Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Оптинский дух отца Василия
 
Людмила Александровна Ильюнина
 
Я не была духовным чадом отца Василия, но встречи с ним принесли много утешения и вразумления. Встречалась я с отцом Василием «по долгу службы» - как журналист, не один раз записывала с ним интервью на различные темы для газеты «Православный Санкт-Петербург», потом для журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга» (в котором я – главный редактор) дерзнула написать большую статью-исследование «о стиле отца Василия». Но во всех этих публикациях говорилось о вещах внешних. А теперь попробую сказать о внутреннем.
 
 
 
Дело в том, что в юности меня воспитывали бабушки, которые лично знали последних оптинских старцев. Они много мне рассказывали о старцах, давали читать книги оптинских писем, изданные до революции, чудом у них сохранившиеся; много у них было и рукописных материалов – все то, что сейчас издано различными издательствами, а тогда было недоступно «широкому кругу читателей». То есть от юности мне прививали «оптинский дух». И вот, когда я впервые увидела отца Василия, а потом еще не раз с ним встречалась и разговаривала по телефону, то, как пушкинская Татьяна повторяла в душе: «Вот – он!» То есть в нем я увидела и почувствовала тот оптинский дух, о котором я знала по рассказам моих бабушек и из книг и рукописей. Попробую сформулировать, в чем выражался этот оптинский дух. Во-первых, в жизнерадостности, веселости даже. Во-вторых, в простоте и особой близости к народу. В-третьих, в том, что жизнь не по учебникам разбиралась, а из опыта. В-четвертых, в манере говорить – коротко, образно, а порой и загадочно, а так же и в манере взглянуть «острым глазком» и насквозь все увидеть; в манере – толкнуть, пихнуть, облокотиться, за шарф потянуть, по голове постучать – в общем, в юродствовании; в-пятых, в отсутствии нажима на человека, в признании неповторимости каждой личности и судьбы, в шестых, в переживании не об отдельном человеке только, но и обо всей России-матушке. Можно еще прибавить и «в-седьмых» и « в десятых», и «в двадцатых» но, конечно, до конца не получится выразить, что такое «оптинский дух отца Василия». Можно просто сказать: он был одним из них – тех старцев, которые подвизались в Оптиной пустыни сто и более лет назад, и он нам передал эту преемственность, он дал нам не по книжкам к ней приобщиться, но сердцем, опытно.
 
Потом я узнала, что отец Василий родом из тех мест, откуда до Оптиной рукой подать. А когда сама попала в Болхов, то убедилась, что весь город еще хранит дух той старой России, частью которой была Оптина.
 
Один раз я неожиданно встретила отца Василия в «новой Оптиной», куда очень часто ездила после возрождения монастыря. Оказалось, что батюшка каждый год, посещая свою родину, обязательно заезжает в Оптину пустынь. Батюшка стоял тогда на богослужении, как простой молитвенник, облачен был в мирскую одежду, но почему-то именно в такой ситуации особенно чувствовалась его духовная мощь. Священническое облачение и предстояние в алтаре возвышает всякого человека, а отец Василий в простом цивильном костюме, стоя на молитве во Введенском соборе Оптиной, производил впечатление старца, недаром монашествующие монастыря обращались к нему за советом и относились к нему, как к «живому классику старческого служения», как кто-то из них пошутил.
 
Теперь расскажу историю, которая подтверждает все сказанное выше. Однажды я получила письмо из Оптиной Пустыни от незнакомого мне монаха с просьбой съездить к отцу Василию и задать ему вопрос относительно возобновления иноческой жизни в одном из монастырей близ Болхова, а мне предлагалось, если батюшка благословит, через православные СМИ кинуть клич о помощи возрождающемуся монастырю. Признаюсь, я была смущена, потому что включаться в неизвестное дело с неизвестными людьми не была приучена духовником, но к отцу Василию с письмом все-таки поехала.
 
Я была уверена, что батюшка обрадуется тому, что на его родине хотят восстанавливать монастырь, и благословит оптинского монаха подключиться к этому благому делу. Но в ответ неожиданно услышала: «Напиши ему, пусть пока не суется, а посмотрит, как там все выйдет». Так я и написала и скоро об этой истории забыла.
 
Год назад на праздник памяти преподобных старцев оптинских я попала в Оптину пустынь (после большого перерыва). После литургии мы с моей подругой - чадом отца Василия отправились пить чай в гостеприимный дом оптинских иконописиц, и там нам встретился незнакомый мне монах, который, однако, обратился ко мне с восклицанием: «Людмила, как я рад вас видеть, ведь через вас я получил такой важный совет от отца Василия Ермакова!» Оказалось, что это был тот самый монах, который написал мне письмо с просьбой съездить за советом к отцу Василию. Потом он рассказал, что вокруг монастыря в то время было очень много ненужных искушений – «разборок» между местными – и только когда они прекратились, отец Валериан (так зовут этого монаха) смог принять участие в восстановлении древней обители преподобного Кукши. И тогда, как и теперь, признался отец Валериан, он постоянно чувствует помощь отца Василия. В монастыре каждый день на литургии поминают батюшку, и уверены, что он заботится о родной обители.
 
 
 
Отец Валериан за чаем рассказал еще одну «оптинскую историю» про отца Василия. Однажды после службы в Казанском храме он был свидетелем краткого разговора батюшки Василия с незнакомым мужчиной.
 
Мужчина стоял у канона, и весь его вид являл крайнее отчаяние. Отец Василий решительно подошел к нему, взял за плечи и твердым голосом сказал: «Хватит казнить себя, тебя же уже свои расстреляли!» Сказав эти слова, батюшка вышел из храма. А мужчина стоял потрясенный, потом лицо его стало проясняться, он стал оглядываться по сторонам, явно желая с кем-то разделить свое потрясение и радость. Рядом оказался отец Валериан, и он рассказал ему следующее: «Меня действительно расстреляли свои. Я был офицером во время афганской войны и часто отдавал своим бойцам очень жестокие приказы, за что они меня возненавидели и однажды действительно направили на меня оружие, приговорив к расстрелу. Но я после этого выжил, а многие из них погибли. И меня до сих пор мучает совесть, я казню себя за все, что по моей вине происходило там, в Афгане. Как он-то все узнал? Как он все увидел?». Но после этих признаний мужчина вдруг стал улыбаться и в недоумении признался: «Но после слов этого человека со мной что-то произошло, как будто плиту отвалили с души, дышать стало легче. Будто Бог меня простил. А кто этот человек, вы не знаете?» - «Это отец Василий Ермаков, современный старец, такой, как наши оптинские», - ответил отец Валериан пораженному «узнику совести».
 
За чаепитием мы продолжали говорить об «оптинском духе отца Василия», и монах Валериан сказал тогда важные слова: «Отец Василий собирал народ, он именно соборностью дорожил».
 
Могу свидетельствовать, что батюшка действительно многих людей соединил, объединил и объединяет уже и после своей кончины. И я лично ему именно за это единение благодарна, по его молитвам и благословению изменилась моя личная жизнь. А еще благодарю за то, что чрез год после ухода батюшки меня попросили редактировать второй том его проповедей, это было незабываемое реальное общение с отцом Василием. Читая его проповеди, я опять вспоминала каждую мелочь наших разговоров и поняла, что отношение к батюшке можно выразить двумя словами – родной человек. Думаю, что так чувствуют многие.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com