Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Кафедральный собор во имя Ахтырской иконы Божией Матери города Орла
 
 
После посещения святынь Богоявленского собора наш путь продолжился в кафедральный собор во имя Ахтырской иконы Божией Матери города Орла. Здесь настоятель собора протоиерей Владимир Бровчук показал нам особо чтимые святыни собора и рассказал об истории храма.
 
Кафедральный собор во имя Ахтырской
иконы Божией Матери в городе Орле
Икона и ковчег с мощами свят. Тихона Задонского
 
Ковчег с десницей свят. Тихона Задонского
 
Согласно преданию еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитская церковь. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах. В 1773 году торговавший лошадьми в г.Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, недавно прославившейся многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена.
 
Алтарь кафедрального собора. Современный вид
 
Вскоре она уже не вмещала всех прихожан. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты. Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским.
 
Интерьер кафедрального собора. Современный вид
 
В 1803 году вновь были произведены строительные работы в храме, в результате которых подняли своды главного алтаря, а также устроили и освятили новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823 году была поострена высокая четырехярусная колокольня. Первоначально она стояла отдельно от храма, но в 1870 году по проекту архитектора И. П. Лутохина трапезную удлинили и соединили с колокольней. В таком виде храм предстает и ныне. В 1875 году вокруг церкви была поставлена ограда, уничтоженная перед Великой Отечественной войной.
 
Иконостас собора
 
Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К приходу были приписаны 275 дворов, более 1000 человек. При храме было 2 церковных дома – каменный и деревянный, а также свечная лавка на рынке. В октябре 1897 года стараниями церковного старосты М.М. Борзенкова, при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались около сорока детей. Обучении было бесплатным. Первым заведующим школы и законоучителем стал священник Василий Леонов.
 
После революции храм, его священнослужителей и прихожан постигли скорбные испытания, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь. В период «изъятия ценностей», наряду со многими иконами, был конфискован большой серебряный крест – древняя святыня храма, насчитывающая около 500 лет. По решению горисполкома в Орле с 1921 по 1923 годы были закрыт ы2 монастыря и 17 церквей. Ахтырской церкви, можно сказать, «повезло». Она была закрыта по решению ВЦИК Орловской области лишь 3 февраля 1938 года. И использовалась не по назначению всего 3 года. В этот период она была превращена в зернохранилище. 15 марта 1942 года, во время оккупации города Орла, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался.
 
Протоиерей Владимир Дорош, П.В. Платонов и протоиерей Владимир Бровчук
 
При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов. В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Брянского и Орловского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора.
 
Чтимый образ Ахтырской иконы Божией Матери
 
В 1986 году в нем было произведены большие реставрационные работы: стены и потолок расписаны художником Федором Гладковым на Библейские сюжеты; пол выложен мраморными плитами; центральный иконостас, высотой около 14 метров, украшен резьбой и позолотой. Был осуществлен и большой наружный ремонт здания, восстановлена изначальная форма куполов и шпиля колокольни, произведены работы по восстановлению кирпичной кладки барабанов четверика. Главки храма, купол и шпиль колокольни с крестами были покрыты листовой медью и позолочены.
 
Наиболее чтимыми святынями храма является чудотворная Ахтырская икона Божией Матери – список с первообраза, прославившегося многочисленными чудесами, а также иконы с частицами святых мощей: святого великомученика Никиты, священоисповедника Георгия Косова. Некоторое время в храме пребывали святые мощи святителя Тихона Задонского.
 
Образ Ахтырской иконы Божией Матери
 
В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, всвязи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года.
 
Чтимая икона Успения Пресвятой Богородицы
 
В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, просьба директора Краеведческого музея о возвращении мощей в музей была удовлетворена. И еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея. В празднование 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы Церкви и было решено поместить их в Ахтырском кафедральном соборе. Но тогда же в 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, и мощи святителя были возвращены на место.
 
Интерьер кафедрального собора
 
В память о пребывании их в Ахтырском соборе, десница святителя Тихона, с давних времен хранившаяся отдельно, была оставлена в этом храме, где и почитается прихожанами одной из главных святынь. Для нее художником иконописцем А.И. Неверовым была написана икона святителя в рост и изготовлены ковчег для мощей и резной киот для иконы. Каждое воскресение на вечернем богослужение читается акафист святителю Тихону Задонскому, ковчег святителя открывается для прихожан. Почитаемыми являются также икона Успения Божией Матери с частицами мощей шести Киевских святых угодников, икона великомученика и целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, святого мученика Кукши – просветителя Орловского края. Настоятелем храма является протоиерей Владимир Бровчук [10].
 
 
Павел Викторович Платонов
5 июля 2007 года, Орел-Иерусалим
Фото автора

 Примечания
 

[10] По материалам брошюры кафедрального собора во имя Ахтырской иконы Божией Матери города Орла

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com