Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / Христианские святыни / «Облака на Фаворе или туман в голове». Комментарии начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Исидора (Минаева) статьи «Метеорологи не смогли найти объяснения схождению облака на месте предполагаемого Преображения Господня»

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
«Облака на Фаворе или туман в голове»
 
Комментарии начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Исидора (Минаева) статьи «Метеорологи не смогли найти объяснения схождению облака на месте предполагаемого Преображения Господня»
 
11 января на сайте «Интерфакс-религия», была размещена статья «Метеорологи не смогли найти объяснения схождению облака на месте предполагаемого Преображения Господня», которая затем появилась на нескольких церковных сайтах (так же она публикуется и на нашем сайте). В связи с этой публикацией хотел бы поделиться некоторыми размышлениями.
    
Как говорится в вышеупомянутой статье, ученые не смогли дать объяснения ежегодному схождению облака на гору Фавор в день праздника Преображения Господня. Для меня это и не удивительно. Потому что ученые попытались вырваться из области рационального эксперимента и проникнуть в область духовных таинств, что представляется совершенно невозможным и не согласуется ни с научным методом познания жизни, ни с православной традицией отношения к сверхъестественному. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов еще в 18 веке писал: «Не здраво рассуждает математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем, таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии». В данном контексте цитата из Ломоносова выглядит очень толерантной, чего не скажешь о нелицеприятных словах Христа обращенных к людям ищущим сверхъестественных знамений: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка.» (Мф. 16, 1-6).
    
Далее поясню относительно облаков на горе Фавор. Лёгкие облака и туман на Фаворе летом – явления нередко встречающиеся. Это подтверждает игумен греческого православного монастыря на Фаворе архимандрит Иларион и те, кто служит в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и регулярно сопровождает паломников. Упоминания об облаках нам удалось обнаружить и в нескольких книгах, издававшихся начиная с первой половины XIX века. Приведу несколько цитат в переводе на русский: «На протяжении большей части лета Фавор утром покрывают густые облака, которые рассеиваются к полудню, а ночью выпадают обильные росы.» (“A Guide to the Study of the Bible”, in Supplement to the Comprehensive Commentary, ed. W. Jenks, Brattleboro’, 1838, стр. 172).
    
«На Фаворе, как и во всей Палестине, есть только два времени года: время дождей и время засухи. Дожди, поначалу очень небольшие, начинаются, в последних числах октября или, скорее, в начале ноября, или, даже только в декабре, как было в 1899 году. На протяжении трёх последующих месяцев дожди очень обильны и временами сопровождаются громом. Количество осадков, выпадающих за этот период, в два-три раза превышает количество осадков в центральной Европе за целый год. В марте количество дождей уменьшается, а в следующем месяце они полностью прекращаются. На протяжении остальной части года небо всегда бывает ясным. Природа, конечно, теряет свою красоту, но роса, обильно выпадающая ночью, немного восполняет отсутствие дождей и поддерживает жизнь растений вопреки солнечному зною. Обилие росы и охлаждение атмосферы к рассвету часто бывают причиной туманов, которые обволакивают Фавор, пока их не рассеет солнце. Иногда эти туманы тянутся лишь по низу Ездрелонской равнины. Над этими облаками сияющей белизны возвышаются, словно острова, Фавор, Малый Ермон, Гелвуйские горы и гора Свержения, освещаемые солнцем. Противостоя этому светилу, которое устремляет лучи, чтобы их рассеять, облака волнуются, сжимаются и порой поднимаются высоко вверх, чтобы вместе тотчас упасть; от силы этого движения они раскрываются и сквозь распахнутую бездну белых паров дают увидеть кусочек зелёной равнины, где араб обрабатывает своё поле или пасёт стада. Это впечатляющее зрелище, и бушующее море не в силах дать о нём представление» (Meistermann B., Le Mont Thabor, Paris: J. Mersch, 1899, стр. 130-131).
    
«Климат Фавора – умеренный и здоровый. В летние дни вечером и утром вершину горы окружает густое облако, которое рассеивается с восходом солнца. Каждый день животворный приятный ветерок, к полудню сменяющийся росистым ветром, делает пребывание на вершине горы приятным и желанным.» (Hierodiakonos Beniamin Ioannidou, “To Thavor, hetoi Perigraphe topographike kai historike tou Thavoriou orous”, en Hierousolymois, 1867 // To Thavor, oros tes Metamorphoseos, 1993, стр. 44-45).
    
Как правило, облако бывает на Фаворе и в праздник Преображения Господня перед рассветом. Как и сама гора, оно напоминает нам о чуде Преображения, явленного Христом ученикам, и неизменно радует тысячи паломников. Но при этом облаку вовсе не обязательно быть сверхъестественным по своей природе, ведь Бог действует в мире, как через сверхъестественные единичные явления, так и явления, совершающиеся по установленным Им законам природы.  Святитель Игнатий (Брянчанинов) напоминает нам о святоотеческой православной традиции отношения к чудесам, полной духовного трезвения и убеждения в том, что мы должны «бегать чудес», а не искать их: «Так, христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность.» (2, 16-17). «Святые Отцы повелевают подвижнику молитвы при случающихся явлениях вне и внутри себя пребывать равно¬душным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святого. Они завещавают с одной стороны не порицать явления, чтобы не подвергнуть порицанию святое, а с другой никак не вверяться явлению, поспешно признав его истинным, чтобы не впасть в сеть лукавого духа.» (т.6, 290). 
    
Человеку верующему, конечно, свойственно желание быть ближе к Богу и ощущать Его присутствие. Но стремление достичь это через поиск чудес в материальном мире – будь то желание непременно увидеть облако на Фаворе, огонь в Великую Субботу или движение Иордана вспять в Крещенский сочельник – это настрой неверный и опасный. Нам нужно всегда помнить о том, что к Богу мы приближаемся, прежде всего, через духовное делание – труд над очищением своего сердца, преодоление порочности падшего человеческого естества и стремления делать добрые дела: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). «Кто хочет увидеть Христа, духом должен подняться высоко над природой, ибо Христос выше природы» – пишет святитель Николай Сербский. А если обратиться к свидетельствам со Святой Земли, то можно процитировать древнюю византийскую надпись на мозаичном полу в храме Пресвятой Богородицы в городе Мадаба в Иордании: «Если хочешь увидеть Марию, Деву Матерь Божию, и Христа, от Нее рожденного, Царя всех, Единородного Сына Единого Бога, очисти свой ум, тело и дела».

АРХИМАНДРИТ ИСИДОР, 
Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 
 
21 Января 2011
 
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com