Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Возрождающаяся Россия: города и люди / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / Илья Артемьев-Сысоев: Дарить радость меня научила мама, или Поющие клоуны. Ирина Ахундова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Илья Артемьев-Сысоев:
Дарить радость меня научила мама, или Поющие клоуны

Руководитель культурного центра Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы Илья Артемьев-Сысоев, инициатор и руководитель проекта «Поющие клоуны» рассказал об этом экспериментальном проекте, проходящем в рамках программы «Ансамбль доброй воли».

Илья, расскажите, пожалуйста, когда началась реализация проекта и насколько он уникален?

— В ноябре 2012 года Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы при содействии Департамента социальной защиты населения города Москвы, «ДАЖДЬ-Содружества» авторов поэтического рока и некоммерческой организации «Доктор-клоун» начали реализацию добровольческого проекта «Поющие клоуны». Я не могу утверждать, что это ноу-хау, но в Москве это явный эксперимент. Ни я, ни мои коллеги раньше такого нигде не встречали. Но если этого нет в Москве, то не факт, что этого нет где-то еще. Мы просто можем об этом не знать. Мы создали музыкальное театрализованное представление, специально адаптированное для умственно отсталых детей. В этом его индивидуальность и уникальность. Проект подразумевает организацию концертных выступлений в каждом из семи московских специализированных детских домов-интернатов. Мы собрали творческий коллектив, состоящий из докторов-клоунов и музыкантов-волонтеров, и провели консультации с администрацией детских домов, врачами-психологами, педагогами-воспитателями. Все решения были коллегиальными.

В чем заключается поддержка Департамента социальной защиты населения г. Москвы?

— У меня есть договоренность с Департаментом о том, что мы посетим все семь московских домов-интернатов такого типа. Мы уже выступали в домах-интернатах № 8, № 15, № 24, и нас ждут еще в четырех.

Как родился проект?

— В Центре национальной славы есть Управление молодежных программ, которое реализует добровольческую программу «Ансамбль доброй воли». В рамках этой программы возникла идея сделать проект, который называется «Поющие клоуны». Это объединенный проект «Ансамбля доброй воли» и общероссийского (и даже общемирового) движения под названием «Доктор-клоун», о котором знают многие. Это когда в детские дома, больницы и госпитали приходят артисты, одетые как клоуны, и устраивают клоунаду, помогая поднять дух и настроение детям, которые находятся в стационаре. Одним словом, так их развлекают и отвлекают от грустных мыслей и болевых ощущений. «Поющие клоуны» — это та же самая клоунада, но уже с исполнением песен. В данном случае проект «Поющие клоуны» ориентирован на умственно отсталых детей (детей с синдромом Дауна, гидроцефалией, ДЦП).

Идея эта возникла после того, как весной 2012 года я пришел в один из детских домов, чтобы обсудить с администрацией вопрос о том, как приехать с «Ансамблем доброй воли» и что-то сделать для детей. На определенном этапе возникло понимание, что нужно создать особую художественную форму выступления и собрать музыкантов, которые смогут работать с такими детьми. Не каждый готов выходить и петь перед ними, а тем более посещать группы «Милосердие». Кстати, одна из главных задач проекта – как раз ходить в такие группы.

Вам легко было пойти к таким детям?

— Мне было легко, когда я осознал, что это нужно делать. Пока мы побывали только два раза, и, по правде сказать, устаешь – и физически, и энергетически. Говорят, что это абсолютно нормальная реакция организма, что это естественно. Нам нужны люди, у которых есть сильная мотивация, которые готовы делать это не один раз. Есть такое понятие как «выгорание добровольца». В данном случае этого допустить нельзя.

У вас большой репертуар?

— Около 15 песен. В основе концертного представления — классика детских песен. Мы поем те песни советского периода, которые известны детям. Мы подумали: «А почему бы эти песни не преподнести детям в театральной манере?» Очень важный момент — мы исключаем те песни, в которых присутствует нечто, что может ранить ребенка либо недоступно ему, например, «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко», «Пусть мама приедет, пусть мама придет», «Первоклашка», «Дважды два — четыре». Получасовое выступление включает клоунаду, песни, театральное выступление, фокусы.

Есть ли планы посетить с концертами другие регионы?

— Планы есть. Понятно, что этот проект захотят транслировать в других регионах. Сейчас мне хочется набраться опыта, сделать правильные выводы. Не все так просто. Нужно понимать тех, к которым мы будем ходить. Одно дело — выступать на сцене и другое — выступать перед ребенком, который лежит. Это не просто концерты, это арт-терапия. Нужно прорабатывать каждый номер.

На каких музыкальных инструментах вы играете?

— Мне как музыканту было ясно, что выступление должно по звучанию быть максимально естественным, приближенным к природе человеческого мира, а уж в группах «Милосердие» помимо этого – спокойным, сказал бы даже, камерным. Поэтому как основу я выбрал акустическую гитару и женский вокал. Я, например, боялся использовать в группе «Милосердие» такой музыкальный инструмент, как пианика, потому что он издает немного грубоватый звук. Но мы попробовали – оказывается, все приемлемо.

Что такое пианика?

— Это гибрид двух инструментов – фортепиано и губной гармошки. Имеет две или две с половиной октавы (25–32 клавиши). Другие его названия — мелодическая гармоника, мелодион, мелодика, мелодигорн, мелодихорн, клавиетта. Это вид язычкового клавишно-пневматического музыкального инструмента из семейства фортепианного типа он немного напоминает и аккордеон. Звук извлекается путем выдувания воздуха через мундштук с одновременными нажатиями клавиш на клавиатуре.

Сколько «поющих клоунов» и кто они?

— Сейчас нас пять человек, и мы все поем. Юлия Лепе и Людмила Щербакова профессионально занимаются музыкой – пишут песни, поют, играют, выступают. Другие две участницы – Анастасия Зыкова и Евгения Березуева – профессиональные актрисы. Они сразу поняли, что нужно делать именно спектакль, а не просто исполнять набор песен. Сценарий делаем совместно. Считаю, что со временем наш состав надо будет расширить, так как одного состава мало и в творческом плане, и в энергетическом. Хорошо бы каждого из нас удвоить.

Как Вы решились выступить в роли клоуна?

— До этого у меня уже был опыт работы на сцене, несколько раз снимался в кино. Понимал, что хочу и могу больше реализовывать себя на сцене, но – не хватает школы. Я был просто поставлен перед фактом. Надо было создавать проект, который связан с клоунадой. Мне было несложно примерить на себя этот сценический образ (моя первая учительница частенько называла меня клоуном), и я считаю, что это плюс, потому что происходит сценическое развитие, а не только развитие как музыканта.

Как дети принимали ваши выступления?

— Очень хорошо! По словам Ольги Николаевны Соцковой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе одного из детских домов, хотелось бы чаще видеть «Поющих клоунов». Добавила, что давно не видела настолько удовлетворенных детей. Видела разных – возбужденных, радостных, а вот удовлетворенных давно не видела. Реакция у всего персонала только положительная.

— Как долго длится представление?

— Полчаса идет выступление на сцене в актовом зале. Для детей из разных групп здесь разворачивается основное действие — музыкальное театрализованное представление, адаптированное для таких детишек, с клоунадой, пусканием мыльных пузырей и т.д. А затем мы ходим по группам «Милосердие», где в течение десяти минут исполняем три-четыре песни, чтобы дети не уставали. Мы всегда ориентируемся на то, сколько нужно детям. И понятно, что это могут подсказать исключительно педагоги, занимающиеся с детьми. Поэтому может быть две песни, а может и семь песен.

Как появилось название «Поющие клоуны»?

— Когда стало понятно, что только музыкантами не обойтись, появилось желание найти профессиональных аниматоров, которые станут не просто ведущими концерта, но и теми, кто умеет общаться с детьми. Также хотелось, чтобы это было не просто исполнение песен, а какое-то сценическое действие. Все эти элементы использует «доктор-клоун» – показать фокус, надуть шарик, выглядеть более смешно и раскованно, чем обычный музыкант. Отсюда вывод: надо становиться клоунами, потому что дети понимают клоунов, потому что так можно больше заинтересовать их не только музыкальными, но и сценическими, и игровыми элементами. Помимо всего надо было сделать интерактивное шоу, чтобы детей вовлекать в игру. Так, например, у нас к концу спектакля один из клоунов под музыку засыпает на сцене, и, следовательно, потом его надо разбудить. В этот момент мы раздаем всем «шумелки» (ударные инструменты, трещотки), начинаем шуметь и просим весь зал помочь нам разбудить его. Детям это нравится.

Илья, а кто Вы по образованию?

— Я окончил Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства по классу тромбона в Москве. По образованию я артист эстрадно-джазового оркестра и педагог. Также я закончил факультет журналистики МГУ. Кроме того, уже давно пишу музыку, факультативно занимаюсь композицией в Московской консерватории. Был музыкальным продюсером фильмов «Маяк», «Живой», «Бумер-2», проекта «6 кадров» и еще ряда других проектов, которые готовятся.

Как родилось желание заниматься делами милосердия?

— Это пошло из семьи. Когда я учился в школе, мама мне как-то сказала: «Сходи, поиграй дедушкам и бабушкам. Подари радость. С тебя не убудет». Я и пошел. С другой стороны, работая в Фонде Андрея Первозванного, так или иначе осознаешь свое предназначение быть общественным деятелем.

Беседовала Ирина Ахундова
25 декабря 2012 г.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com