Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Италия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Русское Православное духовенство в Италии: 1920-1990-е годы.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
АНТУАН НИВЬЕР. "Русская эмиграция в Италии в ХХ веке",
с. 61-72, Москва, 2003 (публикуется в сокращении).
 
РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО
В ИТАЛИИ: 1920-1990-е ГОДЫ
 
     Италия по разным причинам, преимущественно экономическим, культурным и церковно-юридическим, не притягивала русских беженцев в 1920-1930-е годы. Довольно тогда бедная, индустриально малоразвитая, ориентированная на сельское хозяйство, она не сулила эмигрантам ничего стабильного. К тому же правовое положение Римско-католической церкви, как и ее повсеместное влияние на ежедневную жизнь итальянцев и культуру страны, не благоприятствовали образованию общин. На православных тогда еще смотрели как на еретиков. Именно поэтому русские эмигрантские общины в Италии остались немногочисленными и малонаселенными. Они в большинстве случаев существовали в тех городах, где до революции уже действовали православные приходы, – отсюда состав клира, обслуживавшего эти общины. В отличие от приходов, созданных русскими беженцами в таких странах, как Франция, Германия или Бельгия, приходы в Италии были не способны вырастить внутри кандидатов в священство. Почти все священники присылались из церковных центров – из Парижа, Белграда или США.

     В начале 1920-х годов в Италии функционировали три православных русских храма: Свято-Николаевская посольская церковь в Риме, Христо-Рождественский храм во Флоренции и храм Христа Спасителя в Сан-Ремо и одна домовая церковь в Мерано. Первоначально все православные русские церкви в Италии находились под каноническим авторитетом митрополита Евлогия (Георгиевского), назначенного в апреле 1921 г. Московским Патриархом Тихоном управляющим русскими приходами в Западной Европе на правах епархиального архиерея. В 1931 г. Евлогий возглавил временный Русский Экзархат в Западной Европе, находящийся под юрисдикцией уже Константинопольской Патриархии. Все приходы, зависящие от митрополита Евлогия, остались ему верными. Однако Римский приход с его клиром уже с 1927 г. выбрал юрисдикцию Русской православной церкви заграницей. Приходы, находящиеся в юрисдикции Русского Экзархата Константинопольской Патриархии (с 1966 г. Русской Архиепископии в Западной Европе, пользующейся с 1971 г. статусом автономии в рамках Константинопольской Патриархии), образовали благочиние, которое возглавлялось последовательно протоиереем Иоанном Куракиным (1931-1950), протоиереем Аполлоном Сморжевским (1950-1962), протопресвитером Валентином Роменским (1963-1970) и, наконец, протоиереем Иоанном Янкиным (1970-1998). Одновременно с 1952 по 1963 г. приходы Экзархата в Италии вместе с приходами на Французской Ривьере входили в состав отдельного викариатства, который возглавлял епископ Сильвестр (Харунс).

     В Риме архимандрит Симеон (Нарбеков) настоятельствовал сорок семь лет, до октября 1963 года, когда, достигши преклонного возраста, ему пришлось выйти за штат. В приходской жизни наступил двухлетний период неустройства. Затем из Америки прибыл новый настоятель, маститый протоиерей о. Виктор Ильенко. Ему удалось заново поставить приход на твердую почву. Так как исправление ситуации полностью зависело от личных качеств о. Виктора, то, когда он ушел на пенсию в 1984 году, беспорядки в приходе возобновились. В конце концов, в 1987 г. приход перешел в юрисдикцию Русской Архиепископии Константинопольского Патриархата, а в 2000 году – в юрисдикцию Московской Патриархии.

     Во Флоренции в начале марта 1922 г. престарелый отец Левицкий ушел за штат. Пять месяцев спустя он скончался. На его место митрополит Евлогий послал протоиерея Михаила Стельмашенко. Он был интеллектуалом, но по определению Евлогия, человеком крутого нрава. Скоро у него начались разногласия с прихожанами, и в ноябре 1925 г. его перевели в Берлин, но до приезда на новое место служения он скоропостижно скончался. Вместо него митрополит Евлогий поручил пастырское окормление прихода протоиерею Иоанну Лелюхину, бывшему настоятелю кафедрального собора в Архангельске, очутившемуся после революции в Англии. Уже немолодой отец Лелюхин не был в состоянии заниматься приходом. В 1935 г. он вышел за штат по болезни и уехал в Париж. Его заменил о. Иоанн Куракин, выходец из старого княжеского рода, бывший член III-й Государственной Думы, принявший священнический сан уже в эмиграции. Впоследствии протоиерей Иоанн Куракин настоятельствовал во Флоренции 15 лет. После о. Иоанна пастырские обязанности выполняли его помощник протоиерей Андрей Масальский (до 1955 года) и архимандрит Савва (Шимкевич) (до 1961 года). Затем храм очень недолго обслуживал игумен Иоанн (Харченко), священник из перемещенных из Восточной Европы (после второй мировой войны) лиц. Игумена Иоанна сменил уже немолодой о. Феодор Бокач из Парижа. После смерти о. Феодора Бокача (1969 г.) во Флоренции больше уже не было постоянного священника. Храм стал обслуживать отец Иоанн Янкин, который приезжал из Ниццы и одновременно состоял с 1970 г. благочинным приходов Русской Западноевропейской Архиепископии в Италии. Во второй половине 1980-х годов ему помогал сокурсник по Богословскому институту протоиерей Кирилл Фотьев, который регулярно приезжал из Мюнхена.

     Назначенный в Сан-Ремо еще до первой мировой войны настоятель иеромонах Варсонофий сюда после революции не вернулся. Богослужения возобновились лишь в 1922 году, когда образовался приходской комитет. В дальнейшем здесь никогда не было постоянного священника, за исключением очень коротких периодов. Храм обслуживали священнослужители то из Флоренции, то из соседней Французской Ривьеры, главным образом из Ниццы и Ментона. В зависимости от принадлежности приезжавших священников храм находился в той или другой юрисдикции.

     В Бари Свято-Николаевская церковь при странноприимном доме для паломников принадлежала Палестинскому обществу. До второй мировой войны назначение туда священников не могло состояться без согласия Палестинского общества. Поэтому в церкви в течение долгих лет не было постоянного священника. Наконец, постоянный священник нашелся в лице о. Андрея Копецкого, долголетнего диакона-псаломщика Римского прихода. Приняв в июне 1939 г. священнический сан, о. Копецкий, как и его предшественник о. Ноаров, находился в юрисдикции Зарубежного Синода. Но в 1947 г. о. Копецкий вместе с приходом перешел в юрисдикцию Русского Экзархата. При нем было совершено освящение храма (он скончался в 1963 году). До 1965 г. храм обслуживали разные заезжие священники. Затем из Парижа прибыл о. Игорь Значковский, бывший полковник-белогвардеец, на старости лет решивший посвятить себя служению. С именем о. Значковского связан обратный переход странноприимного дома в юрисдикцию Зарубежного Синода, что и произошло в 1970 году. В настоящее время дом с его двумя церквями используется совместно Зарубежной церковью и Московской Патриархией.

      Единственный приход, созданный в Италии усилиями русских беженцев, находился в Милане, где уже к 1924 г. образовался церковный комитет, который обратился к митрополиту Евлогию с просьбой о проведении регулярных богослужений. Была организована маленькая община, которая до 1930 г. зависела от Флорентийского прихода.

      В 1930 г. появилась возможность превратить общину в самостоятельный приход с постоянным священником. Первым настоятелем стал протоиерей Георгий Соколов. В Милане он оставался ровно год. Его сменил о. Иоанн Куракин, который организовал нормальную церковную жизнь в городе и окружающих областях. Его преемником в 1935 г. стал о. Аполлон Сморжевский, только что переселившийся из Польши в Западную Европу. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, бывший преподаватель Виленской духовной семинарии, а затем епархиальный миссионер Волынской епархии, о. Сморжевский был послан в Милан сразу после принятия священнического сана. Опытный, влиятельный священник, он много внимания уделял просветительской деятельности, устраивал лекции на религиозные темы, организовал приходскую библиотеку. По его инициативе церковь перешла в новое, более просторное помещение. 
     Он служил в этой церкви до смерти (в марте 1962 г.), совмещая должность настоятеля с должностью благочинного приходов Русского Экзархата Константинопольской Патриархии в Италии (1950-1962 годы). После смерти о. Аполлона Сморжевского малочисленный Миланский приход стали обслуживать священники, приезжавшие из Флоренции или из Ниццы. В 1966 г. официальным настоятелем церкви стал о. Иоанн Янкин, который уже обслуживал приход в Сан-Ремо, а с 1969 г. и приход во Флоренции. Конечно, в Милан он мог приезжать только изредка. Приход медленно вымирал. В 1972 г. о. Янкин предложил епархиальному управлению в Париже закрыть приход, что и было сделано. Оставшиеся малочисленные прихожане решили обратиться к Зарубежной церкви. В следующие годы их обслуживал время от времени о. Виктор Ильенко из Рима. В приходской жизни все больше стал преобладать нерусский элемент – принявшие православие итальянцы. Очень скоро они начали выбирать священнослужителей для местного и для других новообразованных приходов, особенно на севере страны, из своей среды.

Антуан Ривьер. "Русская эмиграция в Италии в ХХ веке", с. 61-72, Москва, 2003 (публикуется в сокращении)

Источник - сайт "Соотечественники".  Международный Союз Общественных Объединений - "Русь Единая"

 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com