|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Россия / Здоровье нации / ДУХОВНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ / Три разговора о молодости. На вопросы "Фомы" отвечают этнограф, врач и библеист. |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Три разговора о молодости. На вопросы журнала "Фомы" отвечают этнограф, врач и библеист.
Этнограф:
МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОЧКИ, ИЛИ ПУТЬ В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ Читая русские народные сказки, мы то и дело сталкиваемся с сюжетами, связанными с омоложением, оживлением или физическим изменением человека. Почему их так много? И какой смысл вкладывает в них народная мудрость? Помочь разобраться в этом мы попросили Надежду Константиновну РОГОЖИНУ, научного сотрудника Российского Этнографического музея. Фольклор – явление мировой культуры. Это – самовыражение души народа, проявление его творческой природы. Так что, чем наполнена эта душа, таково и содержание фольклора. Но понять его со временем становится все сложнее: сменяются все новые и новые поколения, и люди, включенные в контекст своего времени, имеют уже совсем иное мировоззрение. Например, гордость с христианской точки зрения – "мать всех грехов", а у Максима Горького "человек – это звучит гордо!" Кроме того, мы зачастую забываем, что каждое произведение, как правило, имеет автора. И не только многие сюжеты профессиональной литературы и поэзии заимствованы из фольклора, но, бывает, что песни, сказки и поговорки, хоть и считаются народными, на самом деле имеют литературное происхождение. Но нам это и в голову не приходит. Это происходит тогда, когда личность автора как бы полностью растворяется, и остается только красота образов и свет истины. А где истина – там Бог. Но далеко не все фольклорные произведения обретают долгую жизнь, время отделяет зерна от плевел. Практических советов по омоложению в русском фольклоре вы не найдете, в нем речь идет о другом. Вообще в мире существует всего тридцать три сказочных сюжета. О чем они? О добре и зле, о наказании и награде. Так в чем же награда? Для христиан – это достижение Царствия Небесного. Но традиционная культура метафорична, и надо уметь считывать заложенную в ней информацию. Так, например, дорога символизирует жизнь, испытания в пути – трудности житейские, а то, что ждет человека в конце этого пути, показывает – достиг он Царствия Небесного или нет. В русской народной сказке границы добра и зла обозначены четко и подмены понятий не бывает. Награда всегда достается доброму, хорошему, справедливому. Но сказка – очень трезвый жанр, и дорога в райские сады всегда лежит через долгие испытания, терпение и труд. И когда в сказке говорится, что “падчерица идет в злате-серебре, так и сияет” (сказка “Морозко”) или Иванушка-дурачок предстает добрым молодцем, “что ни в сказке сказать, ни пером описать”, это означает не физическое преображение, а новое, “райское” состояние души. На конька Иван взглянул И в котел тотчас нырнул, Тут в другой, там в третий тоже, И такой он стал пригожий, Что ни в сказке не сказать, Ни пером не написать! Царь велел себя раздеть, Два раза перекрестился, Бух в котел – и там сварился! (сказка “Конек-Горбунок” П. П. Ершова) При желании можно проследить корни этого сюжета. На Руси любили жития святых и хорошо их знали. А там, среди описаний мучений, которым подвергали первых христиан, достаточно часто встречаются упоминания о том, что их кидали в кипящие сосуды, и им это не вредило... Сказка говорит о том же, только другим языком. Котел – это образ ада, куда неизбежно приводит неуемная похоть. Понятно, что желаниям человека нет конца и удовлетворить их все невозможно. Рано или поздно все оканчивается порогом, перейдя который, человек оказывается либо “в злате-серебре”, либо “во тьме кромешной и скрежете зубовном”. “Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой”(сказка “О молодильных яблоках и живой воде”). Молодильные яблоки – это мечта о вечной жизни. Но дело тут вовсе не в омоложении. Ведь не тот герой, кто за молодильными яблоками посылает, а тот, кто в конечном итоге добывает все: и Жар-птицу, и яблоки, и царевну. “Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил”. (сказка “Иван-царевич и серый волк”). Этот сюжет явно перекликается с православным праздником в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник”, который отмечается вскоре после Пасхи – в пятницу Светлой седмицы. История его появления связана с чудесным исцелением слепца, которое произошло в пятом веке у источника близ Константинополя. Кстати, в былинах монаха издревле символизировал ворон. Так что Иван-царевич оживает по воле Божией, просто мысль о том, что все в мире происходит по Его воле, сказка облекает в иносказательную форму. Специальных исследований образов, связанных с продлением жизни или омоложением, в языческом фольклоре дохристианской Руси не проводилось, но я полагаю, что эти сюжеты, скорее всего, там были. Ведь культура народа не прерывается, она наследует все накопленное веками, но потом переосмысливает это наследие. Поэтому я считаю вполне корректным искать в русском фольклоре христианские корни и образы. Иван-царевич – традиционный герой русских сказок. Некоторые исследователи связывают его с образом святого благоверного князя. А другой популярный персонаж – Иванушка-дурачок – явно напоминает блаженного, Христа ради юродивого. Действительно, почему дурак оказывается героем? Да потому, что на самом деле он самый умный, но умный не житейским умом. Он умудрен божественной премудростью, и действует не так, как подсказывает житейский опыт, а так, как Богу угодно. Поэтому в глазах окружающих он – дурак. Часто в русских сказках сюжет завязывается вокруг исполнения той или иной заповеди. Например, послал отец своих детей вора изловить: один проспал, другой проспал, да еще и обманул. То есть, все начинается с нарушения заповеди “почитай отца твоего и мать твою”. И только тот, кто поступил по заповеди, в результате добывает и коня, и царевну, и царство. Но фольклор всегда отражает свое время. В каком-то смысле мультфильмы – это современный фольклор. И если с этой точки зрения проанализировать хотя бы популярных “Бременских музыкантов”, на первый взгляд, воспевающих любовь и свободу, то окажется что, по большому счету, сюжетная линия строится вокруг того, что дочь нарушает заповедь Божию, бросает отца и уезжает с первым встречным. И ни раскаяния, ни расплаты за этим не следует. То есть происходит подмена понятий. Современный фольклор отличается от древнерусского, прежде всего, тем, что исходит из совершенно других категорий, и предлагает иную программу действий. Раньше человека волновало не столько продление жизни, сколько посмертная участь души. Эта тема присутствовала в русских народных сказках и в языческие времена. С приходом Православия она была переосмыслена, и в иносказательной форме передаваясь из поколения в поколение, дошла до наших дней. Но к сожалению, современному человеку все труднее верно воспринимать и истолковвывать те образы, которые еще 150 лет назад были понятны каждому ребенку. Врач: ОМОЛОЖЕНИЕ: НАДЕЖДЫ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ. ПОКА? Говоря о культе молодости, невозможно обойти столь популярную в последнее время тему стволовых клеток. Наберите в Яндексе слово “омоложение” – и первые двенадцать найденных по этому запросу Интернет-сайтов будут посвящены волшебным перспективам применения стволовых клеток и перечислению компаний, предлагающих пройти с их помощью курс омоложения организма. Возможно ли действительно омолодить человеческий организм и существуют ли серьезные научные разработки в этой области? С этим вопросом мы обратились к академику РАН, главному редактору жрнала “Цитология”, президенту Общества клеточной биологии Николаю Николаевичу НИКОЛЬСКОМУ. Правда, он сразу предупредил, что он атеист, и спрашивать его о чем-либо, касающемся Православия, бессмысленно, но согласился поговорить о том, насколько научно обоснованны обещания вернуть человеку молодость. Человечество всегда волновали вопросы омоложения и продления жизни, но их обсуждение происходило на разных уровнях. Каждый раз на новом витке развития науки возникали и возникают новые надежды (люди всегда надеются на чудо), которые порой используются недобросовестными людьми в корыстных целях. Но никогда не надо обещать чуда, наука – это, как правило, медленно развивающийся процесс, хотя бывают и взлеты. И всетаки большинство достижений – результат работы коллективов разных лабораторий по всему миру. Хотя порой лавры достаются кому-то одному. Много лет назад я шел в науку как физиолог, мне хотелось заниматься тайнами мозга, но за время своей научной карьеры сменил несколько областей знаний и последние пять-шесть лет активно занимаюсь стволовыми клетками. В возможность омоложения с их помощью я не верю и не стал бы применять этот способ на себе или своих близких. А известные люди, которые с экрана телевизора рассказывают об использовании препаратов, изготовленных из стволовых клеток, и их замечательном эффекте, вызывают у меня подозрение, не вложили ли они в этот бизнес свои средства. Безусловно, исследования стволовых клеток важны и перспективны, но возможность применять их для омоложения организма, думаю, маловероятна. Я считаю, что разговоры об этом ведутся зачастую исключительно в рекламных целях. На самом деле, основные значимые направления использования стволовых клеток: сохранение здоровья, стимуляция регулятивных процессов, восстановление поврежденных клеток и тканей. Однако чрезмерный ажиотаж вокруг этой темы приводит к тому, что эмбриональными стволовыми клетками часто называют фетальные клетки, добытые из абортивного материала. И их предлагают использовать для омоложения организма, лечения инсультов и других заболеваний. Грубо говоря, берется клеточная смесь, иногда даже без проверки на зараженность вирусами, и вводится подкожной инъекцией в области живота. В этой смеси действительно может содержаться какой-то процент стволовых клеток, как и в костном мозге, и бывает, наблюдается положительный эффект, так как это некая стимуляция организма. Но ни с с омоложением, ни с научными перспективами в этой области она ничего общего не имеет. Более того, использование фетальных клеток из абортивного материала в большинстве стран запрещено. В том числе и у нас. Но недобросовестные люди продолжают раскручивать этот метод. В Петербурге такую инъекцию делают за 15 тысяч рублей, в Москве она стоит 15 тысяч долларов. А там, где начинают крутиться такие большие деньги, многим трудно сохранять научную добросовестность и врачебную этику. С моей точки зрения, на данный момент развития науки никаких серьезных разработок, которые позволили бы говорить о возможности омоложения человеческого организма, не существует. Но это мое личное мнение, возможно, есть и другие. Если у человека износился какой-либо орган, гипотетически его возможно восстановить, но это не будет омоложением организма. Можно говорить о восстановлении каких-то функций или поврежденных участков организма, но превратить семидесятилетнего человека в сорокалетнего нельзя. Для этого потребуется заменить в нем буквально все. Правда, у каждого свой биологический возраст, и определенное состояние организма может быть у одного в сорок, а у другого – в шестьдесят лет. Конечно, можно помочь человеку поддержать организм в рабочем состоянии, но вернуть утраченное, былую молодость невозможно. И все-таки омоложение – вечная тема. Это тема надежд. И о ней говорили и будут говорить всегда, потому что здесь происходит столкновение интересов – и действительно жизненных, и политических, и морально-этических, и, как всегда, финансовых. Библеист: СТАРАЯ МОЛОДОСТЬ ИЛИ МОЛОДАЯ СТАРОСТЬ? Многие думают, что Библия однозначно утверждает: старость в духовном отношении лучше молодости, молодой человек “по определению” незрелый и глупый, а старик, напротив, хорош уже в силу своего возраста. Между тем Священное Писание оценивает и молодость, и старость с точки зрения того, насколько молодой или старик смогли приобщиться Божественной истины и стать “мудрыми” – то есть не только теоретически знать, но научиться на практике соблюдать заповеди Божии. Об этом – комментарий священника Димитрия ЮРЕВИЧА, кандидата богословия, преподавателя Московской духовной академии. То, что старость не является гарантом мудрости, отчетливо звучит во Псалме: “Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню” (Псалтирь, 117:99–100). Соломон, вступая на царство, осознает себя “отроком малым” (3-я Книга Царств, 3:7), однако он испрашивает у Господа не долгой жизни, не богатства или славы, не отмщения врагам, а “сердце разумное – ... что-бы различать добро и зло”, чтобы праведно управлять народом Израилевым. Именно в произведениях Соломона ценность и молодости, и старости измеряется житейской мудростью. Например: “лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь...” (Екклесиаст, 4:13–14). При исполнении этого условия – приобретения мудрости - Писание Ветхого Завета в качестве блага и дара Божия называет “долготу дней”, то есть достижение почтенного возраста. Поэтому к пожилым людям из народа Израилева уже закон Моисеев предписывает уважительное отношение: “пред лицом седого вставай и почти лицо старца” (Книга Левит, 19:32). Более того, уже при Моисее вводится институт старейшин, который в различных формах существует и в последующее библейское время – собрание особых лиц в зрелом возрасте, которые являлись живыми носителями мудрости и потому принимали участие в общественных делах. Однако ни старость, ни долгоденствие сами по себе не являются гарантом праведности человека: увы, именно в старости смогли склонить иноземные языческие жены мудрейшего Соломона к идолопоклонству (3-я Книга Царств, 11:4). Но это Ветхий Завет – а что же Новый? Там мы видим, что различия между молодым и старым возрастом умаляются перед верой в Иисуса Христа и даже возможной необходимостью отдать жизнь за Него. Величайший из “рожденных женами” – святой Иоанн Креститель – претерпевает мученическую кончину за истину в молодом возрасте, а “старейшины” народа Израилева вместе с первосвященниками идут арестовывать Иисуса, и вместе с книжниками – лжесвидетельствуют на Него перед Каиафой. Вместе с тем регулярная жизнь ранней Церкви, так же, как и в Ветхом Завете, среди верных своих членов отдает предпочтение достигшим зрелых лет. Именно словом “старейшина” (по-гречески – “пресвитер”) начинают называть тех, кто через особое благодатное действие “рукоположения” был удостоен апостолами служения Таин Церкви – то есть тех, кого сейчас мы привычно называем священниками. Подготовили Ирина Левина и Виталий Каплан Рисунок Николая Кочергина
По материалам сайта журнала "Фома"
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |