Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 

Покров над Бутыркой

Сегодня в учреждениях уголовно-исправительной системы России создано свыше 700 православных общин, но не всюду еще есть храмы. Число действующих, включая часовни, – чуть более 400. За год освящается около десяти, что явно недостаточно.

Старейший среди тюремных церквей столицы – храм Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырском тюремном замке (СИЗО №2 УФСИН России по городу Москве). Он был освящен в 1782 году и за прошедшие века неоднократно переживал периоды благолепия и запустения.
В годы безбожия Покровский храм был закрыт. Его помещение разделили на специальные камеры для сбора на этап. Именно здесь многие новомученики и исповедники российские провели, может быть, последнюю ночь перед отправкой на север, в Сибирь, на Соловки, в Казахстан… Отсюда многих свозили и на Бутовский полигон – место массовых расстрелов в 1937-1938 годах.
Юноша Глеб Каледа (двоюродный брат заслуженного врача Республики Беларусь Василия Ивановича Каледы) в эти страшные годы поддерживал семьи репрессированных, среди которых оказался и его духовный отец – ныне канонизированный священномученик протоиерей Владимир Амбарцумов. В годы Великой Отечественной войны в качестве радиста в дивизионе гвардейских минометов «катюш» Амбарцумов участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Беларуси и под Кенигсбергом. Впоследствии выяснилось, что священномученик Владимир, как и сотни христиан, заключенных в Бутырскую тюрьму, был расстрелян на Бутовском полигоне.
Знаменательно, что возрождать Покровский храм после периода гонений довелось отцу Глебу Каледе.
– Еще задолго до начала диаконского служения в храме Святого Пророка Божия Илии (Обыденском), Промыслом Божьим, я близко познакомился с Глебом Александровичем Каледой, – рассказывает старший священник храма Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырском тюремном замке, клирик храма святителя Николая в Бирюлеве иерей Константин Кобелев. – Вначале мы не знали, что он – священник, так как его рукоположение было тайным. Когда Святейшим Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий, отец Глеб приступил по благословению его Святейшества к открытому служению, которое началось в Обыденском храме.
 
Первую Литургию отец Глеб Каледа совершил в возрождаемом Покровском храме в 1992 году на светлой седмице.
 
После Великой Отечественной войны бывший тюремный храм, который разделили перегородками на два этажа и надстроили третий, оказался заключенным в здание почти кубической формы. В помещениях 2-го и 3-го этажей, окружающих первоначальный его объем, разместилась медсанчасть.
 
Отец Глеб возобновил богослужения на третьем этаже, в круглом зале, находящемся на месте бывшего свода под храмовым куполом. Тюремная больница при нем оставалась, как и сейчас, в своих помещениях. Он стоял у истоков движения милосердия в России ко всем, лишенным свободы. По его словам, «наши тюрьмы, наши заключенные остаются с нами как наши кровоточащие раны, и нам их лечить».
 
Помимо храмового богослужения отец Глеб, назначенный первым в постсоветский период настоятелем Покровского храма, обходил камеры, в том числе в коридоре смертников, подолгу беседовал с заключенными, готовил их к принятию церковных Таинств, крестил, исповедовал, причащал.
 
Свой богатый опыт протоиерей Глеб Каледа изложил в книге «Остановитесь на путях ваших», которая остается и ныне основным руководством по православному тюремному служению нашего времени.
 
После блаженной кончины отца Глеба в 1994 году служение в тюрьме продолжали его соратники и последователи. К сожалению, в 1997 году для ремонта разобрали крышу, и большая часть убранства храма пострадала от дождей. Совершать богослужения на старом месте стало невозможно.
 
В сентябре 2005 года, когда минуло 10 лет со дня кончины отца Глеба, в бутырский следственный изолятор был переведен на служение отец Константин Кобелев.
 
Ныне Литургия совершается в Покровском храме два раза в неделю – обычно в понедельник и четверг. Она служится не на третьем этаже (как было при отце Глебе), а на первом, который полностью восстановлен. Устроен отдельный вход в храм, над которым установлены мозаичные изображения.
 
Постепенно интерьер храма воссоздается таким, каким был до октябрьского переворота. На очереди – разборка перекрытий, которые разбивают объем храма на три этажа. Проект дальнейшей реконструкции тщательно проработан архитекторами и согласован в соответствующих инстанциях, он предполагает сохранение больничных камер и всех функциональных помещений медсанчасти.
 
– Заключенные, которым необходимо больничное лечение, будут столь же близки к храму, как и сейчас, – говорит отец Константин. – Эта близость позволяет нам посещать людей, наиболее требующих нашей заботы, при необходимости – до или после каждого богослужения.
 
Покровский храм открыт постоянно. Заключенные хозотряда и сотрудники СИЗО могут прийти и поставить свечу, помолиться, оставить записку. Сделать это легко: храм стоит в центре Бутырки, это как бы ее духовное сердце. К нему ведут все пути.
 
Храм положительно влияет на обстановку в СИЗО, на взаимоотношения между заключенными и персоналом, и это очевидно. Отец Константин Кобелев считает, что в целом отношение заключенных к Церкви за прошедшие годы значительно изменилось.
По его словам, «первоначально во многих камерах не было даже икон, и священнослужителей встречали настороженно».
 
– В настоящее время, – рассказывает батюшка, – дело изменилось к лучшему: в камерах есть кресты, иконы, духовная литература. Все это было получено заключенными при наших обходах камер либо принесено самими заключенными из храма. При этом в больших камерах на двадцать и более человек иногда организовывалась целая библиотечка. Однако книги надолго в камерах не задерживаются: часто, как самое дорогое сокровище, осужденные их берут с собой на этап.
 
Пастырская работа в Бутырке, как и в других СИЗО, проводится с учетом того, что здешние обитатели – временные: они разъедутся во все концы России. Поэтому священники наставляют их нести свет Христов всюду, куда бы они ни попали.
 
– Бутырскую тюрьму, – улыбается отец Константин, – можно назвать в некотором роде кузницей кадров. От того духовного окормления, которое заключенные получат здесь, зависит их активность на новом месте. Каждый из них должен стать ядром общины. В том числе мы призываем наших питомцев, чтобы в колониях они настаивали на открытии молельной комнаты, где она есть – устраивали храм, где он уже устроен – добивались строительства отдельно стоящего церковного здания.
 
С руководством Бутырской тюрьмы, которое меняется, отношения отцу Константину приходится налаживать каждый раз заново. Новый начальник СИЗО №2 – подполковник внутренней службы Дмитрий Викторович Комнов – активно помогает Покровскому храму.
 
– Многие люди, – отмечает начальник СИЗО №2, – приходят к вере именно здесь. Оставаясь наедине с собой, человек начинает видеть мир по-другому. К нему приходят другие, духовные ценности.
 
Для одной трети святых новомучеников и исповедников, находившихся в заключении в Бутырской тюрьме, благодаря жертвователям за последние годы написано большое количество икон для Покровского храма. Иконы священномучеников Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского и Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, участвовали в крестных ходах Афон – Одесса – Москва и Якутск – Кострома – Иваново – Москва Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы».
 
Общее число находящихся в местах лишения свободы в нашей стране в последние пять лет колеблется между двумя округленными цифрами: 800 тысяч – 1 миллион человек.
 
Это значит, что в среднем один-два жителя стандартной пятиэтажки на данный момент находятся за решеткой, еще столько же не более семи лет назад освободились и еще столько же в ближайшие годы могут попасть в места не столь отдаленные.
 
Да, государство взяло на себя обязанность содержать осужденных, но человеческое общение и участие не заменить ничем. К этому участию призывает Русская православная церковь.

Николай Головкин
20 октября 2009
 
По материалам сайта "Союзное вече"
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com