Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Бельгия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / История Свято-Никольского Собора в Бельгии и Брюсселе.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Протоиерей Павел Недосекин. (Окончание). Источник. Сайт Брюссельско-Бельгийской архиепископии. Митрополит Александр (Немоловский) 1880-1960. Основание Брюссельско-Бельгийской Архиепископии. Настоятели.

ИСТОРИЯ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО СОБОРА В 

БЕЛЬГИИ.

Протоиерей Павел Недосекин.

      13 декабря 1925 года в Льеже был открыт самостоятельный приход, священником туда был назначен протоиерей Троицкий. Уже через два дня после официального открытия прихода (17 декабря) протоиерей Троицкий обратился к отцу Петру Извольскому с просьбой о передаче в льежский храм иконостаса из детской колонии в Жодонь. В свою очередь второй священник Свято-Никольского храма Авенир Дьяков, служивший до того в детской колонии, получил назначение в Лиль и также просил эту церковную утварь для лильского храма. Часть икон из старого иконостаса просил и отец Владимир Федоров для детского приюта. Тогда отец Петр поделил просимое на три части, передав во временное пользование в Льеж иконостас, (кроме двух икон местного ряда), в Лиль – комплект богослужебных сосудов, а в приют две – центральные иконы иконостаса «Господь Вседержитель» и «образ Пресвятой Богородицы». (В настоящее время сохранилась только одна из этих икон «Господь Вседержитель», которая висит над клиросом в храме Святых Пантелеимона и Николая Чудотворца на Rue Demot). 
     В конце 1925 года отец Петр получил письмо от Е.Е.Драшусова (письмо от 3.11.1925) об образовании в городе Генте Церковного Комитета и с просьбой об организации там богослужений. Отец Петр начал ходатайствовать перед Митрополитом о назначении туда священника, а общину принял в Свято-Никольский храм в качестве приписной.
     В 1925 году был устроен храм Святой Троицы в Шарлеруа. Русская колония, желавшая иметь храм, договорилась с дирекцией католической школы в местечке Marcinelle и стала арендовать один из школьных залов для проведения богослужений. Распоряжением Митрополита Евлогия отец Петр Извольский должен был искать возможность, чтобы однажды в месяц посылать туда одного из священников для совершения Литургии.
     В конце тридцатых годов брюссельское благочиние нуждалось в духовенстве. Необходимо было искать священников во все приписные храмы. Хотя приходская жизнь самого Свято-Никольского храма по причине наплыва беженцев была очень напряженной тем не менее его духовенство еще два года должно было ездить в Шарлеруа и более четырех лет в Гент.
     В 1927 году в Шарлеруа был назначен священник Димитрий Владыков, прибывший до этого из Чехии и только в 1930 определен исполняющий должность настоятеля в Генте священник Георгий Тарасов. 
     В этот период времени жизнь русских беженцев везде в мире была очень тяжелой. Изгнанные из Отечества, от своих корней, люди теснились ближе к храмам. Церковь была и помощницей и заступницей. Более благополучные общины помогали общинам бедным. В Свято-Никольском храме постоянно звучали присылаемые в него письма и обращения о помощи. И люди жертвовали... Только через четыре года с 1922 по 1926 в Свято-Никольском приходе проводились следующие сборы пожертвований:

 

- в пользу голодающего населения России (Циркулярное письмо Митрополичьего округа от 29.III.1922г.);
- на общецерковные нужды (ежегодные сборы в Крещение, Благовещение, Вознесение и Успение);
- в помощь Палестинскому Обществу (Указ № 229 от 14.III.1922г.);
- Голодающему духовенству Симферопольской Епархии (Решение Прих. Совета от 29.VII.(11.III) 1922 г.);
- в помощь храму в селе Войново в Восточной Пруссии (Решение Прих.Совета от 16/29.XI.1922г.);
- на построение предпринятом священником Аваевым другого храма в Восточной
- на строительство храма в Берлине (просьба Строительного Комитета от 8.XII.1922г. за №68);
- в помощь Комитета-Патронажа русских детей в Бельгии (Прих.Сов. от 8/21.IX.1923г.);
- в пользу Урмийской Миссии в Персии (Прих.Сов. от 25.I./7.II.1924г.);
- в Комитет помощи турберкулезным русским эмигрантам (Прих.Сов. от 25.I./7.II.1924г.);
- вторичный сбор на построение храма в Берлине, Германия (Прих.Сов. от 20.V./33.VII.1924г.);
- на обновление Висбаденского храма (Циркулярное письмо Митрополичьего округа от 28.III.1924г. №300);
- на построение храма-часовни на русском кладбище в Праге, Чехия (Циркуль. Письмо Митр.Окр. от 19.VIII. 1924. №1102);
- на Создание собственной Свято-Никольского храма кассы взаимопомощи (Прих. Сов. от 8/21. IX. 1924.);
- в помощь храму Святителя Николая Чудотворца в Бари, Италия (Прих. Сов. от 5/18 VIII. 1925г.);
- на строительство храма в г. Лиль Франция (сбор 6 декабря 1925 г., Решение Прих. Сов. от 5/18 VIII. 1925г.);
- на нужды Русского Студенческого Христианского Движения (Прих. Сов. от 17.III. 1926г.);
- на нужды Русских Афонских Обителей, Греция (Цирк. Письмо от 23.II.1926г. №275);
- на нужды Русской Православной Общины в Тегеране (сбор 4 апреля 1926г. Цирк. Письмо от 23.II.1926г. №275).

     10-го февраля 1923 года Митрополит Евлогий направил всем приходам своей заграничной епархии циркулярное письмо (№ 117) с указанием представить в Епархиальное Управление сведения о юридическом положении каждого прихода, об его имуществе, а также дать максимальную информацию о храмах. В другом письме (№ 119 от 10.02.1923) он повторил свои требования и одновременно дал указания о необходимости скорейшей легализации своих приходов на юридических основаниях тех стран, в которых они пребывают. Эта мера Митрополита Евлогия была вызвана несколькими обстоятельствами. Во-первых, при постоянно изменяющихся границах на востоке Европы храмы оказывались в прифронтовой зоне или в новом государстве, и необходимо было определить их юридическую принадлежность. Одновременно выявлялось, какие приходы ещё существовали, ибо после нескольких лет отсутствия связей с митрополитом Петроградским новый правящий архиерей Митрополит Евлогий даже не имел никаких архивов о своей временной заграничной епархии. Кроме того, стали появляться случаи разделения приходских общин, каждая из разделившихся групп предъявляла свои права на церковное имущество.
     В ответ на письма Митрополита Евлогия Приходской Совет Свято-Никольского храма на своём собрании 9/22 мая 1923 года постановил: «Так как легализация прихода нужна главным образом для обеспечения владения церковным имуществом, (необходимо) сперва рассмотреть этот последний вопрос.
     Принимая во внимание, 1) что юридическим владельцем недвижимого церковного имущества состоит Законное Русское Правительство в лице Российской Миссии в Бельгии и, 2) что для обеспечения владения и пользования этим имуществом от возможных случайностей приняты надлежащие меры, именно: Российская Миссия сдала церковный дом в наём бельгийской подданной госпоже Витук с 15 апреля 1921 года сроком на 9 лет, а госпожа Витук в свою очередь сдала этот же дом в наём на тот же срок бывшему настоятелю отцу Александру Смирнопуло с условием помещения в нём церкви и квартиры настоятеля отца Смирнопуло или его законным преемникам по должности признать, что означенной мерой владение и пользование церковным недвижимым имуществом обеспечивается от возможных случайностей, поручив отцу Настоятелю и Товарищу Председателя А. В. Гладкову войти в сношения с поверенным госпожи Витук для перевода условия по найму вследствие смерти отца Смирнопуло на имя настоятеля отца Петра Извольского.
     Что же касается легализации прихода, существующего на точном основании Приходского Устава, то, принимая во внимание: 1) что вышеупомянутой мерой беспрепятственное владение и пользование церковным недвижимым имуществом обеспечено в достаточной мере, 2) что легализация прихода по законам страны представляет значительные затруднения и может вызвать некоторые практические затруднения, стесняющие свободу действий Приходского Совета, признать, что в легализации прихода в настоящее время необходимости нет, о чём представить в Епархиальное управление.
     Тем не менее, Митрополит в своих указах оставался непреклонным. Он требовал от приходов легализации. 11 августа 1923 года Митрополит Евлогий в своем циркулярном письме (№ 825) сообщил всем приходам епархии «об установлении Западно-Европейского Митрополичьего Округа по Управлению Заграничной Православой Церковью». Все храмы на местах должны были легализовать себя как приходы вышеуказанной организации. В самой Франции храмы епархии Владыки Евлогия были объединены в «Union directrice Diocesain des Associations Orthodoxes russes en Europe Occidentale». 15 мая 1924 года Митрополит в своём письме за №702 указал брюссельской общине со всеми её приписными приходами легализовать себя перед бельгийскими властями как филиал этой организации. Это и было сделано в том же 1924 году.
     7 сентября 1925 года Митрополит Евлогий начинает требовать от приходов (письмо № 1470) решить вопрос о собственности церковных зданий. В том же письме он просит Приходские Советы направлять в Епархиальное управление «все документы, исходящие от Советской власти и касающиеся церквей», если таковые будут получены приходами на местах.
     В это время в нашем Свято-Никольском храме все понимали, что легализации прихода явно мало. Было очевидно, что при условии, если Бельгийское Королевство признает законность правительства Советов Народных Депутатов, вся собственность бывшей Российской Империи (здания храма посольства и консульства и т. д.) перейдёт во владение Советской России.
     В эти годы община храма усиленно ищет способ приобрести храмовой дом в собственность. Первой попыткой было принятие консула бывшей Российской Империи Буткевича в Приходской Совет Свято-Никольского храма. Перед Бельгийским Правительством он продолжал оставаться законным представителем России и возглавлять Российский дипломатический корпус. Пока он сохранял эту функцию, он был и формальным ответственным за владение всей российской недвижимости. Однако в те годы все стали понимать, что Бельгия неизбежно признает законность и правонаследие правительства Советской России. И тогда консул станет частным лицом, не несущим ответственности за здание, и новый собственник откажет мадам Витук в аренде, а церковь на Rue des Chevaliers 29 должна будет прекратить своё существование.
     В 1933 году выход был найден. Дом в своё время, как известно, был куплен 3 марта 1887 года частным лицом - Протоиереем Афанасием Петровым. Купчая была заверена Российским Послом в Бельгии князем Урусовым как собственность Российской Империи, но формально в регистрационных документах в коммуне продолжало фигурировать имя покупателя Петрова. У приходской Общины также единственным документом на владение здания был тот же акт на покупку дома. Отец Афанасий скончался в 1903 году. 30 лет после его смерти дом также формально мог считаться как невостребованное наследство. Теперь, когда более не существовало Российской Империи, Община попыталась войти в права собственника. Как только истекли необходимые 30 лет, были собраны все способные старые прихожане, которые ещё помнили, как был куплен дом, и юридически засвидетельствовали, что здание было куплено для церковно-общественного пользования на собранные народом деньги. (Среди этих прихожан, в частности, были две дочери отца Димитрия Опоцкого, Елена и Паулина, которые жили в этом храмовом доме ещё до его покупки Петровым). Это позволило принять ненаследуемый дом в собственность Общины. Факт о том, что дом был на балансе Российской Миссии, в этот момент был как бы забыт. Приход в те годы был зарегистрирован как часть диоцеза Митрополита Евлогия в Associations Orthodoxes russes en Europe Occidentale, а после принятия дома в собственность стал числится в коммуне под именем Association «Eglise Orthodoxe Russe de lа rue des Chevaliers». 22 декабря 1933 года приходская Община в лице старых прихожан передала дом в собственность вновь образованной ассоциации без коммерческих целей Conference Saint Nicolas.

Митрополит Александр (Немоловский) 1880-1960

     «Преемником о. Извольского стал преосвященный Александр (Американский). После Америки он попал в Константинополь, оттуда турки его выселили вместе с другими русскими, протомив при высылке два дня в тюрьме. Владыка Александр приехал в Париж и оказался в самом неопределённом положении. Я предложил ему настоятельство в Брюссельском храме. Он энергично взял там бразды правления и быстро завоевал широкие симпатии. Оригинальной складки архипастырь. Истовый в служении (служит ежедневно), аскет, постник, проповедник агитационного американского типа с политическими оттенками в содержании своих проповедей, по политическим взглядам монархист-легитимист. На богослужениях он поминает всех монархов Европы, служит в национальных трёхцветных поручах, с такими же трёхцветными ленточками на трикириях; в царские дни на церковном доме, по его распоряжению, развеваются русские национальные флаги..» (Воспоминания Митрополита Евлогия. «Путь моей жизни» Париж, 1947, стр. 427)
     Начав трудиться в Брюсселе с 5 января 1929 года, Владыка Александр все свои силы и энергию отдавал прихожанам. Любовь к нему и уважение простирались далеко за пределы его паствы.
     Несмотря на образовавшиеся разделения среди русской колонии в эти годы, личный авторитет Владыки за его любвеобильное сердце, участие ко всем скорбящим и усердные молитвы, был весьма высок.
     Взирая на бедственное положение русских беженцев, Владыка Александр, исполненный сострадания как добрый пастырь служил ближним. Живя сам в большой скудости, порой лишая себя необходимого, он не только духовно поддерживал несчастных, посещал на дому, в больницах и в тюрьмах, но и оказывал материальную помощь, иногда отдавая свои последние средства. Днём и ночью его вызывали, просили молитв или милостыни. И это было в те 30-е годы, когда Бельгию постиг экономический кризис, появилось много безработных, нужда росла, особенно у бесправных беженцев.
     При церкви Владыка открыл столовую для неимущих. Обедавших ежедневно приходило до 30 человек. Позднее Владыка начал приобретать боны на обед в столовых и раздавал бедным.
     Это был воистину добрый пастырь, полагавший душу свою за овцы своя. Достаточно сказать, что дабы навестить свою студенческую паству в Лувене, где дважды в месяц была Литургия, Владыка, порой когда не было транспорта, ходил туда пешком.


Основание Брюссельско-Бельгийской

 Архиепископии.


     Самым главным делом Владыки Александра, безусловно, является основание в Бельгии епархии Русской Православной Церкви.
     Отец Пётр Извольский до самой своей кончины оставался благочинным по приходам Голландии и Бельгии. Архиепископ Александр (Немоловский) уже не был назначен Митрополитом Евлогием благочинным, но оставался только настоятелем Свято-Никольского храма. Однако в силу своего архиерейского сана он де-факто продолжал исполнять обязанности благочинного: объезжал приходы, следил за благочинием в них, подыскивал кандидатов в священники для вновь открытых храмов, а порой, по благословению Митрополита Евлогия совершал хиротонии и награждал духовенство. Когда в 1931 году владыка Евлогий перешёл под омофор Вселенского Патриарха, и был назначен решением Священного Синода Вселенской Патриархии Экзархом, архиепископ Александр решением того же Синода получил право быть представителем Экзарха Патриарха Вселенского в Бельгийском Королевстве то есть по существу становился викарным епископом в составе епархии Митрополита Евлогия. Это своё назначение он укрепил тем, что 31 декабря 1936 года зарегистрировал его перед бельгийскими властями. Министерство Юстиции Бельгийского королевства, признало, таким образом, открытие в Бельгии первой православной епархии.
     Полным завершением начатого дела было получение Указа Короля Леопольда III от 5 июня 1937 года, который утверждал в королевстве епархию "Archeveche de l"Eglise Orthodoxe russe en Belgique", Владыка Александр стал носить титул "Архиепископ Брюссельский и Бельгийский", а Никольский храм стал кафедральным собором.
     В епархию владыки Александра тогда вошли приходы бывшего бельгийского благочиния - в Брюсселе: Свято-Никольский храм (Кафедральный собор) и Приютский храм Кузьминой-Караваевой на рю де ля Турель (Святых Николая и Пантелеимона), храмы в других городах: в Шарлеруа (Троицкий), Льеже (св. Александра Невского), Намюре, Генте, Лувене, и Гааге (Голландия), а также временный храм в детской колонии в Жодонь (тогда же периодически совершались Литургии в Антверпене).
В эти годы Владыка часто посещает свою паству, устрояя благочинный порядок в богослужении и подыскивая кандидатов в священнослужители.
     Служил Владыка каждый день. В праздничные дни храм посещал аккредитованный в Бельгии дипломатический корпус православных государств (Сербии, Болгарии, Румынии, Греции). В особо торжественные и памятные для русской колонии дни и праздники на богослужениях бывал Король Леопольд. В Страстную Пятницу послы православных государств выносили Святую Плащаницу.
     В годы 2-ой мировой войны Владыка Александр весьма выделялся в русской колонии. Немцы решили его устранить. Его арестовало Гестапо 22 октября (по старому стилю) 1940 г. в день Казанской иконы Божией Матери. Владыка отслужил Литургию, в продолжении которой гестаповцы стояли в коридоре, потом он спокойно разоблачился, одел рясу и вышел к пришедшим пленить его. Храм был полон народа. Все в безмолвии стояли и ждали. Авторитет Владыки был так высок, что немцы боялись возмущения даже среди соседей, поэтому они переодели Владыку и, чтобы его не узнали, надели на него широкополую черную шляпу, такую, как носят евреи, быстро вывели из дома и увезли. Вернулся Владыка на свою кафедру только в 1946 году.
За время существования храма в нём служило следующее духовенство:

НАСТОЯТЕЛИ
Протоиерей Николай Белороссов: 1862 - 1872 (11 лет).
Протоиерей Димитрий Васильев: 1872 - 1873 (1 год).
Протоиерей Евгений Смирнов 1873 - 1877 (3 года).
Протоиерей Димитрий Опоцкий 1877-1883 (6лет).
Протоиерей Афанасий Петров 1883-1903 (20 лет).
Протоиерей Сергий Орлов 1903 - 1905 (2 года).
Протоиерей Александр Смирнопуло 1905 - 1922 (17 лет).
Протоиерей Петр Извольский 1922 - 1928 (6 лет).
Митрополит Александр Немоловский 1929 - 1960 (31 год). С 5 июня 1937 года Архиепископ Брюссельский и Бельгийский.
Архимандрит Корнилий (Фриштадт) 1960 - 1982 (22 года).
Архиепископ Василий (Кривошеин) 1982 - 1985 (3 года) на кафедре с 1960 г.
Протоиерей Михаил Старк 1983 - 1990 (7 лет) с 1985 г. настоятель.
Архиепископ Симон (Ишунин) на кафедре с 11 апреля 1987 г. до наст. вр.
Протоиерей Павел Недосекин с 1990 года по 2002 г. (12 лет).
Священник Антоний Ильин с 2002 г. до наст. вр.
     С 1928 года в разное время заменяли настоятеля или приезжали служить:
Протоиерей Владимир Фёдоров,
Священник Иосиф Дзвончик,
Протоиерей Андрей Насальский,
Игумен Георгий (Тарасов), позднее Архиепископ,
Священник Александр Гриб-Киселёв,
Епископ Никон (Греве),
Протоиерей Иоанн Харченко,
Протоиерей Иоанн Николайченко.

ДЬЯКОНА
Первым дьяконом был Георгий Цебриков, в последствии рукоположенный во иерея и назначенный настоятелем в Лувен. Затем служили:
Иеродьякон Евфимий
Протодьякон Цветков(1930-1932),
Протодьякон Николай Друганов (1932-1971)
Протодьякон Михаил Городецкий с 1979 года (скончался в 2003 году).
Ныне служат:
Протодьякон Александр Куряткин с 1992 года.
Диакон Александр Моторный
Протодьякон Сергий Рейнгардт с 10.10.1968.

ПСАЛОМЩИКИ
Николай Яковлев (1862-1886) 24 года,
Иван Козубский (1886-1899) 13 лет,
Авенир Дьяков (1900-1912) 13 лет,
Михаил Леонович (1912-1914) 2 года,
Константин Петров (1914-1921) 7 лет,
Павел Стасиневич (1922-1924) 2 года,
Павел Николайченко (1924-1926) 2 года,
Алексей Городецкий 1924-1928 с 1936 по 1939 и с 1946 с перерывами до 28 июня 1968,
Игорь Симонович.
Алексей Тимошенков
Наталья Рейнгардт с 1956 по н. вр.

СТАРОСТЫ
До 1922 года старост при храме не было.
С 1922 по 1926 гг. - Мария Романовна Смирнопуло.
С октября 1926 по июнь 1931 гг. - Алексей Петрович Рогович.
С июня 1931 по сентябрь 1934 гг. - Сергей Петрович Валуев.
С сентября 1934 по апрель 1942гг. - Мария Митрофановна Жукова.
С мая 1942 до 1979 Алексей Николаевич Немерцалов.
С 1979 по 1985 Ирина Ивановна Малина.
С 1985 по 5 ноября 1994 г Владимир Евгеньевич Драшусов.
С 1994 по 2002 прот. Павел Недосекин.
C 2002 до настоящего момента иерей Антоний Ильин

ХОР
С 1862 по 1886 год на богослужениях пел псаломщик Николай Яковлев.
С 1887 по 1924 гг. при храме состоял небольшой хор из бельгийцев (4-6 человек), которым управляли псаломщики.
С 1922 года регентом был Владимир Александрович Купфер. Как композитору ему принадлежит целый ряд церковных песнопений которые поныне поют в Россы. Он сформировал русский хор, которым и управлял до своей смерти, последовавшей 4 декабря 1959 года, т. е. 37 лет.
После его смерти до 1988 года хором управлял князь Алексей Андреевич Оболенский.
В настоящее время Татьяна Михайловна Рейнгардт (с 1988 года).

ШКОЛА
В 1924 году приход открыл четверговую школу. Первым руководителем её был отец Петр Извольский. Особенно много потрудилась на поприще обучения детей Екатерина Михайловна Леуба. Она родилась в Москве в 1878г. и скончалась в 1954 г. С 1925 года до последнего дня своей жизни преподавала в Русской Приходской школе при Свято-Никольском храме, отдавая детям всю душу. С 1925 года директором была Елизавета Евгеньевна Драшусова. Формально занятия по Закону Божию при храме продолжаются по сей день. До 1964 года посещаемость в среднем была от 25 до 40 детей в год. Продолжением школы был летний детский лагерь (летняя колония), просуществовавшая до 1961 года.

СЕСТРИЧЕСТВО
В 1930 году при храме было образовано сестричество, назначение которого заключалось в заботе о неимущих и о благолепии храма. Первой старшей сестрой была Евгения Митрофановна Стефанкевич, которая через год умерла и с 1931 года её заменила Мария Евгеньевна Драшусова. Формально сестричество существует и по ныне, но нуждается в возрождении.

ДОМА ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ
В сентябре 1949 года был открыт первый дом для престарелых на восемь дам. Содержание его оплачивалось на 55% жильцами-пенсионерами, на 25% Ольгой Николаевной Вольтерс, которая и руководила этим домом и на 24%-добровольными пожертвованиями. Средний годовой Бюджет до 1962 года был - 175000 бельгийских франков. В период с 1949 по 1963 год в нём нашли свой приют 23 дамы. Дом находился по адресу: 184, rue Americaine в Ixelles"e.

В ноябре 1956 года был открыт второй дом для престарелых дам, (находящихся в инвалидном состоянии) на 26, rue Keyenveld. Содержание его оплачивалось на 77% Assistance Publique и некоторыми пенсионерками, на 5% Еленой Павловной Витук, которая и руководила этим домом и на 18 % добровольными пожертвованиями. Средний годовой бюджет до 1962 года был 475000 бельгийских франков. За первые шесть лет его существования в нём нашли приют 24 дамы.

КЛАДБИЩА
Традиционно «самым русским» кладбищем в Брюсселе считается Иксельское. Русские селились около храма. В настоящее время на этом кладбище есть склеп Свято-Никольского собора, в котором почивает усопшее духовенство храма: Митрополит Александр (Немоловский), Архимандрит Корнилий (Фриштадт) и Протодьякон Николай Друганов.

     4 ноября 1962 года храм торжественно праздновал 100-летие своего существования.
     Надо полагать, что основатель храма князь Николай Алексеевич Орлов с глубокой верой создал свою домовую церковь с тридцатью прихожанами, которая стала Кафедральным храмом, число прихожан которого сейчас исчисляется сотнями человек.
     Вечная память основателю и благотворителям храма, давшим духовное прибежище нескольким поколениям православных верующих!

УБРАНСТВО
     Замечательной особенностью Свято-Никольского собора является то, что он остаётся самым первым и старейшим православным храмом в Бельгии. За своё более чем столетнее существование в целом он сохранил свой первоначальный вид и характер. Основным доминирующим акцентом в храме является его иконостас. Первоначально в нем были другие иконы, выполненные в манере западно-европейской живописи в год создания иконостаса в 1896 году. При архиепископе Александре они были заменены другими, написанными в более иконографичной манере, старые же были помещены на стены в алтаре где они ныне и пребывают. От первоначальных икон на иконостасе остались только два образа со сценой Благовещения на Царских вратах. В 1996 году иконостас был отреставрирован и заново позолочен. Также была возобновлена роспись на парусах и в куполе алтаря. Образцом для росписей были взяты фрески русской келии Святого Архидьякона Стефана на Афонской горе. Одновременно была возобновлена в старой своей характеристике центральная композиция над иконостасом «Вознесение Креста».
     Главной святыней храма является образ Святителя Николая Чудотворца, в кивоте которого находится мощевик с мощами Святителя, о котором уже было сказано выше. Перед иконой всегда горит зажженная лампада. Находится икона на северной стене храма. 
     Образ Божией Матери «Иерусалимская на Афоне» был написан афонским монахом Денасием в 1910 году. Известно, что ещё во времена Митрополита Александра во все службы в «субботу акафиста» она полагалась на аналой в центре храма, перед ней Владыка также служил все заказываемые Божией Матери молебны. После смерти Владыки икона была перевешена в задний южный угол храма. В январе 1997 одному христианину во сне было извещено о необходимости перенести эту икону в более достойное место, ибо она есть большая святыня по достоинству своему могущая находиться в Патриаршем кафедральном соборе, перед которой надо молиться чтобы стяжать духовный мир. Известие это привлекло внимание к иконе, и когда её вынули из оклада, то на обороте обнаружили длинную надпись которую мы здесь приводим. Это воистину чудесное проявление милости Божией к нашему храму. Теперь это второй образ в храме, где всегда оставлена горящая лампада:
     «Святая Афонская Гора 9 Декабря 1924 года. Сия Святая икона Пресвятыя Богородицы - подобие чудотворной Афонской, именуемыя «Иерусалимския», писана на Афоне и освящена на подлинной чудотворной иконе сего наименования в Русском Пантелеимоновом монастыре и посылается в дар от всего сердца, от монаха сего монастыря Святогорца Денасия, по благословению о. Архимандрита Мисаила, Великому Господину нашему, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, с его верными Сотрудниками и всем по нём Его законным и истинно-православным Преемникам Патриархам и Архипастырям, для его Патриаршего Храма, или Кафедрального собора, во благословение от Святыя Горы Афонския - Земнаго Удела Царицы Небесный и Священной Обители нашей Его Святейшеству со всеми верными и преданными и послушными Архипастырями, Пастырями и Пасомыми, в благодатную помощь Ему, Преемникам и всем истинно Православным и благочестивым по всей России и повсюду, от всяких бед, зол и напастей от всех и на всех видимых и невидимых, явных и тайных, нынешних и будут врагов святой Веры, Святой Церкви и Православия и Христианства, в память Государя Императора Николая Второго «Многострадального» с Его Царственным Мученическим Семейством, Великих Князей, Князей, Великой Княгини – Мученицы Елисаветы. Архипастырей, Пастырей. Иноков и Инокинь, Вождей и Воинов и всех Православных чиновных и простых и всех за Церковь Святую. за Веру Православную, за Царей и Князей, за Россию и за Русский Православный Народ мучительски умершвленных многообразно потрудившихся и пострадавши и жизнь свою положивши и прежде и ныне в сии годины Великой Войны и Великой Смуты в Многострадальном Отечестве нашем. Всепреблагословенная Владычица Богородица да утешит всех прибытием своего всечестнаго Образа со святой Горы Афонской да примет всех желающих под своё высокое небесное, матернее покровительство, да будет в купе с Праведными Родителями Своими - Иоакимом и Анною многомощною Ходатаицею пред Сыном Своим и Богом о спасении России об освобождении Русского Православного Народа от захватчиков и насильников и развратителей, о вoccтaновлении в Великой Земле Русской умиротворения, тишины и благочестия, Империи и Дома Романовых, о просвещении заблуждших и всем и каждому всего в жизни временной и ко спасению вечному благопотребнаго, мирной христианской кончины, доброго ответа на Страшном Суде и жизни вечныя со Святыми.
Пресвятая Богородице спаси - спаси - спаси нас грешных.
Мати Божия спаси Россию и сохрани и укрепи Православие!»

     Самыми древними иконами храма являются: образ «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» - врезная икона ХVII века (находится около образа Святителя Николая), и «Рождество Христово» также врезка ХVII века (находится в алтаре).
     В алтаре храма хранится замечательная Плащаница, выполненная в технике золотого шитья в России в середине прошлого века.
     Среди памятных и мемориальных икон обращают на себя внимание:
     Образ Страстной иконы Божией Матери - дар Свято-Никольскому Собору от Российской Государственной Думы. 1995 год.
     Образ Казанской Божией Матери на шёлке. На обратной стороне иконы надпись: «Изображение Чудотворной Иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем, находящейся в Главном Приделе Казанского Собора в С-Петербурге. На построение храма в Святой Земле во Имя Спаса-Преображения. Издал в Париже в 1859 г. Александр Лазарев». Та же надпись повторяется на французском языке.
     Икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» с предстоящими святыми. На обороте надпись: «Сия Св. икона писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском общежительном скиту Св. Ап. Андрея Первозванного. 1894 г». Вторая надпись: «В Русскую Императорскую Посольскую церковь в Брюсселе в дар и благословение от игумена русского на Афоне Св. Андреевского скита Архимандрита Иосифа с братиею».
     Св. великомученица Екатерина и Мария Магдалина. Надпись: «Образ Св. мучениц Екатерины и Марии Магдалины - в Брюссельскую Православную Церковь Греко-Российского исповедания от Графини Софьи Ивановны Борх. Июня 7-го 1864 года».
     «Господь Вседержитель», на обратной стороне которой надпись: «Сею Св. Иконою Ея Императорское Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна благословила в 1909 году Сентября Графа Павла Келлера на свадьбу его с девицею Графинею Марией Ребиндер. Да будет Св. Икона сия и память о великой милости Царицы на веки свято храниться в семье, да будут все потомки этой семьи вернейшими и правдивыми слугами наших самодержавных Государей, да будут графы Келлеры не стремясь ни за почестями, ни за отличиями, а жертвуя собою для блага и пользы Царя и Царицы служить им до гробовой доски и последнего своего вздоха. Аминь». Также есть несколько других икон с надписями более частного и персонального характера.
     Замечательны две хоругви, выполненные в стиле русского неоклассицизма. (расположены по бокам иконостаса).
Уютный и тёплый колорит храму придают оконные витражи с изображением Христа на троне (в алтаре) и орнамента (в храме). Они были специально заказаны для храма в 1896 году.
     При храме имеется библиотека, насчитывающая несколько тысяч экземпляров книг и журналов на церковно-славянском, русском, французском, греческом, немецком, английском и других языках.
     Архивные документы храма (брачные обыски и крестильные ведомости) сохраняются (с перерывами в несколько лет) с 1863 года.
     Кроме русских прихожан (всех волн эмиграции) церковь окормляет сербов, коптов, грузин, армян, поляков, украинцев, белорусов и православных бельгийцев. 

 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com