|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Россия / Наука и религия / Интервью с лауреатами Нобелевской премии и другими выдающимися учеными, взятые во время Всемирного Конгресса "Синтез науки и религии" (Бомбей, 1986). / Интервью с профессором Эстер Ледерберг. |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
"Научное исследование может вестись только с помощью инструментов и материалов. Если к вещи нельзя подойти так, наука ничего сказать о ней не может. Она не может ни отрицать, ни принять. Непорядочно отрицать или принимать, нужно быть нейтральным или открытым. Это единственное, что можно сделать. Мы идем лишь до тех пор, пока идут наши инструменты, что не слишком далеко. Мы не ушли очень далеко, хотя с 1950 г., когда я была студенткой, мы прошли большое расстояние. Тогда мы удивлялись гену, смотрели на него, и обнаружили, что он не создает жизнь. Это был анализ, он был восхитителен, но он был лишь крохотным атомом работы в этом большом мире."
Профессор Эстер Ледерберг
ИНТЕРВЬЮ с профессором Эстер Ледерберг
(род. 18 декабря 1922 г.)
Генетик, профессор Ледерберг окончила свои выпускные занятия в Гюнтер колледже в Стенфорде до получения степени доктора философии в Висконсинском университете в 1959 г. Ее исследовательские интересы включают генетику микроорганизмов, «починку» ДНК, рекомбинацию и трансформацию бактерий. Она получила много титулов и наград за свою исследовательскую работу, включая премию Пастера (1956 г.) В настоящее время она – профессор медицинской микробиологии в Стенфордском университете.
Настоящий адрес: Отделение медицинской микробиологии, Стенфордский университет, Стенфорд, Калифорния, СА 94305
Интервьюеры: Т. Д. Сингх, Паван Сахаран
Записано 14 октября 1985 г.
* * *
ТДС: Как можно объединить научные и религиозные ценности?
ЭЛ: Такая возможность существует. В действительности, наука основывается на идеалах, выраженных в религии, к примеру, на качествах честности и прямоты. Все это действует, если следовать религиозной практике. Разумное понимание того, как функционирует наша планета, близко подходит к религиозному опыту. Таковы мысли, пришедшие мне в голову сразу. Когда ты занят в лаборатории, ты видишь весь массив знания как прекрасную биологию с ее сложно действующими принципами. Когда получаешь ответы, это очень вдохновляет.
ТДС: В своей биографии Луис Пастер говорил, что всякий раз, отправляясь в лабораторию, он молился Создателю. Сегодня мы обнаруживаем, что большинство ученых стремится игнорировать существование Создателя или Бога. Я хотел бы услышать Ваши размышления по этому поводу.
ЭЛ: Сегодня все так заняты. Даже сложно сформулировать конкретно то, что говорят многие религии. Бог столь огромен, что Он в сущности непознаваем. Некоторые люди считают Его настолько большим и абстрактным, что им не нравится облекать Бога в обычные слова, и они попадают в ловушку, беспокоясь тем, мужчина Бог или женщина, или, подобно грекам, у них есть миф, что Бог наделен силой, но недостаточно.
ТДС: Это значит, что ученые слишком заняты своей работой, чтобы иметь сколько-нибудь времени на то, чтобы думать о Боге.
ЭЛ: Не знаю, поэтому не могу сказать.
ТДС: Такая древняя ведическая литература Индии, как Бхагавад-Гита предполагает, что природу индивидуальной жизни и Высшей жизни или Бога, можно описать в конкретных и логичных терминах. Там даже особо называется число различных типов всяких видов - птиц, зверей, растений и т. д., и описываются их трансформации согласно тонким законам природы.
ЭЛ: Возможно. Лично я не могу сказать «да» или «нет». Я ничего не отрицаю.
ТДС: Многие молекулярные биологи (например, Крик и другие) заявляют, что сегодня смотрят на жизнь как на комплекс химических реакций. Крик даже утверждает, что можно создать организм. Можно ли все в живой системе объяснить просто химическими и физическими законами?
ЭЛ: Он говорил это в 1966 г., почти двадцать лет назад. Произошло ли это? С тех пор мы узнали немногое. Мы даже не знаем, можем ли мы создать вирус. Я бы сказала, что его притязания чересчур самоуверенны.
ТДС: Работающие в области эволюционной и предбиотической химии с энтузиазмом говорят, что в конце концов жизнь может быть синтезирована. Что Вы думаете об этой возможности как микробиолог?
ЭЛ: Я посещала классы и семинары, где мы всегда об этом думали. Я училась с Бидлом и Татумом, когда работала над магистрской степенью здесь, в Стенфорде (1944-1946 гг.). Нас очень интересовал человек по имени Опарин. В 1969 г. он прочел здесь очень хорошую лекцию. Мы всегда думали, что если жизнь появится вновь, она может быть поглощена чем-либо иным, что объясняет, почему мы не видим происхождения жизни: ведь она может быть съедена даже простой бактерией. Такова была идея Бидла на предмет того, почему мы больше не видим творения. Но мы не можем сказать «да» и не можем сказать «нет». Если верите в это, можно попробовать. Но ничего не происходило. Хотя у нас много техники, мы все еще не понимаем, как элементы соединяются.
ТДС: Было бы очень хорошо, если бы ученые были очень порядочными. Единственная трудность состоит в том, что многие такие ученые, как Крик, делают такие нескромные замечания без твердых научных свидетельств, и массы реагируют, узнавая, что эти заявления не подтвердились.
ЭЛ: Крик может говорить что угодно, меня это не волнует. Я рада, что он говорит такие вещи, ибо это стимулирует ум. Я читала его книгу в то время, когда она вышла. Это было интересно, и, я думаю, хорошо, что он так выражал свои идеи.
ТДС: Не думаете ли Вы, что мы теряем к ним уважение и веру в них, когда они придерживаются такого подхода?
ЭЛ: Нет, потому что ученые могут делать и говорить что угодно. Иногда они могут ошибаться, иногда – нет. Мне кажется важным, что такие люди, как Вы, организуя подобные конференции, стараются каждому предоставить возможность говорить и выражать свое мнение. Это единственный путь, который может привести куда-нибудь. Если существует жесткая научная идея и ничего иного не допускается, мы остановимся и не будем больше прогрессировать.
ТДС: Важно то, что для человека, только начавшего свою образовательную карьеру, эти нескромные заявления таких ученых и Нобелевских лауреатов, как Ф. Крик, могут создать большое неверное понимание.
ЭЛ: Следует перестать думать, что Нобелевским лауреатам принадлежит последнее слово. Их выбирает комитет, заседающий в Стокгольме. Я не принимаю этого слишком серьезно. Многие Нобелевские лауреаты получают свои премии, а потом продолжают говорить обо всем так, будто все знают. Я думаю, если люди принимают это всерьез, они неразумны. Я не думаю, что массы может легко убедить такой человек, как Крик.
ТДС: Молекулярные биологи склонны считать, что все управление в теле – от отдельной клетки, органа, до всей системы органов и самого тела является просто функцией ДНК, того, как она транскрибирует и переводит специфические протеины. Что Вы скажете?
ЭЛ: Это одна из рабочих гипотез. Вы не должны соглашаться с ней, если не верите в нее. Однако вам следует выбрать рабочую гипотезу, которую можно проверить. Если у вас есть другие гипотезы, вы должны найти способ проверить их. Одно из отличий веры и науки в том, что вера не верит в опыты, а наука верит. Вера, как я понимаю – это чудо, и далее она не идет. Наука занимается другим. Они говорят: «Давайте возьмем эту теорию и проверим ее; и это не значит, что они – ее приверженцы. Это просто процедура. Некоторые отчаиваются в том, что делают, другие становятся так оптимистичны, что делают заявления, подобно Крику. Я думаю, что немногие люди поверят в механистическую теорию, потому что в этом мире множество разных мнений.
ТДС: Есть другие, подобные Дарвину и другим интеллектуалам современного научного общества, которые говорят, что теория естественного отбора и «выживания самого приспособленного» – одна из самых удивительных вещей в науке.
ЭЛ: Я считаю ее удивительной и волнующей. Она многое объясняет в бактериях.
ПС: Но главная теория выживания наиболее приспособленных принимает происхождение жизни. Если мы не знаем происхождения жизни, как мы можем предсказать, что жизнь возникла именно так?
ЭЛ: Мы еще не знаем причины происхождения жизни. Мы не знаем и того, почему исчезли целые группы организмов. Они продолжают сражаться за динозавров, и никогда этого не узнают. Волнует все же появление этих новых теорий и взглядов. Если вы не верите в возможность эволюции, которая придает смысл многому из того, что я видела биологически, вы что-то теряете. У вас нет представления о единстве земли и созданий на ней. Таковы две стороны теории. Я думаю, она объединяет нас и делает нас смиренными. Меня не интересует, что говорят эти люди, потому что они не ведут за собой всех. Будут такие скептики, как вы. Поэтому вы можете и сами высказать свое мнение.
ТДС: Древняя индийская литература и писания дают иную теорию эволюции жизни. Эти писания указывают, что все формы живого созданы Богом. «Живая сила» в живых телах называется «аtmа», или «душа». Душа входит в определенную среду, чтобы дать особую форму живого тела. Все – клеточные реакции, функционирование и поведение организмов от бактерии «E. coly» до человеческих организмов – обязано присутствию духовного атома, «атма». ДНК, энзимы и т.д. являются орудиями, через которые передается воля Сознания, подобно рулю и водителю. Как вы считаете, доступно ли это научной проверке?
ЭЛ: Будет очень трудно проверить это научно, так как научное исследование может вестись только с помощью инструментов и материалов. Если к вещи нельзя подойти так, наука ничего сказать о ней не может. Она не может ни отрицать, ни принять. Непорядочно отрицать или принимать, нужно быть нейтральным или открытым. Это единственное, что можно сделать. Мы идем лишь до тех пор, пока идут наши инструменты, что не слишком далеко. Мы не ушли очень далеко, хотя с 1950 г., когда я была студенткой, мы прошли большое расстояние. Тогда мы удивлялись гену, смотрели на него, и обнаружили, что он не создает жизнь. Это был анализ, он был восхитителен, но он был лишь крохотной молекулой работы в этом большом мире.
ТДС: Сегодня ученые возглавляют общество во всех областях: здравоохранении, сельском хозяйстве, транспорте и т.д. Думаете ли Вы, что ученым следует заниматься «деланием политики» и руководством массами?
ЭЛ: Нет, ученые – не вожди. Им плохо платят. Они борются за положение и средства.
ТДС: Но именно они отвечают перед всеми за все – от жилищного строительства до милитаризации.
ЭЛ: Я бы не хотела включать милитаризацию. У них другой образ жизни и механизмы, и только их я хорошо понимаю. Военные – разрушители. Истинный ученый – не разрушитель.
ТДС: Вы полагаете, ученые могут публично выступить, внести свой вклад в возвращение моральных и духовных ценностей?
ЭЛ: Несомненно, они выступают против уничтожения, наращивания вооружений и всех расходов на эти цели. Физики сделали это первыми, и сегодня есть «Физики за социальную ответственность». Существует столько оружия, что его хватит, чтобы пять раз уничтожить землю. Мы знаем, что планеты могут исчезать и умирать, и может наступить и наш черед. Незачем делать это самим. Мы видим уничтожение, используя на земле яд. Мы используем столько инсектицидов, что землю больше нельзя использовать для того, чтобы выращивать растения. Ученые выступают против этого. Можно говорить, что они не религиозны, но в некотором смысле они религиозны. Они заботятся о сохранении жизни, так как жизнь важна. Полагаю, бизнесмен думает иначе, не как обычный человек, который должен бороться за то, чтобы выжить и прокормить свою семью. Бизнесмену же нужно все больше денег. Они делают больше денег, чем им нужно. Поэтому они очень отличаются от ученых. Они очень влиятельны. В этой стране все проходит проверку долларом, даже научное исследование.
ТДС: Большое спасибо, профессор Ледерберг.
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |