Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ / «Тайновидец будущего». Николай Головкин

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
«Тайновидец будущего»
 
Постскриптумом к историческому визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину, который вселил в сердца верующих и в этой стране, и в Белоруссии, и в России надежду на сохранение единства Русской Церкви, на возрождение Святой Руси, стала находка псковских археологов. На Псковщине, родине киевской княгини – святой равноапостольной Ольги, бабушки святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, возможно, обнаружена могила старца Филофея (ок. 1465-1547).
 
***
 
Руководитель археологических работ, которые завершаются в Спасо-Елеазаровском монастыре, старший научный сотрудник Псковского археологического центра Сергей Степанов заявил, что среди погребений некрополя у собора Трёх Святителей в этой обители есть и могила старца.
По значимости для России, для судеб человечества Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории.
 
Почти пять столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций – Восточной и Западной – написал послание великому князю Василию III, в котором развил уже высказанную им ранее в письмах к царскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину пророческую идею о том, что «Москва – это Третий Рим».
 
Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, то есть в середине XV века, жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года.
 
***
 
Около 1448 года в ещё только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию, в Константинополь этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году – накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия.
 
В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.
 
В преддверии гибели Второго Рима основатель Псковского монастыря – преподобный Евфросин, в миру – Елеазар, пешком ходил в Константинополь. Там монаха принял Константинопольский патриарх Геннадий II, который благословил пустынножительную обитель Цареградской иконой Божией Матери.
 
Но в 1453 году Константинополь – Второй Рим – всё же пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет Православия, стала Москва, на протяжении веков собиравшая вокруг себя русские земли, созидая могучее Российское государство.
 
***
 
На рубеже XV-XVI веков в недрах национального самосознания родилась идея, что великому государству суждено великое предназначение.
В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в пустыньке преподобного Евфросина объединились учёные мужи, ратовавшие за собирание русских земель вокруг Москвы.
 
Один из учеников преподобного Евфросина – игумен Филофей, выразитель этой идеи, в своих сочинениях заявил о решительной поддержке великого князя Василия III как «броздодержателя святых Божиих престол». Суть послания старца великому князю, в котором он писал «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии», сводилась к тому, что Московская Русь является исторической преемницей павших Римской и Византийской империй и единственным оплотом Вселенского Православия.
 
Вселенской миссией Руси стало сохранение Православной Церкви. А высшей целью Третьего Рима был Небесный Иерусалим – грядущее Царствие Небесное, которого невозможно достичь вне Церкви. Государство осмыслялось как оплот Православной Церкви, как христианская держава, защищающая своей властью и силой Православие. Церковь же была не только целью, но и основой, залогом исторического существования России.
 
Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне – в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.
 
***
 
В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры. И в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть.
 
К началу 1990-х годов от двух десятков строений монастыря остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус, которые были в аварийном состоянии. Обрушилась колокольня. По стенам собора поползли трещины - здание опасно накренилось. Над обителью нависла угроза полного разрушения.
 
В 2000 году накануне вступления в должность президентом России было подписано распоряжение о передаче Спасо-Елеазаровского монастыря Русской Православной Церкви.
 
И вот уже почти десятилетие обитель возрождается из руин. Ныне там находится женский монастырь. Восстановлены главный собор с замечательным иконостасом, монашеский корпус, колокольня, возведена монастырская ограда.
 
***
 
Восстановление обители началось под руководством энергичной, высокообразованной настоятельницы - монахини, потом игумении Елисаветы (Беляевой), воспитанницы старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители.
 
По словам игумении, благословил её на возрождение этой великой обители старец Николай Гурьянов с острова Залит, который сберёг главную святыню Третьего Рима – Цареградскую икону Божией Матери. «Будет возрождаться обитель – будет возрождаться Россия», - напутствовал он матушку игумению.
 
Мать Елизавета стала душою не только материального восстановления обители, но и возрождения её духовного значения, положив начало серии международных конференций «Москва – Третий Рим». Такие конференции проводились в 2006 году в Спасо-Елеазаровском монастыре, Сарове и Серафимо-Дивеевском монастыре. В 2008 и 2009 годах в рамках Международных Рождественских чтений были организованы
круглые столы «Москва – Третий Рим: единство народа, духовной и светской власти на пути возрождения идеалов Святой Руси» и «Москва — Третий Рим: роль Патриаршества в истории России».
 
«Концепция «Москва - Третий Рим» - пространство без границ», - утверждает сербская писательница Радмила Войнович... - Мы, сербы, тоже живём в Третьем Риме. Сербия – это Южная Россия. И наши враги это знают. Поэтому они говорят: «Сербия – русский вирус, его нужно уничтожить». А охраняют нас, сербов, святые, которые стали нашими святыми, - святой благоверный князь Александр Невский, батюшка Серафим Саровский, святые Царственные Мученики… В честь них освящены построенные в Сербии храмы».
 
***
 
Неизвестно, был ли старец Филофей прославлен как местночтимый святой. Но, по мнениям авторитетного исследователя его наследия – Н.В.Синицыной и известного московского пастыря - протоиерея Александра Салтыкова, Филофея Псковского, подобно Серафиму Саровскому, можно причислить к пророческому чину Русской Церкви, ибо он – «тайновидец будущего, и подобно ветхозаветным пророкам, обращался к царям со строгими предупреждениями о сохранении истинной веры».
 
Пророческое служение старца Филофея, как замечает отец Александр Салтыков, «является исключительным во всей истории Церкви, и потому несомненно, что старец Филофей является великим святым Русской Церкви, но святость его открывается лишь ныне, во исполнении пророчеств».
 
«Старец Филофей приоткрыл тайну миру, и мир, не вместивший той тайны, обратил познание её себе на погибель, — считает матушка Елисавета. - Крушение до сих пор продолжается, а после крушения мы имеем обломки, остатки, в которых до сей поры никак не можем разобраться...»
 
***
 
«Идея Москвы – Третьего Рима, – писал исследователь русской культуры ХII-ХVII вв. М.М.Дунаев, – есть не идея политического самовосхваления, а идея тяжелейшей ответственности за Истину Православия… Ибо в понимании русских мыслителей – первый Рим пал, ослабленный внутренним нечестием, отпадением от Истины; второй Рим, Византия, оказался ослабленным внешне, пал под ударами вражескими. Вывод прост: необходимо блюсти внутреннюю чистоту Церкви и крепить оборонную мощь государства. Соединение внешнего с внутренним сделает православие непобедимым».
 
 
 
Николай Головкин - член Союза писателей России
 
22 августа 2009
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com