|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Святая Земля / ИППО / НОВОСТИ ИЕРУСАЛИМСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИППО / 12 марта 2006 года в Иерусалимском отделении ИППО обсуждалась дальнейшая судьба русских построек в Иерусалиме / О деятельности Общества "Россия в красках" в Иерусалиме и истории русского духовного присутствия на Святой Земле. Интервью с руководителем Общества "Россия в красках" и председателем Иерусалимского отделения ИППО Павлом Платоновым на радио "Град Петров". |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
О деятельности Общества "Россия в красках" в Иерусалиме и истории русского духовного присутствия на Святой Земле
Интервью с руководителем Общества "Россия в красках" и
председателем Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Павлом Платоновым на радио "Град Петров"
В гостях у радио «Град Петров» житель Святой Земли, хотя и русский человек, Павел Платонов – руководитель Православного научно-просветительского общества «Россия в красках» в Иерусалиме и председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. Ведущий – протоиерей Александр Степанов.
– Павел, прежде всего нашим слушателям будет интересно узнать, что это за организация, которую Вы представляете. О Палестинском Обществе большинство наших слушателей, я думаю, знает и слышало, что когда-то было такое замечательное Общество, которое занималось научными исследованиями, приобретением земель для Русской Миссии и для русских паломников. Но теперь реалии другие, и интересно узнать, как возрождается эта жизнь – жизнь освоения православными русскими паломниками, Русской Миссией этих далеких и святых мест. Первое Общество, которое Вы представляете – это «Россия в красках». Что это за Общество? Почему в Иерусалиме, в Святой Земле, появилось такое Общество?
– Да, многие люди задают нам этот вопрос, как там, на Святой Земле, так и здесь, в России, что же такое «Россия в красках», и почему Общество с таким названием вдруг появилось в Иерусалиме? Дело в том, что традиция русского православного паломничества началась с того момента, когда Россия приняла от Византии православную веру, и с тех пор эта традиция неуклонно сохранялась, неизменно оставалось благочестивое стремление русских православных людей посетить Святую Землю как видимый образ евангельских событий. Россия была издавна представлена на Святой Земле в виде различных учреждений, есть очень древний источник, свидетельствующий об этом, – в «Хождениях игумена Даниила на Святую Землю» упоминается, что в XII веке там был русский монастырь. Другое дело, что после многочисленных завоевателей этот монастырь не дошел до нас. Но русское присутствие начиналось еще с тех древних времен.
Россия ярко и динамично обозначала свое духовное присутствие, и оно было настолько многогранно, настолько представлено живо и колоритно, что мы не можем, например, представить ни один греческий монастырь без русских икон, без Плащаниц, без русских колоколов, без паникадил. Это все были пожертвования купцов – ростовских, ярославских, нижегородских, санкт-петербургских, частных благотворителей и различных обществ. Каждый стремился послать хоть маленькую частичку пожертвования, хоть какой-то предмет богослужебной утвари. Россия в красках – это была та дореволюционная Россия, которая имела огромное количество подворий, странноприимных домов, больницу, более 100 школ. Русские постройки принимали караваны поклонников – тысячные и многотысячные. Ведь только на Пасху в Иерусалиме собиралось во второй половине XIX века, в период расцвета паломничества, более 6 тысяч человек верующих богомольцев. Поэтому возникла идея, коль это было так красочно, так по-российски ярко представлено, возродить ту Россию в красках, несправедливо забытую, теперь уже в XXI веке. Пришло время собирать камни того былого величия и обозначить, что духовная связь России и Святой Земли не прекращается. Для этих целей и была создана организация «Россия в красках» в Иерусалиме.
– Да, я сам, когда посещал Святую землю, видел, что практически во всех греческих монастырях Иерусалимского патриархата имеется огромное количество русских икон, утвари, часть из которых была сохранена в греческих монастырях, когда русские закрывались. Это действительно были очень многочисленные дарения. Россия была необычайно ярко представлена. Ну, а сегодня Общество какие ставит перед собой конкретные цели? Чем оно занимается? – Общество «Россия в красках» как православное научно-просветительское Общество ставит несколько задач и целей на Святой Земле. Прежде всего – возрождение духовной сущности паломничества. Для этого была создана православная паломническая служба с февраля 2005 года. За девять месяцев работы мы уже приняли около 2 тысяч паломников. Идея возникла следующая. Обычно группы паломников, прибывающие на Святую Землю, сопровождаются совершенно не православными гидами, пусть хорошо знающими историю, пусть разбирающимися достаточно глубоко в краеведении, но получается колоссальный разрыв: ведь мировоззренческий уклад сопровождающего сформирован другой религией, чаще иудаизмом, и когда он начинает объяснять историю христианства, он не может не уклониться, не может быть объективным чисто идеологически, получается несоответствие. Православный поклонник желал бы более молитвенного ощущения и сопричастия, но ему говорят вещи совершенно далекие. – Да, по-настоящему благоговейного отношения не хватает таким гидам. – Это достаточно мягко сказано, иногда доходит и до кощунственных противоречий, возникающих, когда люди находятся в рамках разных вер, не понимающих друг друга. И возникло решение, а почему бы не создать паломническую службу, в основу деятельности которой было бы заложено сопровождение единоверцами, хорошо знающими местное краеведение, профессионально изучающими историю и знающими иностранные языки – иврит, арабский, английский. Это необходимо, чтобы правильно ориентироваться в местных условиях. У нас довольно сложная политическая ситуация, такой многослойный ближневосточный пирог, столкновение различных цивилизаций на такой маленькой территории. Может в любой момент перекрыться возможность въезда в какой-то анклав палестинских территорий Израиля. Это острый вопрос. Поэтому следующим проектом нашего Общества было создание курсов для подготовки православных сопровождающих. Опыт таких курсов православных сопровождающих уже есть, и именно в Иерусалиме, которые занимаются подготовкой нужных специалистов. Опыт показал, что паломникам очень нравится, когда их водит единоверец, их со-молитвенник, получается духовное единение. Паломники вместе с гидом и прикладываются к святыням, и молятся, и участвуют в богослужении, т. е. происходит полное гармоничное паломничество, как внутри России. Кроме этого есть направление научно-просветительское. Что это значит? Обществом разработаны два интернет-портала, первый – «Россия в красках», второй – «Православный поклонник на Святой Земле». Первый портал решает задачу отражения жизни русских людей независимо от проживания, где бы они не находились, в России ли, во всем зарубежье, отражения распространения русской культуры и православия. Ведь из общественных организаций, существовавших на Западе, выжили церковные. Церковь – единственный общественный институт, который остался. Кроме того, интересно осмыслить феномен коммунизма и дать ему историческую оценку. Как это зло смогло прийти в Россию? Почему оно нашло здесь такую благодатную почву? Нужно объективное рассмотрение мифологемы коммунизма – идеологии, чуждой духу русской культуры вообще, расцерковившей русских людей в третьем поколении, создавшей клишированное безблагодатное понятие «советский человек». На портале выставлены интересные книги, в которых вся эта проблематика рассматривается. Существует журнал «Россия в красках» в электронном виде, в котором представлены статьи, отражающие объективное изучение истории, независимо ни от какой идеологии. Публикацией на сайте различных исторических материалов, интересных книг и статей мы решаем задачу привлечения общественного внимания к этой тематике. – То есть это продолжение истории России XX века в разных ее формах и проявлениях. – Да. Это и есть образ-идея России в красках. Она не умирала. Частично осталась здесь, загнанная в ГУЛАГЕ, где-то расстрелянная, ушла и с эмиграцией та же Россия в красках, где она проявилась по-своему, в русской философии, в религиозно-философской мысли, в трудах видных общественных деятелей, которые в эмиграции не забывали Россию.
– Спасибо, Павел. Какие еще есть направления в вашей деятельности? – Обществом «Россия в красках», кроме этого поставлена задача по поиску архивов, архивов тех организаций, которые действовали в Палестине, примерно со второй половины XIX века. Это, прежде всего, Русская Духовная Миссия (РДМ) в Иерусалиме, которая, будучи церковной организацией была представлена на Святой Земле как посольство. Синод утвердил ее в 1847 году. Это, конечно, Палестинский комитет, Палестинская комиссия, строившая первые русские постройки в Иерусалиме. Участок русской земли был одним из самых больших из всех участков иностранных государств, он назывался Москобия. Огромная территория. – Следы его и сейчас видны невооруженным глазом. Центр Иерусалима – это все русские постройки, где теперь находится мэрия Иерусалима и тюрьма. – Конечно же, это бывшие здания Российского общества пароходства и торговли, Императорского Палестинского Православного Общества. В результате деятельности всех этих организаций в разрозненных архивах осталось много интересных материалов и документов. Поставлена задача каталогизации этих архивов, чтобы собрать, где что находится. Составить один общий каталог, чтобы ученые из России, из заграницы, интересующиеся темой русской Палестины, русского Иерусалима, могли спокойно приехать в Иерусалим и поработать в архивах. Эти каталоги способствовали бы экономии времени и более продуктивной деятельности. Кроме того, осуществляется издательская деятельность. Есть планы создавать книги, путеводители, брошюры, чтобы популяризировать накопленные сведения о Святой Земле. Что и делало, по сути, Императорское Православное Палестинское Общество в XIX – в начале XX веков. Общество занимается организацией конференций, семинаров, встреч, круглых столов, где встречаются и выступают с докладами ученые из разных стран. В частности, стала ярким событием в жизни Палестины Международная конференция «Иерусалим в русской духовной традиции», проведенная 1-2 ноября 2005 года в день рождения великой княгини новомученицы российской Елизаветы Федоровны.
Таковы основные направления деятельности «России в красках» – православное паломничество, просвещение, научно-исследовательская, научно-организационная и издательская деятельность.
– О конференции мы поговорим чуть позже. А теперь, может быть, Вы расскажите о деятельности Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества? Не все знают его историю, его деятельность в старой России. И расскажите о его сегодняшней деятельности, как оно возрождается. Что оно из себя представляет сегодня? – Императорское Православное Палестинское Общество является русской благотворительной организацией, которая действует, начиная со второй половины XIX века, и до сих пор на Святой земле, в Палестине. Размеры ее деятельности колоссальны. Из всех русских благотворительных организаций, действующих в Палестине, она была наиболее богатой, даже по одному бюджету. Немного вспомним, что же происходило в Палестине во второй половине XIX века, прежде чем перейдем к рассказу об ИППО, я сокращенно буду так его называть. В то время турецкая империя ослабла и это почувствовали сильные западные державы – Франция, Англия, Германия – и Российская империя. Все стали активно работать с паствой, которая металась между различными конфессиями, в том числе, и протестантами, и католиками. Патриарх Иерусалимский по политическим причинам находился в Константинополе, так ему было легче влиять на султана турецкого. Наших поклонников, как их тогда называли (паломник – слово латинской традиции от слова «пальмариус» т.е. «державший пальмовую ветвь», пальмовник, паломник, западный пилигрим, приезжающий на Святую землю на вход Господень в Иерусалим, должен увезти пальмовую ветвь; русский же – поклонник, что предусматривало поклонение святыне, поэтому называли их поклонниками), принимали представители греческой Церкви, часто не очень удачно. Потому что надо понять состояние Святых мест тогда и Иерусалимской патриархии. Она была в очень-очень стесненном положении от турок. Постоянно облагалась страшными налогами. Это называлось у турок «бакшиш». «Платить бакшиш» – это нечто среднее между взяткой и пошлиной. Бакшиш взимался с Иерусалимской Церкви. Она вынуждена была часто расплачиваться с турецкими властями, вплоть до богослужебной утвари. В России это напоминает изъятие церковных ценностей.
Вот поэтому в таком стесненном положении для Иерусалимской Церкви важным источником средств для содержания были паломники. Приезжал паломник, он оставлял записки, он оставлял пожертвования. Все это поддерживало Иерусалимскую Церковь, но инфраструктура по принятию паломников была несовершенна. 31 монастырь в городе Иерусалиме – греческие, они служили не как монастыри, а как странноприимные дома для наших паломников. Назрела необходимость усиления русского духовного присутствия.
Синод Русской Православной Церкви принимает решение об учреждении Русской Духовной Миссии в 1847 году. Первым начальником РДМ был архимандрит Порфирий Успенский. Это был блестящий ученый, знаток Востока, организовавший Духовную семинарию в Крестном монастыре, в интересном месте с точки зрения библейской археологии. Место произрастания того самого Древа, из которого сделали Честный Животворящий Крест. Крымская война приостановила процесс развития РДМ, члены Миссия вынуждены были уехать. Вернулись после окончания Крымской войны. Наиболее яркий период РДМ был в годы правления архимандрита Антонина Капустина. Человек из глубинки, из простой семьи, выучившийся в Киевской духовной академии, стал, как его справедливо называют, собирателем Палестины. Архимандрит Антонин Капустин начинает действовать совершенно самостоятельно, у него не было четких указаний от Синода, не было никаких инструкций, что ему делать. Он на свой страх и риск начинает скупать земельные участки. По законам Османской империи иностранному гражданину нельзя было покупать участки земли в Палестине. Он действует через своего помощника Якова Халиби, араба, который принял православие. На его имя и приобретаются участки земли, где были важнейшие святыни! Прежде всего, Спасо-Вознесенский монастырь на горе Елеон, с сохранившимися древними фресками армянского монастыря, с кровью мучеников в мозаичных полах, место обретения Честной Главы Иоанна Предтечи, Горненский монастырь, расположенный рядом с левитской деревней, где жили священники, которые обслуживали Храм Иерусалимский, где жили родители Иоанна Предтечи – Святые праведные Захария и Елизавета, Матерь Божия приходила на три месяца в Горнюю. Участок приобретается в Хевроне, на месте явления Святой Троицы Аврааму, в мусульманском Хевроне, славящимся своими фанатичными мусульманами. Участок до сих пор существует там. Дубрава Мамвре и дуб Мамврийский – старец-дуб, частичка, которая от него осталась, уже остов. Вот такое место, христианская святыня, оказывается в руках у русских! Это принадлежит России. Больше христиан в Хевроне нет. Только участок РДМ, дуб Мамврийский и сто тысяч вокруг мусульман. Там нет ни католиков, ни протестантов.
Русская Духовная Миссия действовала в ситуации очень сложной, как канонической, так и межконфессиональной, надо понимать, что Иерусалим и вся Палестина находится на канонической территории Иерусалимской Православной Церкви. Греческой она стала, когда старец Симеон увел христиан из Иерусалима после его осады римлянами в 77 году в Заиорданье, где прозелиты, принявшие иудаизм, в свое время из греков и грекоговорящих, стали вливаться в первые христианские общины. Таким образом, их пребывание среди греческого окружения, меняет и характер богослужения Иерусалимской Церкви на греческий. Многие спрашивают, как же Иерусалимская Церковь стала греческой. Из-за пребывания в Заиорданьи характер поменялся. Богослужебный язык – это стержень всего. И когда пришла Византия это уже канонически утвердилось в традицию.
РДМ действовала как представительство Русской Православной Церкви в Иерусалиме. Нужна была структура по принятию паломников, четкая и централизованная, тогда создается Палестинский комитет, который курируется царской семьей, возглавляет его великий князь Константин Николаевич. Строятся первые русские постройки. Палестинский комитет, и заменившая его впоследствии Палестинская комиссия, не могли в полной мере выполнять задачи по приему паломников, по качественному их обслуживанию, потому что это был департамент государственный бюрократического характера, он имел крошечный бюджет, хотя царская семья очень помогала. Поэтому, назрела необходимость создать организацию более независимую, общественную. Это были первые предпосылки к созданию будущего Императорского Общества.
– И как это произошло?
В Санкт-Петербурге во второй половине XIX века жил видный общественный деятель, патриот России Василий Николаевич Хитрово, будущий идеолог, вдохновитель, основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Он совершил паломничество на Святую Землю, во время которого с ним произошли некоторые мистические чудесные события, после чего он пересмотрел всю свою предыдущую жизнь. В то же время он воочию увидел, в каких тяжелых условиях находятся наши паломники, формально опекаемые греческой Церковью. Василий Николаевич Хитрово был блестящий чиновник, опытнейший администратор, действительно талантливый, работавший в Санкт-Петербурге в министерстве финансов, имеющий колоссальный опыт ведения финансовых дел. И вот, под впечатлением увиденного, он принимает решение, что надо учредить такое общество, которое создало бы инфраструктуру по принятию больших масс паломников. Ведь паломничество принимает массовый характер.
Это событие происходит в 1882 году, 21 мая по старому стилю, в день памяти Владимирской иконы Божией Матери и свв. равноапостольных Елены и Константина, императоров, первых византийских собирателей Палестины, при которых было построено на Святой Земле 29 величественных базилик. В этот день императором Александром III был подписан указ о собрании учредителей будущего Православного Палестинского Общества. Звание Императорского оно получило только через 7 лет. Председателем этого Общества сразу же стал великий князь Сергей Александрович – будущий генерал-губернатор Москвы. Он председательствовал до самой смерти. В 1905 году он погиб от бомбы террориста-эсера Каляева.
С самого начала Общество начало постройку подворья, прежде всего, Александровского подворья над Порогом Судных Врат. Что такое Порог Судных Врат? Это был участок земли, выкупленный у Абиссинской Церкви, у эфиопов - членов монофизитской христианской деноминации, которых достаточно много в Эфиопии, а в Иерусалиме они имеют свою патриархию. Был куплен участок земли в непосредственной близости от Храма Гроба Господня, на котором в результате археологических раскопок, был обнаружен участок мостовой времен римского императора Адриана и найдена часть ворот Иерусалима времен Спасителя. Это была сенсация, научное открытие, то самое «Игольное ушко» т.е. ворота пешеходные и ворота основные, которые закрывались на ночь в Иерусалиме, по сути, за этими воротами путь Спасителя уже продолжался на Голгофу. Вот такая святыня была обретена для России. Это место стало приводиться в порядок. Императорская семья пожертвовала огромную сумму под этот проект. К сожалению, греческая Церковь не разрешили там построить церковь. Позже была построен по типу домовой церкви Храм во имя благоверного Александра Невского. При раскопках был также найден древний алтарь Константиновской базилики, который теперь находится в центре этого Храма. Нашли еще несколько колонн Анастасиса Константиновской базилики Воскресения Господня. Ведь вход был с иной стороны. Не как сейчас мы заходим в Храм Гроба Господня, этот вход появился позднее, с XII века, так крестоносцы перестраивали. Анастасис был как раз с Порога Судных Врат, после которых заканчивался Иерусалим, и преступника выводили на казнь. Претор мог повесить его вину в виде деревянной таблички. По законам римского права любой житель Иерусалима (мужского рода) мог сказать оправдательные слова, пока обвиняемый не переступил Порога, но вот со Спасителем этого не произошло. В Иерусалиме не нашлось никого, кто бы высказал оправдательные слова в сторону Спасителя. Его провели через Порог Судных Врат. Так начался Его Голгофский путь. Голгофа была вне стен древнего Иерусалима. Порог Судных врат, здание Александровского подворья с Александро-Невским Храмом являлись своеобразным археологическим футляром, закрывающим эту святыню – дорогу по которой ступал Христос в последние минуты перед казнью.
Далее было осуществлено строительство храма, который является архитектурным украшением Святого града Иерусалима. Это храм Святой равноапостольной Марии Магдалины. Он был построен в рекордно быстрые сроки с 1885 по 1888 года. В 1888 он был освящен. Это тоже проект ИППО. – И монастырь был тоже тогда же основан? – Нет, монастыря там не планировалось как такового вообще. Как в принципе, архимандрит Антонин Капустин не задумывал Горненский монастырь и Елеонский монастырями, как таковыми. Предполагалось построить храм, недалеко от него располагался княжеский дом, на котором сохранился знак ИППО. Великие князья, когда совершали паломничество, останавливались в этом домике, забор возник гораздо позже. В то время совершила паломничество Елизавета Федоровна, будущая новомученица, вместе с мужем Сергеем Александровичем. Итак, Общество приступило к строительству Храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Строил его архитектор Гримм, известный архитектор из Санкт-Петербурга, расписывал художник Верещагин, но не баталист, а однофамилец, тоже известный художник из императорской Академии художеств и молодой художник Иванов. Он расписывал иконостас из белого мрамора с бронзовыми инкрустациями. Храм великолепный! Кто бывает в Иерусалиме, наслаждается этим видом – русский храм с золотыми куполами в Гефсиманском саду. Архитектурная визитная карточка Иерусалима! Без него уже невозможно себе представить Гефсиманский сад.
Монастырь образовался уже в 30-е годы, во время британского мандата. Это тоже интересная история. В то время в Иерусалиме остановились две шотландки Алекс Спрот и Варвара Робинсон, которые собирались совершить путешествие в Индию, но были настолько поражены увиденным в Иерусалиме, особенно русским духовным присутствием, что приняли православие. Будучи достаточно респектабельными и обеспеченными людьми, они смогли пожертвовать колоссальные средства на организацию монастыря. Правильное название этого места – Вифанская община во имя Воскресения Христова с Храмом святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду.
После окончания строительства Храма равноапостольной Марии Магдалины, чуть позже Общество строит Сергиевское подворье. Это тот самый участок, принадлежащий Императорскому Обществу, который не был продан Никитой Сергеевичем Хрущевым в результате «апельсиновой сделки». Сейчас в здании подворья находятся израильские министерство сельского хозяйства и общество охраны природы, которые насильственно арендуют это здание. Оно располагается рядом с Троицким Собором, сразу же за Елизаветинским подворьем. Там же можно увидеть здание, где располагался Николаевско-Елизаветинский странноприимный дом, а ныне находится камера предварительного заключения.
Сергиевское подворье не было продано в ходе апельсиновой сделки. Оно было записано на великого князя Сергея Александровича, поэтому израильские власти побоялись, что могут откликнуться родственники, реально находившиеся заграницей, в Лондоне, в Европе, и через международный суд потребовать возвращения этого помещения. Так Сергиевское подворье осталось за Россией, но Россия пока им воспользоваться не может. Владимир Владимирович Путин посетил его во время своего пребывания на Святой земле. И проблема Сергиевского подворья поставлена в списке дипломатических нот России к государству Израиль.
– Что там сейчас?
– Сейчас половину подворья занимают министерство сельского хозяйства и общество охраны природы, а половина запечатана и пустует. В этих комнатах находилось Палестинское Общество, которое продолжало свою деятельность в России в советский период, оно занимало несколько комнат, а после разрыва дипломатических отношений советского правительства с Израилем, они покинули эти комнаты. С того момента их запечатали. Там недавно был пожар, чуть не выгорело все. Но властям Израиля нет до этого никакого дела, они не разрешают туда входить. Вот такая странная ситуация.
Общество за 7 лет своего существования убедительно доказало, что оно не зря создано, что оно, действительно, развернуло огромную многоплановую деятельность, и через семь лет, в 1889 году, Обществу присваивается звание Императорского. Кроме того, к нему отошло все то, что строилось когда-то Палестинской комиссией и Комитетом. Все эти русские постройки тоже вошли в структуру Общества. Постепенно создается мощная база для принятия караванов паломников, строятся странноприимные дома, начинают поддерживаться русские школы. В целом их существовало более сотни. Школы были построены для арабского населения. Они были очень хорошего уровня, наиболее талантливые, яркие выпускники продолжали свою учебу в России, в духовных семинариях Киева, Петербурга, особо одаренные обучались затем даже в академиях. Мало того, Общество действовало на территориях двух патриархатов – Иерусалимского и Антиохийского. Ведь школы были в Бейруте, в Дамаске, это Ливан и Сирия. В Галилее было более 22 школ. Общество начинает строить не только школы, но и храмы для арабской паствы. Например, в Канне Галилейской на средства и силами Общества строятся храмы во имя великомученика Георгия Победоносца. В деревне Рама, где проживали православные жители-арабы, тоже строится храм во имя влкм. Георгия. Все это происходило в острой конкуренции с католиками и протестантами, также строившими свои школы. Идет активная борьба за паству. Ведь социальное положение арабской паствы было достаточно тяжелым, среди них было очень много бедных семей, социальная благотворительная деятельность Общества оздоровляла и поддерживали арабскую православную общину Святой Земли. Строится храм во имя преп. Сергия Радонежского в деревне Маджиль, в Галилее. Сейчас это израильский город Мигдаль-аль-Эмек, недалеко от Хайфы. Храм до сих пор сохранился. Кто не знает Искандера Кузьму, как называли арабы Александра Гавриловича Кезму, директора Назаретской мужской семинарии. Этнический араб, выучился в Санкт-Петербурге, и продолжил свою деятельность здесь, как директор мужской семинарии. Был Смышляев, был Степанов. Много ярких, интересных личностей. Общество имело в России 52 отделения, от которых шла сильная поддержка. Как правило, каждое отделение Общества возглавлял епархиальный архиерей, и сам епархиальный архиерей собирал средства для поддержки общества. В каждом храме в дореволюционной России была специальная церковная кружка, которая собирала Вербный сбор, шедший на нужды православного поклонничества на Святой земле. Эти средства передавались Обществу. Вот на эти деньги и пожертвования от августейшего семейства, различных добрых людей, жертвователей существовала мощная инфраструктура. Но нельзя сказать, что Общество существовало только на пожертвования. Общество проводило работу по созданию мастерских, которые выпускали сувенирную продукцию, производили какие-то бытовые предметы. Все это продавалось в магазинах, в своих же лавках. Таким образом, формировался бюджет для выполнения поставленных целей и задач, чтобы содержать школы, чтобы они не были малобюджетными, и дети из бедных семей имели возможность там учиться.
– Колоссальная деятельность!
– Колоссальная, коротко не перескажешь всего, чем занималась Общество. В начале 20 века стали происходить трагические события, повлиявшие на жизнь Общества. В 1903 году умирает Василий Николаевич Хитрово – организатор, вдохновитель, на котором все держалось в Обществе. Председатель был великий князь Сергей Александрович, он тоже уделял много внимания работе Общества, но практически всем занимался Василий Николаевич Хитрово и руководители местных отделений на Святой Земле. Хитрово умирает в 1903 году, потеря невосполнимая. А в 1905 году террорист убивает великого князя Сергея Александровича.
Приходят новые люди и характер их деятельности меняется, приходит Алексей Афанасьевич Дмитриевский – профессор, палестиновед, блестящий ученый, Соколов... Они направляют Общество уже в русло научно-исследовательской деятельности. Наверное, это было промыслительно, потому что именно им мы обязаны целой серией прекрасных палестинских сборников о великих двунадесятых праздниках на Святой Земле. Они сотрудничали с греческими учеными, занимались популяризацией святынь, издавали путеводители, альбомы и создавали массу других интересных вещей. Таким образом, основной строительный этап закончился, и Общество продолжает свою деятельность в более научно-исследовательском русле, идет широкая издательская деятельность, но содержание всех школ и налаженной инфраструктуры сохраняется.
Но приближается 1914 год, когда начинаются трагические события первой мировой войны, и все проекты, к сожалению, начинают останавливаются, потому что все идет на войну. Так, например, строительство собора Всех Святых на земле Российской просиявших в Горненском монастыре затянулось на 100 лет и только сейчас, если Вы слышали, он восстанавливается, уже одеты купола скоро их будут золотить.
Начиная с 1914 года, турки, которые были союзниками немцев, захватили русские подворья, и начали использовать русские постройки в качестве административных, казарменных и тюремных зданий, там жили солдаты, располагались какие-то следственные изоляторы. Место это в центре Иерусалима оказалось очень удобным со стратегической точки зрения, там устроили военный лагерь. Они не то, чтобы захватили и отобрали, но использовали как насильственную аренду, давая какие-то номинальные средства Обществу, буквально копейки.
В 1917 году турок выбивают британцы. Генерал Аленби во главе британской армии победоносно вступает в Палестину, на Ближний Восток, и наступает период британского мандата. Британцы, к сожалению, не сделали жест доброй воли, вернув всю недвижимость ИППО и РДМ, они продолжают ту же политику экспансии, как турецкие власти, и соответственно используют русские постройки тоже в виде военного лагеря, но уже британского.
Когда же грянула революция – страшная трагедия для всего русского народа – Общество, как и Церковь раскололось на две части. Часть стала зарубежной, в Иерусалиме продолжающая деятельность в лице Антипова, Ширинского-Шехматова и генерала Хрипунова, последнего адъютанта императора Николая II, который дожил до 70-х годов, жил в Гефсимании и курировал Александровское подворье. Во время революции сотни русских эмигрантов остаются в Иерусалиме, отказавшись вернуться в Россию, потому что к тому времени игумен Серафим уже привез через Китай новомучениц – Елизавету Федоровну и игуменью Варвару, которых скинули в шахту в Алапаевске и в Иерусалиме захоронили в крипте храма равноапостольной Марии Магдалины. Паломники увидев как относится большевистская власть к членам императорской семьи, к православию, услышав о гонениях, начавшихся на Церковь, просто не пожелали вернуться назад на родину.
Иерусалим становится русским: на богослужениях у Гроба Господня сотни русских людей, сотни. Конечно, нужна работа, конечно, нужны деньги, как-то надо содержать себя. Приходилось буквально распродавать вещи и предметы с подворья, чтобы прокормить этих людей. В Общество шли вереницы людей каждый день с просьбами о помощи, о работе, но управление администрация не могло помочь всем этим людям. Кто-то нашел работу учителя, кто-то нашел работу в каких-то немногочисленных лавках, но в основном стали уезжать через международные благотворительные организации в различные западные страны Европы, в Америку. Постепенно русская эмиграция рассеялась, осталось небольшое количество. Несмотря на все эти трудности, ИППО продолжает свою деятельность, и наиболее ярким событием стало освящение храма в Хевроне в 1925 году. Представьте себе, что происходило в России в 1925 году, а в это время в такой величайшей святыне, где Сам Господь в виде Пресвятой Троицы явился Аврааму-праотцу строится и освящается русский храм на участке, который оставался за РДМ, тогда уже зарубежной.
В то время даже высказывались идеи чуть ли не создания Русской Поместной Церкви, они были выдвинуты архиереями Зарубежного Синода, но, естественно, они не были приняты Иерусалимским Патриархом.
Следующий этап в развитии русского присутствия на Святой Земле наступил в 1948 году, когда создается государство Израиль, которое с самого начала объявило, что те храмы и приходы, вся та русская недвижимость, что находится на территории государства Израиль, отходит к той части Церкви, которую признает Израиль, то есть под юрисдикцию Московского Патриархата, то же, что осталось на иорданской территории остается в ведении зарубежной Церкви. Вот таким образом еще раз поделилась русская недвижимость. Что происходит далее? Когда в Палестину приходят израильтяне, всем становится понятно, что неизбежна война между арабами и евреями, и вот все огромное русское подворье становится буквально фронтовой зоной – там идут страшные бои. Я видел документы, в которых Самарский, управляющий делами Сергиевского подворья жалуется в СОХНУТ – в еврейскую организации, что 29 легких пушек обстреляли Свято-Троицкий собор, погибло много людей, было много контуженных, без вести пропавших там был ужас, там была зона обстрела с двух сторон. И сейчас паломникам я часто показываю следы крупнокалиберных пулеметов, которые остались на недореставрированных местах подворья. Естественно, все, кто был на Сергиевском подворье, панически его покинули, там было страшно находиться, и сотрудники ИППО, захватив с собой часть архивов, сколько могли, перебрались в Александровское подворье, штаб-квартира которого осталась в Иордании, потому что Иерусалим разделился, как и Берлин в свое время, на западный и восточный. Восточный – остался Иордании, западный отошел к государству Израиль. И те постройки, которые остались на территории Израиля были переданы госопекуну, в то время господину Рабиновичу, он и занимался русской недвижимостью на Святой Земле.
В здание же Русской Духовной Миссии, как пишет отец Александр Потапов, священник РПЦЗ, историк, живущий в Нью-Йорке, вломились, выбив двери, какие то непонятные люди, они просто захватили документы сфотографировали все участки подворья, где что находится. Возвращены документы были только через две недели. Понятно, что они явно собирали документацию для оформления будущей продажи, которая состоялась в 1964 году. Конечно, они не делали разделения, какая собственность принадлежит РДМ, а какая ИППО.
К этой сделке шли постепенно. Еще во время британского мандата советское правительство требовало возвращения русской недвижимости в Иерусалиме через Красина, который был в Лондоне тогпредом от советского правительства. С приходом израильтян, которых поддерживал Сталин, все изменилось. Его геополитический план заключался в том, чтобы, опираясь на израильское государство, на восточных Патриархов, вбить клин между арабами и англичанами для получения доступа к ближневосточной нефти. Для этого он использовал все структуры, в том числе и церковные. На Ближний Восток приезжал Патриарх Алексий, митрополит Григорий привозил выделенные советским правительством огромные средства для оказания помощи восточным Патриархам. Затем британцев сменяют американцы... Там была сложная борьба. Церковь оказывается на грани этих противоречий, в этой политической борьбе. И, конечно, русским постройкам тоже отведена своя роль в этой игре. Советское правительство готовит их для продажи израильскому государству, чтобы помочь ему выстроить свою инфраструктуру. Все это чудовищно и уродливо оформилось в 1964 году в сделке, которая называется «апельсиновой», когда продали недвижимость за смешную сумму в 4,5 миллиона долларов, выплаченную апельсинами, истинная цена которой исчислялась как минимум в 120 миллионов. За апельсины продали почти все, что за 100 с лишним лет собиралось ИППО, архимандритом Антонием Капустиным на пожертвования русских людей. Гигантское количество всего – Николаевское, Елизаветинское, Мариинское Вениаминовское подворья, участок на улице Кинг Джордж в центре Иерусалима, участок в Галилее... Осталось только Сергиевское подворье, здание самой Миссии, и хорошо еще, что не продали Свято-Троицкий храм.
– А какова судьба Александровского подворья?
– Александровское подворье осталось в восточной части Иерусалима, к «апельсиновой сделке» его не удалось привлечь. Там действовало Общество зарубежное. Когда готовилась чудовищная сделка 1964 года, Общество было независимо и поддерживалось силами эмиграции. Генерал Хрипунов, который был управляющим Александровского подворья, испугавшись, что и это подворье отберут, как и все остальные по «апельсиновой сделке», решил пойти под духовное руководство, номинальное, к РПЦЗ. Он обратился к Зарубежному Синоду, который принял Общество под свой омофор. И далее происходит такая история. Председателем зарубежного ИППО становится начальник РДМ архимандрит Антоний Граббе, который таким образом совмещает две должности. Это был очень удивительный человек в том плане, что в чем-то его деятельность была положительной, а в чем-то неоднозначной, достойной критики. Он был человеком антисоветского настроя, и всегда подчеркивал, что является убежденным борцом с Советским Союзом. Став председателем ИППО, он сразу подал в суд иск о неправомерности свершения апельсиновой сделки. А сделка, действительно, была юридически неправомерной с учетом норм международного права, и Граббе удалось выбить с израильского государства компенсацию в размере 7 миллионов долларов. Эту сумму он пускает на содержание семинарии в Нью-Йорке. Обучение в Америке очень дорогое, и примерно полтора миллиона у него ушло на содержание семинарии за год, а за 5 лет все ушло. Он продолжает еще судиться, но на суды такого уровня требуются средства немалые, необходимо содержание коллегии адвокатов, это же не один адвокат будет заниматься таким делом. Нужны деньги. Где их взять? И Граббе начинает продавать то, что осталось в Иордании, и с этого уже начинается утрата русских построек со стороны зарубежного Общества и РПЦЗ. Это тоже не очень красивая страничка в истории, причем недостаточно освещенная, очень мало об этом пишут, это еще не стало предметом исследования историков. И так постепенно продаются те или иные участки – Дом милосердного самаритянина, развязка возле Дамасских ворот – много всего было продано Граббе.
– А Александровское подворье уцелело?
– Александровское подворье, что удивительно, осталось. Конечно, там не производился капитальный ремонт со времен постройки, только какие-то косметические работы. Несколько монахинь просто следили за этим местом и читали Неусыпающую Псалтирь, совершались богослужения РПЦЗ, по четвергам, такая была традиция, у Порога Судных Врат. Причем у этих монахинь позиция была странная: они не пускали представителей евлогианских приходов в Париже, совершавших паломничество. Радикально очень были настроены почему-то, так же, как и к Московскому Патриархату. Если из Парижа приезжает группа паломников, их не пускают, даже и с архиереем.
В конце концов Синод рано или поздно узнает о сделках, осуществляемых Граббе, и когда тот понимает, что уже скоро это повлияет на его смещение, Граббе обращается к старостильным греческим церквям, которые произвели его в епископы, т. е. хиротония епископская была получена вообще от неканонических старостильников. В одном из семи греческих старостильных синодов, он был произведен в епископы. После этого он, естественно, ссорится с зарубежной Церковью и оформляет Александровское подворье как бы под омофор раскольничьего объединения. Вот такая трагическая история. А потом он идет еще дальше. Есть такой суздальский митрополит Русанцов, к нему он и идет.
– Граббе жив до сих пор?
– Недавно он скончался, буквально месяца три назад. К Русанцову он ушел в 90-е годы это был последний этап его метаний. Русанцов – это осколок РПЦЗ в России, его поддерживала Америка. Таким образом, по сути дела та часть имущества Общества, которая находится у Порога Судных Врат оказалась в юрисдикции совершенно неканонической. Руководители Общества, понимая абсурдность ситуации, куда сами себя загнали, пытались как-то провести переговоры с РПЦЗ, но лишь окончательно разругались. К концу жизни Граббе страдает болезнью Паркинсона и умирает недавно в страшных мучениях от этой болезни. Избирается новая руководящая должность и сейчас это зарубежное Палестинское Православное Общество «Иерусалим Ближний Восток» возглавляют представители из Мюнхена и из Нью-Йорка. Мюнхнен представляет г-н Николай Воронцов-Гоффман, а Нью-Йорк – г-н Волокитин. Они планируют осуществить ремонт крыши Александровского подворья.
– А что же происходило в России? Какова дальнейшая судьба ИППО в России?
– Оно продолжало свою работу. Но большевики убрали из названия слово «Императорское», оно стало называться просто Православное Палестинское Общество. Оно действовало сначала в рамках РАН, потом МИДа, но Общество все это время существовало, занималось исключительно научной деятельностью, востоковедением и здесь в Москве выпускались сборники в 50-е годы, даже на Сергиевском подворье у него было несколько комнат до разрыва с Израилем дипломатических отношений в 1967 году. Лишь в 1992 году при президенте Ельцине Обществу было возвращено его историческое название ИППО, и с 1992 года начинается комплексная работа по воссозданию той деятельности, которую Общество исторически осуществляло. В него вошли очень интересные и известные люди – политики, бизнесмены, церковные деятели. Председателем Почетного комитета ИППО является Патриарх Алексий II, туда же входит мэр Москвы Юрий Лужков, почетными членами являются многие видные ученые из Российской Академии наук, Московского государственного университета им Ломоносова, университета Санкт-Петербурга, музея имени Андрея Рублева, издательского совета Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Все они объединились в целях, естественно, не политических. Цели и задачи направлены на восстановление былого духовного русского присутствия на Святой Земле.
И вот 3 ноября 2005 года состоялось историческое событие: в Иерусалиме после проведенной Международной конференции «Иерусалим в русской духовной традиции», организацией которой с израильской стороны занималось как раз Общество «Россия в красках», состоялось собрание, на котором было учреждено Иерусалимское отделение ИППО, которое будет действовать как отделение от московского. Есть такое же отделение в Санкт-Петербурге возглавляет его г-жа Мещерская из Института востоковедения и открыто отделение в Вифлееме, которое возглавляет Дауд Матер, ктитор РДМ, который в течение многих лет помогает выполнять комплекс строительно-хозяйственных работ. Настало время собирать камни, поэтому, естественно, Общество обязано продолжить прерванные исторические традиции и практически продолжать свою деятельность на Святой Земле.
– Все это очень интересно, вся эта история, такая многогранная и обильная событиями, политическими и духовными. Расскажите, какие Вы, как председатель Иерусалимского отделения, видите первоочередные задачи деятельности ИППО в Иерусалиме? – Прежде всего, это научно-исследовательская деятельность. Сразу же после окончания конференции мы начали работу по созданию книги по итогам конференции, которая будет называться «Иерусалим в русской духовной традиции», она выйдет на 2 языках – русском и английском, и я очень надеюсь, что она будет доступна и российским читателям. Мы все сделаем для этого. Это первая задача. Вторая – создание интернет-портала, на котором будут опубликованы книги в электронном виде по истории ИППО, многие палестинские сборники, подборки документов, все это станет доступно и ученым-палестиноведам, и просто любителям истории и людям, интересующимся историей православия. В рамках деятельности ИППО также будет проводиться каталогизация израильских архивов. Поскольку Общество исторически занималось и паломничеством, то будет возрождено и это направление деятельности по линии ИППО.
Есть еще несколько проектов. Например, к членам совета ИППО обратились с просьбой о помощи организации израильских архитекторов и искусствоведов. Дело в том, что существует государственная программа о сносе некоторых исторических зданий в центре Иерусалима, и по этому проекту попадает под снос историческое здание Вениаминовского подворья, уже есть план снести его в будущем квартале. Мы поставили задачу, что будем через ООН, через ЮНЕСКО, через другие влиятельные международные организации отстаивать позицию сохранения исторического облика Иерусалима, сохранения оставшихся значимых для истории России зданий в Иерусалиме, в том числе и Вениаминовского подворья на улице Пророков в центре Иерусалима
Кроме того, стоит задача расширения издательской деятельности, возобновления выпусков палестинских сборников.
Мы вернулись сюда, чтобы привлечь внимание к проблемам Русской Палестины, к сохранению русского духовного присутствия на Святой Земле, для освещения разных сторон этого присутствия – культурологической, просветительской и т. д. Вот такие первоочередные задачи намечены Иерусалимским отделением Общества.
– Спасибо большое, Павел! Не могли бы Вы в заключение сказать еще несколько слов о паломнической линии? Насколько сейчас Общество готово принимать паломников? Как можно с вами связаться и что вы можете предложить?
– Паломническая служба уже создана и принимаются группы православных поклонников с православными сопровождающими – жителями Иерусалима. Паломническая служба создана в Иерусалиме, но также создано представительство в Москве и в Берлине. Сейчас многие русские, живущие в разных странах мира, желают посетить Святую Землю, но не только русские, приезжают и жители Сербии, скоро ждем первую православную группу из Америки. Но, конечно, основным направлением для нас является Россия, россияне. И сейчас в Санкт-Петербурге появился наш представитель Екатерина Гусева, которая будет заниматься организацией групп, составлением программ и, пожалуйста, если, кто желает, может обращаться к Екатерине по телефонам в Санкт Петербурге: городской 430-53-06, мобильный +7 905 231 64 96
– Хорошо, спасибо Вам, Павел, за участие в нашей программе, за такой обстоятельный рассказ. Я думаю, что наши слушатели узнали много нового и интересного о деятельности ИППО, о возрождении русского присутствия на Святой Земле.
– Спасибо огромное за приглашение, отец Александр...
– Спасибо Вам, Павел, еще раз большое спасибо и всего доброго. Нашим слушателем я напоминаю, что мы беседовали с Павлом Платоновым, руководителем ПНПО «Россия в красках» в Иерусалиме и также председателем Иерусалимского отделения ИППО. Программу вел протоиерей Александр Степанов.
Декабрь 2005 года, Санкт-Петербург
При перепечатке материала - ссылка на сайт "Россия в красках" и адрес http://ric.orthost.ru/ обязательна
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |