Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ / Заметки о трудностях в современном браке. Священник Алексей Янг (США).

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ЗАМЕТКИ О ТРУДНОСТЯХ В СОВРЕМЕННОМ БРАКЕ
 
     Издавна повелось, что мужчина и женщина, вступая в брак, имеют достаточно ясное представление о себе самих и о своих будущих обязанностях мужа и жены, отца и матери. Однако на наших глазах этот веками установленный порядок пришел к концу: сегодня половина браков кончается разводом. И нормальное воспитание детей, и живая связь между поколениями уходят в прошлое.

     Брак, в котором супруги объединены в нераздельное целое и при этом содействуют друг другу в гармоничном и целенаправленном развитии, сменился безумной каруселью, где дети, деньги и карьера кружатся в полном хаосе, а о духовных задачах вообще никто не вспоминает.

     Произошло это отчасти потому, что в сознании двух последних поколений образы любви и брака построены отнюдь не на евангельском, церковном или христианском материале, а на кино- и телефильмах, на сплетнях из жизни знаменитостей да на популярных песенках. В результате отношения мужчины и женщины приобретают патологический характер: взаимная злоба, подчинение своей воле, огульные обвинения - все это находит безчисленные образцы в перлах "массовой культуры". Неудивительны и прочие атрибуты такой "любви": алкоголь, наркотики, невоздержанность, непостоянство…

     Разумеется, есть и настоящая, добрая и истинная любовь. Все дело в том, что существуют разные стороны такой любви (в оригинале Евангелия они обозначаются различными греческими словами); любовь телесная, эротическая - лишь одна из них, причем наименее важная. Однако именно на ней построена современная сказка о "романтической любви", которая причиняет людям столько неприятностей.

     Надо отметить, что само понятие "романтической любви" сравнительно новое. На Западе оно появилось лишь немногим более 500 лет назад, в начале эпохи так называемого "Возрождения" (возрождения чего?), когда "у культурных людей впервые стало хватать свободного времени на цветистую прозу". Но помимо изящной словесности, в наше время выясняется также и роль грубой биологии: хорошо знакомое состояние влюбленности, когда человек буквально забывает себя и окружающий мир, оказывается тесно связанным с некими биохимическими процессами, сближаясь с известным состоянием у наших четвероногих друзей в определенное время года… Беды в этом никакой нет. Беда в другом: мы это состояние ставим выше, чем оно того заслуживает.

     Ведь это тот самый "ветхий человек", о котором говорит апостол Павел. Не зовет ли нас Спаситель к чему-то лучшему, более высокому и постоянному, чем наша животная природа? Задача священника - обратить на это внимание верующих, в первую очередь тех, кто собирается вступать в брак.

     С христианской точки зрения, основанной на жизни, личном примере и учении Спасителя, во взаимоотношениях будущих супругов с самого начала должны развиваться и другие стороны любви, основанные не столько на чувстве, сколько на осознанной воле. Их можно отождествить с самопожертвованием (агапи) и участием (филиа). И хотя в нормальном браке есть и телесная сторона любви (эрос), в конечном итоге она оказывается на втором плане. И, наоборот, если из "романтических отношений" устраивают культ, катастрофа не за горами. Когда чувственный жар мало-помалу спадает - как ему и положено по нашей физической природе, - у молодоженов начинают проявляться скрытые на первых порах серьезные проблемы. Многие молодые люди, знакомые до брака с обычными для нынешней школьной, уличной, студенческой среды пороками, испытав вскоре после свадьбы неожиданное "разочарование", возвращаются в объятия того же порока, только еще более крепкие, чем прежде. Нет нужды напоминать про растлевающее влияние массовой культуры и социальных "норм", про всепроникающую порнографию, особенно опасную в такие критические моменты; в результате между счастьем молодых супругов и интимной сферой каждого из них оказывается вбит смертельный клин. Церковь с древних времен учит нас, что счастье без самоограничения невозможно ни в чем; но только кто ее сегодня услышит? Сдержанность и самоограничение начисто устранены из современной культуры. Нечего удивляться, что вслед за ними уходит и семейное счастье.

Предотвращение беременности в браке - это тоже вопрос самоограничения и послушания Божьей воле. Сегодня все чаще встречаются супруги, склонные вовсе не иметь детей или отложить их появление на неопределенный срок. Неизбежно возникает противоречие: ведь в таинстве брака мы молимся о многочадии молодоженов как о знамении Божьего благословения! Испрашивать такого благословения для тех, кто сознательно его отвергает, - прямое лицемерие. Согласна учению Церкви физическая близость между супругами связана множеством таинственных нитей, телесных, душевных и духовных, с благодатью брака и с Божественным попечением о человеке. Но недопустимо по своему произволу обрывать одну из этих нитей - деторождение, преступая тем самым ясно выраженную волю Творца по отношению к данной семье, волю, быть может, не всегда понятную и сходную с нашими близорукими расчетами, но в конечном итоге всегда добрую и мудрую. Те, кто откладывает рождение детей "по экономическим соображениям", должны спросить себя: не сводятся ли их "соображения" к нежеланию поступиться своим комфортом? Жизнь человека - это дар от Бога, от всемогущего Жизнодавца. Поэтому все, что бы ни относилось к рождению детей, супругам следует проверять при свете исповеди. Задача священника - дать им увидеть себя со стороны, устранить избалованность и себялюбие из своих побуждений. Так же и в противоположных случаях, когда идет речь о современных мерах искусственного оплодотворения, необходимо помочь супругам разобраться в существе дела: не исключено, что гораздо лучше усыновить ребенка. Церковный взгляд на мир гораздо трезвей и чище, чем это принято в медицинской и научной среде, не говоря уж о массовой культуре. Гнев и отвращение вызывают "борцы за права" на убийство ребенка в материнской утробе. Только в нормальной семье, в Малой Церкви, где руководящий принцип - не "польза", не "право", не "благополучие", а жертвенная любовь, рождение ребенка, каким бы он ни был, - всегда желанное событие. Благодать, необходимая для этого, изобильно подается в таинстве брака; лишь бы наши молодожены принимали ее сполна.

 
     Последний вопрос - о повторном браке. В сострадательном снисхождении к человеческой слабости Церковь при некоторых обстоятельствах допускает второй и даже третий брак. Однако отношение к повторному браку разведенных должно быть весьма настороженным. После гибели одной семьи, не слишком ли рискованна попытка создания другой, особенно с учетом тех страданий, которые выпадают в таких семьях на долю детей? Что же касается овдовевших, то здесь Церковь смотрит на повторный брак гораздо более снисходительно. Но среди православных верующих прошлых поколений в обычае было вдовам и вдовцам, особенно тем, у кого дети уже подросли, с молитвой выведывать о себе, нет ли на то Божьей воли, чтобы, оставив мир, принять монашество. В таких случаях участие священника способно оказать неоценимую помощь.
 
По материалам «Русский пастырь»
Сан-Франциско

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com