Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33).
-1-
Дорогие братья и сестры! Все вы прекрасно знаете, как велики достижения современной науки и техники. Особенно заметны достижения научно-технического прогресса практически во всех областях науки за прошедший 20-ый век. К сожалению, не все эти поистине великие достижения использовались во благо людей. К тому же очень непросто при этом складывались отношения науки и религии на протяжении всей истории человечества. Правда, в последние годы заметно некоторое движение науки навстречу Церкви. Современная наука все ближе подходит к осознанию того, что конфликт между миром Божественным и вещественным миром, или, пользуясь философскими понятиями, материализмом и идеализмом, надуман; причем надуман в угоду каким-то политическим, социальным, экономическим соображениям. Если у каких-либо конфликтующих сторон иссякали аргументы в защиту своей правоты, они часто обращались за поддержкой к авторитету науки. И я бы не сказал, что наука всегда решительно отвергала их притязания. К сожалению, всегда находились ученые, готовые служить одной из конфликтующих сторон, а то и обоим, не думая о высшей цели своей деятельности, неразрывно связанной с высшей целью любого здравомыслящего человека – поискам истины, «Царства Божия и правды Его». Да и сами термины – материализм, идеализм – это продукт таких конфликтов. Постепенно приходит осознание того, что решение целого ряда задач, стоящих перед человеческим сообществом, возможно только на пути тесного сотрудничества науки и Церкви. Однако пути такого сотрудничества до сих пор не обрели свою окончательную форму, до сих пор существуют различные точки зрения на эту проблему, до сих пор они являются предметом дискуссий.
История взаимоотношений науки и Церкви в их полноте лучше всего исследована для Западной Европы. Но для нас этот опыт, к сожалению, мало пригоден и имеет, как мы увидим, чисто исторический интерес. В настоящее время взаимоотношения науки и Западной Церкви очень похожи на взаимоотношения, сложившиеся между наукой и римско-католической Церковью еще в средние века: наука предлагает некие модели, некоторые исследования, а Церковь или принимает их, или отвергает руководствуясь тем, соответствуют они или не соответствуют некоторой догматической системе, выработанной Западной Церковью, а также их практической пригодностью для реализации своих целей. А как реагировала наука на решения Западной Церкви? После того, как репрессивные методы в их отношениях стали невозможны, практически никак, поскольку других аргументов римско-католической церковь предоставить не смогла. Но в последние годы в средствах массовой информации, как вы могли заметить, сравнительно много внимания стало уделяться работам, в которых обсуждается, каким образом результаты исследований современной науки согласуются с религиозным представлением о мире, вообще, и с текстами Священного Писания, в частности. Причем, основном, это работы именно западных ученых и философов. Правда, следует отметить, что особой «оригинальностью» эти работы не отличаются: чаще всего в них делается попытка «подогнать» тексты, фрагменты Священного Писания под какие-либо новомодные научные, а то и «квазинаучные» модели, идеи и т.п.
Особенно часто в литературе и в средствах массовой информации обсуждаются научные модели образования нашей Вселенной. Передачи, посвященные этой теме, были и на радиостанции «Град Петров». Теперь уже не часто вспоминают модель Вселенной, бесконечной во времени и пространстве, которая использовалась в той или иной форме в марксистско-ленинской философии. Такая модель была общепринятой в науке сто лет назад, но не соответствует современным научным представлениям. Наиболее часто упоминается в передачах и в литературе «модель расширяющейся Вселенной», которую часто называют теорией или моделью «большого взрыва» (на Западе еще встречается такое название – модель «биг-банг»). Согласно этой модели наша Вселенная возникла от 10 до 20 млрд. лет назад в некоторой точке (ее обычно называют «точкой сингулярности») в результате колебаний «квантового континуума». Результатом этих колебаний была сначала мощная световая вспышка, следствием которой стало образование элементарных частиц, сначала легких, а потом и тяжелых. Надо сказать, что эти процессы не являются чем-то экзотическим, они постоянно происходят, например, в атмосфере Земли под действием космических лучей. Одновременно с этими процессами образуется, согласно теории относительности, пространственно-временной континуум, т.е. возникает пространство и время. Далее элементарные частицы начинают образовывать атомы и молекулы, которые группируются в некие пылевые образования, которые с большой скоростью расходятся. Появляются небесные тела. Разбегание небесных тел продолжается до сих пор, оно обнаружено при проведении астрономических наблюдений. В настоящее время размер нашей Вселенной составляет приблизительно 10-15 млрд. световых лет. Исходные положения этой модели, основываясь на теории относительности Эйнштейна, предложил еще в 20-ых годах наш соотечественник, ученый Фридман. С тех пор появилось ряд уточнений этой модели, получено экспериментальное подтверждение некоторых ее положений.
Появились также и некоторые новые модели. Так, например, менее известна «теория сверхструн» и некоторая ее модификация, «модель раздувающейся Вселенной». При разработке этой модели авторы учли не только теорию относительности, но и теорию поля, что позволяет не только восстановить историю возникновения Вселенной, но и объяснить взаимодействие частиц и тел в ней. При этом оказалось, что образующаяся Вселенная обладает удивительными свойствами, ранее не рассматривавшиеся. Только один пример. Мы с вами живем, как известно, в трехмерном мире. Это означает, в частности, что мы можем перемещаться вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз, если, конечно, тому не существует препятствий. Более того, любое наше перемещение в пространстве можно представить, как сумму таких отдельных перемещений. Теория относительности добавляет еще одно, четвертое измерение, но это измерение не пространственное, а временное, связанное, согласно теории относительности с пространственными в единую систему (континуум). Так вот, оказалось, что Вселенная, которая образуется согласно «теории сверхструн» не может иметь трех измерений. У нее вообще не может быть меньше десяти измерений, т.е. возникает некое суперпространство, в котором наш мир всего лишь – фрагмент и не более. Вот где возникает простор для построения разного рода моделей!
Это все, что мы с вами обсуждали, имеет скорее общее, космологическое значение. А вот более конкретные исследования. Многое рассказывается в последние годы об исследованиях туринской плащаницы. Систематические всесторонние научные исследования ее начались еще в 80-ые годы, причем можно выделить несколько этапов этих исследований:
- первый этап носил, в основном, критический характер. Главный упор делался на датировку плащаницы. Радиоизотопный анализ определил дату изготовления плащаницы – 14 век! Правда, данные других исследований расходились с таким выводом, но скептическое отношение возобладало;
- на втором этапе данные радиоизотопного анализа стали подвергаться сомнению, тем более, что появились такие датировки некоторых других образцов, полученные тем же радиоизотопным методом, которые противоречили очевидным фактам;
- и, наконец, третий этап, на котором удалось в значительной мере устранить расхождения данных исследований, проведенных различными методами и повысить точность и достоверность проведенных измерений.
Даже в этом конкретном случае, как в капле воды, отразилась вся история развития взаимоотношений науки и Церкви – этапы взаимоотношений те же самые!
В результате проведенных всесторонних исследований плащаницы был накоплен огромный материал. Получены очень интересные результаты. Например, удалось установить, что тело в плащанице находилось не более 40 часов. Что через 20 часов прекратилось выделение крови и под ее следами изображение на плащанице отсутствует. Что изображение на плащанице появилось только в последний момент пребывания тела в ней. Анализ самого изображения позволил получить дополнительные сведения о последних часах жизни Спасителя на Земле.
Можно было бы привести другие интересные данные других исследований, но не в этом наша задача. Проведение таких исследований является бесспорно положительной тенденцией, но использовать их результаты следует весьма осторожно. Я хочу только обратить внимание слушателей, во-первых, на высокий уровень достижений науки, ее умение решать очень сложные задачи, а, во-вторых, на то, как могут меняться со временем выводы науки по одному и тому же вопросу. Более того, они могут быть сильно отличаться у разных исследователей в одно и то же время.
Только один пример. Мне довелось ознакомиться с результатами исследований по вопросу о происхождении человека. Согласно эволюционной модели, предшественником современного человека, или кроманьонского человека («гомо сапиенс»), был неандертальский человек. В одном исследовании было показано, что в течение некоторого, достаточно большого, промежутка времени на Земле сосуществовали и кроманьонцы, и неандертальцы. И хотя внешне они походили друг на друга, различие образа их жизни было разительным – те и другие жили большими сообществами, но по некоторым данным неандертальцы вели более индивидуальный образ жизни и какие-то коллективные действия предпринимали весьма редко. И, в частности, они не делали никаких запасов, не заготавливали продуктов впрок. Такой способ существования больше напоминает жизнь стаи животных, пусть даже и высокоразвитых.
Для кроманьонцев же более характерен коллективный образ жизни и, как показали данные раскопок, они регулярно делали запасы. И, что очень важно, кроманьонцы и неандертальцы не общались друг с другом. Видимо, смешенное потомство было нежизнеспособно, т.е. они были существами разных видов.
В другом исследовании, правда, оно мне известно лишь в пересказе и за достоверность его ручаться не могу, утверждалось фактически прямо противоположное. Авторы утверждали, что при раскопке стоянки неандертальцев они обнаружили останки особи, которая «дожила до 60 лет и с детства была слепой»! Данные поразительные, особенно учитывая, что средняя продолжительность жизни этих существ не превышала 30 лет. Естественно, дожить до столь преклонного возраста, особенно при таких условиях можно только при уходе и заботе со стороны окружающих, но как, интересно, можно было установить, что эта особь была слепой, да еще с детства!
Как видите, если первое исследование ставит под сомнение эволюционную теорию происхождения человека (если отсутствует последнее звено в цепочке, то и вся цепочка теряет смысл), то второе приводит аргументы в ее пользу. Я не хочу анализировать достоверность ни первого, ни второго исследования, для нас сейчас это не столь важно. Для нас важно следующее: когда используются естественнонаучные аргументы в пользу (или против) Священного Писания, их всегда надо воспринимать критично и очень осторожно. Тем более, что вообще доказывать с помощью научной аргументации справедливость (или тем более, несправедливость) Священного Писания дело, как показывает история, неблагодарное и безнадежное с самого начала.
Примеры некритичного использования научных результатов для комментария к Священному Писанию, к сожалению, далеко не единичны. Мне, например, довелось слышать, как эволюционная теория происхождения человека объяснялась с точки зрения Библии. Дабы не вводить во искушение слушателей, я не буду повторять услышанное, но поверьте, ощущение было не из приятных.
До сих пор мы с вами говорили о системе взаимоотношений науки и Церкви, сложившейся в Западной Европе. А какой тип взаимоотношений науки и религии предлагает Русская Православная Церковь? Не устанавливая какой-либо системы догматов для науки и не проверяя соответствия результатов научных исследований этим догматам, Русская Православная Церковь ставит перед собой более высокую и более ответственную задачу – нравственную оценку явлений культуры. «Если творчество, - говорится в Социальной доктрине РПЦ, - способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же культура противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей».
Если изучать влияние научно-технического прогресса на человеческое общество, можно заметить такую неприятную закономерность: по мере того как достижения науки и техники идут вверх, нравственный и особенно духовный уровень людей заметно падает и можно даже говорить о деградации современного общества. Получается, что высокие технологии, как вещественные, так и информационные, подавляют нравственность человека, его духовный уровень. Таких жестоких сочетаний научных достижений и человеческих преступлений и катастроф история еще не знала. Воздействие науки и техники на окружающую среду по своим масштабам соизмеримо с теми процессами, которые в ней происходят.
Это что касается влияния на общество в целом. А что происходит на бытовом уровне? Как наука влияет на поведение отдельного человека? Оказывается, что и в повседневной жизни эти две стороны науки (ее высокий уровень, с одной стороны, и изменчивость ее выводов, с другой) часто определяют поведение человека, мотивацию его поступков, хотя мы и не всегда это замечаем. Разберем только два примера.
Пример первый. Живет человек. У него некоторые проблемы со здоровьем. Возможно, это проблемы реальные, а возможно, частью надуманные. Но, главное, что человек воспринимает их как реально существующие. Он старается решить свои проблемы, но каким образом: он обращается к разным врачам, выполняет все процедуры, принимает вселекарства, которые эти врачи прописали. Он постоянно следит за соответствующей литературой, за рекламой. А реклама постоянно предлагает все новые и новые средства – одно лучше другого, услуги разного рода целителей, новые сверхэффективные препараты, которые не могут вылечить человека разве только от двух пуль в сердце. Этот человек пользуется дарами науки (причем, науки всякого сорта) и доверяет безоговорочно ей и только ей, абсолютно веря в ее всемогущество.
Пример второй. У человека тоже проблемы со здоровьем. Проблемы реальные и очень серьезные. Врачи предлагают ему лечение. Лечение тяжелое, даже опасное, гарантии на выздоровление никто дать не может, но существует надежда, если не полное выздоровление, то хотя бы на поддержание жизни человека. Но человек отказывается от какого-либо лечения, мотивируя свой поступок тем, что Господь может его вылечить без помощи науки, без всяких врачей и без лекарств. Недоверие этого человека к науке абсолютное. Сейчас у этого человека последняя стадия рака.
Я использовал реальные примеры, в них упоминаются вполне реальные люди, имена которых я по вполне понятной причине не называю. Я только чуть-чуть упростил жизненную ситуацию, отбросил некоторые детали, безусловно важные для человека, но ничего не меняющие в нашем рассмотрении. Я думаю, что наши радиослушатели, если посмотрят вокруг себя, а, может быть, и на себя, тоже смогут привести подобные примеры. Конечно, в реальной жизни приведенные примеры в чистом виде (абсолютное доверие и абсолютное недоверие) все-таки редки, но в поведении практически каждого человека встречаются элементы первой или второй модели поведения. Мне не хотелось бы анализировать эти модели поведения на предмет их соответствия ценностям православного христианина. Это гораздо лучше и квалифицированнее может сделать православный священник.
Подобные поведенческие модели справедливы не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Достаточно вспомнить советское общество: марксистско-ленинская научная доктрина (правда, научной ее можно назвать с известной натяжкой) принималась за истину в последней инстанции всегда и во всем. Ей руководствовались, разумеется в своем личном понимании, при решении любых задач, при ответе на любой вопрос. И в этом же обществе были запрещены такие науки, как генетика и кибернетика, что принесло нашей стране большой урон, прежде всего экономический.
Наука в современном обществе влияет на все стороны его жизни. Если в доме отключили электричество, то это воспринимается, как трагедия, если в квартире отключили отопление, то это может грозить смертью ее жильцам. Не работает телевизор – есть люди, у которых это вызывает стресс. Если происходит авария на атомной станции, то это может повлиять на жизнь целого континента. Мы облагодетельствованы дарами научно-технического прогресса и, в тоже время, находимся у него в плену. Наша жизнь иногда напоминает пассажирский экспресс, который на полной скорости несется по рельсам. Мы сидим в теплом купе мягкого вагона, за окном мелькают какие-то строения, полустанки… Нам хорошо и уютно! А скорость экспресса постепенно увеличивается и закрадывается мысль, что рельсы должны когда-то закончиться! Есть ли машинист у этого поезда? Что произойдет в конце пути?
Что же такое наука? Что это: Божий дар или Божия кара? А может, наука это подарок от лукавого? Как относиться православному христианину к науке, к участию человека в научном процессе? Какие отношения вообще возможны между религией и наукой? И какие формы таких взаимоотношений не противоречат христианскому образу жизни человека? Вопросы эти очень непростые и чтобы на них ответить, надо вернуться к началу истории человека и всего человечества и проследить историю возникновения и развития науки. Естественно при этом начать с истории происхождения человека. Что говорит об этом Священное Писание?
-2-
Чтобы ответить на эти непростые вопросы необходимо вернуться к началу истории человечества и проследить причины возникновения и пути развития науки. Начнем с истории происхождения человека. Что говорит об этом Священное Писание? Выделим самые главные моменты:
1) человек был сотворен по «образу и подобию Божию»;
2) человек был сотворен «из праха земного» в один день с животными;
3) в человека вдувается Божественное «дыхание жизни» и он становится душей живой.
Слова Библии по «образу и подобию Божию» обычно интерпретируют так: по учению святых отцов, сотворение человека по «образу Божию» означает, что Бог некоторые из своих качеств, черт своей Личности как бы спроецировал на человека, придал ему. Как мы знаем, при проецировании полного соответствия проекции объекту получить невозможно, но основные черты объекта отразить можно. Какие же это черты? Некоторые из них, например, любовь, творчество, разум, свобода, мы знаем, другие нам еще предстоит в личностном общении с Богом открыть в себе.
Слова «подобие Божие» означает определенную Божественную цель наших действований, то, что потенциально заложено в человеке, но которое надо еще реализовать. Причем реализовать надо те самые черты, которые заложены в нас Господом, максимально приблизив их содержание к тому, которое они имеют у самого Господа, а также попытаться открыть в себе, в своей личности, те Божественные черты, о которых мы по немощи нашей до сих пор не ведаем.
Существует и другая трактовка этих слов Священного Писания. Дело в том, что такое представление об образе и подобии появилось в эпоху, когда языком Церкви стал греческий и оно обусловлено спецификой греческой ментальности. Изначальный смысл этих слов несколько иной. Дело в том, что в древнееврейском языке слова «образ» и «подобие» практически синонимы и совместное их употребление это одна из характерных черт поэтики этого языка. Если обратиться к книге Псалтирь, братья и сестры, то во многих псалмах вы можете найти подобные примеры употребления повторов и синонимов. Но тогда, как понимать слова «по образу и подобию»? Только ли как воплощение в человеке личностных черт Господа без указания на Божественную цель наших деяний?
Думается, что справедливы обе трактовки. Ведь текст на древнееврейском языке обращен в первую очередь к еврейскому народу ветхозаветного периода его истории. А в то время личность, предстоящая Богу, имела коллективный, а не индивидуальный характер. Индивидуальное личностное предстояние Богу появилось только с приходом в мир Спасителя. И Господь направлял древнееврейский народ, как некую единую общность, через пророков, судей и царей. В этих условиях наличие Божественной цели в каждом человеке носит скрытый, потенциальный характер. Совсем другие условия возникают после прихода Спасителя. Возможность личного предстояния Богу открывается для каждого человека, но, соответственно, для него возрастает личная ответственность за реализацию в самом себе «образа Божия». И не случайно, что языком Церкви становится греческий с его толкованием слов «по образу и подобию».
Человек творится в один день с животными, в последний день творения, и «из праха земного», причем творение его как бы венчает всю пирамиду Бытия. Сотворение человека завершает весь цикл Творения, которое упорядочено не только во времени, но и аксиологически, ценностно: человек творится не просто в конце всего, но и выше всего. Некоторые пытаются трактовать описание в Библии процесса Творения в естественнонаучном смысле, сопоставляя ее слова с данными научных исследований. Такой подход к Священному Писанию является ошибочным: никогда Библия не была учебником физике, химии, биологии или каким-либо другим. Люди, которые пытаются ее толковать именно в этом смысле, заблуждаются, только и всего. Другое дело, когда в словах Священного Писания мы ищем некие намеки на пути реализации Промысла Божиего и пытаемся определить их естественнонаучный смысл.
И, наконец, в человека вдувается «дыхание жизни», как бы фиксируется его единение с Богом. Он становится «душой живой», у человека появляется душа, еще одно важное отличие его от животного мира. Таким образом, человек становится как бы посредником между миром духовным и миром тварным, являясь частью и того и другого мира. И, что очень важно, становится связующим звеном между Творцом и реальным миром.
Что же происходит дальше? «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал». Слово «восток» здесь означает не одну из сторон света, а место света, место близости к Богу, а слово «рай» в переводе на русский язык означает «сад». Для слушателей, особенно для тех, у которых есть пригородные садовые участки, многое становится понятно: у человека появилась возможность проявить такую свою черту, как творчество. А что же в Библии? «…и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его».
«Возделывать и хранить его!» Это самая первая заповедь, которая дана человеку Богом! Согласно Священному Писанию она дана ему ещедо сотворения «помощника» («жены его») и прежде заповеди «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него». Заповедь «возделывать и хранить его» имеет тем большее значение, что этими словами Творец положил начало человеческой культуре (в том числе и науке, как составляющей культуры). Дело в том, что латинское слово «культура» как раз и означает «возделывание» , а также «воспитание, образование, развитие». Происходит слово «культура» от слова «cultus», которое означает почитание, поклонение, культ, что прямо указывает на религиозные корни культуры.
«Культура, - говорится в Социальной концепции РПЦ, - как сохранение окружающего мира и забота о нем, является богозаповедным деланием человека». Таким образом, заповедь «возделывать и хранить его» можно считать точкой отсчета человеческой культуры.
В чем же заключается возделывание и хранение рая (сада Едемского)? В книге Бытие это описано так: «…и привел их (всех животных полевых и всех птиц небесных), чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым,…» Вот в чем, оказывается, заключается возделывание и хранение рая! Итак, человеку дана новая заповедь: нарекать имена тварей. Современному человеку, особенно в нашей многострадальной стране, слышавшему столько слов, столько наименований, столько лозунгов, столько имен и бесконечно уставшему от них, ставшему свидетелем обесценения слова вообще, трудно понять смысл этой заповеди. Казалось бы, сидишь в саду, ничего не делаешь, только какие-то имена нарекаешь. Так каждый сможет! А между тем смысл этой заповеди, смысл этой миссии человека очень глубокий.
Во-первых, человек приобщается к акту Божественного Творения. Пусть это только часть, даже небольшая часть Божественного Творения, но человек становится его соучастником Творцу и все, что говорит Христос о Себе в Своем воплощении, может быть отнесено и к человеку: «Сын ничего не может творить Сам от Себя» (Ин. 5: 19-20).
Во-вторых, имя это не просто кличка, оно выражает собой сущность именуемого. Поэтому наречение имен, по толкованию святых отцов, есть познание твари.
В-третьих, наречение имени знаменует собой власть над именуемым.
Во времена ветхозаветные это все было прозрачно и понятно. Действительно, как был сотворен мир? Он был сотворен словом Божиим: Бог изрекает слово и совершается нечто. (Здесь, кстати, принципиальное отличие христианской религии от языческих культов, где действуют какие-то духи, «боги» и т.п. Они всегда делают что-то из уже имеющегося, уже созданного до них.) Бог же изрекает слово и из ничего, появляется нечто. Имя это тоже слово, но уже в устах человека. Человек, созданный по образу и подобию Божию, изрекает слово, которое тоже, в этом смысле, подобно слову Божию.
Читаем далее: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Первый человек был сотворен нагим, что же в этом особенного. Каждый человек появляется в этот мир нагим, так было всегда. Если использовать слово «нагой» в современном его понимании, то непонятно, почему на такую второстепенную деталь обращено внимание. Вряд ли вопросы покроя одежды или ее отсутствия были столь важны для составителя сей Богодухновенной Книги. Но, тогда что означает это слово? Дело в том, что по-древнееврейски слово «нагой» буквально означает «прозрачный». Вот оказывается в чем дело! Адам был прозрачен для Бога, для действований Божиих. Бог словом Своим творит мир, а человек, прозрачный для Бога, завершает Творение, нарекает имена тварей, «ословеснивает» мир. Причем, когда он нарекает имена, он и весь мир тем самым приводит в порядок. Вот что означают слова «возделывать и хранить его», такова же цель и человеческой культуры. И обратите внимание, нигде не говорится о том, откуда Адам знал, как возделывать сад, какие давать имена тварей. Вероятно, это считалось само собой разумеющимся: все это знание, как со-работник, Адам получал от Господа непосредственно. Проблемы получения знания для Адама не существовало.
Но вот произошло грехопадение! И Адам, который был посредником между этим тварным миром и Богом, который соединял этот мир с Богом, в результате какого-то неправильного выбора, которое на богословском языке описывается как вкушение плода в нарушение запрета, – промахнулся. (Слово «грех» на русском языке означает «непопадание в цель», «промах») И в результате этого «промахнулся» и весь мир. Грехопадение Адама было не просто его личным грехом, оно стало искажением всей человеческой природы вообще. И это искажение человеческой природы, как опосредующей Бога и мир, привело к искажению всего мира в целом. Мир после грехопадения изменился. Апостол Павел в Послании к римлянам (8: 22) об этом говорит так: «…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне…»
В результате своего «промаха» Адам и в его лице все человечество отдалилось от Бога, непосредственное общение с Богом стало невозможно. Изгнание Адама и Евы из Рая это не только изменение места жительства, это утрата непосредственной связи с Богом, это утрата «прозрачности» (утрата наготы). Что было уже достигнуто – утрачено, человеческая природа повреждена, мир изменился. Представьте себе, что вы поднимались по почти отвесной скале с грузом за спиной к сияющей вершине, обдирая в кровь руки и ноги. И вот, когда до вершины остается совсем немного, вы делаете неверное движение (рука соскользнула с опоры, нога наступила на шаткий камень или что-то подобное) и летите вниз. Вы лежите внизу израненный, полузасыпанный камнями (в результате вашего падения, кроме всего прочего, сошел камнепад), а перед вами крутая скала, изменившаяся скала, за плечами – груз, где-то высоко, даже не видно где, - вершина… И все надо начинать сначала…
Но даже после грехопадения миссия привести мир к Богу, соединить мир с Богом с человека не была снята. Это призвание сохраняется за человеком и доныне, призвание привести мир в порядок, «возделывать и хранить его». Оно составляет часть нашего воспитания, образования. Мы стараемся всем вещам, явлениям, объектам вокруг нас дать наименование, все расчленить, разложить по полочкам, упорядочить. Даже свои чувства, переживания, когда пытаемся их осознать, - стараемся как-то их назвать. И если нам удается это сделать, получаем даже какое-то удовлетворение.
До своего грехопадения человек получал свое знание о мире непосредственно от Бога, от духовного мира. После грехопадения это стало невозможно. Человеческая природа заболела грехом, а это значит, что при столкновении человека с духовными реальностями, он выбирает зло, думая при этом, что выбирает добро. В своем падении люди стали жертвой пагубной аберрации: почитают величием то, что в очах Бога «мерзость» (Лк. 15: 16); чуждаются и презирают то, что драгоценно пред Ним (1 Пет. 3: 4; Лк. 1: 52). В таком состоянии непосредственное соприкосновение человека с духовным миром становится для него опасным. И тогда Бог дает Адаму и Еве кожаные ризы, которые защищают их от непосредственного видения духовного мира. Но эти же кожаные ризы не позволяют теперь человеку получать от Бога непосредственное знание о мире. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам (13, 12) говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…».
Тяга человека истончить свои кожаные ризы и войти в контакт с духовным миром, увидеть мир духов, войти с ним в общение существует по сей день. Существуют целые секты, которые учат своих членов особым приемам, как с помощью каких-то упражнений, чтением особых заклинаний, применением лекарственных препаратов войти в общение с духовным миром. Иногда это им удается. Но только они не учитывают, что ближайшая к нашему материальному миру духовная сфера – это мир темных духов. Общение человека с этим миром очень опасно для него. Почти всегда – смертельно опасно! Чтобы войти в общение с миром светлых духов, нужны особые качества человеческой личности, которые свойственны только великим подвижникам Православной Церкви, с одной стороны, и желание сил Света – с другой. Поэтому любые самочинные попытки таких упражнений всегда решительно осуждались Русской Православной Церковью.
-3-
Но вернемся к теме нашей беседы. Итак, условия жизни человека изменились и изменились очень существенно. Человек вынужден теперь заботиться о жилье, пропитании, одежде. А ведь эти проблемы – жилье, пропитание, одежда – это тоже вопросы культуры! Их следует добавить к тому списку вопросов, которые упоминались ранее, а именно: соучастие в Божественном Творении, познание тварей, власть над именуемыми тварями (как живым, так и неодушевленным миром). Но теперь уже нужно не только «возделывать», но и просто обрабатывать свой участок, а участок – это весь мир. Господь не отменяет своих заповедей, а только добавляет новые. И для нас список наших обязанностей только расширяется. А для правильного исполнения своих обязанностей необходимо знание.
Человеку дается новая заповедь: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе, - и далее, - в поте лица твоего будешь есть хлеб». Чтобы на такой земле взрастить хлеб, нужно знать, как это делать, нужно пролить много пота, прежде чем увидишь плоды своего труда. И опять это вопросы человеческой культуры. И, посмотрите, какие они разные и по направлению, характеру деятельности человека, и по уровню взаимодействия с миром, и по глубине проникновения в законы этого мира. Но такая пестрая картина наблюдается только на первый взгляд. В действительности возникают две параллельные группы задач:
1 группа ; 2 группа
- возделывание и, соответственно, обработка, изменение;
- познание и, соответственно, изучение, исследование;
- власть и, соответственно, управление, распоряжение.
Соотношение между этими двумя группами в нашей деятельности определяет направленность нашей жизни. Если при решении наших жизненных проблем, которые почти всегда относятся ко второй группе, мы постоянно помним и о первоочередных задачах, учитываем их в нашей деятельности – мы на правильном пути. Но заботы реального мира постоянно одолевают нас, отвлекают на себя наше внимание, требуют от нас все новых усилий, постоянного напряжения, огромных физических и психологических затрат. И многие люди начинают думать, что других-то задач в этом мире и нет. Они воспринимают вторичные задачи изолированно от первостепенных, и постепенно в их сознании эти две группы задач меняются местами. Тем более, что вокруг очень много людей, «советчиков», которые убедят их в правильности выбранного пути. Они начинают думать, что возделываниеэто толькоизменение мира, функция «хранения» как-то пропадает; познание мира для них исключительно изучение, исследование «объективного мира» и использование полученных результатов для изменения мира; власть, как забота об окружающем мире для них просто управление миром, в силу своего разумения, для подчас, пусть даже и не своей, сиюминутной выгоды.
Самое печальное заключается в том, что среди таких людей встречается немало прекрасных специалистов, истинных профессионалов, знатоков своего дела. Они являют собой пример для подрастающего поколения, о чем не перестают напоминать средства массовой информации. И глядя на них может возникнуть в минуту слабости чувство отчаяния, чувство безысходности. Можно посчитать занятие наукой или работу в других областях культуры в нашей жизни в этом мире не более, чем удобным протезом при потере конечности для восстановления трудоспособности и поддержания существования в этом мире. Можно посчитать, что эта дорога не ведет к Храму, не ведет к Богу. Ну, разумеется, так понимаемая дорога не ведет к Богу, на этом пути не найдешь «Царства Божия и правды Его».
Одно непонятно, почему они (эти люди) решили, что такое понимание человеком своей задачи является единственным. Ведь с миром можно взаимодействовать по разному: можно «весь мир разрушить до основания, а затем…», а можно так обращаться с миром, что его изменение не затронет глубинных связей, а, главное, тех связей, которые связывают его с Богом, а может быть и поможет их найти. Думается, что Бог даровал человеку разум для того, чтобы он его использовал для второго способа общения с миром, а не для первого. Какими способами, какими методами, какими приемами можно осуществить такое общение человека с миром – это очень сложный вопрос и тема отдельной беседы. Но поверьте пока на слово, такие пути существуют.
Итак, условия жизни человека после грехопадения резко изменились. И первое, что стал делать человек в этих условиях, это изготавливать и применять в своей деятельности орудия труда, инструменты для освоения и изменения этой новой земли, этого нового мира. Вероятно, этот момент и следует считать датой рождения естествознания, науки, началом изучения человеком окружающего мира. Разумеется, это еще не наука в нашем современном понимании, это только начало пути.
Итак, наука возникает только тогда, когда появляется такой «орудийный» подход к миру. Наука на этой ступени своего развития практически неотделима от техники, т.е. от практического применения результатов своих исследований. Наука сама становится инструментом, посредством которого человек начинает менять мир. Но отметим очень важную особенность:на этой начальной ступени развития науки человек еще практически не отделяет себя от природы, от процесса ее изучения, от процесса ее изменения, он сам меняется вместе с изменяемой им природой. |