Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Бельгия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / АРХИЕПИСКОП БРЮССЕЛЬСКИЙ И БЕЛЬГИЙСКИЙ ВАСИЛИЙ (КРИВОШЕИН) / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / «Сегодня вновь нужно позвать Кривошеина». Презентация сборника богословских трудов архиепископа Василия (Кривошеина) состоялась в Москве. Юлия Зайцева

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел весенний номер № 50 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
«Сегодня вновь нужно позвать Кривошеина»
 
Презентация сборника богословских трудов архиепископа Василия (Кривошеина) состоялась в Москве

Накануне отречения император Николай II, будучи в тяжелейшем состоянии духа, обратился к своим приближенным с полувопросом: «Кажется, нужно позвать Кривошеина?» Он имел в виду человека, на которого всегда можно было положиться, — знаменитого государственного деятеля, министра земледелия и землеустроения Александра Васильевича Кривошеина. Один из его сыновей стал выдающимся православным богословом ХХ в., архиепископом Брюссельским и Бельгийским Василием (Кривошеиным). «Сегодня, кажется, нужно вновь позвать Кривошеина», — это о нем говорится во введении к новой книге, которая была представлена 20 февраля в Культурном центре «Покровские ворота».
 
Книгу архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) (1900-1985) «Богословские труды» («Христианская библиотека», Нижний Новгород, 2011) представляли близкие люди автора: его единственный племянник Никита Игоревич Кривошеин - русский переводчик и писатель, общественный и политический деятель русской эмиграции, кавалер ордена святого Даниила III степени; его супруга Ксения Игоревна Кривошеина — публицист, художник, исследователь наследия св. матери Марии (Скобцовой), а также издатель Андрей Стариченков, художник Ирина Затуловская, дизайнер книги Борис Трофимов и главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова.
Составитель, автор историко-биографических вступлений, которые сами по себе являются важным вкладом в историю не только духовного пути архиепископа Василия, но и всей православной жизни в Европе ХХ в., — диакон Александр Мусин, кандидат богословия, кандидат исторических наук. Как пишет он во введении, выбор материалов для публикации точно отражает основные богословские темы, которым посвящал себя архиепископ Василий: это «сотериология, укоренная в аскетике богопознания, и практически ориентированная экллезиология». Первая — это «ответ на вызов мира сего», вторая тема — «ответ на вызов межхристианского и внутрицерковного диалога». Важно, что «ответы» архиепископа всегда «патристичны», пишет о. Александр Мусин.
 
В издании содержатся тексты разного плана: это личные воспоминания, фрагменты частной и публичной переписки, статьи, уникальные материалы из личного архива и т.д. Все эти материалы объединены в блоки в соответствии с периодами жизни автора (Афон, Оксфорд, Париж и Брюссель). Как отметил издатель А. Стариченков, «духовное движение», богословское творчество архиепископа Василия рассмотрено в широком контексте истории Церкви.
 
Говоря о жизненном пути архиепископа Василия, все выступавшие не могли не акцентировать внимание на одном из самых важных его шагов — выборе церковной юрисдикции. «Сейчас трудно даже представить степень разделенности, отвержения друг друга и ненависти между представителями Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) и Московским патриархатом», — рассказывал Никита Кривошеин о послевоенном времени в Европе. Однако архиепископ Василий, как и митрополит Сурожский Антоний, сделал выбор в пользу Московского Патриархата. Почему?
 
Н. Кривошеин подчеркнул, что оба иерарха были «убежденными антикоммунистами». Например, все знали, что архиепископ Василий никогда не ходил в Брюсселе на прием в советское посольство в честь годовщины Октябрьской революции, но каждый год служил панихиды по убиенному большевиками государю Николаю II. По мнению Н. Кривошеина, его дядя стал «дважды офицером»: первый раз — в Добровольческой белой армии, а второй — когда «вступил в ряды Церкви воинствующей, и в ее рядах вел бои ожесточенные и более удачно, чем в Добровольческой армии». «В РПЦЗ его считали предателем, в «евлогианской» Церкви тоже (временный экзархат в юрисдикции Константинопольского Патриарха под управлением митрополита Евлогия (Георгиевского), на основе которого возникла Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе – ред.). А сегодня РПЦЗ и РПЦ объединились, евлогианская Церковь осталась, как кусочек шагреневой кожи, т.е. век ее явно не Мафусаилов. Таким образом, владыка Василий оказался прав в своем выборе», — сказал племянник архиепископа Брюссельского.
 
Ситуацию с выбором юрисдикции пояснил также историк, профессор МГИМО Андрей Зубов. По его словам, будущий архиепископ, Всеволод Кривошеин «явил полную преданность России как гражданин» дважды — во время гражданской войны и тогда, когда решил присоединиться к Московскому патриархату. «У него не было никаких иллюзий насчет Московской патриархии, которая образовалась в 1943 г. по решению Сталина. Он понимал, что это Церковь не мучеников, а коллаборационистов. Но он, как и митрополит Антоний, считал, что надо быть с Церковью страдающей, искушаемой, «подпереть» ее собой. Он выбрал это тяжкий путь унижения, хотя легче было бы в Западноевропейском экзархате. Владыка Василий, как и владыка Антоний, вошли в РПЦ с полным пониманием того, на что себя обрекают», — прокомментировал историк.
 

Почему же сегодня впору опять «позвать Кривошеина»? Никита Кривошеин ответил на этот вопрос кратко, вспомнив жизненный девиз своего дяди, актуальность которого очевидна всегда: «Правду, одну правду, всю правду». По мнению Ксении Кривошеиной, архиепископ Василий «всегда держал руку на пульсе», интересовался политикой, читал по три газеты в день (кстати, его племянник назвал это «лакуной в аскетике»), отслеживая любые свидетельства о приближении краха большевистского режима в России. «Сейчас он бы очень порадовался», — утверждает невестка архиепископа, имея в виду возрождение церковной жизни в России. «Умение точно видеть социальный, политический контекст», давать ему оценку с богословских позиций выделила Анна Данилова, упомянув также особую способность архиепископа Василия «читать Св. Отцов, проецируя их на сегодняшний день».

Как пишет диакон Александр Мусин, наследие архиепископа Василия позволяет «на многие «злобы дня» взглянуть его глазами», что особенно важно сегодня, когда «удушливая атмосфера вынужденного единогласия зачастую не позволяет разглядеть яркие фигуры в истории Русской Церкви».
 
Со своей стороны, Андрей Зубов, говоря об одной из центральных фигур патристических исследований архиепископа Василия — Симеоне Новом Богослове, отметил, что брюссельскому архиерею важно было подчеркнуть: «каждый человек призван служить Богу и каждый может алкать полного обожения». «Учение о стяжании Святого Духа», в раскрытии которого состояла богословская «сверхзадача владыки Василия», необходимо России в годы испытаний и особенно сейчас, на новом историческом переломе. «Потому надо призвать Кривошеина», — заключил профессор.
 
Особая актуальность богословского наследия архиепископа Василия (Кривошеина) была очевидна на презентации: близкие люди не только много рассказывали об истории его жизни и поразительных обстоятельствах кончины, но и отвечали на вопросы о «новом человеке» в России, размышляли о свидетельствах возрождения Церкви.
 
Юлия Зайцева
 
Москва, 21 февраля 2012
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com