Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Италия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Православная Русская Церковь в Риме во имя святителя Николая Чудотворца. Михаил Талалай.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
ПРАВОСЛАВНАЯ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В РИМЕ
во имя святителя Николая Чудотворца
 
 ИСТОРИЯ
 
     Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 180Зг. Император Александр Первый подписал указ 06 учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии. Был утвержден штат с одним священником и двумя "церковниками" (т.е. псаломщиками). Св. Синоду было поручено к весне 1804г. "приготовить церковь со всею к оною потребностию". Первоначально предполагалось ее освятить во имя Свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в знак признания Рима как владетеля мощей Апостолов и как кафедры Св. Петра.
 
     Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного "проекта": храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа - в 1823г. Однопрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме, на Корсо 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой: с 1828г. она была в палаццо Одескальки на пл. Святейших Апостолов, с 1836г. по 1845г. - в палаццо Дориа Памфили на пьяцца Навона, с 1845г. - в палаццо Джустиниани близ Пантеона, с 1901г. - в палаццо Менотти на пьяцца Кавур и с 1932г. - в современном помещении.
 
     Как и все другие заграничные церкви, Римская была включена в состав С.-Петербурской епархии, но во многом, прежде всего - материально, зависела от Министерства Иностранных Дел и именовалась Посольской.
 
     Первым постоянным священником стал с 1827г. по 1831г. иеромонах Иринарх (в миру -Яков Дм. Попов, сконч. 1877г.). который прежде служил в домовой церкви кн. Голицыной-Терди в Бергамо.
 
     Его сменил в 1836г. иеромонах Герасим (сконч. 1849г., похоронен в Неаполе), которого. перевели в Рим из временно упразднённой миссии с церковью во Флоренции. В I844r. в Венеции о. Герасим был посвящен в сан архимандрита. С этого времени настоятелями Римской церкви назначались священники из "черного" духовенства в этом сане.
 
     С 1849г. по 1852г. настоятелем был архимандрит Феофан (Авсенев; сконч. 1852r., похоронен на кл. Тестаччо). Из профессоров Киевской Духовной Академии, затем с 1852г. по 1855г. - архимандрит Иаков, бывший прежде игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.
 
     С 1855г. по 1860г. здесь служил архимандрит Софония (в миру - Степан Сокольский), впоследствии - еп. Туркестанский и Ташкентский (сконч. 1877г.).
 
     В 1860-1864 гг. в Риме настоятельствовал архимандрит Палладий. Сменивший его в 1864-1866 гг. архимандрит Порфирий (в миру - Георгий Ив. Попов; сконч. 1866г., похоронен на кл. Тестаччо) был, помимо всего прочего, духовным писателем - его перу, в частности, принадлежат "Письма из Рима", печатавшиеся в "Православном обозрении".

     Следующему архимандриту. Гурию (впоследствии - архиеп. Таврический) пришлось испытать тяготы политики: в 1866г. произошел временный разрыв отношений между Россией и Папским государством, вследствии чего русский священник перед самой Пасхой был выслан в Неаполь.
 
     В 1867г. Имп. Александр Второй утвердил новый штат римской церкви в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков.
 
    Следующими римскими настоятелями были: в 1871-77гг. архимандрит Александр (в миру - Андрей Кульчицкий), в 1878-80гг. - архимандрит Николай, в 1880-81гг. - архимандрит Митрофан, в 1881-84гг. архимандрит Никон (в миру - Филипп Егорович Богоявленский), в 1884-97гг. - архимандрит Пимен. (в миру - Дмитрий Дмитриевич Благово; сконч. 1897г., похоронен на кл. Тестаччо). Архимандрит Пимен занимает видное место в истории русской культуры. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880г. монашеский постриг. Его главный литературный труд, "Рассказы бабушки, собранные ев внуком Д. Д. Благово", стал своеобразным памятником целой Русской эпохи. В Риме архимандрит Пимен вместе с послом Н. Н. Влангали устроил русский странноприимный дом Св. Станислава (ныне - собственность польской католической Церкви), собрал ценную библиотеку, написал свои собственные воспоминания о московской жизни.
 
     Сменившему архимандрита Пимена архимандриту Клименту (в миру - Константин Верниковский) принадлежит почин строительства русского храма. Идея сооружения церкви в "Римско-католическом Престольном граде" обсуждалась уже давно. Начало было положено вдовой надворного советника Елизаветой Ковальской, которая 1880г. обратилась в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за свой счёт храм на кл. Св. Лаврентия (Verano), дабы "почтить память супруга. служившего в Риме". Церковные власти решили навести справки в Риме. Русский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: "Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны...". В результате вдова разрешения не получила.
 
     Архимандрит Климент (вподследствии - еп. Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о "потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества". Уже в 1898г. начался сбор средств, который в 1900г. был официально разрешен Имп. Николаем Вторым, внесшим "царскую лепту" в 10 тыс. рублей. Для сбора средств архимандрит Климент выежал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича. от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников - всего было собрано 265.000 итал. лир. Граф Л.А. Бобринский (сконч. 1915г.) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Villa Malta).
 
     К сожалению, новый настоятель, назначенный в 1902г.. архимандрит Владимир (в миру - Всеволод Путята). стал вести иную линию: поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Villa Malta отошла наследникам Бобринского, а затем - о.о. иезуитам) и предложил искать другое место, отверг первоначальную кандидатуру, арх. М.Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, арх. Н.Ю. Янга. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906г. был образован Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.
 
     С именем архимандрита Владимира связана первая в истории Русской Церкви попытка устроения Западно-Европейской епископской кафедры. Вопрос был поставлен впервые в 1897г. архиепископом финляндским Антонием (Вадковским). впоследствии - С.-Петербурским митрополитом. Посол в Риме А.И. Нелидов через Министерство Иностранных Дел деятельно поддержал идею. Летом 1907г. архимандрит Владимир был хиротонисан во еп Кронштадского, викария С.-Петербурской епархии для заведования всеми русскими православными заграничными церквами (за исключением Константинополя и Афин). К сожалению, Западно-Европейская епархия, по невыясненным причинам, через два года была упразднена. В 1911г. еп. Владимир покинул Рим.
 
     В 1912-14 гг. здесь служил архимандрит Дионисий, который, в частности, издал "Спутник русского православного богомольца в Риме" (1912г.). При ним строительное дело не прекращалось: осенью 1913г. Имп. Николай Второй разрешил сбор пожертвований по всей России, а летом 1914г. Госбанк открыл особый счет в С.-Петербурской конторе. Строительный Комитет составил обращение к православным России с патетическими словами: "... Престол Божий поставлен в наемной квартире».
 
     С 1914г. по 1916г. в церкви настоятельствовал архимандрит Филипп, убиенный после революции в России. В 1915г. он сформировал новый состав Строительного Комитета, возглавленный кн. С.С. Абамелеком-Лазаревым. Князь навязал Комитету другого, уже третьего по счёту, архитектора - Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике арх. В.А. Субботина, надзиравшего тогда за строительством русской церкви в Бари. Комитет все же принял проект и при содействии Моральди приобрел на имя российского посольства участок на наб. Тибра, близ Понте Маргерита (Lungo Tevere Arnaldo da Brescia). Смерть в 1916г. Абамелек-Лазарева и события в России оборвали храмостроительство (в 1924г., земельный участок был захвачен советским посольством, а затем - продан).
 
     Новый этап в истории церкви связан с назначением в Рим в 1916г. архимандрита Симеона (в миру - Сергей Григорьевич Нарбеков). По словам Митрополита Евлогия -" хороший, вздумчивый монах" ("Воспоминания". Париж. 1947г. с. 434) - архимандрит Симеон служил здесь почти полвека - он умер в 1969г. и похоронен на кл. Тестаччо. Весной 1921г. архимандрит Симеон основал римский приход, в который вошло около ста полноправных члена, и организовал Приходской Совет, возглавленный б.ген.консулом Г.П. Забелло. Таким образом домовая церковь при российском (в перспективе - советском) посольстве, находившаяся в. ведении Министерства Иностранных Дел. стала независимой, приходской. В приход как почетный член вошла королева Эллинов Ольга Константиновна из Дома Романовых (в 1926г. ее отпевал арх. Симеон).
 
     Крупным успехом стало утверждение за приходом статуса юридического лица, Еnte Могаle, по королевскому указу от 14 ноября 1929г. Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М.А. Чернышевой ("Палаццо Чернышев"). Княжна Чернышева (сконч. 1919г.) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897г., но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931г. 10 апреля 1932г. в ним была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из палаццо Менотти с piazza Cavour. Проект церкви был составлен архитектором кн. В.А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Савойская (Черногорская).
 
     Первоначально римская община вошла в устроенную Митрополитом Евлогием Западно-Европейскую Епархию с центром в Париже: указом Св. Тихона, патриарха Всероссийского, от 5 мая 1922г. Митрополиту Евлогию было поручено управление русскими заграничными приходами. Архимандрит Симеон был назначен благочинным русских церквей в Италии. Однако в 1927г., как писал Митрополит Евлогий, "из личной преданности Митрополиту Антонию", он перешел под его омофор (Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей). Из-за особого положения православной общины в Риме, она находилась до 1985г. в непосредственном подчинении Председателю Архиерейского Синода (с 1950г. резиденция Синода находится в Нью-Йорке).
 
     В послереволюционный период общине много помогла кн. М.П. Абамелек-Лазарева. Урожденная Демидова (сконч. 1955г.), жившая в Пратолино, под Флоренцией. а также на вилле покойного мужа в Риме (сейчас Villa Abamelek - резиденция российского посла). Княгиня выплачивала содержание настоятелю и некоторым прихожанам. В 1921г. она получила почётное звание "попечительница храма".
 
     Некоторую материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства. Вторая Мировая война привела в Италию множество "перемещенных лиц", которым община всячески помогла. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава Союзнических войск. В 1950-60-хх гг. римский приход опекал беженский лагерь Latina и дом дальневосточных беженцев Villa Olanda под Турином.
 
     С 1946г. в Риме архимандриту Симеону сослужили игумен (впоследствии -архимандрит) Каллист (сконч. 1964г.), который прежде, с 1935г. по 1945г. был настоятелем в С.-Ремо и архимандрит Зосима (сконч. 1960г.). Когда в середине 1950-х гг. престарелый архимандрит Симеон ушёл на покой, архимандрит Каллист стал настоятелем церкви. В 1965г. на Свято-Никольский приход был назначен протоиерей Виктор Ильенко. В 1960-х гг. община состояла в подчинении преосв. Антонию. архиепископу Женевскому.
В 1984г. о. Виктора сменил о. Михаил Маклаков, по происхождению - американец. Община вступила в конфликт с новым настоятелем из-за его жесткой антиэкуменической линии и по ряду иных материальных причин, о. Михаилу Маклакову пришлось покинуть Рим.
 
     Поиски устойчивого канонического положения привели приход опять под омофор Западно-Европейской Архиепископии, во главе которой тогда был архиепископ Георгий (Вагнер). Указом от 25 ноября 1985г. настоятелем был временно назначен сербский священник, профессор Богословского института в Париже, протоиерей Николай Чернокрак. В феврале 1987г. настоятелем был назначен протоиерей Михаил Осоргин, который также является настоятелем парижской церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского.
 
     Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х гг., когда Рим стал одним из транзитных пунктов "новоэмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе) численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства.
 
     Кроме русских прихожан церковь окармливает сербов (община традиционно справляет Сербскую Славу), коптов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки посольской греческой церкви (Via Sardegna, 153) в приходе состояли и греки.
 
УБРАНСТВО
 
     При устройстве церкви трехэтажный особняк Чернышевой был значительно переделан. Под храм была отведена правая половина первого этажа. Строительный проект был составлен инженером Ф. Поджи и архитектором кн. В.А. Волконским, который много заботился об этом храмостроительстве. Была принята идея сооружения крестообразной в плане церкви, но, к сожалению, близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму - особенно при дополнительном освящении - нарядный, праздничный вид.
 
     На парадной лестнице, при входе в церковь, водружены мраморные памятные доски с выражением молитвенной благодарности устроителям Свято-Никольского русского храма: архимандриту Симеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.
 
     Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х гг.. в основном, на средства посла при Папском Дворе, кн. Г.И. Гагарина. Композиция деревянного, выкрашенного под белый мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит арх. К.А. Тону. Однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса - надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне".
 
     Иконостас увенчан четырехконечным крестом. Образа иконостаса написаны в академической манере. Наибольшую ценность, конечно, имеют брюлловские Царские Врата.
 
     В письме, датированным 27 сентябрём 1838г. Карл Брюллов так писал в Общество поощрения художников: "Теперь все русские художники, находящиеся в Риме, взяли на себя согласие Господина посланника (Кн. Г.И. Гагарина - М.Т.) пожертвовать для украшения оной своими трудами, мне досталось написать Царские двери". Художник написал шесть медальонов на меди, диаметром около 35 см. Наиболее удачны образа Евангелистов, сделанные очень выразительно, хотя и не по иконописным канонам.
 
     Местные образа Спасителя и Божией Матери написаны худ. Гофманом, причем в изображении Богородицы видно влияние (по крайней мере, композиционное) "Сикстинской Мадонны".
 
     Правые дверы украшены прекрасным храмовым образом Св. Николая Чудотворца (худ. Ф. Бруни), левые - образом Св. Александра Невского (худ. А. Марков). Иконы представляют Небесных покровителей Имп. Николая Первого, при котором иконостас сооружался, и Имп. Александра Первого, при котором римский храм был основан.
 
     Над Царскими Вратами, по канону, было водружено изображение Тайной Вечери (худ. Габерцетель), ныне помещенное над алтарным сводом. До переноса в особняк Чернышевой иконостас имел и два боковых образа - дар Вел. кн. Елены Павловны - которые пришлось демонтировать. Это - иконы Св. царицы Елены (акад. И. Ксенофонтов) и Св. великомученицы Екатерины (акад. П. Плещанов), которые сейчас перемещены в правое боковое отделение.
 
     На Горнем Месте прежде находилось живописное изображение Распятия (худ. Яненко), ныне оно - в церковной ризнице.
 
     В 1855г. иконостас был отреставрирован и благоукрашен на средства архимандрита Иакова. В начале века староста Н.А. Протопопов снабдил церковь за свой счет богатой ризницей, утварью, иконами. Он же хотел устроить за правым клиросом придел во имя Святителя Алексия в память о рождении Наследника, но Св. Синод отклонил эту идею.

К числу достопримечательностей храма также относятся:

• чтимая Иверская икона Божией Матери, писанная в 1901г. насельниками Св. Афона в память Имп. Александра Третьего, с надписью на обратной стороне (у клироса),
• четыре иконы из мастерской худ. Малышева, писанные в Сергиевом Посаде в 1893г.; две - Св. Николая Чудотворца и Св. Александра Невского, в киотах, (прежде стояли на клиросах, теперь - в правом боковом отделении) и два больших образа Спасителя и Божией Матери (у левой стены),
• парсуна святителя Иоасафа Белгородского, написанная еще до прославления Святого (над свечным ящиком),
• крест-мощевик, дар греческого королевича Христофора Георгиевича (в алтаре), • малая икона Св. княгини Ольги, дар ее автора, королевны Марии, дочери Королевы Эллинов Ольги Константиновны,
• большой образ Божией Матери "Вратарницы". Или "Портаитиссы", работа афонского монаха Виктора Каравогеоргаса (на задней стене),
• 18 малых икон Киевских Святых, в двух общих рамах, в васнецовском стиле, из мастерской Плахова (в боковом отделении),
• 14 малых икон-"праздников" в трёх общих крестообразных рамах,
• два витража: слева - Спаса Вседержителя, справа - Божией Матери (по краям солеи), большой образ святителя Саввы Сербского, работы Лидии Родионовой, дар братьев-сербов Саввы и Спиро Расковичей (на левой стене), образ Божией Матери "Знамение" работы Вадима Зайцева-Лукомского (в правом боковом отделении), резной аналой греческой работы с иконой Божией Матери (у левой стены).
За полтора века евхаристической жизни, во всех ев проявлениях, в том числе - в материальной и художественной - в храме утвердилась намоленная, тёплая обстановка.
 
КЛАДБИЩЕ "ТЕСТАЧЧО"
 
     История русской церкви в Риме неразрывно связана с кладбищем "Тестаччо". называемым иначе "Некатолическим" (acattolico) и "Протестанским". По регламенту кладбища, утвержденному в 1921г. и отредактированному в 1953г. здесь хоронят "граждан-некатоликов", хотя члены Католической Церкви также могут быть погребены здесь в могилах своих "некатолических" родных.
 
     Первые протестанские захоронения у холма Тестаччо близ Пирамиды появились в середине XVIII века, однако долгое время "некатолические" похороны могли проходить только ночью, а на могилах была запрещена установка крестов (до 1870г.).
 
     Постоянные погребения православных подданных России на "Тестаччо" начались с 1830-х гг., после того, как в Риме появилась постоянная русская церковь.
     Вплоть до Первой Мировой войны кладбищем де-факто управляло Германское посольство, купившее в 1894г. новый участок земли. В 1921г. выл конституирован Генеральный Комитет из представителей "некатолических" стран, который выбирает
    
     Администратора кладбища.
 
     На кладбище похоронены священники римской церкви; архимандриты Феофан (сконч. 1852г.), Порфирий (сконч. 1866г.), Пимен (сконч. 1897г.), Зосима (сконч. 1960г.), Каллист (сконч. 1964г.), Симеон (сконч. 1969г.), протоиерей X. А. флеров (сконч. 1927г.), псаломщики А.Г. Рождественский (сконч. 1849г.), П. Зотиков (сконч. 1855г.). П.Ф. Долоцкий (сконч. 1893г.): старосты: П.В. Ден (сконч. 1971г.), А.А. Мясоедов (сконч. 1988г.), жертвователи: М.А. Чернышева (сконч. 1919г.), семья Забелло, семья Барятинских, представители видных российских родов: Гагарины. Голицыны. Волконские, Юсуповы, Барятинские, Мещерские, Строгановы, Трубецкие, Оболенские, Щербатовы, Шереметевы и др., генералы: А.А. Карнеев (сконч. 1840г., И.Ф. Паскевич (сконч. 1843г.), Н.А. Врангель (сконч. 1927г.), И.П. Астахов (сконч. 1935г.). П.П. Богаевский (сконч. 1961г.), дипломаты: Н.В. Муравьев (сконч 1908г.), Г.Г. Лермонтов (сконч. 1908г.), В.В. Жадовский (сконч. 1916г.), А.Н. Купренский (сконч. 1923г.), художники: М. Тамаринский (сконч. 1841г.), И.С. Серебянин (сконч. 1842г.), П. Петровский (сконч. 1842г.), К.М. Клемченко (сконч. 1849г.), К.П. Брюллов (сконч. 1852г.), К.В. Григорович (сконч. 1855г.), А.И. Иванов (сконч. 1863г.), П.Н. Орлов (сконч. 1865г.), И.П. Панфилов (сконч. 1876г.), С.П. Постников (сконч. 1880г.), Я.Г. Хапалов (сконч. 1886г.), П.А. Сведомский (сконч. 1904г.), А.А. Сведомский (сконч. 1911г.) и др., архитектор С.А. Иванов (сконч. 1877г.), скульптор П.А. Ставассер (сконч. 1850г.), оперный певец Ф.П. Комиссаржевский (сконч. 1905г.), декабрист граф З.Г. Чернышев (сконч. 1862г.), дочь поэта П.П. Вяземская (сконч. 1835г.), дочь писателя Т.Л. Толстая-Сухотина (сконч. 1950г.); поэт Вяч. Иванов (сконч. 1949г.) и его дочь Лидия (сконч. 1985г.) - оба католики - и многие другие.
 
     В разное время стараниями римского прихода были устроены три общие ("братские") русские могилы (Zona terza, Riquadro secondo), в которых погребены десятки эмигрантов, не имевших достаточных средств для получения отдельных могил.
     Члены общины постоянно ухаживают за могилами. На Радоницу, по традиции, здесь служат панихиду.
     Много русских могил есть также на двух городских римских кладбищах: Verano (S. Lorenzo) и Prima Porta.
     Адрес кладбища "Тестаччо": 6, Via Caio Cestio (метро "Piramide"), тел. 06-57.41.900, часы работы -с 8ч. до 12ч. и с 15ч. до 17ч.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
 
Церковные службы совершаются:
по субботам - всенощная в 18ч.
по воскресным дням - Божественная литургия в 10ч.З0мин. и вечерня в 18ч.
в будние дни, по четвергам и в Великие праздники - Божественная литургия в 10ч. со всенощной накануне в 18ч.
 
     Церковные службы совершаются:по субботам - всенощная в 18ч.по воскресным дням - Божественная литургия в 10ч.З0мин. и вечерня в 18ч.в будние дни, по четвергам и в Великие праздники - Божественная литургия в 10ч. со всенощной накануне в 18ч.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
 
     Память Св. Николая Чудотворца, "Никола зимний", 19(6) декабря.
Перенесение мощей Св. Николая от Мир Ликийских в Бар-град, "Никола летний", 22(9) мая. Особое значение имеет пребывание мощей Небесного покровителя общины в Италии, в Бари, куда иногда устраиваются паломничества. Восьмого мая 1990г. настоятель храма, прот. Михаил Осоргин, впервые после "разделения" Церквей совершил православную литургию на престоле, где почивают мощи великого Угодника Божия.
 
     Память Св. Николая Чудотворца, "Никола зимний", 19(6) декабря.Перенесение мощей Св. Николая от Мир Ликийских в Бар-град, "Никола летний", 22(9) мая. Особое значение имеет пребывание мощей Небесного покровителя общины в Италии, в Бари, куда иногда устраиваются паломничества. Восьмого мая 1990г. настоятель храма, прот. Михаил Осоргин, впервые после "разделения" Церквей совершил православную литургию на престоле, где почивают мощи великого Угодника Божия.

НАСТОЯТЕЛЬ
 
     Протоиерей Михаил Георгиевич Осоргин, он же - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского в Париже, а также окармливает домовую церковь Святых равноапостольных Великих Царей Константина и Елены в Кламаре (Франция).
     Римская церковь состоит в Архиепископии Православных Русских церквей Западной Европы с епархиальным управлением в Париже, 12, rue Daru, 75008, Paris, FRANCE, во главе которой - архиепископ Сергий (Коновалов). Архиепископия находится в подчинении Вселенского Константинопольского Патриархата.

СТАРОСТА ОБЩИНЫ
 
Мария Александровна Ферзен, она же - вице-председатель Ente Morale.
Maria Fersen, 3, Piazza Gucchi, 00152 ROMA.
Мария Александровна Ферзен, она же - вице-председатель Ente Morale.Maria Fersen, 3, Piazza Gucchi, 00152 ROMA.

АДРЕС
Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo
Via Palestro, 71 00 185 ROMA, ITALIA
(несколько минут ходьбы от Stazione Termini в северном направлении по Via Marghera).
Тел: 06-44.50.729
Свято-Николаевский православный приход в Риме будет благодарен всем. кто сможет оказать помощь церкви. Пожертвования принимаются на банковский счёт:
CREDITO ITALIANO, Agenzia 15
Via della Conciliazione, 6 00193 Roma
Conto No. 22509/00 - Intestato a: Chiesa Ortodossa Russa in Roma.
OPPURE
c/c POSTALE 12652004
CHIESA ORTODOSSA RUSSA DI ROMA
DI SAN NICOLA TAUMATURGO
VIA PALESTRO 71
00185 ROMA RM

Источники и литература:
 
Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola TaumaturgoVia Palestro, 71 00 185 ROMA, ITALIA(несколько минут ходьбы от Stazione Termini в северном направлении по Via Marghera).Тел: 06-44.50.729Свято-Николаевский православный приход в Риме будет благодарен всем. кто сможет оказать помощь церкви. Пожертвования принимаются на банковский счёт:CREDITO ITALIANO, Agenzia 15Via della Conciliazione, 6 00193 RomaConto No. 22509/00 - Intestato a: Chiesa Ortodossa Russa in Roma.OPPUREc/c POSTALE 12652004CHIESA ORTODOSSA RUSSA DI ROMADI SAN NICOLA TAUMATURGOVIA PALESTRO 7100185 ROMA RM

• Архив русской церкви в Риме (метрические книги, протоколы собраний, переписка и т.л.).
• Синодальные фонды Российского Государственного Исторического Архива, (бывш. ЦГИА СССР).
• "Православные церкви и русские учреждения за границею". Сост. прот. А. П. Мальцев. Берлин, 1906г.
• М. Руднев. "Православные русские церкви в Западной Европе" / Тульские епархиальные ведомости, №№ 35-37, 1907г.
• И. Бочаров, Ю. Глушакова. "Карл Брюллов. Итальянские находки". М. 1977г.
• J. Beck-Friis, // cimitero acattolico ill Roinn, Malimo, 1956.

Помощь при подготовке материала оказали: прот. Михаил Осоргин. А. Давыдова. В. Волконская, Г. Дозмарова, Н. Ипполито, А.-М.Канепа, К. Кониорду.
 

Дорогие друзья! Вы держите в руках впервые изданный краткий очерк Истории Русской Православной Церкви в Риме нашего приходского храма Святителя Николая. Несомненно, он нуждается в дополнениях и поправках. Мы прекрасно отдавали себе в этом отчет, приступая к печатанию брошюры. И мы уверены, что для последующего - расширенного - издания полезно было бы знать ваше мнение, желательно, подкрепленное конкретной информацией об отдельных лицах, непосредственно связанных с историей нашего римского храма, о каких-то запомнившихся вам событиях из церковной жизни... Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой: пришлите нам ваши отзывы, предлагая дополнения, какие сочтете полезными, а также критические замечания и исправления.
Заранее благодарим вас.

ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ

Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo
Via Palestro, 69/71 - 00185 ROMA, ITALIA
Tel. (06) 445-0729

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com