Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Франция / ФРАНЦИЯ И РОССИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ НИТИ / Концерт Ф.И. Шаляпина. Ник.Покровский

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Концерт Ф.И. Шаляпина

Ф.И. ШаляпинЧетвертого июня 1929 г. в зале Плейель в Париже состоялся единственный концерт Ф.И.Шаляпина.

От площади Этуаль, через авеню Вагран, к громадному залу Плейель на фобург Сант Оперэ тянется бесконечная вереница автомобилей – Рейсы, Испано Сюизы, Паккары, Рено, Сидроены, Линкольны... Растянувшиеся вдоль авеню Вагран сотни автомобилей задерживают в этом районе движение:

- Сегодня в Плейель поет Шаляпин!..

При входе в зал – громадная толпа. До начала колнцерта осталось еще полчаса, парижская публика обычно не любит являться рано на концерты, но... нет правила без исключения, - в открытые двери Плейеля льется непрерывный человеческий поток.

- Было бы очень обидно пропустить выход Шаляпина...

Построенный по последнему слову техники зал Плейеля, вмещающий свыше 3.000 человек, набит битком. Партер, ложи, первый и второй балконы, - все переполнено. Заняты все приставные стулья и кресла. Билеты на концерт Шаляпина были давным-давно раскуплены, расписаны. Еще задолго до появления на парижских улицах афиш о концерте. В кассах – аншлаг. И все-таки кассы осаждаются англичанами и американцами:

- Хоть какое-нибудь место! За какую угодно цену!

Дирекция зала Плейель только руками разводит:

- Невозможно. Все места проданы. Никак невозможно...

Устроителя концерта князя А.А.Церетели атакуют артисты:

- Князь! Посадите нас куда-нибудь!

- Да куда же я вас посажу? Не могу же я расширить зал.

Впрочем, князь Церетели находит выход. С согласия Шаляпина на эстраде спешно устанавливается несколько десятков стульев. На стульях рассаживаются артисты.

Первым выступает пианист Макс Рабинович, постоянный аккомпаниатор Ф.И.Шаляпина. Он исполняет «Лотус» Скотта и «Вальс № 2» Шопена, и пожинает заслуженные аплодисменты. Минутный перерыв. На эстраде появляется Ф.И.Шаляпин. Зал встречает его громом аплодисментов, переходящим в долгую овацию. Шаляпин открытвает концерт «Ночью» Чайковского.

- «Ах, за что я люблю тебя, темная ночь»...

Чарующий голос певца сразу же экзальтирует затихший зал. Время не отразилось на голосе Шаляпина. Тот же прежний изумительно красивый тембр, беспредельные верхи, исключительная мощь и ширь, то же феноменальное дыхание, то же изучительное умение владеть голосом.

- Интерпретация? Но так исключительно художественно интерпретировать исполняемые произведения умеет только Шаляпин.

После каждого исполненного номера публика устраивает Шаляпину овацию, требует без конца повторений.

Ф.И. Шаляпин расписывается в книге почетных гостей в одном из обществ. Китай, 1936 г. Слева - его супруга М.В. Шаляпина, справа - дочь Дася. Из собрания И.Дарского. http://www.vestnik.com/issues/97/1125/win/darski.htmФ.И.Шаляпин поет много. Почти все, кроме одного романса, исполненного им по-французски, - на русском языке. Композиторы – преимущественно тоже русские. «Ночь» - Чайковского. Ария Алеко из «Алеко» - Рахманинова. «Певец» и «Персидская песня» - Рубинштейна. «Элегия» - Масснэ. «Как король шел на войну», «Король Алладин» и «Эй, ухнем» - Кеннемана. «Она хохотала» - Лишина. «Мельник» и «Титулярный советник» - Даргомыжского. «Песнь о блохе» - Мусоргского. «Ходит смерть вокруг меня» - Саховского. «Два гренадера» - Шумана. Ария Кончака из «Князя Игоря» - Бородина.

Сотни певцов – плохих и хороших – подражают Шаляпину. Но, слушая Шаляпина, ясно понимаешь: подражать ему нельзя. Как певец, как артист, как исключительный художник-интерпретатор Шаляпин, конечно, неподражаемый.

В его исполнении каждое слово исполненного им произведения настолько художественно отточено, приобретает такой глубокий музыкальный смысл, так вяжется с характером музыки, что эта, идеальная по своей совокупности вокально-художественная интерпретация не может не захватить слушателя. Появляясь на эстраде, Шаляпин захватывает толпу обаянием своего безграничного таланта, держит ее в руках до конца концерта.

И не удивительно, что люди, слышавшие Шаляпина уже несколько раз и слушавшие его в отчетном концерте впервые, неистовствовали и не хотели отпускать певца с эстрады.

В зале уже гасли огни, была закрыта крышка рояля, а публика – весь зал – стоя аплодировала, аплодировала без конца и упорно вызывала:

- Шаляпин!.. Шаляпин!..

Шаляпин вышел – и пел еще.


Ник.Покровский.
Париж. 1929 г.
Печатается по изданию: //Шанхайская Заря. № 1112. Воскресенье. 7.07.1929. – С. 4.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com