Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО / Протоиерей Георгий Митрофанов: Жаль, что нет графы «против всех»

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Протоиерей Георгий Митрофанов: Жаль, что нет графы «против всех»
 
В преддверии выборов в Государственную Думу портал «Православие и мир» задает вопросы священникам разных политических взглядов и общественных позиций.
 
Ходить ли на выборы? Изменит ли что-то один голос или все голоса подсчитаны независимо от участия?
 
Своей точкой зрения с читателями  «Православия и мира» делится протоиерей Георгий Митрофанов
 
Протоиерей Георгий Митрофанов
Протоиерей Георгий Митрофанов
К сожалению,  в истории нашей страны не было длительных периодов времени, когда выборы проводились организованно, честно, вызывая безусловное доверие у населения.
 
Имели место лишь исторически кратковременные эпизоды с попытками создать подобного рода избирательную систему, как, например, земская реформа 1864 г. или 12-летний период деятельности Государственной Думы в начале ХХ века. Но традиции признания необходимости выборных учреждений за столь короткое время сложиться не могло.
 
Она и не сложится, если мы не будем, пусть даже в рамках тех несовершенных условий, которые имеют место при наших нынешних выборах, осмысленно и ответственно обозначать свою позицию. Ведь, в принципе, даже в странах, где демократическая система насчитывает не один век истории, где выборы вызывают у населения безусловное доверие, существует много серьезных проблем.
 
Применительно к нашим избирателям я бы процитировал слова героя романа американского писателя Роберта Пенн Уоррена «Вся королевская рать», который говорит о том, что «политика – это всегда вопрос выбора, а из чего выбирать – не ты решаешь. И за выбор надо платить».
 
На нынешние выборы я пойду с иными чувствами, нежели те, с которыми я шел на выборы в начале 90-х годов. Но все-таки – пойду, хотя ни одна из политических партий, которые предлагают себя на этих выборах, не вызывает у меня уважения и доверия настолько серьезного, чтобы я мог голосовать с ощущением, что поддерживаю единомышленников.
 
Здесь и возникает ситуация, когда ты выбираешь, за кого голосовать, а из каких претендентов делать выбор, уже, к сожалению, решили за тебя. Я очень опечален, что теперь у нас нет графы «против всех». Но исходя из того, что мне не хочется, чтобы мой бюллетень был использован помимо моей воли, я пойду голосовать и буду голосовать за тех, кто вызывает у меня наименьшую антипатию.
 
Я не вижу политической силы, пытающейся создать страну, в которой жизнь была бы основана на христианских ценностях. Существующие партии сейчас мало чем отличаются друг от друга. Но других нет, и надо исходить из имеющейся данности.
 
Тем, кто печалится, что не может изменить существующую жизнь в государстве, я бы рекомендовал поменьше думать о своей стране вообще. Ты прежде всего живешь не в стране и даже не в городе или в деревне, а – в рамках окружающих тебя людей. Это твоя семья, твои сослуживцы на работе, прихожане твоего храма, твои ученики, если ты преподаешь. И нужно исходить из того, что в своей семье, в рамках своей служебной деятельности ты еще способен что-то сделать. И тогда ты сможешь что-то сделать и для страны.
 
А если человек постоянно будет размышлять о стране, ему делать ничего конкретного не захочется. Как у нас и получается. Мы мечтали построить коммунизм, теперь возрождаем Святую Русь. И все это – пустые слова. Потому что на самом деле все реализуется в конкретных поступках конкретного человека в отношении конкретных людей, с которыми Бог его связывает.
 
Неслучайно Евангелие не знает глобальных политических категорий. О государстве сказано лаконично: «кесарю – кесарево». Главным же предметом внимания человека должны быть ближние.
 
Но мы забыли об этом, служа или делая вид, что служим различным химерам, следуя словам советской песни: «Жила бы страна родная и нету других забот». Эта демагогия на разных уровнях – от политического до, к сожалению, религиозного, мешает людям осуществлять свои конкретные дела по отношению к конкретным ближним.
 
Отец Сергий Булгаков писал по этому поводу еще в 1909 г.: «Почему при таком обилии героев у нас так мало просто порядочных людей?»
 
Чтобы понять, почему так происходит, достаточно посмотреть на отношения между людьми, например, в семьях, на ту безответственность, которая имеет место там. Люди отчуждены друг от друга даже в семьях, но объединяются в каком-то едином порыве: то ли космос покорять, то ли возмущаться против чего-либо.
 
Однако это – иллюзорное объединение, оно легко возникает и легко исчезает. Объединить людей по существу может лишь конкретное делание малых дел. А у нас люди хотят либо делать что-нибудь великое, либо не делать ничего. И на этом, кстати, часто спекулируют политические деятели, демагоги, призывая людей сплотиться перед выборами.
 
Агрессивной рекламы политических партий, думаю, у нас уже никто не испугается и никто ей не поверит. Выкованная в предшествующие десятилетия гулаговская мораль, которую сформулировал в свое время Солженицын: «Не верь, не бойся, не проси» – присутствует в головах у всех нас.
 
Что наши политические деятели, что наши избиратели, – в большинстве это люди, у которых высоких идеологических стимулов нет. Чаще всего движущей силой становятся конкретные конъюнктурные интересы, которые облекаются в лозунги, политические прожекты, которые как и слово вообще, в нашей стране никого ни к чему не обязывают.
 
Потому мне кажется, что большая часть того, что мы слышим во время избирательных кампаний, не заслуживает особого внимания. Да на предвыборную рекламу вообще мало кто обращает внимания, в отличие от 90-х. Сейчас уже не надеются на политические изменения.
 
Я убежден, что наилучшей формой организации политической жизни является выборная демократия. Не потому, что она хорошая, а потому, что демократия, если перефразировать У. Черчилля, является наилучшей из наихудших форм организации политической жизни. Поэтому лучше плохие выборы, чем отсутствие каких-либо выборов.
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com