|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Европа / Беларусь / БЕЛАРУСЬ И РОССИЯ / "Она пробирает до дрожи…". Русский хор имени Никитиной. Наталия Мазаник |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
"Она пробирает до дрожи…"
Русский хор имени Никитиной
Разливается раздольная русская песня "Степь да степь кругом", невозможно пройти мимо, не остановиться, не послушать. Невозможно остаться равнодушным. Есть что-то величественное, могучее в ней, словно русская душа, богатырская русская сила наполняют грудь всех, кто поет и находится рядом. "Что-то, видимо, в этой песне особенное заложено. Когда мы ее исполняем, люди плачут, она пробивает до внутренней дрожи", – говорит руководитель хора русской песни Инна Борисова. Хор при Русском обществе существует уже семь лет, в нем поют 25 человек. Создавала его в те годы известный хормейстер Александра Петровна Никитина по просьбе руководителя Русского общества Михаила Ивановича Ткачева. Никитина тогда была уже тяжело больна, но коллектив формировала и серьезно с ним работала. Чувствовала себя неважно, попросила Инну Борисову помочь ей. "Я пришла раз, другой, третий, – вспоминает Инна Степановна. – Вскоре Никитина совсем не смогла работать, так я и осталась с хором. Конечно, приходилось работать в тяжелых условиях. Крохотное помещение, никакой звукоизоляции, инструменты не настроены, невозможно услышать каждого поющего. Нас даже это не останавливало. Вот уже три года мы репетируем в Доме культуры Минского тракторного завода, нам выделили постоянный класс. Конечно, он далек от совершенства во всех отношениях, но он – наш, мы больше не репетируем где-нибудь под лестницей. Это важно". В хоре из первоначального состава остались десять человек, потом в дружный коллектив влились те, кто пел в хоре при Минском автомобильном заводе, который более 30 лет возглавляла А.Никитина. Приходят и новые люди. Только не всех берут в этот коллектив: он семейный, уютный, комфортный. Сюда приезжают женщины и мужчины со всех концов Минска, даже из пригорода, в основном, с высшим или со средним специальным образованием. "Многие к нам заглядывают, – рассказывает Борисова, – да не все подходят. У нас нет разболтанности, развязности в исполнении, у нас поет широкая русская душа, открытое русское сердце". Именно этот критерий и является самым главным при отборе хористов. Это вовсе не означает, что поют только профессиональные музыканты, с некоторыми руководителю приходится много работать.
Люди приходят на занятия вечером, после работы, уставшие, порой раздраженные, не всегда хорошо себя чувствующие, но русская песня, комфортная обстановка свершают чудо. Давление и головная боль куда-то уходят, раздражительность покидает, негатив сменяют удовлетворенность и одухотворенность. "Мы здесь отдыхаем душой, – говорят певцы. – Мы не испытываем какого-то нервного напряжения, хотя выкладываемся полностью, пот проступает. Мы спокойно поем, пританцовываем, подыгрываем на трещотках, балалайках, ложках, а еще шутим".
Впервые в 1998 году Хор русской песни имени Никитиной участвовал во втором республиканском фестивале "Яднанне" в Гродно, был удостоен Гран-при. Коллектив получил тысячу долларов, но на эти деньги решили реставрировать свои костюмы. Ярко-синим сарафанам, блузкам уже почти сорок лет: аппликации отклеились, блестки померкли или оторвались, нужно было восстанавливать. Сарафаны приукрасили, сшили современные кокошники женщинам и кепки мужчинам, брюки всем одинаковые. Им бы очень хотелось сшить новые костюмы, но на это нет средств.
Еще очень интересная деталь. В репертуаре хора, конечно, – русские песни, самые разные по своему характеру, голосовой раскладке, но есть три-четыре песни на белорусском и украинском языках. На фестивале была номинация "Голос Родины" – за лучшее произведение патриотической тематики. Хор исполнял произведение Арсентьева "Могутный Боже!" ("Могучий Боже!"), получил за него специальный приз. Звучали слова о том, чтобы на земле белорусской уродился урожай, чтобы дела спорились, чтобы был счастлив белорусский народ. Зрители и жюри слушали "Могутный Боже!" стоя. Приз присудили единогласно.
"Нет, ничего случайного не бывает, – произносит Борисова. – Песня была запрещена одно время, я ее много лет назад нашла в архиве нашей Александры Никитиной, отложила. Сколько раз я крутила в руках эти ноты, перекладывала. Тут решила научить свой хор церковному пению. Вдруг глаз "зацепился" за песню. Я еще раз присмотрелась к ней. Стали работать. До Гродненского фестиваля не включали ее в свой репертуар, теперь без нее не можем. Всякий раз зал встает, когда она звучит".
Хор имени Никитиной, можно сказать, семейный не только по духу, но и в прямом смысле: в нем поют двое сыновей Инны Степановны, четыре семейные пары, да, впрочем, все исполнители – одна большая семья. Это укрепляет и хор, и семьи.
Коллектив во время выступлений, буквально врываясь на сцену с чечетками, ложками, балалайками, вьющимися хороводами и пританцовываниями, сразу приковывает к себе внимание. Ярко-синие сарафаны, расшитые блестками, золотом, атласными лентами, красивые кокошники – неотъемлемая часть хора, по этим костюмам их узнают теперь везде. Даже спрашивают, не тот ли это русский хор, что поет в синем.
"Мы своим искусством, своей культурой должны влиять и обогащать ту среду, в которой мы живем, – говорит руководитель хора. – В год мы даем 14-15 полнометражных концертов. Это немало, если учесть, что занимаемся всего с сентября по май, да особых условий, своего зала не имеем. Нас приглашают в концертные залы, на предприятия; ездим регулярно в Молодечно в Республиканский санаторий для инвалидов. Мы выступаем в помещении и на улице, на площадях, участвуем во всех городских праздниках: на Дне матери, на Дне пожилых людей, на Дне Победы".
Русская песня раздольная да широкая звучит на белорусской земле, всем, живущим здесь, она так же близка и понятна, как и в России.
Наталия Мазаник
16.04.2004 г.
По материалам сайта "Соотечественники"
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |