|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Европа / Грузия / ГРУЗИЯ И РОССИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ / Откуда в Москве Грузинская улица? Cимонова Т.М., Хорькова М. |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Откуда в Москве Грузинская улица?
На протяжении нескольких столетий Грузия была частью Российского государства. Она не была завоевана, но вошла в состав своего могущественного соседа добровольно, ведь страна постоянно испытывала давление и угрозу со стороны иноверцев – турок и персов – и нуждалась в покровительстве других христиан. Идея суверенитета любой ценой, очевидно, в средние века была не главной во внешней политике государств. Чаще правители руководствовались соображениями военной безопасности, экономической и политической выгоды и… веры.
1. Грузия – Россия. Первые попытки соединения.
На протяжении нескольких столетий Грузия была частью Российского государства. Она не была завоевана, но вошла в состав своего могущественного соседа добровольно, ведь страна постоянно испытывала давление и угрозу со стороны иноверцев – турок и персов – и нуждалась в покровительстве других христиан. Идея суверенитета любой ценой, очевидно, в средние века была не главной во внешней политике государств. Чаще правители руководствовались соображениями военной безопасности, экономической и политической выгоды и… веры.
Пятнадцатый век. Москва становится «Третьим Римом», новым мировым центром Православия. (Прежний центр, «Второй Рим» – Константинополь – был завоеван турками в 1453 г.). Молодая православная держава набирает мощь. Тогда-то Иберия и попыталась наладить контакты с Русью. Первое грузинское посольство доставило царю Ивану III грамоту от кахетинского царя Александра I с просьбой о помощи в совместной борьбе против персов и турок.
Но княжество Московское было занято внутренними проблемами – царь собирал русские земли вокруг будущей столицы. Государю было не до Грузии, которая, не получив поддержки, в одиночку не смогла противостоять протекторату Ирана. 2. Иван Грозный – «Государь Иверской земли…» Только при Иване Грозном, после взятия им Астрахани в 1556 г., появилась возможность направить русские военные отряды на помощь кахетинскому царю и Россия впервые выступила как покровитель Грузии. Кто бы подумал, что среди прочих наименований царя Иоанна Васильевича Грозного был и такой титул: «Государь Иверской земли, грузинских царей и кабардинской земли, черкезских и горских князей»! А все потому, что был заключен, по дипломатическим причинам, династический брак: Иван Грозный женился на кабардинской княжне Марие Темрюковне (а северокавказские князья выступили посредниками в русско-грузинских отношениях). 3. Исторический диалог: «Меня и мою землю под свою царскую руку взять…» – «…во обороне ото всех твоих недругов для христианские веры… под свою руку принятии…велели» «Меня и мою землю под свою царскую руку взять…», – через некоторое время вновь полетела на Русь просьба от кахетинского царя Александра II. Из Москвы, теперь уже от сына Иоанна Грозного царя Федора Иоанновича последовал ответ (жалованная грамота с золотою печатью, уже выражение милости): «Тебя, Александра царя и всю твою Иверскую землю пожаловати…и во обороне ото всех твоих недругов для христианские веры… под свою руку принятии и на Тереке для тебя город поставити есмя велели». В начале XVII в Смутное время договор царя Федора Иоанновича был подтверждён. Россия стала религиозным и дипломатическим покровителем, а Кахетия, сохранившая суверинитете, – форпостом Русского государства на Северном Кавказе. Борис Годунов даже сватал за своего сына Фёдора дочь кахетинского царя Елену. Но трагическое Смутное время затормозило развитие двусторонних отношений. 4. Жили ли грузины на Большой Грузинской? Иверская часовня. Грузинская (Иверская) икона – русская святыня и «помощница в напастях» Истинный расцвет русско-грузинские связи получили при основателе династии Романовых Михаиле Фёдоровиче. Однако в это же время происходили гонения на христиан со стороны персидского шаха Аббаса. От насильственного выселения в Персию грузины спасались, эмигрируя в Россию. Среди них оказались и члены царской семьи: картлийский царевич Ираклий, внук грузинской великомученицы царицы Кетеван, его мать – царица Елена и наследники кахетинского престола – сыновья царя Арчила. Алексей Михайлович уважил грузинских эмигрантов: пожаловал грузинам в вечное владение Никольский монастырь, который находился близ Кремля (на современной Никольской улице). Рядом с этим монастырём возвели часовню Иверской Пресвятой Богородицы. Недавно её, разрушенную при советской власти, восстановили на прежнем месте и теперь святыня это вновь так же почитаема и посещаема, как в прежние века. Еще одну икону Иверской Божией Матери (Портаитиссу) привезли в Успенский собор Кремля в 1648 г. с самого Афона. В русском народе её особо почитали, как «помощницу в напастях». А Петр I продолжил политику отца и передал в ведение грузинского царя Арчила еще и Донской монастырь, который был значительно расширен и стал центром грузинской колонии в России. Там погребены представители нескольких грузинских царских династий (Багратионов, Дадиани). Ещё один центр грузинской культуры сформировался в Грузинской слободе (современная Б.Грузинская). Село Воскресенское, которое там тогда располагалось, было передано грузинскому царю Вахтангу VI. 5. Парадоксы истории: церковный собор благословляет на принятие мусульманства. Царь Вахтанг – первый даритель Московского Университета. Вахтангу VI был человеком выдающимся: поэт, законотворец, собиратель грузинских древностей. Но трагизм истории грузинского народа, вынужденного постоянно отставивать собственную и религиозную идентичность порой очень высокой ценой, сполна отразился на его жизни. Картлийские цари в это время назначались в мусульманском Иране, но для этого они должны были принимать ислам (счастлива, оказывается, была Русь во времена монголо-татарского ига, ведь для получения у хана ярлыка на правление не надо было отрекаться от веры). Вначале Вахтанг, наследник трона, отказался принять мусульманство. Однако в 1719 г.,чтобы сохранить на престоле грузинского царя церковный собор в Тбилиси благословляет Вахтанга на принятие мусульманства…
Пётр I и Вахтанг заключили негласный военно-политический союз. Царь Петр предпринял Персидский поход – России нужен был южный торговый путь в Персию. Закончился он крайне неудачно – занять г.Гянджу Петру не удалось, Вахтанг лишился престола, а Тбилиси был занят кахетинским царём по указанию шаха Персии. Военно-политичекая неудача привела к тому, что около трёх тысяч грузин эмигрировали в Россию (что получило название «Исход Вахтанга» – не параллель ли с Ветхим Заветом?). Грузины поселились в Астрахани, Кизляре, Моздоке, на Украине, в Нижегородской губернии. Более тысячи человек – семья и свита царя Вахтанга, прибыли в Москву. Сам же Вахтанг стал заметной фигурой при дворе двух императриц – Екатерины I и Анны Иоановны. После его кончины во главе грузинской эмиграции встал его сын Бакар. Младший сын Вахтанга – Георгий, дослужился до генерала, он стал первым дарителем Московскому университету, пожертвовал 10 тысяч рублей. Но на этом контакты стран и народов, разумеется, не закончились, история развивалась, развивались и отношения.
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |