|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ / Браки не начинаются с любви, они любовью завершаются. С протоиереем Георгием и матушкой Мариной Митрофановыми беседовала Л.Зотова |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
"Царь царицу тут берет, в церковь под венец ведет, и с невестой младою, он обходит вкруг налою". Так заканчивается знакомая нам с детства сказка Ершова "Конек-горбунок". Свадебным пиром заканчиваются многие добрые сказки. В жизни часто бывает не совсем так. Мы долго живем в мечтах, сказках, подходит время, мы создаем семьи и надеемся, вот теперь-то и начнется счастье, а на самом деле все не так-то просто.
После свадьбы начинается жизнь серьезная, порой нелегкая, требующая от нас ответственных решений. Мы не всегда готовы к этим решениям. Наши семейные встречи не ставят целью дать готовые рецепты семейного благополучия. Просто у нас есть возможность увидеть, что люди, такие же как мы, сталкиваются с точно такими же проблемами и не убегают от их решения, а ищут и находят свои оптимальные пути выхода из сложных ситуаций. Поделиться с нами своими взглядами по поводу семейных основ любезно согласилась семейная пара: отец Георгий Митрофанов и его супруга Марина Александровна. Хочу напомнить, что отец Георгий является преподавателем Петербургской Духовной Семинарии и доцентом кафедры истории педагогики Университета педагогического мастерства. Кроме того, отец Георгий является членом Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ. Постоянным слушателям известны передачи, подготовленные и проведенные отцом Георгием: лекции по истории РПЦ, проповеди и ряд других передач. К сказанному добавлю, что отец Георгий – настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при Университете педагогического мастерства.
Для начала я хочу задать традиционный вопрос, расскажите о своей семье, дайте ее портрет, кто входит в состав вашей семьи и как давно ваша семья существует? В брак мы вступили по окончании СПбГУ, тогда еще ЛГУ, который закончили в один год в 1982. Я закончил исторический факультет, Марина Александровна закончила филологический факультет. Тема того, что в семейной жизни помимо нас двоих должен быть еще кто-то, не дети, а именно кто-то больший, чем мы – Господь Бог, что семья на самом деле предполагает служение не только и не столько друг другу, не потакание друг другу, а исполнение воли Божьей – вот эта мысль в наивной и детской форме присутствовала уже тогда.
Во многом, я считаю, это была правильная ориентация, потому что, не получив с детства последовательного церковного воспитания, мы оба приходили к мысли о вере, о Церкви сложными путями, и то, что тогда мысль о том, что семья должна быть частью чего-то большего, чем просто человеческое общество, иным обществом – христианским обществом, – эта мысль присутствовала как переживание, как ощущение. С этого и началась наша жизнь, которая изначально предполагалась как жизнь церковная. Постепенно, наверное, в классе шестом я стал интересоваться Церковью как составной частью той замечательной утерянной России, которая была в центре моего внимания. Я мало что знал, но искренне стремился познать эту великую, ушедшую Россию, в которой Церковь значила столь много. Будучи человеком последовательным, я старался распространять свой интерес к истории и на другие стороны исторического прошлого, в частности на историю религиозной жизни России. Пожалуй, в восьмом классе, когда моя бабушка скончалась, факт соприкосновения со смертью близкого человека обусловил для меня изменение отношения к Церкви. Отвлеченный интерес к Церкви как к культурно-историческому институту уступил место желанию войти в Церковь как в некую мистическую реальность Тела Христова, хотя такие формулировки я, конечно же, в восьмом классе не использовал. А дальше был достаточно постепенный и последовательный путь к Церкви. Поначалу в полном одиночестве, с помощью книг. Изучение истории России, русская литература, русская религиозная философия, конечно, менее доступная, чем русская литература, сыграли свою роль. Мои родители приехали из деревень, это были люди, оторванные от всего и вся. Семья моего папы в этом смысле была совершенно неинтересной и не оказала на меня абсолютно никакого влияния. А мамина семья была другая, потому что ее мать была человеком исключительных качеств, нравственных и религиозных. Она была исключительным человеком для нашего времени, а на самом деле это была та соль земли, каких было очень много в свое время. Я не встречала более широкого человека в смысле интеллигентности во взглядах на людей, на жизнь и на мир, чем моя бабушка. При этом она всегда оставалась ортодоксально православным человеком.
Человек вдруг обнаруживает, что рядом с ним хотя и супруг, но человек очень несовершенный. Кажется, что брачный пир закончен. Начинаются будни, вместо вина брачного пира – вино житейских будней. Кажется, что это ошибка, что человек оказался не тем. Нет ощущения того, что раз Бог попустил этот брак, раз Он благословил этот брак, нужно с тем человеком, который тебе дан, при всех его несовершенствах что-то созидать. Действительно, это трудно. Поэтому многие семьи очень быстро – в первые три года – распадаются. Но если даже тогда, когда через год или несколько лет обольщение проходит, есть ощущение того, что перед тобой не только супруг, но и брат или сестра во Христе, ты начинаешь учиться его прощать, учиться его терпеть, и самое главное – никогда не забываешь о Боге, и Бог приходит, как Он пришел на брак в Кану Галилейскую. Помните, там Он воду претворил в вино, казавшееся лучше, чем в начале брачного пира, на что обращает внимание архитриклин. Действительно, когда в такой испытывающей искушение семейной жизни, когда люди уже реально воспринимают друг друга не обольщаясь, появляется Христос – а Он не может не появиться, если эта семья ведет жизнь церковную, причащается, молится, пребывает в богомыслии, – происходит чудо. Вода житейских будней становится вином, но вином лучшим, чем то, которое было в начале, это и есть та подлинная любовь, любовь Христова, очищенная от суетных страстей и наивного обольщения друг другом, с которого все начиналось. Поэтому браки не начинаются с любви, они любовью завершаются , если не разрушаются на этом трудном пути. Подлинно христианская любовь – это венец брака, результат брака, а не его основание. Не случайно чинопоследование венчания напоминает чинопоследование монашеского пострига, брак – это в чем-то уход от мира во имя созидания конкретным человеком малой церкви – это истина даже для понимающих ее довольно абстрактна, а уж для людей нецерковных этого вообще не существует. А почему бы не попробовать с другим человеком еще раз что-то создать? Но в результате ничего не создается. Я почти всегда уступаю Марине Александровне в мелочах и стараюсь никогда не уступать в главных вопросах. Бывали ситуации довольно сложные, например, когда ей пришлось оставить очень любимую работу в историческом архиве и остаться с ребенком дома, для нее это был не просто отрыв от круга общения, это был отрыв от того дела, которое было ей очень близко. Хотя она филолог, но по складу своему она настоящий историк-архивист. Оторваться от этой работы ей было трудно, но нужно было решать главный вопрос, а главные вопросы нашей семьи всегда ставлю я, не потому что они мои, но потому что они объективно главные. Это вопросы, касающиеся религиозного смысла жизни. Этот принцип – всегда уступать в житейских мелочах и никогда не уступать в главном – это очень важно, потому что это и меня формирует как главу семьи, и Марине Александровне от этого легче. Слава Богу, одним из достижений нашей семьи является то, что она не стала женщиной-родиной-матерью, у которой муж в качестве еще одного ребенка и она несет на себе бремя основных решений, социальных, материальных, духовных. Школа – это большая проблема для всех православных семей. Наш Андрюша произрастал, когда только началась романтика перестройки, позволявшая если его не любили, или мы не любили, забирать ребенка и искать где лучше. Маша сразу попала в очень хорошую начальную школу. Это женская гимназия, у которой, как и у всех школ, большие проблемы. Но начальная школа там замечательная. Она попала в руки очень хорошего учителя. Учительница по литературе предлагала им чтение, которое они разбирали в течение года с первого класса. Я этим не была убита, но многие родители были против. Единственное, что меня поразило, там было огромное количество книг, о которых я, несмотря на свое филологическое образование, даже не слышала. Это очень стыдно, но это так. У них был "Хоббит", Чарская. Меня это все потрясло в том плане, что я этого ей не читала, плюс я не знала, как совместить с обучением в школе музыкальную школу и посещение храмов, ведь наш ребенок очень уставал. Я видела, как хождение в храм превращается в дубину, которой бьют по голове. Мне от этого было страшно, я очень переживала вхождение детей в окружающую жизнь. Такое впечатление, что духовная жизнь Маши была от нас скрыта. Я была от этого в ужасе. Я поняла, что внешняя атрибутика становится препятствием, я не вижу ее внутренней жизни, я не знаю, есть ли она. Я против чтения детям Житий святых. В четыре года я прочитала ей житие Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Ребенок заплакал и сказал, что не хочет быть христианином. Мне пришлось очень долго говорить, что каждому Бог дает по силам и что раз у тебя силенок мало, тебе никто такое испытание не пошлет. Они воспринимают жития как сказки. Житие оно и взрослого может убаюкать. Культуры восприятия этой литературы у нас нет. Мы до сих пор в рамках нашей комиссии не нашли единого канона, единого стиля для составления житий современных святых, новомучеников 20-го века. Поэтому наши жития отличаются одно от другого. Это серьезная проблема. Более того, как в свое время очень выразительно сказал отец Андрей Кураев, многие христиане в 20-м веке во время гонений надламывались в НКВД на следствии оттого, что были воспитаны на житиях св.Димитрия Ростовского. Они читали с детства эти жития, и им казалось, что их ожидает нечто подобное. Если богоборцы их схватят, у них найдутся силы, чтобы претерпеть те страшные истязания, которые были описаны в житиях. Их узы будут сопровождаться чудесами. Ничего подобного не происходило, это мы констатируем, проработав огромное количество архивных материалов. Обстоятельства заточения новомучеников очень скудны чудесами. У многих возникал кризис. Казалось, что или я самый последний человек, раз меня проводят сквозь конвейер, когда я неделю не сплю, не ем, не пью и уже ничего не понимаю, готов все подписать, меня бьют и мне страшно – значит я проклят Богом, или, наоборот, никакого Бога нет, раз я не могу всего этого вынести. И люди надламывались. Мне кажется, что сейчас в агиографической литературе нужно искать какие-то новые формы. Они ищутся, достаточно посмотреть на наиболее удачные опыты житий, которые предлагает игумен Дамаскин (Орловский), один из членов нашей комиссии. Это жития новомучеников и в них есть некий новый взгляд на святость, я думаю, что это более плодотворно для современных детей. Кинематограф в этом смысл производит очень серьезное впечатление. Я называю фильмы, которые имеют большое значение для детей. Такой фильм как "Неоконченная пьеса для механического пианино" – это прекрасная экранизация русской классики, которая воспринимается детьми очень глубоко, хотя это совершенно взрослый фильм об очень взрослых проблемах. Или, например, такой прозрачный фильм как "Собачье сердце", или "Мусульманин", или даже "Брат", который дает возможность говорить об очень сложных проблемах. Я говорю о фильмах, которые уже использовал в своем видеокурсе. Впервые я апробировал свои лекции на своей семье и убедился в том, как можно хорошо использовать кино в разговорах на самые серьезные темы. Разговор о книге, разговор о фильме – это очень хорошее средство для священника как проповедника-миссионера. Когда в чине Торжества Православия в анафемах упоминаются какие-то никому не известные еретики, это ничего не дает сознанию, кроме ощущения того, что вокруг враги. А Андрюша большой поклонник этого чинопоследования, потому что для него за всеми этими экзотическими ересями стоит реальная драма византийской истории, рождение православной догматики в борьбе с конкретными еретиками. Для Маши это нечто непредставимое, для нее христианство должно быть очень конкретным, практичным и должно быть направлено на служение конкретному человеку. В наших детях мы видим два разных мироощущения и два разных подхода к христианству. Нам всем известен символ Марфы и Марии, в каком-то смысле наши дети являются таковыми. Сразу возникает потребность решить, а кто из них православнее? На самом деле, православны оба, просто их вера во многом различна в силу различия их личностей, но в этом и заключается достоинство церковной жизни, что в ней находят возможность для духовного самовыражения разные личности. 17 марта 2007 года
С протоиереем Георгием и матушкой Мариной Митрофановыми беседовала Л.Зотова на радио "град Петров" |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |