Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / СУДЬБЫ / Отец "в кубе". Он усыновляет детдомовских детей. Он просто не может иначе. Он – деревенский священник.

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ОТЕЦ "В КУБЕ"
Он усыновляет детдомовских детей. Он просто не может иначе.
 Он – деревенский священник.
 
     – Встать, суд идет!

     Судья начал читать приговор:

     – Бывший врач широкого профиля, а ныне диакон церкви Святителя Николая в Коткишеве гражданин Херувимов Валерий Евгеньевич приговаривается к смертной казни через...

     Отец Валерий почему-то не чувствовал страха.

И тут кто-то, кажется, защитник, заговорил:

– Прошу народный суд учесть смягчающие обстоятельства: у гражданина Херувимова много детей. Не то тринадцать, не то двадцать.

– Да, да, – подхватил отец Валерий. – У меня своих пятеро, а остальные приемные. Заканчивается строительство второго детского дома. Я при этих домах, понимаете, и строитель, и скотник, и огородник, и врач, и воспитатель. Поглядите на мои руки, граждане судьи, – и отец Валерий показал руки. – Прошу учесть и скотину: корову, лошадей, собак, козу... Что со скотиной без меня будет? Коза, правда, молока не дает... А младшие ребята совсем маленькие. Без меня они просто не выживут.

– Детей отправим в Нейский интернат, – пообещал судья.

– Граждане судьи, а вы знаете, что такое государственные детские дома? Там даже нормальный ребенок с ума сойдет. Девяносто процентов выходцев из детских домов идут в тюрь...


И тут он проснулся.

Вот такой "смешной" сон рассказал отец Валерий Елене Викторовне Тростниковой, заведующей отделом детской литературы Издательского отдела РПЦ, члену Попечительского совета святителя Алексия.

Но мне он почему-то смешным не показался.


Знакомство

     Именно от членов Попечительского совета я узнал о приходе Святителя Николая Чудотворца в селе Коткишево Нейского района Костромской области. Настоятель храма, иеромонах Варфоломей – выпускник МГУ, москвич, успешно занимался физикой. А потом продал в Москве квартиру, и теперь восстанавливает храм Святителя Николая (без него колокольня давно бы рухнула, а еще и колокола на свои деньги купил) и духовно окормляет детский дом Херувимовых и Нейский интернат.

Три года назад он получил от епархиального начальства задание организовать воскресную школу, первую и единственную в Нейском районе, и оказался в самой гуще детских бед и проблем. Часть детей из интерната начали активно посещать воскресную школу – они-то и были усыновлены первыми.

Ближайшим помощником отца Варфоломея в деле спасения детей оказался диакон Валерий Херувимов. Именно он стал отцом первой патронатной семьи, усыновив восемь интернатских мальчишек. Отец Валерий и его жена матушка Татьяна, закончив 2-й Московский мединститут, трудились и процветали в родной Костроме. В перестроечные годы он со своими детьми (у него их пятеро) переехал в деревню – главным врачом больницы. Ему было что терять: четырехкомнатная квартира в Костроме, дача, сад, работа... Но сельскую больницу "ликвидировали", и врач широкого профиля (в том числе психиатр и педиатр) оказался за бортом. "Я был врачом, а стал бичом – теперь я знаю, что почем", – шутит отец Валерий. Он, кстати, еще и мастер спорта по боксу, экс-чемпион Москвы среди ВУЗов.

Чтобы не умереть с голоду пришлось с головой уйти в сельское хозяйство: лошади, коровы, куры, – – работа на износ. Его дочь, талантливая девочка, бросила удачно начавшуюся было журналистскую карьеру в Костроме, и приехала к отцу в деревню. Теперь на ней и на ее муже второй детский дом. Не знаю, жалеет ли она, что "губит талант" и "полагает душу свою" за чужих детишек. Но однажды сказала: "Я только здесь поняла, что такое святость семьи". А вот у отца Валерия были сомнения, но теперь он благодарит Господа за свою христианскую жизнь с избытком.




Детские глаза

Ребята Херувимовы (язык не поворачивается разделять их на "родных" и "неродных") растут не белоручками: чтобы выжить, им надо и за скотиной ходить, и за дровами ездить в лес, и следить за кочегаркой, и дежурить на кухне, и заниматься огородом, и собаками. Монах-романтик отец Варфоломей завел с прицелом на выгодный "бизнес" чудных ездовых собак с голубыми глазами – породы маламуд. Не знаю, как насчет бизнеса, но в детстве для полного счастья собака уж точно нужна.

Год назад наша маленькая группа посетила отца Валерия (тогда он еще был диаконом) и кое-что видели своими глазами.

Самое поразительное в детском доме Херувимовых – это не европейские удобства среди лесов и полей, не хозяйство, в котором участвуют ребята, не знание малышами церковнославянского и отсутствие телевизора. И даже не то, что они воцерковлены. Самое поразительное – это то, что у них не детдомовские глаза.

Но вначале ребята вели себя совсем иначе, хоть и сами попросились жить при церкви. Вот как развивались события сразу после того, как несколько мальчишек явились к Валерию Евгеньевичу в самом прямом смысле спасаться от холода и голода. Ребята, которых приютили в доме бывших врачей, начали с того что устроили из одеял и курток бомжатник под батареей, заползли в норы и стали, как зверьки, наблюдать за реакцией взрослых. Их восьмилетний приблатненный лидер Сережа Курапов спросил у Валерия Евгеньевича:

– Где тут у вас курят?

– Какое курить! Кто из вас курит?

– Все курим.

А тут и хлев, и корова, и сено, и дом деревянный.

– У нас не курят. И тебе курить не следует, – сказал Валерий Евгеньевич.

Такой ответ Сереже показался ущемлением его прав, и он с металлом в голосе заявил:

– Или вы разрешите мне курить, или я от вас ухожу.

– Курить не будешь. А идти можешь хоть сейчас. Никто не держит.

Уйти Сережа все же не решился из-за сильных морозов, но стал творить мелкие гадости, а с наступлением тепла все-таки сбежал, в душе, быть может, надеясь, что его будут стараться вернуть. Но у Валерия Евгеньевича не было ни времени, ни желания гоняться за нахальным мальчишкой.

Остальные ребята постепенно менялись. Попав из интерната в семью, они не только сделали шаг ко спасению, они перешли в новое качество. Сейчас они жалеют своих приятелей из интерната и зовут их "баторскими" (сокращенно от "инкубаторские"). И поясняют: "Баторские ничего не умеют".

Помню всенощную в Коткишевском храме , золотое облачение отца Варфоломея, малышей-алтарников в стихарях, серьезных и одухотворенных, сияние свечей и лампад, неплохой для сельской местности хор и детей Херувимовых со свечами. В Москве не во всяком храме увидишь на всенощной столько детских лиц.


Разговор в дороге

Мы с членам Попечительского совета Святителя Алексия и отцом Валерием едем в поезде Москва-Архангельск, в Мезенский детский дом. Я восторженно говорю о героизме людей, которые, по заповеди Христовой, положили души свои за детей с очень сомнительной наследственностью.

Отец Валерий, добродушно посмеиваясь, отвечает:

– А я считаю, что герои живут в Москве – я бы не выдержал. Шум, толчея, заборы, дышать нечем, музыка... А в жизни глубинки есть свое удовольствие. И для меня те семь лет, когда нам в буквальном смысле приходилось выживать, лучшие в жизни. И не важно, что ради куска хлеба мы продавали то пылесос, то стиральную машину, и дети спрашивали, есть ли у нас хлеб.

– Но теперь-то, надеюсь, все признали твою правоту?

– Нет, не признали. Мать говорит: "Не поеду в твой дурдом. Своих детей люблю, а шпаны и в своем городе хватает. Насмотрелась. Обхожу их стороной и боюсь. Нет никакого житья от этих уродов".

– А ты-то сам что об этом думаешь?

Отец Валерий мрачнеет:

– Она права. Я собственных детей "подставляю". Случается, что детдомовцы подавляют их числом и сплоченностью. Кроме того, от них все время нужно ждать сюрпризов. Мальчики приближаются к переходному возрасту... А иногда вообще попадаешь в безвыходное положение: это как цунгцванг в шахматах, когда любой ход ведет к ухудшению и без того плохой позиции.

– Что ты имеешь в виду?

– Ольге, моей дочери, и Диме, моему зятю, интернат скинул одного мальчонку (сейчас ему восемь лет) по имени Аркаша. Он, чтобы привлечь к себе внимание, испражнялся, не снимая штанов. Это был своего рода протест. Разумеется, у него были основания ненавидеть весь мир, и подсознательно мальчишке хотелось подчинить его своей воле – такое своего рода революционерство. Кроме того, он научился вызывать в себе рвоту всякий раз, когда ему что-то не нравилось. Обыкновенно на общий стол во время обеда. А у Ольги родной дочке третий год. И что делать с этим революционером?

– А не пробовали его носом в это "революционерство"? Поражаюсь вашему терпению! – возмущаюсь я.

– Но его же жалко. И потом, к нему все как-то по-своему привязались. Ольгу он зовет мамой, Диму папой, а меня дедой. Вот и идет этот абсурдный поединок психически больного ребенка с теми, кто пытается его спасти.

– Отдали бы в психушку. То, что он вытворяет – это же явная болезнь.

– Да, он больной ребенок. Но ведь все эти дети – болящие. И всех их жалко.


Ваша помощь очень нужна приходу Святителя Николая в Коткишево. Сейчас нужны средства на отделку дома для второй патронатной семьи. В планах Православной детской деревни возрождение пасеки, создание на базе старой разрушенной колхозной фермы приходского подсобного животноводческого хозяйства. И собачий питомник, и пасека, и ферма в будущем могут стать для старших мальчиков местом работы, дать им возможность построить собственную жизнь, обзавестись своим домом и семьей.



Информация для желающих помочь Православной детской деревне в с. Коткишево:

Почта: info@kotkishevo.ru

Адрес: 157334 Костромская область, Нейский район, село Коткишево, Никольский Храм.

Телефоны: (09444) 2-23-20, 2-75-68

http://www.kotkishevo.ru/

Банковские реквизиты:

Получатель: Местная православная религиозная организация прихода святителя Николая с.Коткишево Нейского р-на Костромской Епархии Русской Православной Церкви.

ИНН 4406001588

Р/с № 40703810629090000055 в Костромском Отделении №8640 Сбербанка России, г.Кострома,

Кор. счет № 30101810200000000623, БИК 043469623



Небесные силы

– У тебя, наверное, были раньше большие сложности с фамилией, – меняю я тему. – Все-таки вокруг пионеры, комсомольцы, партия – наш рулевой. А тут Херувимы, Серафимы...

– Да, конечно! – охотно переключается отец Валерий. – Но совсем не в религиозном смысле. Да и я сам не знал, кто такие Херувимы. Ребята в школе и во дворе понимали только первый слог. Иногда спрашивали: "Татарин?" – "Почему татарин?" – "Да фамилия, вроде, "Харулдинов". Даже до драк доходило. Но мне в жизни повезло. Когда я еще мальчишкой был, восстанавливали Ипатьевский монастырь, и прямо в нашей квартире – я ведь в коммуналке рос – жила Вера Петровна Брюсова. Знаешь? Профессор. У нее море книг и монографий по русскому искусству и архитектуре. Можно сказать, она была моим первым духовным наставником. От нее я, оголец, узнал о красоте Православия. И не только "узнал", но и почувствовал.


Авторитет не сам дается

– Отец Варфоломей спрашивает: "Читаете в трапезной Библию?" – "Читаем", – вру я. – "Читаете псалтирь?" – "Читаем". А по правде говоря, мои дети никак не могут прийти к вере по-настоящему и со своими сверстниками тех времен, когда были крепкие семьи, им никак не сравняться. Да и с наследственностью и "жизненным опытом" у нас не все благополучно.

– А мне казалось, что у тебя авторитет.

– Авторитет! Он что, сам дается? Его приходится каждый день завоевывать, а потом отстаивать! Каждую минуту настороже. Двадцать четыре часа в сутки ты обязан быть и дипломатом, и Шерлоком Холмсом, и образцом для подражания, и Шахеризадой, и "самым сильным человеком". Но главное – отцом. Это самое трудное. Вот тебе, к примеру, можно наплевать на то, что о тебе думают. А я не могу себе позволить такой роскоши!

Вот свежий пример. Дима привозит ребятам подарок – штангу. Она красивая, блестящая. Говорю, чтобы положили ее на видном месте: а как же, ведь она должна послужить мне средством поддержания авторитета. Ребята сначала пробуют свои силы, а потом начинают ходить вокруг меня кругами... Значит, что-то задумали. – "Отец Валерий, Дима штангу привез", – говорит Матвей самым невинным тоном. – "Привез – и ладно" (напускаю на себя полное равнодушие). – "Мы поднимем". – "Поднимайте. Но сначала разогревайтесь и начинайте с малых весов. Делайте, как велит Дима". – "Там такой вес, что никто не поднимет". – "Тренируйтесь. Когда-нибудь поднимете". – "А Вы поднимете?" – "Мне-то зачем?" И тут мои детишки срывают маски и начинают канючить: – "Поднимите, поднимите!" И вот, показав, как надо разогреваться, начинаешь с малых весов, а потом поднимаешь полтора собственных веса, показывая, что ты вне досягаемости. И все ради поддержания авторитета. А без этого тебя слушать не будут.

Ну а как прикажешь бороться с их ленью? А ведь безделье – мастерская дьявола. Или, скажем, они вообще долго не понимали, зачем нужно мыть руки, чистить зубы, почему нельзя курить. А как сделать, чтобы назидательная беседа не превратилась в занудство?

– В самом деле, как?



Беломор

– Ребята очень полюбили моего старшего сына Андрея. Еще бы! Приехал с Севера, из Медвежьегорска – герой. Ходят за ним хвостами. А вот образец моей лекции-беседы в назидание. Показываю книгу, которую привез Андрей – "Беломор" – о строительстве канала. "Знаете, что такое “Беломор”?" В ответ смеются: "Конечно, знаем!" – "Что это?" – "Папиросы".– "Курили?" – " Мы всё курили ". – "А что там на коробке?" – "Ничего. Карта какая-то".

Показываю заранее припасенную карту, объясняю, что такое Беломорканал, что Андрей приехал из Медвежьегорска – это начало канала. Заинтересовались. Рассказываю про зеков, про нормы выработки. Ну, про зону-то и про зеков они знают.

"А знаете, из чего построен Мавзолей?" – "Не знаем". – "Из карельского мрамора. Этот мрамор добывали зеки на Беломоре". – "Как добывали?" – "Кирками кололи, а на тачках отвозили".

Показываю в книге тачку. Спрашиваю: "Лед кололи?" – "Кололи". – "Вы кололи всего три часа и устали. А у зеков норма была восемь кубов мрамора. И перевезти на восемьсот метров. А сажали с двенадцати лет. Кое-кто из вас вполне мог бы сесть... ну, скажем, за воровство, и колоть мрамор для мавзолея. А теперь пойдем колоть лед. И не лентяйничайте". То есть, весь этот разговор затеян с одной целью – для борьбы с ленью.

И тут же начинаешь придумывать следующую "лекцию" – о том, что курение это сатанинский ритуал и очень вредно для здоровья. Понимаешь, я должен постоянно придумывать что-то новенькое, как массовик-затейник. В общем, назидания под видом баек.


Обмен передовым опытом

Однажды к отцу Валерию приехали работники каких-то светских детских учреждений – поглядеть, что да как, набраться опыта. Ходили, смотрели, задавали вопросы: кто сантехник? кто повар? кто скотник? кто воспитатель? врач? парикмахер? кочегар? конюх? плотник?.. Сколько часов длится рабочий день? Какой отпуск? Какая зарплата?

С каждым ответом гости все больше мрачнели, наконец, кто-то не выдержал:

– Так что же получается? Кто же Вы все-таки, Валерий Евгеньевич?

– Я – глава семьи, – ответил отец Валерий.

Гости были не то разочарованы, не то раздосадованы: этот опыт явно не подлежал массовому тиражированию. Никто, похоже, так и не понял, что жизнь христианина – это жизнь с избытком. И то, что невозможно человеку, возможно Богу. А путь к Богу, по глубокому убеждению отца Валерия, – путь к возрождению института семьи.


Победа

Как-то раз, когда отец Валерий и матушка Татьяна тайно готовили для ребят Рождественские подарки, у матушки невольно вырвалось:

– А вот мы подарков никогда не дождемся.

– Так ждать благодарности, вроде, не по-христиански, – утешил ее в своей добродушно-насмешливой манере отец Валерий.

Наступило Рождество, все дети получили подарки, все счастливы, и вдруг ребята сами вручают пакеты матушке Татьяне и отцу Валерию! Но самым главным подарком для них была несомненная и убедительная победа Спасителя, которая светилась в недетдомовских глазах их детей...

В день отъезда из Архангельска мы бродили по музею деревянного зодчества – Малым Карелам, и я никак не мог убедить себя в том, что восторгаюсь перенесенными откуда-то мельницами и деревянными церквами, поставленными как попало среди чахлой растительности. Мне было непонятно веселое возбуждение и любознательность отца Валерия. Вот он нырнул куда-то под мост.

– Что ты там потерял? – поинтересовался я.

– Да вот, гляжу, почему здесь наклон. И к чему крепится этот угол.

"Тоже мне – чудо градостроительства", – проворчал я мысленно.

А отец Валерий осмотрел основание деревянной церкви, поколупал древесину (его интересовал материал), забрался по крутой лестнице на колокольню и осмотрел углы.

– Ну и что? – спросил я.

– Видишь, как здесь выведено?

– Зачем это тебе это?

– Я своих ребят начинаю постепенно натаскивать по плотницкому и столярному делу. С такими профессиями всюду будут нужны, не пропадут.

"Господи! – дошло вдруг до меня. – Да ведь он постоянно думает о своих детях! И все окружающее старается приспособить к их спасению. Даже когда отдыхает, он и тогда работает на Христову победу".

Александр Старостин
Фото Евгения Глобенко.
По материалам
сайта журнала "Фома"
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com