|
||||||||||||||||||||||||
Главная / О нас / Наш духовный отец - протоиерей Василий Ермаков / 3 февраля 2015 года. Газета "Православная Русь" № 6. К 8-летию памяти протоиерея Василия Ермакова / Оптинский дух отца Василия. Людмила Александровна Ильюнина |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Оптинский дух отца Василия
Людмила Александровна Ильюнина
Я не
была духовным чадом отца Василия, но встречи с ним принесли много утешения и
вразумления. Встречалась я с отцом Василием «по долгу службы» - как журналист,
не один раз записывала с ним интервью на различные темы для газеты
«Православный Санкт-Петербург», потом для журнала «Православный летописец
Санкт-Петербурга» (в котором я – главный редактор) дерзнула написать большую
статью-исследование «о стиле отца Василия». Но во всех этих публикациях
говорилось о вещах внешних. А теперь попробую сказать о внутреннем.
Дело в
том, что в юности меня воспитывали бабушки, которые лично знали последних
оптинских старцев. Они много мне рассказывали о старцах, давали читать книги
оптинских писем, изданные до революции, чудом у них сохранившиеся; много у них
было и рукописных материалов – все то, что сейчас издано различными
издательствами, а тогда было недоступно «широкому кругу читателей». То есть от
юности мне прививали «оптинский дух». И вот, когда я впервые увидела отца
Василия, а потом еще не раз с ним встречалась и разговаривала по телефону, то,
как пушкинская Татьяна повторяла в душе: «Вот – он!» То есть в нем я увидела и
почувствовала тот оптинский дух, о котором я знала по рассказам моих бабушек и из
книг и рукописей. Попробую сформулировать, в чем выражался этот оптинский дух.
Во-первых, в жизнерадостности, веселости даже. Во-вторых, в простоте и особой
близости к народу. В-третьих, в том, что жизнь не по учебникам разбиралась, а
из опыта. В-четвертых, в манере говорить – коротко, образно, а порой и
загадочно, а так же и в манере взглянуть «острым глазком» и насквозь все
увидеть; в манере – толкнуть, пихнуть, облокотиться, за шарф потянуть, по
голове постучать – в общем, в юродствовании; в-пятых, в отсутствии нажима на
человека, в признании неповторимости каждой личности и судьбы, в шестых, в
переживании не об отдельном человеке только, но и обо всей России-матушке.
Можно еще прибавить и «в-седьмых» и « в десятых», и «в двадцатых» но, конечно,
до конца не получится выразить, что такое «оптинский дух отца Василия». Можно
просто сказать: он был одним из них – тех старцев, которые подвизались в
Оптиной пустыни сто и более лет назад, и он нам передал эту преемственность, он
дал нам не по книжкам к ней приобщиться, но сердцем, опытно.
Потом я
узнала, что отец Василий родом из тех мест, откуда до Оптиной рукой подать. А
когда сама попала в Болхов, то убедилась, что весь город еще хранит дух той
старой России, частью которой была Оптина.
Один
раз я неожиданно встретила отца Василия в «новой Оптиной», куда очень часто
ездила после возрождения монастыря. Оказалось, что батюшка каждый год, посещая
свою родину, обязательно заезжает в Оптину пустынь. Батюшка стоял тогда на
богослужении, как простой молитвенник, облачен был в мирскую одежду, но
почему-то именно в такой ситуации особенно чувствовалась его духовная мощь.
Священническое облачение и предстояние в алтаре возвышает всякого человека, а
отец Василий в простом цивильном костюме, стоя на молитве во Введенском соборе
Оптиной, производил впечатление старца, недаром монашествующие монастыря
обращались к нему за советом и относились к нему, как к «живому классику
старческого служения», как кто-то из них пошутил.
Теперь
расскажу историю, которая подтверждает все сказанное выше. Однажды я получила
письмо из Оптиной Пустыни от незнакомого мне монаха с просьбой съездить к отцу
Василию и задать ему вопрос относительно возобновления иноческой жизни в одном
из монастырей близ Болхова, а мне предлагалось, если батюшка благословит, через
православные СМИ кинуть клич о помощи возрождающемуся монастырю. Признаюсь, я
была смущена, потому что включаться в неизвестное дело с неизвестными людьми не
была приучена духовником, но к отцу Василию с письмом все-таки поехала.
Я была
уверена, что батюшка обрадуется тому, что на его родине хотят восстанавливать
монастырь, и благословит оптинского монаха подключиться к этому благому делу.
Но в ответ неожиданно услышала: «Напиши ему, пусть пока не суется, а посмотрит,
как там все выйдет». Так я и написала и скоро об этой истории забыла.
Год
назад на праздник памяти преподобных старцев оптинских я попала в Оптину
пустынь (после большого перерыва). После литургии мы с моей подругой - чадом
отца Василия отправились пить чай в гостеприимный дом оптинских иконописиц, и
там нам встретился незнакомый мне монах, который, однако, обратился ко мне с
восклицанием: «Людмила, как я рад вас видеть, ведь через вас я получил такой
важный совет от отца Василия Ермакова!» Оказалось, что это был тот самый монах,
который написал мне письмо с просьбой съездить за советом к отцу Василию. Потом
он рассказал, что вокруг монастыря в то время было очень много ненужных
искушений – «разборок» между местными – и только когда они прекратились, отец
Валериан (так зовут этого монаха) смог принять участие в восстановлении древней
обители преподобного Кукши. И тогда, как и теперь, признался отец Валериан, он
постоянно чувствует помощь отца Василия. В монастыре каждый день на литургии
поминают батюшку, и уверены, что он заботится о родной обители.
Отец
Валериан за чаем рассказал еще одну «оптинскую историю» про отца Василия.
Однажды после службы в Казанском храме он был свидетелем краткого разговора
батюшки Василия с незнакомым мужчиной.
Мужчина
стоял у канона, и весь его вид являл крайнее отчаяние. Отец Василий решительно
подошел к нему, взял за плечи и твердым голосом сказал: «Хватит казнить себя,
тебя же уже свои расстреляли!» Сказав эти слова, батюшка вышел из храма. А
мужчина стоял потрясенный, потом лицо его стало проясняться, он стал
оглядываться по сторонам, явно желая с кем-то разделить свое потрясение и
радость. Рядом оказался отец Валериан, и он рассказал ему следующее: «Меня
действительно расстреляли свои. Я был офицером во время афганской войны и часто
отдавал своим бойцам очень жестокие приказы, за что они меня возненавидели и
однажды действительно направили на меня оружие, приговорив к расстрелу. Но я
после этого выжил, а многие из них погибли. И меня до сих пор мучает совесть, я
казню себя за все, что по моей вине происходило там, в Афгане. Как он-то все
узнал? Как он все увидел?». Но после этих признаний мужчина вдруг стал
улыбаться и в недоумении признался: «Но после слов этого человека со мной
что-то произошло, как будто плиту отвалили с души, дышать стало легче. Будто
Бог меня простил. А кто этот человек, вы не знаете?» - «Это отец Василий
Ермаков, современный старец, такой, как наши оптинские», - ответил отец
Валериан пораженному «узнику совести».
За
чаепитием мы продолжали говорить об «оптинском духе отца Василия», и монах
Валериан сказал тогда важные слова: «Отец Василий собирал народ, он именно
соборностью дорожил».
Могу
свидетельствовать, что батюшка действительно многих людей соединил, объединил и
объединяет уже и после своей кончины. И я лично ему именно за это единение
благодарна, по его молитвам и благословению изменилась моя личная жизнь. А еще
благодарю за то, что чрез год после ухода батюшки меня попросили редактировать
второй том его проповедей, это было незабываемое реальное общение с отцом
Василием. Читая его проповеди, я опять вспоминала каждую мелочь наших
разговоров и поняла, что отношение к батюшке можно выразить двумя словами –
родной человек. Думаю, что так чувствуют многие. |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |