Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Греция / АФОН / Заметки паломника

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Заметки паломника

Позади долгие приготовления, сборы, пережитые искушения. Получив благословение от владыки Корнилия, отправляемся в паломничество к уделу Матери Божией – Святой Горе Афон. Таллинский вокзал, Москва, Домодедово. Три часа полета на ТУ-154 – и в иллюминаторе заходящего на посадку лайнера появляется лазурное, прозрачное до самого дна море, окаймленное белым песчаным берегом. Греческий город Салоники встречает нас пасмурной, умеренно теплой погодой. Из аэропорта на такси до автовокзала, оттуда три часа на автобусе до Уранополиса. За окном мелькают красивые 2-этажные дома с большими балконами и черепичными крышами, множество часовенок у дороги, незнакомые деревья и растения, высокие зеленые горы. Греция… Сердце наполнено радостью и трепетом.

Утро Страстной Пятницы, сыро и прохладно, ночью прошел дождь. Собравшись вместе в Уранополисе, маленьком патриархальном курортном городе, наша группа, закончив все приготовления, отправляется на Святую Гору Афон. До места около часа пути на катере вдоль берега Святой Горы. Из зелени гор появляются и исчезают каливы, скиты, монастыри.

Монастырь св. Пантелеимона раскинулся у самого берега, принимая в свои широкие объятия всех прибывающих. Несколько минут – и мы в соборном храме монастыря. Приятный запах ладана, богатое убранство храма, множество больших икон, большие лампады и огромные золоченые паникадила с горящими свечами. Очень тихо, и только протяжное монашеское пение, наполненное скорбью, любовью и величием, нарушает патриархальную тишину, кажется, в мгновении застыла вечность. Перехватывает дух, текут слезы, не понимаешь где ты, на небе или на земле, и еще не знаешь, сколько подобных минут ждет тебя впереди. Вынос плащаницы, погребение. Литургия Великой Субботы, чтение 15 паремий, многочасовые скорбные, пронизывающие до глубины души службы. И только потом с удивлением замечаешь, как незаметно быстро они пролетели.

Пасхальная ночь. Крестный ход вокруг собора. Монашеское пение, ликующий пасхальный трезвон, горящие свечи в руках монахов и паломников. И вот у запертых врат священник возглашает: «Христос Воскресе из мертвых», «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Крестным знамением предстоятель отверзает двери храма. И о чудо! Залитая светом и блеском от зажженных всех светильников и лампад вся верхняя часть храма пришла в движение, подражая небу, ликующему о Воскресении Христовом! Оказывается, это служители храма раскрутили и раскачали все светильники, лампады и паникадила, как делают это по традиции на всем Афоне, но только раз в год – на Пасху. «Христос Воскресе» – «Воистину Воскресе», – многократно прокатывается по храму. «Друг друга обымем, братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением». Братия и паломники христосуются с искренней радостью и любовью, стараясь никого не пропустить, не уставая повторять «Христос Воскресе» – «Воистину Воскресе», «Где твое, смерте, жало, где твоя, аде, победа?» Пасха, красная Пасха! Вот и дожили. Слава Тебе, Господи!

Причащение Святых Христовых Таин. Пасхальная радость, умиление, полнота – таким, наверное, и бывает счастье. Выйдя из храма, все следуют разговляться на общую трапезу, раздельных на Афоне не бывает. Огромное здание трапезной поражает своей величиной и красотой. Ее вместимость более 700 человек, хотя монастырь насчитывает всего 58 насельников.

В одном рассказе трудно передать все увиденное, но нельзя не сказать о стройности кипарисов, величественности гор, бескрайности моря, окружающих незабываемую красоту монастыря.

Вечером мы в Карее. Карея – административная столица Афона. Знакомимся с маленьким городком, окруженным скитами, монастырями и каливами. Побывали в постнице Саввы Сербского, где хранится икона Божией Матери «Млекопитательница». Вечером идем в храм – в Протат. Радостью и торжеством пропитан воздух. Люди настолько обходительны и доброжелательны друг к другу, что троим нашим паломникам, радостно принимающим приветственные поклоны проходящих монахов, и в голову не приходит, что они устроились на месте начальника полиции и двух его заместителей. Читаются Евангелия на разных языках, так же, как и в Пантелеимоновом монастыре раскачивающиеся паникадила, множество священнослужителей, монахов и паломников, торжественная радостная служба. Прикладываемся к мощам в руках священнослужителей, христосуемся с братией на русском и греческом языках, бесчисленно слышится «Христос Воскресе» – «Воистину Воскресе», прикладываемся к иконе «Достойно есть». Служба окончена, завтра крестный ход с этой чудотворной иконой.

Утро. После Литургии и молебна из монастыря Протат выходит крестный ход с иконой «Достойно есть» и отправляется по окружающим Карею монастырям, каливам и скитам. Очень много русских паломников и монахов, наверное, половина от всех. Впереди идет монах и стучит в деревянное било, возвещая окрестностям о величественном шествии чудотворной иконы, и чувствуешь, что сама Пречистая Матерь Божия идет среди нас. Слышны акафистное пение, чтение молитв, беседы монахов и паломников. Высокие горы, видная почти отовсюду седая гора Афон, буйность зелени и цветов. Узкие и широкие горные тропы приводят крестный ход то в один, то в другой скит, в каждом из которых торжественно встречают Пресвятую Владычицу, щедро угощая участников крестного хода невиданными сладостями, пасхальными яйцами, вином и местным раке. Икона шествует по усыпанным лавром храмам, в каждом из которых служат ей молебны. Икону охраняют два полицейских с автоматами. Монах-распорядитель в первую очередь предоставляет возможность пронести икону грекам, но в конце концов каждый желающий получает возможность прикоснуться к святыне и пронести ее. Сердце переполняют чувства радости и любви ко всему миру, и кажется, что до неба с этих гор – достать рукой. Вглядываясь в лица других людей, отражающих бесконечную радость и счастье, понимаешь, что они испытывают те же чувства. СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ! Люди проникнуты друг к другу бесконечной любовью. Монах-схимник не успевает договорить о поломке своих часов, как уже у него на руке красуются дорогие часы, подаренные шедшим рядом паломником. Подолгу не видевшиеся монахи радостно приветствуют друг друга. «Ну что, отец, какие добродетели стяжал за пост?» – говорит один монах другому. «Да какие? Никакие. Ел, пил, спал», – отвечает другой. «Понятно, значит стяжал дар рассудительности». Незаметно пролетели пять с половиной часов. В Протате всем раздаются угощения и памятные подарки, благословляют иконами «Достойно есть», зачитывают поздравления. Крестный ход завершен. Мы возвращаемся в гостиницу, нужно отдохнуть, завтра новая радость – крестный ход с иконой Божией Матери «Иверская».

Раннее утро. Микроавтобус, заполненный монахами и паломниками, увозит нас по темной горной дороге в монастырь Иверон. Темный, освещенный только свечами соборный храм монастыря. Великая икона уже перенесена сюда. С благоговением прикладываемся к святыне. Началась Литургия. Светает, заканчивается молебен, и с первыми лучами солнца крестный ход отправляется по близлежащим скитам. То же ликование, то же радушие, та же переполненность любовью ко всем. Много грузин, все единодушно и доброжелательно уступают им первую очередь пронести икону, ведь Иверия – это Грузия, удел Божией Матери. Потом святыню удается пронести всем желающим, даже по несколько раз. Проходим небольшие поля, отвоеванные монахами у гор, цветущие сады, оливковые рощи, их венчают возвышающиеся скиты с великолепными храмами. Дышится легко и свободно. В одном из скитов, недалеко от чудотворного источника Пресвятой Богородицы, служится Литургия. Все не помещаются в храме, и большинство слушают службу и молятся вокруг храма. Некоторые отправляются к чудотворному источнику. Он находится в нескольких десятках метров от соленого моря, но вода в источнике совершенно пресная. По преданию, он забил в том месте, где Богородица в первый раз ступила на землю Афона. Крестный ход заканчивается. Всех приглашают в трапезную и только накормив благословляют в дальний путь. Позже мы заметили, что нигде на Афоне не встречают и не провожают гостей без угощения. К вечеру возвращаемся в Карею. Наши планы непрестанно меняются, выходит не так, как мы хотели, но самым наилучшим образом. Даже после, вспоминая паломничество, не находим ни одной минуты, которую хотелось бы изменить. Порой казалось, что сама Пречистая Матерь Божия невидимо водит за руку своих гостей.

И вот путь наш лежит через пол-острова из Кареи в сербский монастырь Хиландар. Два грузовика, рыча моторами, везут нас необустроенной, узкой горной дорогой, то поднимая над головокружительными ущельями, то опуская к подножию укрытых бархатом зелени гор. Вглядываясь в проплывающие под автомобилем бездонные пропасти, не замечаешь, как на устах появляется молитва. Но через час пути осваиваемся, и над вершинами гор уже льются церковные и русские народные песни, заглушаемые рокотом мотора.

Наконец мы в Хиландаре. Сердце наполняют какие-то новые и радостные чувства, почему – открывается позже. Нас встречают очень радушно и в первую очередь ведут накормить, хотя к вечерней трапезе мы опоздали. Угощают как самых дорогих гостей, из-за стола не хочется вставать, но заметив, что монахи, вернувшиеся с работы, безропотно кушают стоя, а мы заняли их места, торопимся закончить трапезу.

Престол Игуменьи Афонской, Матери Божией, находится в Хиландаре, и там даже до последнего времени не было должности игумена. Узнав об этом, понимаем, почему здесь так особенно дышится и так особенно мило и уютно. Какая-то необыкновенная живительная сила окружает монастырь. Когда во время службы с первыми лучами солнца начинается пение птиц, то кажется, что они поют в храме, а не на улице. «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Но особенно исполнена этой живительной силы лоза, проросшая из пустой раки Симеона Мироточивого, пробившая полутораметровую стену храма и вот уже восемь столетий приносящая плоды, исцеляющие бесплодие. В 1250 году святые мощи покинули обитель. Святым Саввой – сыном Преподобного – они были перенесены в Сербию, чтобы умирить сердца воинствующих друг против друга братьев-князей. Скорбящие монахи молились Преподобному и вскоре получили откровение от старца о том, что святой утешит братию, и действительно через некоторое время, чудным образом пробив немыслимые преграды, из раки Преподобного проросла чудотворная лоза.

На следующий день отец Иосиф, серб, в совершенстве знающий русский язык, знакомит нас с сокровищницами монастыря. Древность и величие увиденного приводят в трепет. Сербы очень любят русских. Отец Иосиф сначала вел рассказ на русском, сербском и румынском языках для трех групп, но потом, не заметив, перешел только на русский, забыв о своих сродниках, хотя они все равно с удовольствием и безропотно слушали рассказчика. Многострадальные братушки сербы! Милые и родные! Простите нас!

На следующий день наша группа разъединилась, т.к. уже все поосвоились и у многих были разные планы, да и большая группа испытывает трудности в переездах и размещении. Мы, познакомившись с двумя московскими паломниками, отправляемся пешком в Есфигмен – монастырь зилотов, ревнителей чистоты православия. Монахи обители отказались от финансовой помощи Евросоюза, а ранее вступили в противостояние со священноначалием, ревнуя о чистоте веры. Избрав своим лозунгом «Православие или смерть!» они терпят постоянные лишения и бедствия. Недавно при попытке полиции проникнуть в монастырь погиб человек. В Есфигмене, как и везде на Афоне, приветливо встречают паломников. Нам открыли соборный храм, где мы приложились к святыням, подарили издаваемый зилотами журнал, благословили иконами. Напротив монастыря на труднодоступной скале находится место, где подвизался один из основателей Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний. На этом месте стоит большой белый крест, видный издалека.

Обратный путь в монастырь Хиландар мы провели в душеспасительной беседе с повстречавшимися нам русскими монахами.

Утром следующего дня комфортабельным автобусом нас отвезли на пристань, откуда мы продолжили свое паломничество, отправившись на пароме в монастырь Святого Павла. Через час-полтора путешествия вдоль Святой Горы наш паром причаливает к пристани монастыря Агион Павлос, где нас встречает, как и в других отстоящих от моря обителях, монастырский транспорт. Все те же гостеприимство и радушие. С балкона монастыря открывается удивительный вид на залитое солнцем лазурное море и сбегающую вниз, к причалу, извилистую дорогу. Террасы монастырского сада опоясывают блестящие диким камнем огромные скалы, слышится шум низвергающегося где-то поблизости горного потока. По другую сторону монастыря величественно возвышается могучая гора Афон, в сердце рождаются мысли о вечности и величии Божьем.

Регистрируемся и идем располагаться в архандарик – монастырскую гостиницу. Устроившись и немного отдохнув, отправляемся пешком в соседний монастырь Дионисиат. Вдруг слышим восторженные крики – «Крест! Крест!» Подняв глаза, мы увидели над горой Афон огромный крест из облаков, уходящий своим основанием за убеленную снегом вершину. С трепетом и восторгом дружно поем «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», «Царице моя Преблагая…» И уже через несколько минут продолжаем свой путь, восторженно делясь впечатлениями от увиденного. До Дионисиата мы так и не дошли, неожиданные обстоятельства с полпути повернули нас обратно. Пресвятая Богородица не позволила совершиться необдуманному нашему плану и быть застигнутыми ночью в горах на обратной дороге.

Вечерняя служба. Прикладываемся к Дарам волхвов. Великие святыни. При мысли, что Сама Матерь Божия и Сам Господь держали их в своих руках, душу охватывает трепет. Утром после службы продолжаем свой путь по Святой горе. Последний поклон приютившей нас обители, и вот она уже исчезает за кормой взявшего нас на борт парома «Святая Анна». На пароме встречаем знакомых монахов и паломников. Афонские монахи… Смиренные, приветливые, искренние и простые, но не прост их монашеский путь. «У вас в миру на 100 человек один бес, а у нас на одного – 100», – слышим мы в минуту откровения от одного монаха. Не много мы знаем о тех лишениях, искушениях и скорбях, которыми усыпан тернистый монашеский путь.

Расставаясь, просим молиться о наших близких и о нас, многогрешных. Молимся сами о всех у каждой святыни. Господь сподобил нас за это короткое время пребывания на Афоне приложиться к святым мощам и частицам Пантелеимона-Целителя, Силуана Афонского, Николая Угодника, Евангелиста Луки, Андрея Первозванного, Серафима Саровского, Космы и Дамиана, Иоанна Воина, наших новомучеников, Василия Великого, мученицы Параскевы, Григория Богослова, Анастасии Узорешительницы, св. Анны – матери Пресвятой Богородицы, к Дарам волхвов, к иконам – «Иверская», «Достойно есть», «Троеручица», «Скоропослушница» – и к множеству других святынь. Порой кажется, что от такого их количества Афон должен светиться. А он и светится. Многие из нас заметили, что свет на Афоне более яркий и белый, чем обычно.

Прибываем в Дохиар. Улыбчивый монах, встречающий паломников, в первую очередь ведет нас к главной святыне монастыря – чудотворной иконе «Скоропослушница». Поражает количество золотых украшений, принесенных в дар Пресвятой Деве за помощь. Есть даже панагии, украшенные драгоценными камнями. Братия постоянно совершает молебны перед чудотворной иконой, на одном из которых Господь сподобил побывать и нас. В храме очень много богато украшенных лампад. Службы тихие, размеренные, отрывающие от всех пустых мыслей, наполняющие сердце любовью и соприкасающие с вечностью.

Случайно встречаемся с монахом-зилотом, родом из Кохтла-Ярве. Очень необычная судьба. За несколько лет молодой человек из крупье казино становится афонским монахом-зилотом, причем самой крайней и ревностной ветви зилотства. Много сложных мыслей и чувств остается после беседы с ним.

После вечерней службы познакомились с русским трудником из Киева – Анатолием. Много полезного почерпнули из разговора с этим трудолюбивым и смиренным человеком, бывшим известным в Киеве врачом-гомеопатом, уже 5 лет трудящимся в буквальном смысле от рассвета до заката в Дохиаре. Духовный наставник Анатолия – старец Рафаил (Берестов). Еще из беседы мы узнали, что Афона-то мы и не видели. Чтобы узнать Афон, нужно пожить на одном месте, никуда не ездить и как следует помолиться и потрудиться. Нашу беседу прервало удивительное шествие – монах шел кормить монастырских котов. За ведром, которое он нес, их шла целая стая. «В монастыре их около ста», – с улыбкой пояснил Анатолий.

Тихий вечер и удивительно красивый закат венчают последний день нашего пребывания на Святой Горе. Всему приходит конец, но только не любви. Прощаемся с Афоном, положив последние поклоны, припадая к Афонской земле, ступаем на палубу корабля, оторвавшего нас от Святой Горы и уносящего в бушующий мир.

Уранополис – Салоники – Москва.
Здравствуй, Таллин!

Таллин-Афон.
Пасха 2003 года


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com