Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Молодежь, дети / МОЛОДЕЖЬ И ПРАВОСЛАВИЕ / На Русском Севере с "Реставросом". Вероника Богданова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
НА РУССКОМ СЕВЕРЕ С "РЕСТАВРОСОМ"

     Прошлым летом я поехала с молодежным центром "Реставросъ" в Архангельскую область работать на восстановлении храма. Я так давно слышала о "Реставросе" и каждую зиму думала: вот летом обязательно надо будет попытаться. Но это были только мечты, каждый год лето приходило и уходило, а мне все было страшно: как же так, ехать с незнакомыми людьми в неизвестное место, я же совсем не умею общаться и так не приспособлена к жизни... (Пишу это, потому что подобные предрассудки и страхи тревожат очень многих людей.) А зря...

     Время идет, вы где-то нужны, вас ждет реальное дело, ждут новые друзья.

     На Крутицком подворье, где располагается МЦ "Реставросъ", мне рассказали о летних сменах. Выбор был. Хочешь - монастырь, хочешь - просто городской храм (в Орле) или деревенская жизнь - (Подмосковье, Вологодская, Архангельская область); хочешь - юг, хочешь - север.

     Я давно мечтала попасть на Русский Север и название села "Лекшмозеро", стоявшее в списке летних смен, так мне понравилось, что я не сомневалась, куда надо ехать.

     В этой поездке все мои надуманные представления разбивались одно за другим.

     Представление первое: Русский Север - это что-то серое, холодное, суровое.

     Ничего подобного. Не знаю, как там зимой, но летом белых медведей и северного сияния не было. Зато были белые ночи и комары. Природа оказалась приветливой и яркой: лес - зеленый, пушистый, заросли иван-чая, васильки, ромашки, солнечные поля и луга. Серыми были только деревенские избы (да и то не все). В этих некрашеных серых домах многие видят целую философию простоты и смирения.

     Недавно я где-то прочитала очень точные и красивые слова о Русском Севере: там стирается грань между временным и вечным; или временное - за смирение свое - становится вечным.

     Представление второе: cовременные студенты "элитных вузов", с которыми, возможно, я буду в одном отряде - это избалованная, пресыщенная молодежь, и найти общий язык нам вряд ли удастся.

     Ужасно стыдно так плохо думать о людях. Наш отряд собрался просто необыкновенный. Точнее сказать - необыкновенный для нынешнего времени. А по меркам прошлого - вполне обыкновенные: добрые, приветливые, веселые молодые люди. Это сейчас, может быть, и, правда, редкость - вроде белых медведей. Тем более, если люди, решившие летом поработать бесплатно, да еще оплатить самим проезд и питание - из таких престижных вузов, как МГИМО, МГУ, академия управления, институт экономики и права имени Грибоедова.

     Не все, конечно, были студентами, кто-то уже закончил институт, кто-то вообще не учился, но никакого барьера в общении не было. Социальные различия остались в Москве, здесь это было не важно.

     В такой замечательной деревне и с такими людьми, даже наша работа не казалась непосильной. Хотя была она все-таки непростая и неромантичная.

     Мы очищали фундамент церкви от культурного слоя - лишней, слежавшейся земли. Это нужно для того, чтобы вентиляционная система работала, чтобы храм "дышал". Работа эта такая: берется с утра в руки лопата и... "копаешь отсюда и до обеда". Обед, купаемся, а потом снова копаем "отсюда и до ужина". Квалификации не надо. Законченное высшее образование осталось в Москве и только вызывало у нас смех.

    Вторая половина нашей группы (в основном, мальчики) занимались долблением застывшего цемента в Александро-Ошевенском монастыре. Они должны были очистить одно из монастырских помещений, где раньше находился склад цемента; цемент стал никому не нужен (или водой его залило?), застыл. Вот его и долбили. Место работы называлось "забой". Так что у нас получилось разделение труда: женская половина группы копала, а мужская - долбила.

     К слову сказать, в этом году в Лекшмозере и Ошевенске не ожидается ни копательных, ни долбительных работ. В Лекшмозере, наверное, будут обустраивать дом для "Реставроса" и церковной общины (поэтому женских рук там почти не требуется, а мужские, особенно "обладающие строительными навыками" очень нужны); а в Ошевенске смены не будет, разрушенный почти до основания монастырь остался без помощников, потому что не удалось найти руководителя в смену.

     Возвращаясь к нашему житью-бытью: кроме копания и купания мы еще пытались гулять по лесам и полям, ходили в небольшие походы, плавали (или ездили?) на моторной лодке на другой берег озера, собирали чернику и ловили рыбу (последнее - не очень успешно).

     Вокруг деревни есть много мест, почитаемых до сих пор - раньше там стояли церкви, пустыни или монастыри - а теперь еле-еле угадывается фундамент и, в лучшем случае, стоят памятные кресты.

     Разрушаются потрясающие памятники - деревянные храмы, вокруг которых в другой стране выставили бы кордон и возили бы автобусы экскурсий. Хотя, экскурсантов здесь немало. Но церкви ветшают, гниют или горят, и валяются в них водочные бутылки.

     В Каргопольском районе всего два священника, поэтому все храмы (в том числе и наш) недействующие. Мы не миссионерствовали, мы просто копали. Но к 12 июля, к престольному празднику святых апостолов Петра и Павла подготовили храм к службе, приехал батюшка. А местных жителей на второй за последние 70 лет службе было очень мало. Бабушки, в основном, но мне еще запомнились две девочки лет 10-11, которые пришли на всенощную и 4 часа простояли не присев и не разговаривая.
 
     Местные жители - очень хорошие люди, но они не могут получать знание о Боге и церкви сверхъестественным способом, а священников, миссионеров, книг у них нет. Вообще местные люди показались мне более интеллигентными, чем многие горожане. В них чувствовалась тактичность, доброжелательность. Все очень спокойные и немногословные.

     Здесь часто говорят о возможной экспансии - рядом Финляндия. При нас прилетал в деревню вертолет с финнами. В селе Лядины организована секта пятидесятников, спонсируемая тоже финнами. В Лядинах находится памятник архитектуры 18 века, две деревянных церкви удивительной красоты, и пятидесятники даже ходатайствовали о передаче этих зданий их общине.

     Наша смена закончилась.

     Фундамент откопан, цемент выдолблен. Мы уехали, местные жители остались. Работа была тяжелой и нудной, но всем она многое дала. Когда мы встречались в Москве, вспоминали о смене, то часто спрашивали друг друга: а нужно ли это кому-нибудь? Не пошли все наши усилия зря? Сомнений много, но все разговоры заканчивались так: это нужно прежде всего нам.

     Каким-то таинственным образом эта работа благотворно влияет на душу, прочищает мозги, умиряет страсти, помогает найти решение сложных проблем. И хотя бы на месяц в году мы вспоминаем о когда-то великой и до сих пор прекрасной стране, которая, кажется, сейчас погибает. И пытаемся что-то сделать для нее.

     В 2002 году "Реставросъ" ждет вас в свои команды. Приходите!
 
     Вероника Богданова
     

По материалам сайта журнала "Фома"

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com