Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Отче наш
 
Я проснулся. В комнате темно. Море к архондарику так близко, что его размеренный шум создает иллюзию, будто мы на корабле. Господи, как здесь хорошо! Старые раны не болели, прежние страхи и волнения улеглись, как и не было, а воздух такой, что всего пару часов я поспал, а чувствую себя совершенно отдохнувшим. Мне приходилось читать прежде впечатления людей, побывавших в этом удивительном месте. Все отмечали необычный феномен Святой Горы: организм человека на Афоне перерождается. Наверное, более точно будет, если сказать «возрождается». Впрочем, любые слова малосильны.
 
Мои спутники спят по-детски тихо. Я вспоминаю ночь в Уранополисе перед Афоном и удивляюсь: там они спали шумно, похрапывая, посвистывая, покашливая и т.д., а сейчас у меня такое ощущение, словно в келии я один.
 
Надо постараться уснуть, пока колотушка не стучит. Еще немного подзарядиться добрым самочувствием и сном не помешает. 
 
Что такое? Не получается даже задремать. Может, слоников, прыгающих через ручей, посчитать? Тихо-то как! Повернулся на левый бок. Не спится. Надо на живот лечь, тогда точно получится. Фф-у! Не идет сон, что ты будешь делать! Лечь снова на правый бок? А сколько это времени? Я нащупал на соседней пустой кровати свои часы. Часы военные, циферблат светится. Сколько? Сколько?! Холодный пот прошиб мгновенно.
 
– Подъем! Братва, мы проспали! Елки-моталки!!! По тревоге в армии я так не вскакивал. Оказывается, не один я не спал, поэтому и тихо было в комнате. Каждый лежал и ожидал монашеского будильника. А он здесь просто не слышен. О – ужас! Мой вопль посбрасывал всех с постелей. Пока Игорь пытался нащупать на стене включатель, я уже застегивал подрясник. Насколько мне было хорошо минуту назад, настолько мне сейчас было плохо. Две тысячи километров пролететь, попасть в удел Пресвятой Богородицы, добраться до монастыря Григориат, чтобы бессовестно проспать! Нет, мы не проспали, мы продрыхли! А я хорош! Не поставил будильник, понадеялся на Андрея, которого первый раз вчера видел, дай, Бог, ему здоровья! Господи, помилуй! Матерь Божья, прости нас зас-(павшихся)!
 
Мы выскочили наружу. Звезды лукаво подмигивали, глядя на нас, недотеп. Море и то не просто плескалось, а так как-то ехидно очень шипело. Мы помчались по мощеной дорожке, ведущей к монастырским воротам мимо Святителя Николая, с грустью смотревшего на нас. Помчались – это я сильно сказал. Быстро поковыляли, так будет точнее. Сердце вырывалось из груди. Хотелось просто плакать от досады.
 
Дверь в храм открыта настежь. Набрав полную грудь воздуха, я нырнул в черноту проема, как в прорубь. Перекрестился и тихонько стал на прежнее место, в стасидию возле чтецов. Уже читали канон.
 
– Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!
 
– Каждое слово этой молитвы я произносил с особым чувством, с осознанием своей вины и негодности.
 
Вернувшись с Афона и вспоминая эту службу, я склоняюсь к мысли о том, что, если бы мы не проспали тогда, может быть, и молитвы не было такой горячей и осмысленной. Владимир Георгиевич как-то позвонил мне из Москвы и рассказал, что для него это было похоже на то, как он, будучи часовым в армии, вдруг вздремнул на посту, но, неожиданно проснувшись, стал более внимательно и бдительно нести караульную службу, озираясь по сторонам и прислушиваясь к малейшему шороху. Делясь своими впечатлениями, он сказал, что более теплой и внимательней молитвы у него в жизни не было. И сегодня я с ним согласен.
 
Молитва - процесс очень интимный. Человек один на один с Богом. В таком состоянии все постороннее – шум, чье-то присутствие – очень мешают. Это сродни тому, как вы разговариваете со своим любимым человеком, а к вашему разговору прислушивается сидящая неподалеку незнакомая бабушка. Я попал в похожую ситуацию. Во время службы вдруг возле моего лица появилась голова Игоря. В темноте возникло светлое пятно. Луна лица. Я чуть было не застонал от досады. Так все хорошо шло, и вдруг лицо… Дело в том, что стасидии стоят в некоторых местах спинка к спинке. Игорь за моей спиной и стал в такую стасидию, но он не повиновался анатомии устройства, а развернулся лицом к алтарю и, будучи человеком высоким свесился надо мной. Ощущение, надо признаться вам, было не из приятных. При этом я понимал, что это моя проблема, человек молится так, как у него получается. Раздражение, появившееся в сердце, было настолько чужим, что я сразу осознал, что это искушение и не более того. Бог показал мне очередное тонкое место моей духовности, которое обязательно порвется, если на это не обратить внимания и как-то с этим не справиться. Сначала я поёрзал, вися на подлокотниках, потом покашлял, надеясь на то, что это будет мешать моему товарищу и он примет какое-то другое положение, уберет голову. Не помогло. И когда я совсем смирился с ситуацией, а поведение Игоря в себе объяснил, его голова исчезла в темноте и больше не появлялась.
 
Дальше служба шла без эксцессов. Утреня, часы и, наконец, Литургия. Наверное, я бы уже не возвращался к описанию литургии, мне нечего добавить к тому, что было рассказано выше, если бы не одно обстоятельство.
 
Повторяя за дьяконом (только по-русски) прошения из просительной ектеньи, я вдруг почувствовал, что ко мне кто-то подошел. Я открыл глаза и увидел перед собой незнакомого инока, который обратился ко мне на понятном для меня языке:
 
– Отче наш. Церковно-славянский. Игумен благословил. Давай!
 
Я опешил. Только-только я собирался произнести внутренним голосом: «Сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небесного Бога Отца, и глаголати…» И тут такое! А ведь он не шутит. Замолчал чтец. Но это же всегда делает настоятель монастыря, а я кто такой!? Пауза длилась сотые доли секунды, за которые я много чего-то подобного передумал, и наконец, пересилив себя, срывающимся голосом громко (от волнения может даже громче, чем нужно) распевно начал: «Отче наш, иже еси на небесех…» Голос отражался в тесном пространстве храма и бил меня по голове, это был не мой голос, чужой. Когда служащий иеромонах произносил возглас на эту молитву, меня еще сотрясала внутренняя дрожь. Вот так впечатления! Ну и сюрприз! Конечно, мне было приятно за оказанную честь, но я и сегодня почти уверен, что это было утешение свыше. Именно поэтому мне казалось, что я в этот день именинник. Затем мы приложились к святыням, скушали антидор и выпили святой воды. Служба закончилась. С особым благоговением я прикладывался к иконе Святителя Николая Чудотворца. Прикоснувшись лбом к изображению святого, я тихонько, шепотом поблагодарил своего небесного покровителя за удивительный прием в его обители.
 
Затем монастырь распахнул гостеприимные объятия, отворив трапезную. Меня вновь пригласил за свой стол иеромонах Панарет. Только я сегодня уже знал, что он является наместником игумена монастыря и духовником обители. По сути дела, в отсутствие настоятеля исправляет его обязанности. Добрая внешность отца Панарета располагала к себе, а глядя в его полные улыбок глаза, я знал, что «Отче наш» сегодня за литургией – это его проделки. Трапеза не оставила никакого следа в моей памяти. Вероятнее всего, потому, что были в это утро и более яркие впечатления…
 
Выйдя на свежий воздух, мы остановились в нерешительности. Я смотрел, как трапезари стояли в низком поясном поклоне, прося у проходившей братии прощения. И это был не спектакль, многократно отрепетированный поварами, это настоящее, не рисованное, искреннее выражение смирения. Отец Панарет благословлял выходящих. И когда внутри никого уже не осталось, он подошел ко мне и очень нежно сказал по-русски: «Спасибо». Не как отец сыну, а как брат брату. Мне трудно было сдержать слезы, и я согнулся в таком же поклоне, как перед этим стояли трапезари, и тоже от всего сердца ответил ему по-гречески: «Евхаристо!». Я не знал, как я могу еще выразить ему свою признательность. А сегодня среди многих имен, которые я поминаю на проскомидии, есть еще и такое чудное – Панарет, иеромонах Панарет. Храни его, Господь!  

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com