|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Кипрское монашество не следует рассматривать как нечто отдельное от православного монашества в целом. Точно так же, как автокефальная Церковь Кипра является частью единой святой соборной и апостольской Церкви, так и кипрское монашество есть составляющая восточного православного монашества. Кипрское монашество укрепляет его, служит ему и именно так осознает свою миссию. С самого первого дня православное монашество было нацелено на полное самоотречение ради Бога, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Любовь к Богу, горячее желание покаяния и очищения от греха, а также стремление достичь душевного покоя составляют триаду восточного православного монашества. Характерные черты этой жизни – целомудрие, бедность и послушание. Аскетизм, тишина, работа, любовь, пение псалмов, молитва, пост и благотворительность ведут к совершенствованию, духовной радости и познанию Бога через благодать. Так идет православная монашеская жизнь, столь напоминающая земную жизнь Христа Спасителя и труды святых апостолов. Корни ее уходят еще во времена Иисуса Христа – как по своим законам, так и по деяниям. Вполне естественно, что на Кипре, близком к великим аскетическим центрам Востока, должно было начаться развитие монашества очень рано, с IV века. Считается, что монашеству на Кипре положил основание преподобный Иларион, прибывший из Газы. Плывя из Сицилии, он высадился на Пафосе вместе с Исихием, одним из своих знаменитых учеников, в 364 году по Р.Х., в надежде найти тихое место, где можно было бы посвятить себя молитве. Он поселился на Пафосе недалеко от города. Однако вскоре о нем все узнали, и к его уединенной келье стали во множестве приходить люди. Из-за этого преподобный даже хотел вернуться в Египет, но ученик его Исихий убедил просто уйти в менее доступное место – на вершину крутой скалы, возвышающейся над селом Епископи, которая и до сих пор носит название Айис Ларкос. Там он упокоился в Господе и был похоронен в 371 году по Р.Х. Известно, что в это же время великий святой из Малой Азии Николай, архиепископ Мир Ликийских, в течение недолгого периода жил отшельником на Пафосе. С ним был преподобный Евтихий, с которым он основал монастырь Иареону, ныне являющийся частью Киккского монастыря. Сведения о строительстве монастыря Иареону преподобным Евтихием и святителем Николаем Чудотворцем были обнаружены Ефремом Афинским в древней пергаментной рукописи, которая в то время находилась в ризнице монастыря. Известно также, что церковь была построена из камней храма «языческой богини» (то есть храма богини Геры, возведенного последним правителем Пафоса Никоклисом). Святитель Епифаний, другой ученик святого Илариона, взял на себя управление Архиепископией Констанции (Саламина). Одной из главных забот Епифания стало основание и усиление монашества в епархии. На сегодняшний день мы не располагаем достаточной информацией о том, когда и какие монастыри прежде других были основаны на острове. Существуют, однако, различные церковные предания, связанные с жизнью и подвигами святых на Кипре, причастных к основанию монастырей.
Согласно тому же источнику, вся территория вокруг монастыря была наводнена ядовитыми змеями, число которых катастрофически умножалось из-за продолжительной засухи. Пытаясь справиться с этой напастью, Калокер приказал выпустить на полуостров кошек, чтобы те покончили со змеями, – отсюда название мыса Гата на Акротири (то есть «Кошка»). Кошачий монастырь святого Николая Чудотворца, один из самых древних, действует и по сей день.
В VI веке процветал монастырь апостола Варнавы. Он был основан в конце V века архиепископом Анфимием на деньги императора Зенона (474–491) и знати, в трех километрах к западу от Саламина. Согласно преданию, записанному монахом Александром, который жил в этом монастыре в середине VI века, апостол Варнава трижды являлся в видении архиепископу Анфимию, открывая местонахождение своего гроба. В сопровождении духовенства Анфимий направился к месту, которое было так чудесно указано, и нашел сундук, подписанный собственноручно Варнавой, со святыми мощами и копией Евангелия от Матфея. Анфимий сразу отправился с драгоценными реликвиями в Константинополь, чтобы сообщить об этом удивительном случае. Император Зенон, в знак той важности, которую он придавал находке, подтвердил автономию Кипрской Церкви и предоставил кипрским архиепископам определенные права, которые они сохраняют до сих пор. Они получили право ставить свою подпись красными чернилами – знак отличия, которым пользовались только императоры, право ношения пурпурной накидки по праздникам и право носить императорский скипетр вместо обычного архиерейского посоха. Копия Евангелия от Матфея, представленная Анфимием императору, была доставлена в часовню святого Стефана в императорском дворце в Константинополе, где по нему читали ежегодно в Страстную пятницу. К VII веку относятся сведения о монастыре в Симвулии, что в нескольких милях к западу от Куриума, как о уже давно существовавшем к тому времени. Епископ Пафоса Феодор был монахом в этом монастыре перед тем, как стать священником, а затем епископом. Указание на это имеется в проповеди, произнесенной им в церкви святителя Спиридона Тримифунтского 14 декабря 655 года. Набеги арабских фанатиков Аллаха (VII–X вв.) вынуждали монахов покидать Сирию и Палестину. Многие из них нашли убежище на Кипре. В годы иконоборчества, которое потрясло всю Византийскую империю, многие защитники икон, аскеты и монахи из Малой Азии также прибывали на Кипр, где могли не опасаться преследований. Этот поток беженцев привел к созданию новых монастырей. Арабские набеги, гонения и прочие несчастья, с которыми сталкивались жители островов (в том числе и серьезные стихийные бедствия, такие как землетрясения и засухи), способствовали развитию монашества, так как эти катастрофы понимались как проявления Божественного гнева. Это побуждало многих посвящать жизнь свою Церкви, искать приюта в монастырях или же завещать им свое имущество. Монастырь Мегалос Агрос был основан, по всей вероятности, примерно в конце VIII века, в эпоху иконоборчества. Есть предание о том, что основателями монастыря были 40 монахов, бежавших вместе с игуменом Феофаном из монастыря с одноименным названием в Кизике. Они привезли с собой икону Богородицы. Эти монахи нашли убежище в монастыре святого Николая Чудотворца в Акротири, где оставались до тех пор, пока не был построен монастырь Агрос. Этим объясняется тесная связь между этими двумя монастырями, существовавшая вплоть до XVI века, так что даже их доходы считались общими. Подобным образом и другие монастыри основаны были монахами из иных земель, которые привозили с собой иконы Пресвятой Богородицы, по преданию, чудом извлеченные из моря. Монастырь преподобного Антония уже существовал в епархии Хитрии (Китреи) во времена арабских набегов (VII–X вв.). Он стоял на высоком крутом пике Пентадактилос; в нем жило небольшое количество монахов. Должно быть, монастырь был полностью уничтожен довольно рано, поскольку упоминаний о нем нет ни в одном документе времен Лузиньянов (1192–1489). Однако об этом монастыре говорится в житии святого Димитриана, который служил там игуменом, пока не стал епископом Хитрии в 885 году. Фрески в церкви (прежде – монастыре) Панагии Асину, как установлено сегодня, восходят к 965 году, поэтому основание его также датируется X веком. Стегийский монастырь святого Николая Чудотворца – XI века, и доказательством этому также служат фрески в церкви. Одно старинное здание монастыря свидетельствует о существовавших ранее кельях, сейчас, к сожалению, находящихся в руинах, как и церковь Панагии Асину. Монахи-беженцы, вероятно, также основали монастырь в честь иконы Божией Матери «Катаркотисса», что недалеко от Ларнаки, и монастырь в честь иконы «Апосинтиотисса», что недалеко от Сихари, а также обители в честь икон «Антифонитиса» и «Пантадактила».
Император по просьбе отшельника Исаии, жившего в пещере на горе Кикко, отправил в дар острову икону Пресвятой Богородицы из императорского дворца в Константинополе. Отшельник, получив Божественное откровение, чудесно исцелил дочь императора, страдавшую от неизлечимого недуга. И хотя императору жаль было расставаться с драгоценной святыней, он все же со всеми почестями отправил икону на Кипр, присовокупив и средства, необходимые для строительства монастыря, куда священная реликвия должна была поместиться на хранение. По просьбе отшельника Вутомитис подарил монастырю еще и три деревни. Этот подарок впоследствии был подтвержден императорской хартией. Другой монастырь, основанный императором, – это обитель в Махерасе, по святости и важности уступающая только Киккскому монастырю. Она расположена на склонах горы Киония. Необычное название – Махерас, то есть Нож, – предположительно, произошло от имени первого обитателя горы, на которой он был построен, или же, как гласит предание, от чудотворной иконы, принадлежавшей обители, которая первоначально была обнаружена в пещере вместе с ножом, зарытым перед входом. Первым, кто пришел в эти места, был старец Неофит, изгнанный сарацинами из Иордании в XII веке. Он приехал на Кипр со своим верным учеником Игнатием и построил келью на горе Айос. Но так как денег на строительство монастыря не было, они обратились за помощью к императору Мануилу Комнину (1143–1180). На поступавшее ежегодно пособие приблизительно в 50 монет они выстроили часовню во имя Божией Матери и несколько жилых келий. Позднее, в 1172 году, к Игнатию присоединился Нил, который считается главным строителем монастыря. При постриге Нила независимость обители, уже обеспеченная императорским указом, была официально признана правящим архиереем этой епархии епископом Тамасским Никитой.
Святой Неофит родился в 1134 году в деревне Лефкара. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди. В 1158 году Неофит покину Кипр, некоторое время жил отшельником неподалеку от Иерусалима. Получив откровение, он возвратился на родину, обретя приют в горах севернее Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти в течение года расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Пещеру он посвятил святому Кресту, возвел внутри нее алтарь, а также приготовил могилу для себя в ее глубине. Вскоре целая монашеская община собралась вокруг святого, и для нее святой Неофит составил Требник. В 1170 году епископом Пафоса Василием Киннамом (1166–1205) преподобный отец был рукоположен в сан священника. Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1199 году он сменил Энклистру на более удаленную и недоступную пещеру, вырубленную им прямо в скале. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. Фрески в Энклистре, написанные, согласно преданию, самим преподобным Неофитом в 1170 году, являются одним из самых значительных явлений кипрского искусства XII века. В период с середины XII века и до его конца появились еще четыре монастыря в честь икон Пресвятой Богородицы «Хрисороятисса», «Троодитисса», «Панагия ту Арака» и «Лагудера», которая была написана в правление Льва Афтента в 1192 году. В XII веке была основана и обитель во имя святого Иоанна Златоуста в Куцувенди, которая стала первым монастырем для преподобного Неофита. В XIII веке были основаны монастырь Кантара, известный по мученической смерти тринадцати монахов в 1231 году, и монастырь «Панагия Паллуриотисса», которого больше не существует. Помимо монастырей, упомянутых выше, сегодня действуют на Кипре и другие. Особенно процветают обители святого Гераклидия, святого Пантелеимона, святого Мины, святого Георгия Аламана, «Панагия тис Глоссас» и святого Кендеаса. За шестнадцать веков своего существования кипрское монашество знало периоды как процветания, так и упадка. Но всегда: и в эпохи расцвета, и в годину тяжких испытаний – обители служили не только Православной Церкви Кипра и Православию в целом, но и всей нации. Монастыри всегда были самым безопасным укрытием, здесь развивались и хранились традиции не только образования, но и разнообразных искусств; иконопись, резьба, изготовление украшений, каллиграфия, миниатюра – во все внесли свой весомый вклад наши иноки.
Обороняясь от врагов, монастыри превращались в настоящие бастионы духа. И конечно же, они становились форпостами борьбы за независимость, оставаясь в этой роли вплоть до недавней освободительной войны (1955–1959). На протяжении веков они были ярко горящими маяками – интеллектуальными, нравственными, религиозными и национальными; они оказывали огромнейшее влияние на сознание, моральное и умственное развитие и социальную жизнь нашего народа.
Архимандрит Нектарий (Серфес)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |