удобном месте в замке въ Митаве, и для того будет одна церковь по греческому украшению устроена" (Поли. Собр. Зак., т. IV, с. 2272, изд. 1830 г.).
 
В этой связи в Митаве, куда выехала на постоянное жительство Курляндская герцогиня Анна, обустраивается в замке дворцовая православная церковь во имя Преображения Господня. А в самой Митаве в 1726 году строится за герцогским двором небольшая, однопрестольная деревянная церковь во имя свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
 
Курляндская герцогиня Анна Иоанновна в 1730 году становится императрицей и навсегда покидает Митаву. Среди ее фаворитов особо приближенным оказывается Эрнст Бирон, который за весьма короткий срок стал фактическим правителем России. В его распоряжении находятся огромные средства Российского государства, и он, не прерывая связей с Курляндией, начинает в Митаве грандиозное строительство.
 
По вызову Бирона в Курляндию приезжает, не закончив строительство Зимнего дворца, В.В. Растрелли. Великий зодчий проектирует и на российские деньги строит в Митаве, на месте снесенного орденского замка, дворцовую резиденцию Бирона. Одновременно по его проекту и при его непосредственном участии возводится прекрасный летний дворец вблизи Бауски (Рундалпилс), где многое напоминало великолепие петербургских особняков: тончайшая гипсовая лепка стен и потолков, изысканность Белого, Золотого и Охотничьего залов с голландскими печами, мозаикой паркетов, великолепной плафонной живописью, выполненной такими талантливейшими итальянцами, как К.Дзуки, Ф.Мартини.
 
Власть фаворита становилась неограниченной. Это прекрасно понимало немецкое дворянство, и когда в 1737 г. умер последний отпрыск Кетлеров, то граф Э.Бирон со всеми его потомками по мужской линии единогласно избирается Курляндским герцогом. Строительство дворцов продолжается.
 
В 1741 г. на российский престол возводится дочь Петра Великого Елизавета, Бирон отправляется в ссылку. В.Растрелли возвращается обратно в Петербург.
 
К этому времени Митавская церковь свв. Симеона и Анны значительно обветшала, хотя после отъезда из Курляндии герцогини Анны стала главным храмом города. К ней был приписан причт дворцовой церкви, и, находясь в управлении Св. Синода, храм продолжал состоять "на коште Ея Императорского величества".
 
Однако состояние храма было таково, что в середине XVIII века вместо старой было начато строительство новой церкви.
 
Екатерина II через пять лет своего правления возвращает Бирона из ссылки. Он приезжает в Митаву и вновь приглашает В.Растрелли в намерении продолжить строительство и обустройство дворцов. Одновременно, в соответствии с именным указом императрицы, начинается обсуждение вопросов строительства нового Симе-оно-Анненского храма. Варфоломей Растрелли разрабатывает проекты и одновременно предлагает два варианта.
 
Строительство церкви началось в 1774 году на прежнем месте. В основание церкви была положена металлическая плита, на которой значилось: "Во имя благополучного царствования победоносной государыни Императрицы Всероссийской Екатерины II заложено это здание лета Христова 1774 июня 23 числа".
 
Новая церковь возводилась несколько лет и примерно через четыре года была полностью обустроена. Ее освящение состоялось 4 мая 1780 года. На торжественном богослужении, которое совершалось рижским духовенством, присутствовал министр, барон фон Криденер и многие инославные представители.
 
Выстроенный храм был однопрестольный, без придела. Входные двери были только с одной, западной стороны. Притвор почти не отделялся от внутреннего помещения церкви. Над ним находилась колокольня в один ярус, увенчанная главой. Такая же глава возвышалась над церковью.
 
Иконостас для нового храма был перенесен из прежней дворцовой церкви, имел три яруса, деревянный, с великолепной, заново позолоченной художественной резьбой по дереву. Царские врата и киоты были изготовлены талантливыми мастерами-резчиками. Иконы были древнего и нового письма. Так, по расписке смоленского мещанина Алексея Ив. Романовского от 13 июня 1786 года известно, что им было написано для иконостаса десять икон за сто альбертовских талеров.
 
В 1775 году попечением графини Е.П. Тиль (урожденной Бестужевой-Рюминой) на колокольне были поставлены часы с боем. Ею были также положены в казну 400 альбертовских талеров, с тем чтобы на проценты с этого капитала городские власти поддерживали часы в хорошем состоянии. Кроме того, графиня подарила храму колокол художественного литья с надписью: "Сей колокол подарила Ея Сиятельство графиня Екатерина Петровна Рюмина-Бестужева. В Митаве 1775 года 29 июля".
 
Вновь выстроенная церковь просуществовала более ста лет. К тому времени население губернского города Митавы значительно увеличилось. Храм уже не вмещал всех желающих присутствовать на богослужении, да и время сделало свое дело.
 
В 1885-86 гг. Прибалтику посетил Великий князь Владимир Александрович с супругой. Будучи в Митаве, он констатировал, что церковь крайне мала размерами, не имеет удобств. Мрачное впечатление производил внутренний вид церкви: почерневшие стены, тусклые иконы со следами пожаров, которые случались в храме. Недоставало утвари. Проржавевшая кровля давала течь. Звон слабых колоколов едва доносился до ближайших улиц.
 
И это несмотря на то, что храм с 1850 года являлся кафедральным собором и правящий Архипастирь именовался Рижским и Митавским. Однако средств для благоустройства храма не было, и каких-либо улучшений состояния Симеоно-Анненской церкви не предвиделось.
 
Во всеподданнейшем отчете за 1886 год Курляндский губернатор того времени К.Н. Пащенко писал о неотложной необходимости строительства нового храма и отсутствии материальных возможностей. Узнав об этом, Государь Александр III изъявил желание видеть проекты и планы перестройки церкви, указывая: "... средства я могу дать от себя".
 
В мае 1887 года в Ригу на свободную Рижскую кафедру прибыл Преосвященнейший епископ Арсений (Брянцев). До этого он являлся ректором С.-Петербургской Духовной академии. Свое архипастырское служение в Прибалтике начал с изучения состояния дел на местах и уже в июне впервые посетил Митаву.
 
Владыка внимательно осмотрел Симеоно-Анненский храм. Его удивила внешняя ветхость и неприглядность собора, внутренняя бедность и запущенность, и он тут же в присутствии причта, церковного попечительства и прихожан сказал, что непременно позаботится о строительстве нового храма или его капитальной перестройке. При этом он особо подчеркнул, что вначале необходимо построить кладбищенскую церковь, куда люди могли бы пойти во время строительства нового кафедрального собора.
 
Кладбищенская церковь была заложена 20 сентября 1887 года. Для строительства местное церковное попечительство выделило 7 000 рублей. Нашлись благотворители, которые помогли и деньгами, и всеми необходимыми материалами. Работы велись по проекту и под наблюдением архитектора В.И. Лунского. Строительство шло быстро, и уже 2 июля 1889 г. новый кладбищенский храм был торжественно освящен во имя Успения Божией Матери.
 
До этого в марте 1888 года по распоряжению Св.Синода архитектору академику Н.М. Чагину поручается разработка проекта и сметы на перестройку Митавской Симеоно-Анненской церкви. Ему на правах главного архитектора предоставлялось право заключать контракты на перестройку и иметь помощника в лице виленского инженера Винера.
 
13 июля 1888 года проект был высочайше утвержден. Эти документы вместе с указом Св.Синода о немедленном начале строительства были направлены в Рижскую Духовную консисторию. Курляндский вице-губернатор Манжос возглавил образованный строительный комитет. В ходе его реорганизации в него вошли настоятель храма, церковный староста Логвинов, купец первой гильдии Несодомов, епархиальный архитектор Эдельсон и инженер Винер. С этого времени все внимание уделяется Симеоно-Анненскому храму. Но здесь требовались значительные средства. Первый взнос в 30 000 руб. пришел в 1888 году от Его Императорского величества Александра III. Около двадцати тысяч выделил Св. Синод. Более 8 тысяч было собрано из местных церковных средств, что было достаточно для начала работ.
 
Торжественная закладка была совершена 3 июня 1890 года. Перестройку церкви осуществлял по поручению Св. Синода академик Чагин. По его проекту часть храма сносилась, часть перестраивалась на прежнем фундаменте для увеличения внутреннего пространства храма и его вместимости.
 
Строительство велось предельно качественно и быстро. Во время земляных работ была обнаружена закладная доска времен Екатерины II с датой 1774 год, а до этого при ремонтных работах нашлась надгробная плита, на которой значилось: "Екатерина Петровна Бестужева-Рюмина...".
 
Менее чем через два года строительство было полностью завершено. 14 ноября 1892 года Преосвященнейший Арсений, епископ Рижский и Митавский, торжественно освятил новый кафедральный собор во имя свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
 
Собор отличался и внешним, и внутренним благолепием. Трехъярусный иконостас, заказанный прихожанами на средства по подписке, представлял собой поистине уникальное произведение церковно-прикладного искусства. Его проект был разработан А.С. Дубасовой, которая всецело руководила всеми работами по его изготовлению. Иконы для иконостаса писал петербургский художник Левицкий на собранные пожертвования. Непосредственную материальную помощь оказывал бывший Курляндский губернатор Д.С. Сипягин со своей сестрой А.С. Дубасовой.
 
Накануне дня освящения обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев прислал дорогое парчовое облачение, утварь, хоругви и большое паникадило, что явилось прекрасным дополнением к общему украшению храма и благолепию торжественного богослужения.
 
Преосвященнейший владыка Арсений, несомненно, был удовлетворен завершением этой непростой и весьма дорогой стройки. Но он в это время был занят еще и восстановлением дворцовой православной церкви, которая была основана не позднее 1714 года, когда здесь постоянно проживала православная герцогиня Курляндская Анна Иоанновна.
 
До 1788 года церковь располагалась внутри дворца. Но по окончании строительства нового дворца церковь переместилась на фронтонную сторону, став фахверковой. Однако в 1797 году, когда Митавский дворец был отведен Павлом I для бежавшего из Франции графа Прованского — впоследствии Людовика XVIII, православная церковь была разобрана и в ней устроена католическая капелла для опального графа. Возрождением этой церкви и был озабочен Преосвященнейший епископ Арсений.
 
Практическое восстановление дворцовой церкви взял на себя Курляндский губернатор Д.Д. Свербеев. Именно по его эскизам, рисункам и указаниям были изготовлены киоты, а также иконостас художественной работы с тончайшей резьбой по дереву. Общему благолепию соответствовала церковная утварь, изготовленная талантливыми мастерами.
 
Примерно через полтора месяца после окончания строительства Симеоно-Анненского собора были закончены все работы по возрождению церкви в Митавском замке. Она производила особое впечатление своей простотой, белым с позолотой цветом. Все иконы были особого тонкого письма, церковная утварь — высокохудожественной работы. В прессе того времени писали: "При блеске восковых свечей, лампад и старинной оригинальной люстры яркая белизна стен, иконостаса, риз духовенства и облачения церковнослужителей, окруженные сиянием лики, глядевшие с икон, чудные напевы церковных песнопений — все в совокупности производило неотразимое молитвенное впечатление".
 
Освящение этого дворцового храма состоялось 3 января 1893 года, как и прежде, во имя Преображения Господня.
 
Тогда еще не было известно, что все три митавских храма, включая кладбищенскую церковь во имя Успения Божией Матери, войдут в число тех без малого семидесяти храмов, которые построил или капитально преобразовал Высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Рижский и Митавский, за десять лет (с 1887 по 1897 г.) своего служения в Риге.
 
Симеоно-Анненский собор являлся общепризнанным православным духовным центром. Его внешний вид действительно был украшением города. В этом своем наилучшем состоянии он находился вплоть до Первой мировой войны. Случившиеся беды XX века не обошли его стороной. Но он оставался действующим периодически еще в тридцатые годы. В начале Второй мировой войны Елгава вновь стала ареной боевых действий. Большая часть города оказалась разрушенной. Серьезные повреждения получил храм.
 
После войны экспроприированный собор являлся государственной собственностью. Он был занесен в реестр памятников культуры Латвии, охраняемых государством. Его оградили забором и... отдали под склад химических реактивов.
 
Катастрофическое ухудшение состояния растреллиевского наследия вынуждало городские власти время от времени обсуждать вопросы его восстановления и реставрации. Но все принимаемые решения оставались на бумаге.
 
Позднее, по примеру Риги, где Петро-Павловская церковь была превращена в "Аvе-Sоl", предполагалось открыть в Елгаве концертный зал с органом и для этого приспособить Симеоно-Анненский собор. С этой целью была даже образована специальная комиссия, начавшая поиск средств.
 
В конце восьмидесятых годов при попустительстве властей, а скорее всего по их инициативе, полуразвалившийся храм стали подготавливать к взрыву, дабы он не портил эстетику города. В стенах начали бурить шурфы для закладки взрывчатки.
 
В это время по благословению Высокопреосвященнейшего Леонида, митрополита Рижского и Латвийского, началось ходатайство по возвращению храма Латвийской Православной Церкви. На это ушло несколько лет. Положительное решение было достигнуто только тогда, когда Латвийский Сейм принял постановление о возвращении недвижимости законным владельцам.
 
Симеоно-Анненский собор, переданный государством, находился в крайне тяжелом состоянии. Развалины производили ужасающее впечатление. Колокольни не было вовсе. Сквозь черные ребра куполов зловеще зияли просветы.
 
Естественно, были сомнения — возможно ли возродить собор и можно ли осилить это?
 
Высокопреосвященнейший Владыка Александр решил: "Брать собор и с Божией помощью начать его восстановление". С этой целью вначале была официально зарегистрирована община собора. В 1993 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Александр для восстановления храма назначил настоятелем прихода Серафима Шенрока.
 
Главной заботой стал поиск документов прошлых лет, архитектурных проектов, рабочих чертежей, земельных справок. Одновременно проводилась техническая оценка состояния строения, выяснялась степень прочности оставшихся от разрушения стен и фундамента.
 
Несколько позднее произошло его знакомство с Эдвардом Алфредовичем Приеде, президентом фирмы "AD REM".
 
Будучи строителем, Э.А. Приеде заинтересовался ходом работ.
 
Он посетил Елгаву, осмотрел развалины Симеоно-Анненского собора. Восстановление этого храма стало делом его жизни на несколько лет. Вместе с группой специалистов он анализировал данные экспертиз, сопоставлял их с найденными проектами прошлых лет, определял последовательность всего комплекса работ. Его техническими консультантами и координаторами стали Ю.А. Тихомиров, бывший заместитель министра строительства Латвии, и А.З. Сахновский, бывший управляющий треста "Ригапромстрой".
 
Характеристики состояния храма раскрывали всю сложность предстоящей реставрации. Разработка и доработка предлагаемых проектов, выяснение общих направлений велось на ходу. При этом многие специалисты утверждали, что лучше всего развалины снести полностью и на этом месте заново построить, по сохранившимся чертежам Растрелли, новый храм.
 
Однако восстановительные работы шли своим чередом. Руины обустраивались лесами. Начались наружные работы. По фотографиям, старым чертежам уточнялась и велась кладка стен, восстанавливались отдельные фрагменты. Главное внимание уделялось укреплению фундамента. К 1995 году были завершены все кровельные работы, проведено электричество и отопление.
 
Одновременно решались вопросы надкупольных крестов. Их отливали по заранее разработаным эскизам и затем анодировали под золото на бывшем заводе вакуумных покрытий. Изготовленные кресты затем были освящены и подняты на купола.
 
В это время внутри храма шло выравнивание стен под последующую грунтовку и покраску.
 
Но задолго до этого настоятель протоиерей Серафим, работая над эскизами общего вида будущего главного иконостаса, знакомился с дошедшими до настоящего времени материалами об иконостасе бывшей Рижской Алексеевской церкви. Обуславливалось это тем, что в Симеоно-Анненском соборе предполагалось обустроить во имя этого святого боковой придел, который становился как бы первопреемником существовавшей в прошлом веке Рижской Алексеевской церкви.
 
Церковь эта была основана в Риге по повелению Петра I. Она обустраивалась на протяжении нескольких столетий и стала усыпальницей многих выдающихся деятелей Прибалтийских губерний. Под полом храма покоятся: князь Владимир Долгорукий (29 мая 1761 г.) и его супруга; рижский генерал-губернатор князь Николай Васильевич Репнин (3 июля 1726 г.); князь Василий Репнин (погребен 26 октября 1749 г.); генерал-аншеф Василий Лопухин и генерал-поручик Зыбин, оба убитые при Гросс-Егерндорфе в 1757 г. На одной из стен когда-то находилась табличка над усыпальницей некоего капитана Меньшикова (1718-1745 гг.).
 
Здание Алексеевской церкви сохранилось до настоящего времени и находится вблизи Сейма Латвии. Здесь до Первой мировой войны находился православный Рижский Алексеевский монастырь, в котором располагалась резиденция главы Рижской епархии, архиепископа Рижского и Митавского.
 
После переворота семнадцатого года в этом православном монастыре самопроизвольно разместилась Католическая курия, находящаяся здесь по сей день.
 
Церковь Алексея, Человека Божия была превращена в католический костел. Ее богатейшая коллекция икон, предметов церковно-прикладного искусства была утрачена уже в годы Первой мировой войны. Однако отцу Серафиму удалось найти материалы о самом иконостасе, и он сумел отдельные фрагменты использовать в стилистическом решении общего вида главного иконостаса Елгавского собора.
 
Его изготовление было поручено талантливому мастеру-умельцу, жителю Кулдигского района Виктору Экку. Он выполнил все столярные работы, декоративные детали оформления иконостаса, включая художественную резьбу по дереву.
 
Окончание основных работ по возрождению храма пришлось на конец уходящего века. Началась разборка наружных лесов. Когда они были сняты, перед изумленными горожанами предстал во всем своем великолепии отреставрированный. Симеоно-Анненский собор, заняв, как и в прошлые времена, достойное место в архитектурном облике Елгавы.
 
На грани двух веков духовная жизнь Симеоно-Анненского собора становилась все более активной. Ее возрождение по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Александра начиналось еще тогда, когда стены храма вызывали уныние, а богослужение совершалось по воскресным и праздничным дням. Постепенно число прихожан увеличивалось. Люди венчались, крестили детей, приобщались Святых Тайн.
 
При соборе начал работать Церковный совет, открылась воскресная школа, налаживалось духовное просвещение, катехизация. Многие прихожане стремились в меру своих сил оказать содействие в становлении приходской жизни. Восстановляющийся храм многократно посещал Высокопреосвященнейший архиепископ Александр. Но особо 15 января 2000 года, когда в возрожденном соборе был установлен иконостас главного предела. К тому времени восстановительные работы в главном были завершены. Но еще предстояло немало неотложных дел. Однако главным и основным всегда было и остается духовно-нравственное возвышение жизнедеятельности Симеоно-Анненского прихода.

Латвийская Православная Церковь

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com