Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Болгария / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Православная Пасха / Великден, или Пасха в Болгарии. Любомир Бънджев

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Великден, или Пасха в Болгарии
 
Господь создал на земле второй рай.
И имя ему – Болгария!
 
Этот светлый праздник мне пришлось встречать сразу в двух странах – в родной Болгарии и России. Со смешанными чувствами я покидал Софию. С одной стороны, во мне пробуждалось нечто необычное, какое-то нереальное ощущение близости. Еще час назад я сидел за праздничным столом и слышал болгарскую речь, а буквально через пару часов все изменится до неузнаваемости. Совершенно другие дома, люди, язык. И весь этот круговорот объединен ощущением Праздника. В душе растет чувство торжества и близости двух сколько родных, столько и непохожих друг на друга культур и стран. Разрушен ад и разрушены границы. А с другой стороны — чувство горечи за то, что приходится пересекать формальные, но уже незыблемые препятствия. Нам – православным – надо отчитываться друг перед другом за нынешнее состояние во взаимоотношениях между Болгарией и Россией.
 
А ведь сколько схожего! У нас в Болгарии те же неизменные атрибуты Пасхи: крашеные яйца, пасха и кулич – козунак. Особенность нашего кулича – это большое количество ванили и форма. От этого кулич внутри становится желтым, как теплое болгарское солнце. Все приготовления заканчиваются в Великий Четверг. Накануне Страстной Пятницы все должно быть готово, чтобы не отвлекаться от служб. Пятница – это «черный» день, день траура и молитвы.
 
Богослужения в Болгарии ведутся на том же языке, что и в России. Церковно-славянский язык не только еще более объединяет нас, но и дает то ощущение вселенскости Церкви, ее присутствия везде и присутствия всех православных в ней.
 
В Великую Субботу люди начинают готовиться к «бдению». «Бдение» — это простонародное название пасхальной службы, так как ночную службу нужно перетерпеть, выстоять. С другой стороны, сам пост также называется бдением, терпеливым ожиданием праздника.
 
Традиция встречать Пасху, как обновление, прослеживается всюду. На службу обязательно идут в новой одежде, купленной накануне. Многие женщины, особенно в деревнях, надевают национальные костюмы.
В полночь начинается крестный ход, а, значит, наступает Светлое Воскресение Христово или «Великден». Те же приветствия «Христос воскрес!» и ответный возглас «Воистину Воскресе!», троекратное лобызание.
 
Наутро люди не спешат расходиться по домам. Уставшие, но радостные прихожане должны посетить тех, кто по тем или иным причинам не смог присутствовать на богослужении.
 
Ближе к обеду начинается пасхальный пир. Тут тоже существуют свои традиции, связанные с символизацией Воскресения. За стол первыми садятся дети, и только потом рассаживаются взрослые. В это же время старшие – пожилые — обходят соседей, приветствуют их и желают здоровья и «благодати» — благоденствия. Принято «чокаться» пасхальными яйцами и приглашать в гости. После того, как старшие вернуться, и начинается сам торжественный обед.
 
На столе обязательно присутствует жареный «агнъц» (ягненок) и салат из свежих овощей, красное вино и особое мясное блюдо – «дробсарма», приготовленное опять-таки из ягненка. Все это те же символы обновления, некое приближение символизации ко Христу: ягненок, вино.
 
На ягненке стоит остановиться подробнее. Это обязательный атрибут праздничного стола. Даже если семья не может себе позволить зажарить целое животное, за обедом все равно будет присутствовать «чеверме» (бедро ягненка) или «шиш» (шашлык из ягненка). В самом крайнем случае, попробовать ягненка можно, воспользовавшись приглашением, коих в Пасху набирается по несколько штук. В годы правления коммунистической власти в Болгарии на Пасху было проще – колхозы четко снабжали ягнятами всех. Наутро после праздника в стойлах нередко приходилось наблюдать пустоту.
 
Вечером народ собирается на площадях. Как правило, на Пасху всегда солнце, люди нарядно одеты. Начинаются народные гуляния. Главный колорит болгарских торжеств – это музыка и танцы. В отличие от Греции, где ритм более размеренный, выдержать болгарский танец может только подготовленный человек. Апофеоз танцев – это «хора». Хора – по-болгарски «народ». Соответственно, люди берутся за руки и образуют замкнутый круг. Как не трудно догадаться, называется этот живой круг хороводом. Хоровод начинает кружится под все убыстряющуюся музыку и все чаще меняя направления. Так болгары через совместный танец вырабатывают то, что по-русски называется «чувство плеча». Иногда проводятся соревнования между несколькими хороводами – который выдержит больше и не развалится под головокружительный темп.
 
Заканчиваются эти празднования не то, чтобы далеко за полночь – а только к началу следующей недели.
 
Закончить этот краткий очерк хотел бы словами одного из уважаемых в Болгарии священников — отца Бориса Тенева. Рассказывая про свою страну, отец Борис как-то обмолвился, что «Господь создал на земле второй рай. И имя ему – Болгария!»
 
Любомир Бънджев, Плевна
5 мая 2005 г.


Источник Правая.ру

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com