Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Греция / ГРЕЦИЯ И РОССИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ / "Совестно жить в удобстве при виде нищеты кругом!" Письма королевы эллинов Ольги в фондах РГАВМФ. 1922 г.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
"Совестно жить в удобстве при виде нищеты кругом!"
Письма королевы эллинов Ольги в фондах РГАВМФ. 1922 г.

Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 4 (2006 г.) 

Великая княжна Ольга Константиновна (1851-1926), внучка императора Николая I, племянница императора Александра II, старшая дочь генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича, в октябре 1867 г. стала королевой эллинов. Венчание короля Греции Георга I (1845-1913)[1] c юной великой княжной состоялось в Санкт-Петербурге. Этот брак укрепил дипломатические отношения Греции и России, сблизил два царствующих дома, усилил русофильскую партию при дворе короля. Королева эллинов много занималась благотворительностью: основала образцовую больницу, открыла медицинские курсы для женщин и сама посещала их. Во время Первой мировой войны приехала в Россию, работала в госпиталях, помогая раненым. От своего отца Ольга унаследовала искреннюю любовь к русскому флоту, которую сохранила на всю жизнь. Одним из многочисленных проявлений этой любви стали многолетние дружеские отношения с семьей русского морского офицера А.П. Угрюмова (1859-1937).

Алексей Петрович Угрюмов родился в дворянской семье. Окончил Морские юнкерские классы в Николаеве и курс военно-морских наук при Николаевской морской академии. Участник русско-турецкой и русско-японской войн. С 1913 по 1915 г. вице-председатель совета Морской крепости императора Петра Великого на Балтике, затем начальник Главного управления кораблестроения и главноначальствующий г. Архангельска и Водного района Белого моря (с 1916 г.). В 1915 г. ему было присвоено звание вице-адмирала. Награжден орденами Российской империи и других государств. Скончался в эмиграции, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Королева эллинов Ольга Константиновна.
Королева эллинов Ольга Константиновна

Особенно теплые отношения сложились у королевы Ольги с женой вице-адмирала - Софьей Николаевной Угрюмовой (урожденной Кавериной) (1862-1946). Достаточно сказать, что в письмах они называли друг друга ласковыми, шутливыми прозвищами - Лейтенантша, Верблюденька и Загогуля. С.Н. Угрюмова пережила мужа на 9 лет, а подругу - на двадцать. В последние годы жизни она приняла монашество под именем Ольга, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В РГАВМФ хранятся 6 писем королевы эллинов (одно за 1910 г., остальные за январь-октябрь 1922 г.) и 25 корреспонденций к ней С.Н. Угрюмовой за 1895-1912 гг. Для публикации отобрано два наиболее интересных, на наш взгляд, письма Ольги Константиновны, относящихся к 1922 г.

История этих документов связана с деятельностью русских эмигрантских общественных организаций. В 1923 г. в Нью-Йорке было создано Общество бывших русских морских офицеров в Америке. В 1943 г. при нем образована историческая комиссия для целенаправленного сбора и изучения материалов по истории Русского флота, что положило начало формированию архива общества, в 1953 г. переименованного в Общество офицеров Российского императорского флота в Америке. Спустя десять лет (1963 г.) оно объединилось с эмигрантским культурно-благотворительным обществом "Родина". В его помещениях в г. Лейквуде (штат Нью-Джерси) открылись музей, архив и библиотека.

Эти учреждения многие годы проводили большую работу по сбору, систематизации, хранению и изучению материалов по военной истории России. На обращения общества охотно откликались представители русской эмиграции в Америке и Европе, присылавшие вещественные памятники и документы личного происхождения. Среди дарителей оказалась и семья Угрюмовых. По количеству ценных и интересных экспонатов и документов собрания и коллекции общества "Родина" стали одними из самых значительных за пределами СССР.

С середины 1990-х гг. началась передача этих памятников истории и культуры в Россию. Небольшая часть архивных материалов, в том числе и переписка королевы Ольги с С.Н. Угрюмовой, в 1999 г. попала в РГАВМФ[2].

Публикуемые письма дают дополнительный штрих к портрету замечательной исторической личности - королевы эллинов Ольги, открывают еще одну страницу в многовековой истории взаимоотношений двух народов и стран - России и Греции.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии
М.Е. МАЛЕВИНСКОЙ, В.С. СОБОЛЕВА.
 
Фотография представлена сотрудниками Государственного архива Российской Федерации
Д.А. МАКАРОВЫМ, З.И. ПЕРЕГУДОВОЙ.

[1]Король эллинов Георг I, по рождению принц датский Кристиан-Вильгельм-Фердинанд-Адольф-Георг Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский, 30 марта 1863 г. избран греческим королем. Ольга Константиновна была счастлива в браке и очень тяжело переживала смерть мужа. Король Георг I был убит в Солониках 18 марта 1913 г. в разгар военных действий против Турции. Королевская семья имела пятерых сыновей и двух дочерей. (См.: Монархии Европы: Судьбы династии. М., 1996. С. 345-347.)

[2]Подробнее см.: Баранова И.Д., Волков С.В., Леонидов В.В., Лобыцын В.В., Мишанов В.Г., Толстова-Бобкова О.С. Собрание общества "Родина" вернулось в Россию // Отечественные архивы. 2000. № 1. С. 37-48.

 

№ 1-2
Письма королевы эллинов Ольги С.Н. Угрюмовой

 № 1

23 февраля 1922 г.

Афины

Дорогой мой Верблюденька! Благодарю сердечно за милое письмо! Как жаль, что Вы простудились. Вы бы были поосторожнее! Надеюсь, что моя Лейтенантша опять здорова! Радуюсь, что фотография Вам доставила удовольствие, но мне досадно, что внучки мои вышли какими-то арабками и далеко не так хороши, как в действительности. Надо им отдать справедливость, что они премилые девочки! Я была очень обрадована помолвкой Нины[1] с кн[язем] Чавчавадзе - они очень любят друг друга. Дай Бог им счастья! С другой стороны, я получила горестное известие о смерти мужа моей дорогой Татьяны[2] Александра Васильевича Короченцова[3]. Их свадьба была 27 октября, и ровно три месяца после этого он скончался... Моя бедная, бедная Татьяна, ей только 31 год[4], и она пережила почти что только одни испытания. Она знала А.В. больше 20 лет, он был лучшим другом м[оего] брата Дмитрия[5] - он был как бы членом нашей семьи. Потеряв столько самых близких и дорогих людей - отца, дядю, заменявшего его, мужа, братьев, родину, она всей душой привязалась к А.В., кот[орый] неустанно заботился о ней и о ее детях[6]. Они женились и только три месяца наслаждались редким счастьемЕ теперь все кончено, счастье пронеслось как сон и осталась одна скорбьЕ Слава Богу, у Татьяны вера(1) и покорность воле Божьей не сокрушимы - я убеждена, что она будет жить в твердом уповании на все то, что Господь обещал всем страждущим и обремененным.

Вы хотите знать, как я устроилась? В моих комнатах очень хорошо, тепло и уютно - они такие же, какие были, и комнаты короля[7] внизу тоже, но все кругом в прискорбном состоянии - мраморная чудная лестница без перил и т.д. Все это после пожара в Рожд[ественский] сочельник 1919 г. Ничего не исправлено, пот[ому что] денег нет. Все идет на армию в Малой Азии[8] и на бесчисленное число беженцев, русских и греков с Кавказа, из М[алой] Азии, из Фракии, отовсюду. Сердце за них болит, они такие несчастные! А наши изгнанники сильно страдают от малярии, от чахотки, происходящей от лишений. Их так всех много, что всем и помочь нельзя, и при этом получаю массу просьб о помощи со всех концов Европы от дорогих морячков и от других, а всем помочь невозможно. Я иногда хотела бы выть на перекрестках, громко и долго, от отчаяния! Совестно жить в удобстве при виде нищеты кругом! Я гораздо меньше езжу по госпиталям, по разным заведениям, пот[ому что] устаю и стала как-то тяжела на подъем - годы свое берут. Вам и моему Лейтенанту[9] всякие нежности - храни Вас обоих Господь. До свидания!

Нежно обнимает своего Верблюденька, его верная, старая Загогуля.


РГАВМФ. Ф. Р-2246. Оп. 1. Д. 73. Л. 65-66 об. Автограф.

 

 № 2

26 сентября 1922 г. [10]

Дания, Видёре

Милая моя, дорогая, собственная Лейтенантша!

От глубины души поздравляю и желаю всего, всего лучшего к дню Вашего Ангела и очень надеюсь, что письмо поспеет к 17-му. Я так виновата перед моим дорогим степным зверем, что и сказать не сумею как мне стыдно, одна надежда на снисхождение и прощение Верблюденька! Я просто не могла писать, пот[ому что] завалена письмами, просьбами и т.д. и, право, не умею со всем этим справиться; конечно, я могла бы иногда написать открытку, сообщающую, что Загогуля жива и здорова, - сознаю и каюсь!!!

Сегодня 10 дней, что я приехала в Данию, к нашей возлюбленной Императрице[11] и живу у нее на ее прелестной даче "Видёре". Слава Богу, она здорова и бодра; мы каждый день гуляем и катаемся; в последнее время установилась чудесная, хотя в тени холодная, погода - все же солнышко пригревает; а у Вас, вероятно, еще жарко. Летом в Греции была нестерпимая жара; я уехала за границу 17 июля, оставалась 4 недели в Liebensteine, где лечила свои несчастные глаза, что принесло некоторую пользу, но вообще не могу ими похвастаться. Из L[iebensteine] поехала к Христофору[12] в Довиль, через 10 дней вместе отправились в Лондон на свадьбу моей внучки Нины, вышедшей замуж за Павлика Чавчавадзе. Они очень счастливы, дай только Бог, чтобы это так и продолжалось. У них обоих и медного гроша нет за душой - им придется работать.

Ксения[13] очень счастлива со своим молодым мужем, которому на днях минуло всего 20 лет.

В Лондоне я оставалась 11 дней, а на 12-й поехала сюда. Я наслаждаюсь быть с моей Царицей, так приятно, тихо, уютно и хорошо у ней; но скоро и отсюда мне придется уехать и возвратиться в многострадальную, бедную Грецию, которую снова постигло страшное испытание[14]. Всему вина поганая политика Запада, поощряющая, а потом бросающая целые народы на произвол судьбы... Вообще в мире неладно и во многих головах тоже... Страшно боюсь, чтобы недавнее выступление бывшего командира Гв[ардейского] эк[ипажа][15] не оказалось бы яблоком раздора... и именно теперь, когда всего нужнее сплотиться и крепнуть в единении. Помоги нам Бог!!!

Есть ли у Вас известия об Успенских и о Мраморном?[16]

Я рада от души, что вы провели хорошее лето и, может быть, еще там находитесь! Как поживает мой дорогой Лейтенант? Если Вы еще захотите написать Вашей весьма недостойной Загогуле, то адресуйте в Париж, "Hotel Ritz", где я, вероятно, буду проездом. Императрица велела Вам сердечно кланяться. Как здоровье моего Верблюда?

Вещи из Парижа были получены[17] так поздно, что мы думали, что они потеряны, и вдобавок на имя Кор[олевы](2), так что я их и не видала как своих ушей - мне выдали их стоимость деньгами, так как вещи были розданы - думали, что это было подаяние бедным, которых у нее много. Mlle Baltaris(3) настаивала, чтобы не писали Королева Эллинов, королева Olga d. H., но они сделали по-своему - однако в конце концов вышло все к лучшему!

Фотографии, которые Вы так давно ждете для "кают компании"[18], вышлю из Афин - очень извиняюсь за промедление. До свидания, мой Верблюденька. Обнимаю Вас - теплый привет м[оему] Лейтенанту. Храни Вас Господь!

Ваша любящая старая Загогуля


РГАВМФ. Р-2246. Оп. 1. Д. 73. Л. 67-69 об. Автограф.

Примечания

[1]Нина Георгиевна (1901-1974) - княжна императорской крови, одна из внучек королевы Ольги.

[2]Татьяна Константиновна (1890-1970) - племянница королевы Ольги, дочь ее брата великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны. Впоследствии игуменья Елеонского монастыря Тамара.

[3]Александр Васильевич Короченцов - полковник Русской армии, адъютант дяди Татьяны Константиновны, великого князя Дмитрия Константиновича.

[4]Здесь королеве Ольге изменила память, так как Татьяне Константиновне к моменту написания этого письма было 32 года, она родилась в январе 1890 г.

[5]Брат королевы Ольги - великий князь Дмитрий Константинович (1860-1919), третий сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, генерал от кавалерии, генерал-адъютант его императорского величества, командир лейб-гвардии конно-гренадерского полка. Арестован в начале 1918 г., сослан в Вологду, в августе вновь арестован и перевезен в Петроград, казнен советским правительством в 1919 г.

[6]Речь идет о детях Татьяны Константиновны от первого брака с кавалергардом, князем К.А. Багратион-Мухранским (дядя великой княгини Леониды Георгиевны), погибшим в бою с немцами в 1915 г.

[7]Имеются в виду комнаты короля Константина I, ее сына.

[8]Имеются в виду деньги на создание воинских частей, расположенных на территории Турции, проигравшей Первую мировую войну.

[9]Так шуточно королева Ольга называет мужа своего адресата - вице-адмирала Русского флота Алексея Петровича Угрюмова.

[10]Следует отметить, что 26 сентября - трагический день для семьи Ольги Константиновны. В этот день в армии вспыхнуло восстание и королю Греции Константину I пришлось вторично отречься от престола в пользу своего сына Георга.

[11] Имеется в виду вдовствующая русская императрица Мария Федоровна (датская принцесса Дагмара) (1847-1928) - супруга императора Александра III, мать Николая II, сестра мужа Ольги Константиновны. Поездка в Данию для нее - это поездка на родину мужа, короля Георга I, где она часто бывала со своими детьми.

[12] Христофор (1888-1940) - сын королевы Ольги. В его римском доме и скончалась королева эллинов. Ее прах перевезен королем Георгом II в Грецию.

[13] Ксения Георгиевна - княжна императорской крови, одна из внучек королевы Ольги.

[14] Имеется в виду вспыхнувшая греко-турецкая война.

[15] Речь идет о великом князе Кирилле Владимировиче, который объявил себя претендентом на российский престол. Таким образом, русская монархическая эмиграция оказалась расколотой на два лагеря. Другим претендентом на престол частью эмиграции признавался великий князь Николай Николаевич.

[16] Видимо, речь идет о семье академика Ф.И. Успенского, который в 1895-1914 гг. возглавлял Русский археологический институт императорской Академии наук в Константинополе и был хорошо знаком королеве Ольге. В Мраморном дворце в Петрограде в это время располагался Институт истории материальной культуры Российской академии наук. До революции этот дворец принадлежал их семье. Ольга Константиновна жила там с Дмитрием Константиновичем в последние месяцы перед их выселением.

[17] Видимо, имеются в виду вещевые посылки, направлявшиеся для оказания гуманитарной помощи бедному населению.

[18] Имеется в виду собирательская деятельность русских морских офицеров-эмигрантов по изучению истории Русского флота.

 


 

(1)Здесь и далее курсивом выделено подчеркнутое в документе.

(2)Так в документе.

(3)Личность установить не удалось.


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com