Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / О нас / Наш духовный отец - протоиерей Василий Ермаков / Воспоминания и беседы с протоиерем Василием Ермаковым / Воспоминания протоиерея Василия Ермакова об оккупации. Отрывок из книги Павла Платонова "С Верой в Бога и надеждой в сердце"

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 51 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Воспоминания ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ЕРМАКОВА об оккупации
 
     Так вспоминает свое юношество один из бывалых и опытнейших священников Санкт-Петербургской епархии – протоиерей Василий Ермаков, тогда ещё юный Вася Ермаков. Батюшка отец Василий поделился со мной своими воспоминаниями предвоенного времени, а затем и времен оккупации, начало которой он провел в своем родном городе Болхове Орловской области.
 
Протоиерей Василий Ермаков
Протоиерей Василий Ермаков в крипте
храма св. влкм Георгия Победоносца в Лидде
Святая Земля. Ноябрь 2005 года
Фотоархив Общества "Россия в красках"

     «Предвоенные годы, были наполнены апофеозом гордости, надменности и стремления показать могущество советского строя. Мы всегда ходили до войны с песней на слова Лебедева-Кумача «Если завтра война». Шли на демонстрации под эту песню 7 ноября, 1 мая до войны и так до 1941-го года. «Если завтра война» - кино даже такое было.
    
Если завтра война, если враг нападет
Если темная сила нагрянет-
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет

На   земле в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Если завтра война,
Если   завтра в поход,-
Будь сегодня к походу готов!

Если завтра война - всколыхнется  страна
От Кронштадта до Владивостока
Всколыхнется страна, велика и сильна
И  врага разобьем мы жестоко!

Полетит самолет, застрочит пулемет,
Загрохочут могучие танки,
И линкоры пойдут и пехота пойдет,
И помчатся лихие тачанки

Мы войны не хотим, но себя защитим-
Оборону крепим мы недаром.
И на вражьей земле мы врага разгромим
Малой кровью, могучим ударом! 
 
Подымайся народ, собирайся в поход,
Барабаны сильней барабаньте!
Музыканты, вперед! Запевалы,   вперед!
Нашу песню победную гряньте!

На земле в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход,-
Будь сегодня  к походу готов!

     В это время храмы были закрыты и о Боге ничего не вспоминалось. Когда до войны, мимо Казанского Собора, где стоит памятник героям Отечественной войны 1812-го года - Кутузову и Барклай де Толли, шли парады, то его зашивали фанерой, чтобы «царские сатрапы не смотрели на торжество свободного советского народа». Они были зашиты - вот как мы жили. А 9 октября 1941-го года в час дня, начался небольшой обстрел моего города Болхова. Потом смотрим через час, по центральным улицам города проехали немецкие танки. Там горят подожженные советскими истребительными батальонами – «патриотами–коммунистами» 10000 тонн хлеба, чтобы «ничего не досталось врагу». И вот я с товарищем пошел в пол четвертого дня «смотреть на немцев».  Прошли недалеко возле речки. Смотрю, стоят танкетки. Стоят холеные самодовольные немцы. Народ кто там был, стоит и смотрит на них, ничего не понимая, а немцы им «гут, гут». И что ещё запомнилось: сдаются в плен у мельницы наших человек шесть красноармейцев и подходят немцы, снимают с них винтовки и бросают рядом в речку, бросают гранаты, говоря «пан гут на хаус» - хорошо иди домой. Ту же идет мой сосед и несет килограмм тридцать муки с ограбленной пекарни. Он качнулся с этой мукой на плече возле мельницы, а немец подошел, поправил муку и говорит «гут домой». Т.е. впечатление было такое – самодовольство и сознание того, что мы победители, и мы обязательно победим. А потом тут уже смотрю, ребята наши пошли и я с ними. Как раз в октябре снег пошел, рядом немецкие танки, полевые кухни – прекрасный запах. Мы подошли и нам дали сигареты, а мы не курим и бросили всё это. И терлись мальчишки возле немцев. Те, бывало, подкармливали. К детям у немцев в начале отношение было хорошее первое время, пока их из под Москвы не выгнали. Они были очень самодовольны, а к населению относились очень хорошо, спокойно. Ведь я с 1941-го года ходил по немецким кухням помогать чистить снег, воды принести, дров напилить, сапоги почистить, лишь бы немцы дали что-нибудь покушать. Было холодно и голодно, а есть дома было нечего и некому дать. Вот мы мальчишками и ходили, работали, есть-то хочется. Натаскаешь воды ведер, пять, что-то дали поесть. С самого начала прихода немцев оккупационные власти дали разрешение, и народ стал сам открывать храмы. У нас в Болхове первую открыли церковь во имя Свт.Алексия митрополита Московского, а потом  уже Церковь Рождества Христова. Нашли священника - отца Василия Веревкина и моего преподавателя музыки в школе - регента Александра Федоровича. Народ пошел в открывшиеся храмы, он изголодался по Вере. Первый год, я «ради страха иудейского» не ходил в Церковь. А пошел уже под Рождество 1942-го года, т.к. у меня было внутреннее чувство пустоты и потом я видел, как наши власти издевались над народом советской пропагандой и, увидев, что этот обманутый народ возвращается в Церковь, я задал себе вопрос: «а почему я не с ними, не со своим народом»? Это было уже на Рождество 1942-го года. 30 марта 1942-го года отец Василий Веревкин дал мне стихарь. И я уже стал ходить со свечой, принимая все насмешки какие только можно было. Мальчишки видят меня в стихаре и кричат «поп пошел». Так я уже страдал за Христа. А дальше пошла работа у немцев под конвоем на кладбище ежедневная по 8 часов в  день с 9-ти часов утра до пяти вечера, под бомбежкой советской авиации. На обед они привозили полевые кухни и давали там какой-то конинный суп, пшенную кашу и грамм 30 хлебушка. Потом давали эрзац-кофе (из желудей), чтобы согреться можно, ведь холодно было. Кормили раз в день. А еще позже 8 июля 1943-го года, когда я работал, делая насыпь узкоколейки и мне надо было по работе пройти лопатой ещё метров 5-16 и сделать насыпь, а по времени смотрю, уже начинается всенощное бдение, а был комендантский час и думаю «ведь служба накануне Тихвинской иконы Божией Матери, как же без меня-то»? И когда немецкий фельдфебель отошел от меня метров на двадцать, то я бросил лопату под насыпь, а напротив рожь и бегом домой. Он обернулся, увидел, что я бегу и выпустил в меня полную обойму из своего «Парабеллума». Вот так мы и жили »…

(Отрывок из книги Павла Платонова "С Верой в Бога и надеждой в сердце")
 
 
Протоиерей Василий Ермаков и Павел Платонов.
Протоиерей Василий Ермаков и Павел Платонов
Май 2004г. Санкт-Петербург. Домик на Серафимовском кладбище
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com