Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Греция / АФОН / Дары волхвов - на Афоне, а мощи волхвов - в Кельне. А. Холодюк

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
   
  Монастырь Святого Павла на Святой Горe Афон  
 

Монастырь Святого Павла на Святой Горe Афон

 
Дары волхвов - на Афоне,
а мощи волхвов - в Кельне
 
        Такое можно увидеть только в Свято-Пантелеимоновом монастыре  на Рождество Христово:  двумя склоненными  друг к другу еловыми ветками оригинально оформлен   вертеп над установленной в глубине под углом небольшой старинной  иконой, изображающей  Святое Семейство и рождественскую звезду над вифлеемским небом. Священноархимандрит Иеремия и иеромонахи в белоснежных ризах, поочередно прикладываясь  к  иконе, напоминают мне  тех самых волхвов со свитой,  пришедших на поклонение  Богомладенцу.
 
       -  Если желаешь увидеть дары самих волхвов, поезжай в монастырь святого Павла, - напутствовал меня  перед благословением духовник Макарий, на  худом  и впалом лице которого после рождественского поста, кажется,  не хватает кожи,  и только празднично сиюят   серо-голубые глаза.
   
  Часовня на месте передачи даров монахам  
 

Часовня на месте передачи даров монахам

 
 
        ... В устье ущелья между впадающими в море горными потоками, возвышается основанный  в Х веке монастырь святого Павла. В Х1У столетии эта обитель была славянской, и дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Мара), будучи вдовой турецкого султана Мурата (Мурада)  II-го , передала в обитель   найденные в Константинопольской сокровищнице  греческих императоров части золота, ладана и смирны, принесенные волхвами в дар вифлеемскому Младенцу Господу Иисусу Христу. По преданию, сербская царевна Мария сама хотела внести эти бесценные сокровища в монастырь, но  « ей было внушено свыше не нарушать строгого афонского устава», запрещающего женщинам вход в монастыри Святой Горы. На том самом месте  передачи сокровищ монахам, где когда-то  стояла коленопреклоненная Мария, ныне находятся  Царицын крест и часовня – памятник, запечатлевший изображения этой встречи.
 
Дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом  и ризой Богоматери до 400-го года. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи, где  их  поместили в храме Св. Софии.  Позже дары попали в город Никею и хранились там приблизительно 60 столетий. Дары вновь возвратились в Константинополь, а после падения города (1453) они переправлены на Афон.
   
   
   
 

…Монахи-святогорцы сохранили драгоценные для человечества дары волхвов до наших дней. С особым тщанием бесценные сокровища хранят греческие иноки монастыря Святого Павла в нескольких небольших ковчегах - мощевиках. Монахи хорошо понимают, как велики для всех паломников духовная, историческая и археологическая ценности даров волхвов , поэтому они после ночных богослужений выносят их на поклонение всем гостям обители. Игумен монастыря Святого Павла архимандрит Парфениус Моренатос, в порядке исключения, позволил в январе 2002 сфотографировать дары волхвов (смотри фото).

Обратимся к преданию, где рассказывается, как волхвы принесли в дар родившемуся Богомладенцу золото, ладан и смирну. Золото – как подарок для Царя, ладан (дорогая по тем временам ароматическая смола, подносимая в знак особой почести) – для Бога, смирну – для Человеку и Спасителя, ставшего Сыном Человеческим. Сохранившееся до наших дней золото представлено в виде приблизительно трех десятков небольших пластин, напоминающих формы трапеций и многоугольников, где древние мастера-ювелиры нанесли тончайший филигранный орнамент. Семь десятков небольших, величиной с обыкновенную маслину, скатанных шариков - это и есть ладан и смирна.

   
  Дары волхвов  
 

Дары волхвов

 
 
         Евангельское повествование о рождении ночью в Вифлееме Богомладенца знает каждый. В Законе Божьем (составитель -  протоирей   С. Слободской) расказывается, что вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасителя. Волхвы как персонажи повествования о Рождестве Христовом, пришли из далекой страны с Востока. Волхвами, или мудрецами, назывались  в те далекие времена  ученые люди, наблюдавшие и изучавшие звезды. Тогда люди верили, что при рождении великого человека на небе появляется новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение – на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев чудно мерцавшую звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый народом «Великий Царь Израильский» уже родился. Они собрались в путь и пошли  в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться ему. Царь Ирод, тайно призвав к себе волхвов, выведал у них время появления  новой звезды. До этого царь Ирод спросил священников и книжников: «Где должно родиться Христу?». Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, потому что  так написано у пророка Михея». Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели  прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме  звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
 
Спорным  является вопрос о времени прихода волхвов в Вифлеем (см. Православная энциклопедия.- М., 2001, т. 1Х, с.279). Независимо от вавилонского или персидского происхождени волхвов, ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстоянию до   Вифлеема, они могли достичь его не ранее,  чем несколько недель после рождения Младенца. Наиболее широкое распространение получило мнение, согласно которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее двух лет. Кстати, на это косвенно может указывать приказ Ирода «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2.16). Многие церковные авторы считают, что волхвы прибыли в течение второго года после Рождения Христа, причем эта интерпретация отражена в иконографии поклонения волхвов первых веков христианства, где Младенец изображен уже немного подросшим (См.: Там же, с.280-281). Имеется и группа авторов, склоняющихся считать, что событие поклонения волхвов произошло на первой неделе после рождения Иисуса.
 
         ... Волхвы  поклонились и пали ниц перед Младенцем, открыв свои сокровища, принесенные в дар: золото, ладан и смирну, символизирующме веру, разум и добрые дела. Волхвы поклонились Богомладенцу как Сыну Божию. Сколько именно было  волхвов, библейская история умалчивает. Имеются произведения,  где говорится о 2, 4, 6, 8 и даже о 12 волхвах. Учитывая, что миру ивестны всего три дара - сокровища, христиане с незапамятных времен  стали полагать, что и волхвов тоже было три. В УШ столетии один авторитетный историк Церкви Иоаков из Варацце  обнародовал имена  волхвов – Гаспар (или Каспар), Мельхиор и Бальтазар (Валтасар), хотя их имена появились еще в раннем средневековье (У1). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар был «безбородым юношей», Мельхиор – «бородатым старцем», а Мельхиор – «темнокожим» или «черным». По преданию, они  происходили то ли из  Персии,  то  ли из Аравии, Месопотамии или  Эфиопии. Волхвы были благочестивыми христианами и проповедовали Евангелие на Востоке.  В других источниках указывается, что они были «восточными царями», «мудрецами-астрологами», «звездочетами», ищущими истину. Вернувшись в свои родные места, волхвы стали возвещать в народе об Иисусе Христе, строили храмы и часовни, где были изображения Богомладенца и звезда над крестом. Имеются данные и о том, что апостол Фома посвятил их в епископы. Волхвы закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены они были тоже вместе. Церковь причислила их к лику святых.
 
         Историки спорят, были ли они «святыми королями»,  как их величают в Германии, где до наших дней  хранятся их мощи. По преданию, мощи волхвов  были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в У-м веке  - в Милан. О гробницах волхвов в персидском городе Сава (к юго-западу от Тегерана) сообщал в УШ веке Марко Поло (См.: Там же, с. 282).   Известно, что в 1164 году из Милана останки прославленных трех волхвов кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель сначала перенес по суше на специальных подводах, а потом – на речном судне по Рейну в Кельн. Сохранились свидетельства о том, что мощи волхвов были подарены архиепископу императором Фридрихом 1 Барбароссой.
 
       К святым реликвиям Кельна стали устремляться многочисленные паломники с пожертвованиями со всех близлежаших к этому городу земель. Истории известно,  что в немецкий город со всей Европы прибывали   многочисленные религиозные процессии и потоки людей. В народе волхвы, или «три святых короля», стали называться  покровителями всех путешествующих, поэтому многие путники  специально приходили в Кельн, чтобы в местном кафедральном соборе поклониться волхвам, о чем написано в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».
 
   
  Дары волхвов  
 

Дары волхвов

 
На гербе города Кельна  и сегодня изображены три короны. Установленный праздник – «День трех святых королей»-  объявлен нерабчим и ежегодно отмечается в Германии 6 января. Накануне вечером  в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны  и с коронами на головах. Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех королей». Около городских и сельских храмов устраиваются театрализованные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение их Богомладенцу. В каждой   церкви устраиваются вертепы или рождественские ясли, где «присутствуют»  и знаменитые  волхвы.  По сохранившейся давней традиции,  6 января  хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов: С + М + В и указывает год. Немцы верят, что такая надпись оберегает дом  и его жителей от всех бед. Кроме того, немцы в последний раз зажигают  новогоднюю  елку  и считают, что после праздника «трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг».
   
  Панорама Кельна  
 

Панорама Кельна

 
 
Однако вернемся в Кельн. В  1180 (1181) году местной школе золотых дел мастера Николая фон Вердена из Мааса поручили изготовить ковчеги ( реликварии) для мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских , а также мощей трех прославленных волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 ( по другим данным – в 1230) году, и сегодня считают самым выдающимся шедевром средневекового искусства, а хранится он в знаменитом Кельнском соборе. Ковчег этот представляет собой трехнефную базилику с двумя нижними и одним верхним помещениями. Искусствоведы считают, что в настоящее время  это  произведение  ювелирного искусства утратило свою завершенность  не только из-за многолетнего его использования, но и позднейших  его реставрации и разграбления.
 
В немецкой прессе время от времени  появляются заметки скептиков, сомневающихся в том, что в кельнском ковчеге действительно  находятся мощи именно  тех самых знаменитых трех волхвов, а не якобы «трех молодых мужчин», умерших в середине Х11 столетия. Что же касается монахов-святогорцев, то они никогда не сомневались, а вслед за ними убеждены и все паломники, что дары волхвов сохранились до наших дней на Афоне, в греческом  монастыре святого Павла. Некоторые осчастливленные паломники рассказывают, что  когда греки-монахи   подносили  к  их уху одну небольшую золотую подвеску из даров волхвов,  тогда  от нее чудесным образом слышится как бы шепот...

© Анатолий Холодюк

Святая Гора Афон- Мюнхен
2002, 2006
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com