Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Греция / АФОН / Афон. В. Алешин

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Афон

Святая Русь глубоко связана с центром православного монашества – Афоном, где она черпала духовные силы, а сам Афон, наполненный иноками-подвижниками из православной Руси, стал как бы частью святой Руси. Поэтому необходимо сказать хоть немного об Афоне.

Русский Свято-Пантелеимонов
монастырь на Афоне

Какие мысли возникают у нас при упоминании Святой Афонской горы? Скорее всего, ощущение встречи с чем-то близким и духовно родным… Попытаемся понять, что питает это чувство (уже не одно столетие) и приближает нас к, казалось бы, далекому полуострову в Эгейском море. Святая Гора Афон занимает особое место в жизни Греции и всего православного мира. Это – заповедник, возделанный святыми, удел Божией Матери.

Несмотря на порой страшные страницы русской истории, а также скепсис некоторых в отношении самой идеи Святой Руси, история свидетельствует, что в высших своих устремлениях целью русского человека была святость, а идеалом – Христос. Недаром глубокий и душевно зоркий Достоевский отмечал в русском народе широту и восприимчивость, некую всеохватность. Ибо если не так, не появились бы Новый Иерусалим под Москвой и Новый Афон в Крыму или Северный на Валааме.

Вспомним некоторые моменты истории. Афон () – полуостров в северо-восточной Греции, длиной 57 км, шириной 7-10 км, получивший название от одноименной горы на южной оконечности полуострова Халкидики, возвышающийся на 2033 м над уровнем моря. Время – византийское, исчисляемое следующим образом: заход солнца считается концом дня, от него ведется отсчет времени. Большая часть горы, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыта растительностью: цитрусовые, орехи, каштаны, виноградники. Горные ручьи снабжают обитателей Афона свежей водой. Снег выпадает редко и держится недолго, из животных встречаются гиены, из птиц – чайки. Для передвижения традиционно используют мулов. На Афон не допускаются женщины, дети и даже животные женского пола.

В древности Афон был языческий. Позднее полуостров заняли христиане, но из-за неудобства обработки каменистой почвы покинули его. Грамотами греческих императоров он был оставлен исключительно для пребывания отшельников1.

По этой узкой полоске земли ступали когда-то ноги Матери Воплотившегося Бога, и Ее благословение до сих пор неотступно пребывает на Святой Горе. Здесь, начиная с IV в., не прекращается монашеская жизнь и молитва. Всего около 60 км в длину, а сколько святынь сосредоточено на этом дивном полуострове. Сколько в каждом монастыре и скиту чудотворных икон и мощей величайших православных святых! Но еще больше здесь мощей безвестных афонских монахов, посвятивших свою жизнь Богу без остатка. Их десятки, сотни тысяч! Только, например, в XI в. в 180 афонских монастырях подвизалось больше 50 тыс. монахов.

Шестнадцать веков рождала эта земля совершенно особых, преображенных людей. Через послушание, смирение и молитву происходило перерождение человека, его переход в новое качество, в новую тварь (2 Кор. 5,17). Это было истинное духовное рождение свыше Духом Святым.

Но что же происходило с плотью тех, кто всю свою жизнь посвятил стяжанию Духа Святого? Их тела и при жизни, и после смерти были и остаются источниками воды живой (Ин. 7,38), источающими благодатную энергию Святого Духа. Вот почему даже сухие кости умерших праведников способны исцелять и передавать освящающую благодать Божию не только людям, но и всему окружающему пространству.

На Афоне расположено 20 больших монастырей, 12 скитов и до 700 отдельных келий. В XIX в. монашествующих было почти шесть тысяч.

Кроме церковного послушания, монахи работают в садах, огородах, кузницах, столярных и иконописных мастерских. Многие из афонских монахов оставили литературные труды в основном богословского содержания. Также велика их заслуга как собирателей греческих и славянских рукописей в богатые монастырские библиотеки. Они усердно занимались перепиской рукописей разнообразного содержания и снабжали ими не только Византию, но и другие страны. Количество их насчитывает десятки тысяч, и относятся они к разным эпохам, в т.ч. и дохристианской.

Матерь Божия Игумения Афона

Афон – монашеская республика, с древнейших времен управлявшаяся самими монахами. В настоящее время Афон обладает автономией в рамках Греции: для 20 мужских монастырей, находящихся на его территории, установлен особый налоговый режим, монашеская республика имеет собственный центральный орган самоуправления – Священный Кинот. Его составляют 20 представителей крупнейших монастырей (17 греков, 1 болгарин, 1 серб и 1 русский). К крупнейшим монастырям с правом голоса относятся (в порядке чести): Великая Лавра св. Афанасия, Ватопед, Ивирон, Хиландар (серб.), Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф (болг.), Дохиар, Каракалл, Филофей, Симонопетра, Св. Павла, Ставроникита, Ксенофонт, Григориат, Эсфигмен, Св. Пантелеимона (рус.) и Костамонит. Исполнительная власть на Афоне принадлежит наблюдательному комитету (эпистасии), состоящему из пяти человек, избираемому из 20 членов Кинота сроком на один год. Афон – оплот православия в Западной Европе. В начале ХХ в. здесь было около 10 тыс. монахов.

В наши дни население Афона составляет около 2000 человек.

Конституция императора Константина IX (1045 г.) провозгласила Афон Святой Горой. С этого времени Афон превратился в монашеский центр Византийской империи. В X и XI вв. со всего Средиземноморья на Афон стекались греческие монахи.

Путешествие на Святую Гору – целая эпоха в жизни верующего человека. Не ослабевает интерес к подвижникам, молитвами которых держится мир.

Весь Афон полон чудес, которые встречаются на каждом шагу, любой монастырь имеет что-то особенное, какую-то свою, характерную только для него святыню. Как рассказать о сокровенном, как ощутить объемлющую со всех сторон благодать Святого Духа, которым дышат воздух и даже камни Святой Горы? Афон – одно из высокочтимых мест восточного православного мира, ежегодно посещаемое тысячами богомольцев из России и других стран. Духовная связь между Афоном и Россией существует давно, в чем мы убеждаемся, познакомившись с главными святынями Афона и теми богатырями духа, что сформировали духовный климат Святой Горы.

Первую киновию (общежительный монастырь) – Великую Лавру, находящуюся на самой южной оконечности Афона – основал здесь в 963 г. при поддержке византийского императора Никифора Фоки св. Афанасий Афонский (ок. 920 – ок. 1000). Обитель представляет собой крепость, внутренний двор заключает в себе собор Благовещения, где покоятся мощи св. Афанасия. На внешнем дворе чудотворные иконы Божией Матери – «Экономисса» и «Кукузелева», имеющие свою историю. Вне монастыря, по дороге в Ивер, находится источник св. Афанасия.

В окрестностях Лавры расположены пещера св. Нила Мироточивого и скит св. Анны. Особняком стоит на склоне горы келья, в которой жил отец Софроний (Сахаров), ученик старца Силуана, духовник Афонской горы. Греки относятся к нему с большим уважением. Это был первый случай, когда греки пригласили русского в качестве духовника! Он подвизался в обители св. Павла, а затем решил поселиться в уединенной пещерке-каливе Святой Троицы высоко над морем.

Нельзя обойти вниманием следующий случай. Шла Вторая мировая война. Во время немецкой оккупации в 1941 г. Священный Кинот Святой Горы направил Адольфу Гитлеру письмо с просьбой сохранить монастыри от разрушения. Вскоре на Афон прибыла группа немецких офицеров. Для того чтобы вести с ними переговоры, нужен был монах, знающий немецкий язык, а на Афоне в то время грамотных монахов было очень мало. Но о. Софроний знал несколько европейских языков. Его-то и попросили сопровождать офицеров, чтобы убедить их в необходимости сохранения Святой Горы от разрушения. Своей образованностью, воспитанием и скромностью отец Софроний так поразил немцев, что рапорт, который они подали в ставку Гитлера после посещения Афона, был самым благожелательным. Ответ ставки также был положительный. В результате ни один из монастырей Афона во время оккупации не пострадал и не лишился своего самоуправления. Более того, немецкий гарнизон перекрыл доступ на Афон всем мирянам.

На вершине Афона – церковь Преображения Господня (с русским Антиминсом 1742 г.), в которой, по преданию, будет отслужена последняя Литургия.

Центр Афона – Карея, резиденция монашеского управления. В конце IX в. функции самоуправления на Афоне осуществлял совет старейших отшельников во главе с Протосом; с начала Х в. резиденцией Протоса и совета стал монастырь Карея. В нем расположены подворья всех 20 монастырей. Постройку главного собора – Успения Богоматери – приписывают Константину Великому. Считается, что роспись в соборе принадлежит Панселлиносу. Почтение греков к его имени сравнимо с нашим отношением к преп. Андрею Рублеву. Имеются 9 храмов при кельях. На принадлежащей прежде Карее земле расположено несколько скитов, из них русский скит св. Ильи основан в 1746 г. св. Паисием Величковским, родом из Полтавы (1722-1794), который перевел на славянский язык «Добротолюбие» и сочинения св. Исаака Сирина и собрал до 100 человек братии. Другой русский скит – св. Андрея, в нем находится благоухающая глава апостола Андрея, икона «Достойно есть» («Милующая»). Близ скита есть пещера, в которой произошло явление Архангела Гавриила, научившего петь «Достойно есть». В начале ХХ в. в скиту жило до 800 человек. Основатель скита вселенский патриарх Афанасий (Пателарий), который, оставив кафедру, поселился здесь, построил келью, позднее уехал в Россию и умер в Лубнах. Келья стояла необитаемой ок. 100 лет, пока другой патриарх, Серафим, поселившийся в ней, через два года передал управление о. Паисию Величковскому и тоже уехал в Россию. Право на владение скитом от Ватопеда в 1841 г. приобрели монахи из Брянска Иларион и Варсонофий, собравшие вокруг себя общину русских иноков.

Удивительна связь времен: и в наши дни русский паломник, житель Эстонии (родом из Брянска) старается вот уже который день рождения встретить на Афоне, чтобы, поднявшись, приложиться ко Кресту на самой вершине Святой Горы.

Основание монастыря Ватопед связывают с императором Феодосием Великим. Разоренный арабами в 862 г. монастырь был восстановлен в Х в. Собор Благовещения – самый обширный на Афоне, где на почетном месте, на аналое под резной сенью лежит хорошо известная нам по спискам икона «Всецарица». Несмотря на то, что эта небольшая аналойная икона была написана в XVII в., сохранилась она на удивление хорошо и кажется только вчера написанной. Ватопедские монахи рассказывают, что многие паломники из разных стран мира в настоящее время получают от этой иконы исцеление. И особенно часто – братья говорят об этом с особым удовольствием – сообщения об исцеленных от рака людях, молившихся о помощи перед «Всецарицей», приходят из России. Вероятно, они хотят тем самым подчеркнуть ту духовную связь между Афоном и Россией, которая, несмотря ни на какие испытания, сохранилась до сего дня. В XVI в. по просьбе царя Василия Иоанновича в Россию для исправления богослужебных книг был прислан ватопедский монах Максим Грек. Судьба его была трагична. Много потрудившись на благо Церкви, ученый подвижник был оклеветан, перенес много скорбей, долгие годы проведя в темнице. Так и не увидев родины, он скончался в Троице-Сергиевой Лавре. Максим Грек прославлен в лике преподобных Русской Православной Церкви, мощи его покоятся в Духовском храме Лавры прп. Сергия.

В монастыре Ватопед еще хранятся такие великие святыни, как пояс Пресвятой Богородицы, глава св. Иоанна Златоустого и стопа св. Андрея Первозванного. Тут же пребывают несколько других чудотворных икон Божией Матери, в т.ч. почитаемая многими «Троеручица».

Монастырь Хиландар лежит на восточной стороне Афона, основан в 1198 г. сербским царем Симеоном, здесь постригшимся, и сыном его Саввой, архиепископом Сербским. С водворением славян богослужение стало вестись на славянском языке. В монастыре хранятся грамоты Иоанна Грозного; когда он принял Хиландарскую обитель как единоплеменную «под свою высокую руку» (1571 г.), то хиландарские монахи испросили подворье в Москве, в Китай-городе, по правую сторону Печатного двора. Подтверждение грамоты последовало от царей Федора Иоанновича, Бориса Федоровича и Алексея Михайловича (1658 г.).

После Ксиропотама древнейшим оказывается монастырь Есфигмен – на северо-восточном склоне, пострадавший при обвале горы и восстановленный сербскими государями. Св. Григорий Палама некогда был игуменом здесь, а наш св. Антоний, основатель Киево-Печерской обители, там же начал свои иноческие подвиги при игумене Феоктисте.

Русским издавна принадлежал монастырь св. Пантелеимона (Русик) на северо-западной стороне Афона, на низкой скале Святогорского залива. Надпись на церковных вратах говорит, что основание его совершилось в лето 1052 г. Причина возникновения русской обители объясняется в рукописи архимандрита Варлаама (1705 г.) – «понеже все святогорские отцы, советовавшие с собою за высоким благословением Святейшего господина отца Кир Гавриила, Патриарха Цареградскаго, избраша единому быть между всеми греческими и болгарскими монастырями русским, дабы отовсюду приходящие странники, хотящие там быти, пре нем пребывание имели».

В Русике, в храме вмч. Пантелеимона хранится его честная глава вместе с другими мощами, также глава великого подвижника преп. Силуана Афонского (1866-1938 гг.), происходившего из крестьян Тамбовской губернии. Число русских монахов на Афоне значительно возросло в XIX в.; в начале ХХ в. их число достигало трех тысяч человек, т.е. около трети всех афонских иноков.

Монастырь был благоустроен и по строгости своего устава считался одним из первых на всем Афоне. Свидетельством заботы Матери Божией к насельникам является чудо, о котором так повествует монастырская летопись: «21 августа 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря инок Гавриил сделал снимок, и на фотографии, к величайшему удивлению, проявился образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба. Незадолго до этого некоторые из подвижников видели наяву Дивную Жену среди монахов и хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел».

После революции, по причине отрыва от России, количество русских монахов стало стремительно сокращаться и упало в середине 1960-х годов до 6-7 человек. Немало трудностей довелось испытать им. До сих пор не преодолены тяжелые последствия многочисленных пожаров, последний из которых случился в 1968 г. Горели келейные корпуса, но справиться с огнем было некому. Божией милостью Пантелеимонов монастырь и его скиты – Ильинский и Андреевский – постепенно начинают возрождаться. Сейчас в монастыре живет более 50 человек.

Грузинский Иверский монастырь (Ивирон), названный так по народности основателей обители, рано известный русским паломникам, основан в 1000 г. современниками св. Афанасия, представителями рода Багратидов братьями Иоанном и Евфимием, прославившимися постничеством.

Ко времени окончания застройки Ивера относят чудесное приплытие иконы Богородицы, принятой иноками и поставленной сперва над главным входом в обитель, а потом в церкви «Вратарница». В 1260 г. три раза кряду монастырь был разоряем шайкой разбойников-«каталонцев». Пострадал Ивер и в эпоху взятия Мухаммедом II Царьграда, оставаясь необитаемым полвека, и был возобновлен только в 1500 г. грузинским царем. Окончательно устроен и приведен в цветущее состояние в 1674 г. и слыл богатейшим монастырем. Полутораметровая икона Иверской Божией Матери находится в привратном храме.

На Руси Иверскую всегда почитали особо. В царствование Алексея Михайловича, по желанию патриарха Никона, точный список с иконы был прислан в Россию и помещен в основанном им на Валдайском озере Иверском монастыре (1656 г.). Другой список, привезенный после, поставлен в часовне у Воскресенских ворот в Москве.

В XIX в. на Афоне было много русских, и на средства, собранные в России, восстанавливалась сия обитель, пострадавшая от пожара в 1891 г.

Русских встречают здесь с большой любовью – это не только дань помощи, оказанной в прошлом, но прежде всего любовь, совершенно быскорыстная. Несколько лет назад русские паломники встречались со столетним старцем Исихием, который воевал на стороне России еще в Первой мировой войне. Он встретил их так, как будто ждал всю жизнь. Отец Исихий вел себя, как ребенок. Маленького роста, сидя на своей кроватке, он замахал руками и начал плакать: «Русские братья! Россия так помогла в освобождении Балканских стран, Греции. А я вот забыл, забыл русский язык… Креститесь не так, как многие сейчас крестятся. Креститесь правильно – он осенил себя крестным знамением. Храните веру православную! Не отступайте от Церкви, я вас прошу, не отступайте!»

Дохиар (по-русски – «Келарев») находится на западном берегу Афона на прибрежной скале, среди садов и рощ. Название дано потому, что основателем обители был игумен Евфимий, в бытность келарь Лавры св. Афанасия. Главный храм посвящен Архангелам, вследствие чудесного спасения Небесными силами послушника из моря с камнем на шее; спасенный со временем стал игуменом монастыря. Храм Архистратигов выше всех афонских церквей. В одном из предельных храмов находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница», широко почитаемая в России.

Монастырь Зограф («Живописный») расположен на северо-западном склоне, в чаще леса, среди высот, над пропастью. Основан в царствование Льва Философа тремя братьями-болгарами, получившими в молитве откровение посвятить храм великомученику Георгию, лик которого сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Своего покровителя, чудесно изобразившегося, основатели назвали «живописцем» (). Она одна из самых почитаемых икон на православном Востоке, две копии с этой поразительной иконы тоже являются чудотворными. Невозможно описать словами, что значит чудотворная икона – это надо почувствовать! Душа человека подсказывает о присутствии благодати. Божественная сила, изливаясь через святыню и пронизывая насквозь душу и тело, омывает вас подобно речным струям, из которых человек никогда не выходит прежним. После паломничества люди меняются и становятся хотя бы немного лучше.

Главное на Афоне – богослужения. Они могут длиться по 12 часов. Во время общей молитвы исчезают языковые барьеры и храм становится огромным сосудом, принимающим в себя струи Божественной благодати.

Неважно, монах ты или мирянин, русский или грек – благодатные потоки пронизывают тебя насквозь. Они омывают душу, делают ее радостной, чистой, почти невесомой. И после в полном смысле Всенощной вместо усталости чувствуешь необыкновенную бодрость. После таких ночных служб все монахи на 2-3 часа идут отдыхать, а затем снова – труд на различных послушаниях до вечерней службы. Вот так каждую ночь, примерно с 10 часов вечера по европейскому времени и до 7 утра весь Афон, не смыкая очей, молится. И эта еженощная молитва не прекращается вот уже 16 веков подряд!

Монах – это внутренний художник, состояние между временным и вечным. В любом из святогорских монастырей – около 10 и более монахов, которые, еще в молодости придя на Святую Гору, прожили здесь по 40-50 лет. Какие одухотворенные и по-детски чистые лица у этих седовласых и седобородых мужей, от юности возлюбивших Бога и посвятивших Ему всю свою жизнь! Все они находились когда-то под руководством духоносных афонских старцев или пользовались их советами. Старчество никогда не иссякало в уделе Пресвятой Богородицы. Никогда не пресекались традиции послушания, не исчезал опыт духовного руководства и обучения духовному деланию. А теперь эти убеленные сединами отцы передают уже свой собственный богатый духовный опыт молодому поколению; тот опыт, которого так не хватает нам теперь.

Связь России с Афоном началась очень рано – с основателя русского монашества св. Антония Печерского. Хождение на Афон и пребывание там русских продолжались во все века, как мы пытались показать выше.

Мы действительно одно Тело «Единой Святой Соборной Апостольской Церкви», имеющее единую веру, общие святыни, общую боль. Подобно крови, циркулирующей в организме и питающей каждую клетку, благодать Божия питает нас, преодолевая все земные преграды. Мы видим, что Афонская Гора – это часть Святой Руси, афонские монахи, будь то греки или славяне, с любовью молятся за Россию… Молитва не прекращается и после службы. На послушаниях – собирая маслины, подрезая виноградные лозы, копая огород или замешивая тесто для просфор – монахи постоянно творят Иисусову молитву. Благодаря такой усиленной заботе о стяжании благодати Святого Духа, с помощью молитвы и жестокой борьбы с грехом, путем отсечения своей воли и добровольной передачи ее старцу многие монахи достигают большой духовной высоты. Однако они умеют то тщательно скрывать, чтобы ничем не выявлять своих духовных дарований, тем самым избежать зависти или похвалы. В неисчерпаемой сокровищнице святоотеческого опыта, который был накоплен великими трудами и многими столетиями, есть все необходимое для продвижения по пути спасения. И сегодня до нас доходят переводы таких святых подвижников нашего времени, как старец Иосиф Исихаст и Паисий Святогорец, словам мудрости и утешения которых православные внимают с непередаваемой духовной радостью.

Душа человека всегда тянулась к святости. Вновь процитируем Святогорца: «Я, в нынешний проезд через Москву, в Успенском соборе случайно выслушал замечание светского человека на вопрос какого-то послушника: «Вы, как медведи, дичаете в лесах!» – крикнул он. Признаюсь, я и теперь улыбаюсь, припоминая это сравнение мирянина. Если бы люди знали, если бы хоть раз испытали теплоту наших чувств, огонь той сладкой любви к Богу, в который расплавляются сердца афонских «медведей» и, как золото в горниле, очищаются от всякой мирской лжи и суеты, они бы, конечно, воскликнули с Давидом: что ми есть на небеси и что восхотех от Бога на земли? Боже! Ты Бог сердца моего, Ты часть моя, Боже во век! О! Верьте, если бы сложили к ногам моим все царства земные, и венцы и славу их, и сказали бы: «Все возьми, все твое, только останься в мире и забудь, не ходи на Афон!» – я бы грустно вздохнул, отворотился от всего мира и стал бы только глядеть на бесценный наш Афон и слыть дикарем, медведем – лишь бы оставить при себе мои чувства, мое сердце, мои афонские ангельские наслаждения в несмолкающих бдениях, чем быть в мире и для мира. Царствие Божие, сказал Господь, внутри вас; да, оно в нас; но многие ли из мирян дадут понятие, что это за Небесное Царствие, между тем как афонец, если не объяснит его словами, то скажет просто, что здесь, в сердце – точно рай, а как описать – нет силы, потому что райское наслаждение можно только чувствовать и достигать его, но слов о нем нет на языке человеческом. На это надобен язык ангельский… Афон, бесценный Афон!

В. Алешин


 1 Хрисовул (грамота) царя Василия II, ок. 1000 г., хранится в архиве монастыря Протат.
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com