|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА / Владимир Хотиненко: «Не бывает коллективной исповеди». Марина Миславская |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Владимир Хотиненко: «Не бывает коллективной исповеди»
Новый фильм режиссера «Преображение» посвящен деятельности православных священников
Фильм Владимира Хотиненко «Преображение» («Поп») стал картиной открытия на завершившемся недавно кинофестивале «Окно в Европу».
Рабочее название картины – «Псковская миссия», потому как посвящена Псковской православной миссии – одной из наименее изученных и осмысленных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. Успех миссии превзошел все ожидания: были спасены, возвращены к жизни сотни людей. Но судьба почти всех участников миссии оказалась трагической… Личный подвиг священников, мужественно исполнявших свой долг в условиях двойного гнета – немецких оккупантов и совесткого режима, должен стать достоянием наших современников, убежден Владимир Хотиненко. В эксклюзивном интервью корреспонденту ВМ режиссер подчеркнул: это совершенно неизвестная страница отечественной истории.
О партизанах мы знаем немало, о подпольщиках – тоже, а вот подвиги этих людей до сих пор практически не изучены и не освещены, отметил режиссер. Об отце Александре, главном герое картины, правда, был написан роман, подтверждающий, что это был простой человек и вместе с тем совершенно необычный, замечательный…
Первомученики и Псков
– Владимир Иванович, картина снималась по заказу кинотелекомпании «Православная энциклопедия»…
– Да, я уже несколько лет работаю с ней. До «Псковской миссии» у нас был фильм «Паломничество в Вечный город» – совместный проект Русской православной церкви и Ватикана. Картина была показана в прайм-тайм на канале «Россия» и вызвала большой резонанс.
– Чем эта история особенно замечательна лично для вас?
– Всем! Знаете, в этой картине меня действительно волнует буквально все. И самое волнующее, что каждый человек находился там в чрезвычайно, особенно, исключительно сложных обстоятельствах. С ними драматургически немного сходна, пожалуй, только такая ситуация: человек работает разведчиком, а его считают предателем. Это ж невероятно сложно! Так у главного героя фильма, отца Александра, все было еще сложнее. Ведь он не был разведчиком – у него и утешения не было. Над ним был всего один суд – Божий... А в жизни он постоянно находился под гнетом гипотетического обвинения в двойном предательстве (политическом и идеологическом), которое стало реальным в конце войны.
Кроме того, в свете Псковской миссии мы совершенно иначе можем посмотреть на некоторые страницы нашей истории. Ведь у нас, насколько я знаю, никогда не показывали эти события в кино – раньше нельзя было касаться этой темы.
– Приведите, пожалуйста, наиболее яркий исторический факт, о котором вы узнали в процессе работы над картиной.
– К слову сказать, у покойного патриарха Алексия II отец работал в Псковской миссии. И, насколько я знаю, у Алексия сохранились даже детские воспоминания: как они с отцом ездили в лагерь военнопленных.
Сталин ведь проклял их! И у священников, осуществлявших подобную миссию, не было даже никаких договоренностей с Красным Крестом.
Им никто не мог помочь – не имел права! Трудно даже на секунду представить масштаб того бедствия, особенно первых двух лет – что там творилось… Причем, по сохранившимся свидетельствам очевидцев, эти лагеря были пострашнее самого Бухенвальда – зимой в открытом поле веревкой отгораживалось некое пространство, откуда никто не убегал – этим людям просто некуда было бежать.
Они умирали там тысячами: гибли от голода, замерзали.
Таким людям и помогали священники Псковской миссии – конечно, иногда и местные крестьяне пытались чтото сделать для них, но систематическую помощь оказывала только Церковь. Вот это практически абсолютно неизвестный исторический факт, а ведь помогала Церковь очень организованно. Что-то удавалось доставать – одежду, еду, дрова возили.
Известны и другие яркие факты: например, Владыко Сергий Воскресенский, экзарх Латвии и Эстонии, фактически возглавивший Псковскую миссию, сумел договориться с немцами, убедить их – и они позволили забрать самых слабеньких, больных детей из лагеря «Саласпилс» и отдать их в семьи священников, прихожан.
Патриот… с гантелью – В ходе работы над картиной вы много снимали на натуре, в Псковской области. А какова была реакция людей, местного населения на то, что вы делали? – Замечательная и самая интересная – в Пскове. Мы ведь там реконструировали события военной поры по фотографиям, воссоздавали памятники тех времен, которые немцы снесли. К примеру, была в Пскове стелла героям Гражданской войны – фашисты ее разрушили и на том самом месте поставили свастику.
Не на этом месте, разумеется, но для картины мы реконструировали свастику – конечно, бутафорскую. Но очень убедительный получился «монумент»: смотришь в упор – и не разберешь, что это только макет.
Приготовили мы все для съемок и отошли покурить. Вдруг видим – останавливается «жигуленок», оттуда выскакивает мужик в галстуке с гантелью, подлетает к нашему «памятнику» – и давай его крушить! Правда, после первых ударов он понял, что это бутафория, и даже испугался, потому что мог реально сорвать съемки. Хорошо, у нас оказались «запчасти» – чудом удалось все довольно быстро восстановить. А то съемочный день (и если бы только день!) был бы действительно потерян. Как говорится, и смех и грех: с одной стороны, это, конечно, замечательный порыв, а с другой – эти съемки мы готовили целый месяц. Но по свежести, откровенности – кадр, я вам скажу, был потрясающий! Хотя в картину он, конечно, не вошел.
– Но вы успели хотя бы поговорить с этим патриотом?
– Нет. Когда он понял, в чем дело, то сконфузился и быстренько уехал.
– Скажите, вот ваш фильм будут смотреть молодые. Какой, на ваш взгляд, главный нравственный урок они смогут извлечь из этой истории?
– Главный урок – это бескомпромиссность, по большому счету. Не по каким-то мелочам, а с точки зрения высокого служения. Ведь если по большому счету, то человек в этом мире все равно одинок – в каком бы многолюдном обществе он ни вращался. И один отвечает за содеянное – как высокое, так и низкое. И нет, на мой взгляд, коллективной ответственности – как не бывает коллективной исповеди.
Простое и сложное – Отца Александра в вашем фильме сыграл Сергей Маковецкий – это, кажется, первая в его биографии роль духовного лица?
– Да. Он жутко волновался, очень много работал с консультантами – потому что эта роль предполагает и моменты церковной службы, и какие-то другие чисто специфические эпизоды. Надо было все это очень точно отобразить – скажем, правильно ходить с кадилом, в этом ведь тоже есть определенная техника.
– Он всему научился?
– Да, конечно.
– Для этого, может быть, пришлось пожить в монастыре?
– Нет, думаю, это было бы неправильно. Потому что мы снимали историю человека, который очень близок к миру.
Вся его духовная жизнь происходила внутри него. И это даст бог у нас получилось: мы ведь не старались изобразить святого. Надо было показать простого, очень простого человека в нечеловечески сложных обстоятельствах – а специфическая монастырская жизнь увела бы нас в сторону от этого образа.
– Самый напряженный период работы над фильмом пришелся как раз на время Великого поста. Скажите, пост для вас – в тягость или в радость?
– Не в тягость – а поститься для себя считаю обязательным. Великий пост соблюдаю уже лет 20–25, а крестился я в 80-м году. Сейчас соблюдаю уже все посты – для меня это стало совершенно нормальным. Вот если вдруг перестану, наверняка буду испытывать дискомфорт.
– Сейчас на дворе Успенский пост. Если можно, в помощь постящимся: какое ваше любимое постное блюдо?
– Во-первых, умею делать очень хорошие постные щи.
– И каков же рецепт?
– Да ничего специального – постная пища ведь потому утонченная в монастырях, что ее делают с молитвой, с любовью, с покоем. Я вообще люблю готовить. Жена делает постный борщ, а я кислые щи с грибочками. Капустка рыночная кислая. Картошечка. Лучок. Капусту хорошо потушить. Грибочки, половину поварить с картошечкой. А половину потушить с лучком. В идеале белые. Но и с шампиньонами хорошо получается.
– Последний вопрос: когда зритель увидит вашу картину «Псковская миссия»?
– Фильм практически готов – думаю, это произойдет уже нынешней осенью.
Марина Миславская
Газета «Вечерняя Москва» - свежие новости кино, новости культуры и искусства
№154 (25174) от 20.08.2009
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |