Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Грузия / ГРУЗИЯ И РОССИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ / Необходимость присоединения Кавказа к России обосновал… дядя Пушкина. Cимонова Т.М., Хорькова М.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Необходимость присоединения Кавказа к России обосновал… дядя Пушкина

Павел I проявлял исключительное внимание к судьбе Грузии. Он направил туда дядю будущего великого поэта – графа Мусина-Пушкина, который писал государю: «сей благословенный край, изобилием своим и своим райским климатом удобный вкушать все благоденствия, впадёт в величайшее неустройство и смятение и даже подпадёт владычеству или персов или турок, либо разорится до конца от хищных горцев…». Именно дядя Пушкина первым обосновал необходимость присоединения Кавказа к России.Мы завершаем публикацию краткого очерка истории русско-грузинских отношений.
 
 
 
 

Георгиевский трактат. Грузинский вариант

 
 
 

Мы завершаем публикацию краткого очерка истории русско-гузинских отношений. В данной статье речь пойдет о периоде с середины 18 по конец 19 века.

Георгиевский трактат. «Вы оставляете Грузию к крайнему отчаянию наших подданных».

При Екатерине II грузинская эмиграция приняла на себя труд по подготовке т.н. Георгиевского трактата – о сотрудничестве между государствами в совместном выступлении против Турции. С просьбой «присовокупить царство Имеретинское» к России обратился его царь Соломон I. Императрица отказала. Затем в Петербург прибыл Кутаисский митрополит Максим с просьбой «приобщить» Грузию к России, а в самом крайнем случае, если грузины не смогут сопротивляться туркам, «принять» её в состав Российской империи.

Практичная Екатерина II предложила грузинским царям выступить на стороне России против Турции и получила согласие. Но действия русского корпуса в Закавказье были неудачными. Екатерина пришла к выводу о том, что Кавказские горы являются естественной границей и поддерживать Грузию России не по силам.

Однако 24 июля 1783 г. в Георгиевске представители России и Грузии заключили договор. Стороны пришли к решению о совместном выступлении против общего врага – Турции. На территории Грузии были размещены два русских батальона. Грузия рассчитывала на возвращение утраченных земель. До полной реализации трактата дело не дошло – Екатерина во время второй русско-турецкой войны приказала вывести батальоны из Грузии. Царь Ираклий писал командиру батальонов С.Д. Бурнашову: «Вы оставляете Грузию к крайнему отчаянию наших подданных».

Дядя Пушкина первым обосновал необходимость присоединения Кавказа к России.

Павел I проявил исключительное внимание к судьбе Грузии. Он направил туда дядю будущего великого поэта – графа Мусина-Пушкина. В декабре 1800 г., после кончины царя Георгия XII, он сообщал государю: «сей благословенный край, изобилием своим и своим райским климатом удобный вкушать все благоденствия, впадёт в величайшее неустройство и смятение и даже подпадёт владычеству или персов или турок, либо разорится до конца от хищных горцев…». Именно дядя Пушкина первым обосновал необходимость присоединения Кавказа к России.

Внук Вахтанга, Ираклий II 10 марта 1801 г. принял присягу на подданство России. Манифест о присоединении восточной Грузии был подписан Александром I 12 сентября 1801 г. Западная Грузия присоединилась к России в 1810 г. На коронации Александра I депутат от нижегородских дворян князь Георгий Грузинский представил ему Крест святой Нины из виноградной лозы. Император Александр I принял решение вернуть Святой Крест на родину. С тех пор он хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе.

Ложь и правда истории. Покровительство или оккупация? Просто факты.

В наше время некоторые историки прилагают усилия к искажению исторической правды. Они заявляют не только о кошмарах насильственной русификации, но и о русской оккупации Грузии. Нельзя отрицать, что унификация административного и судебного производства, перевод их на русский язык вызывали недовольство не только широких народных масс. Вспыхивали восстания, их жестоко подавляли, как и в других районах России, наиболее активных участников ссылали в Сибирь… Действительно, это было.

Но было и другое. Грузинская Церковь на началах экзархата стала частью Русской Православной Церкви. В 1811 г. власть католикоса была упразднена, император назначил экзарха Иверии. Имущество грузинской церкви, по установленным ещё Екатериной II положениям, поступило в казну, служителям церкви было назначено жалование, а в 1819 г. была проведена перепись церковных владений.

Можно по-разному оценивать эти меры, но приведём некоторые цифры. До присоединения Грузии к России Грузинская Православная Церковь насчитывала 799 храмов, 746 священников и 75 монахов; уже в первой трети XIX в по прошествии около 30 лет после присоединения к России количество храмов возросло до 2 354, число священников – до 1 716, было устроено 26 мужских и 5 женских монастырей.

Так может, не стоит обращать внимание лишь на то, что разделяет русских и грузин, ведь, несмотря на непонимания и конфликты, случающиеся в истории между нашими народами и их земными отечествами, у нас есть общее – Православная вера, и Небесное Отечество у нас – одно.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com