Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Молодежь, дети / МОЛОДЕЖЬ И ПРАВОСЛАВИЕ / Религия молодых. Владимир Лешуков

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы

 
 
 
 
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени», проходившей с 30 сентября по 2 октября 2020 года
 
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
 
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
 

 
 
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Религия молодых
 
     Совсем недавно краем уха я услышал стенания одного догматичного церковного служителя, чья выстраданная речь была полна обычными для подобных лиц сокрушениями о "неверной, лишенной даже тени христианства" системе ценностей российских молодых людей, об их безбожии и о пагубном влиянии на базовые принципы менталитета нового поколения предательских СМИ в компании с разлагающим интернетом: Короче говоря, рядовой представитель Русской Православной Церкви плакал от бессилия. Знакомая картина? Знакомая. Нельзя было слушать это и не примерять сказанное на себя, нельзя было не вспомнить своих друзей, знакомых. Мы и есть молодежь. Мы и есть те, в чей адрес прозвучали эти слова. А существует ли вообще проблема? Посмотрим-посмотрим, проверим-проверим:

     Если описать некоторые моменты отечественной истории последних ста с хвостиком лет совсем грубо, совсем поверхностно, то получится примерно такая картина: доживающая последние годы царская Россия с предгрозовой атмосферой, с достаточно слабой церковью, не способной уже исполнить былую роль опоры для не менее слабой власти - многие десятилетия насаждаемого "научного атеизма" - 15 лет поисков своего пути, метаний, обусловленных очередным обрушением конструкции, казавшейся "отстроенной на века".

     Чего же мы получили по прошествии всех этих событий? Пропагандистскую статистику, говорящую нам о 80% граждан, в мгновение ока ставших православными с ног до головы. Здесь, безусловно, наблюдается гигантское преувеличение. Многие ли регулярно посещают храмы, многие ли добросовестно постятся и выполняют все прочие предписания православной религии? Не многие. Не 80% граждан, не 60%. Один батюшка говорил мне о реально существующих десяти-пятнадцати процентах действительно религиозных православных людей и эта цифра куда ближе к истине, но и она свидетельствует о том, что сейчас введенная князем Владимиром I государственная религия не поддерживается в полной мере большинством. Ну и каково положение в вечно проблемной молодежной среде? На проходившей в феврале этого года столичной конференции "Современная Молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения" была названа еще одна заоблачная цифра: 83% молодых людей считают себя верующими. Правда с оговоркой, что о вере эти восемьдесят три процента имеют самое смутное представление: То есть, мы видим очередное несовпадение.

     Где проводят значительную часть своего времени основные представители "восьмидесяти трех процентов"? В учебных заведениях, в ночных клубах, на разного рода открытых и закрытых вечеринках, в кафе и в кинотеатрах, на улицах и в парках. Обозначим три наиболее насущных проблемы: сама вера, РПЦ в нынешнем ее формате и часто поднимаемый вопрос об изменении статуса "религии большинства". Схема простая: отлавливаем человека в неформальной обстановке, просим максимально откровенно высказаться по теме. Высказываются представители обоих полов, возраст от 17-ти до 22-х лет.

     Начнем с Бога. Атеисты, не признающие его существования и предпочитающие верить в собственные силы, встречаются. Вместе с ними встречаются и не до конца определившиеся, и сомневающиеся, однако у большей части другой взгляд. Большая часть в существование Бога, как некоего творца Вселенной и нашего мира в частности, верит, нередко именуя его Высшими Силами и Высшей Справедливостью. Уважительно относятся к Иисусу Христу, разделяя понятия "юродивый" и "Сын Божий". В чем причина молодежной веры? Очень просто: "Бог есть" - самое частое объяснение. Этот Бог един для всех людей. Но как с ним общаться, как поддерживать постоянную коммуникацию с Высшими Силами? Молитв молодежь по большей части не знает, делать какие-то знаки руками или вставать на колени особо не хочет. Поэтому общается как может: например, когда в жизни наступает очередной критический момент, садится где-нибудь в уголке и мысленно просит у Бога помощи. Хотя можно и не мысленно. Можно вслух. Многие уверены в том, что Бог их слышит и им помогает, дает знаки, дает советы, что-то подсказывает, на что-то намекает.

     Второй мой вопрос касался современного положения РПЦ. Отношение спокойное. Молодежь четко осознает: церковь была не всегда, но так сложилось, что церковь есть сейчас и она будет. Церковь работает? Работает. Ну и пусть работает. Молодые люди совершенно верно отмечают особую роль православия и церкви в российской истории, их место в фундаменте русской духовности, их особое положение среди основ государства российского (существующего более 1000 лет, между прочим). Кое-кто из тех, с кем я общался, помнит не только эти общие моменты, но даже более конкретные факты, свидетельствующие о церковных проблемах прошлого: нападки на "религиозные" богатства-земли-драгоценности со стороны непомерно самодержавного Петра I , созданный им бюрократический орган церковного управления с иноземным названием "Святейший Синод" и со светским человеком во главе. У части молодежи, как ни странно, живет в памяти петровский запрет на право избрания иерархами собственного "авторитетного" руководителя - Патриарха, могущего "умыкнуть" у царя часть его властных полномочий. Другие парни-девушки почему-то обращались к началу века двадцатого, сообщали о находившейся на службе у государства дискредитированной церкви, которая в силу очевиднейших причин не могла мощно способствовать сохранению власти потрясающе религиозного императора и никудышного политика Николая II .

     "И все же, - говорили мне - церковь худо-бедно объединяла людей: велись службы, проповеди, строились новые храмы и монастыри, появлялись новые святые. До 1917 года". "Именно так", - соглашались с ними другие, - "Да ведь и та РПЦ в ее формате тесных связей с КГБ, которую воскресил Сталин, она тоже объединяла многих советских граждан после Великой Отечественной: и в 60'е, и в 70'е, и в 80'е годы люди пусть и не большей своей частью, но ходили в храмы, люди крестили своих детей. Нас вот, например, в 80'е крестили. Правда мы тогда еще младенцами были - и смысла происходящего не понимали. Но крещенные ведь!"

     Иными словами, к месту РПЦ в истории отношение уважительное. А к ее современной вариации оно скорее противоречивое. Многие из опрошенных, вспоминая начало 90'х, замечали, что после развала СССР людская масса стала восприниматься некоторыми попами и батюшками, как серое стадо, чрезвычайно нуждающееся в пастырях - в тех самых попах и батюшках. Происходила не слишком выгодная подмена Бога его служителями, добросовестность которых, условно говоря, составляла не более одной четверти. Современная церковь не ассоциировались у многих опрошенных мной с чем-то светлым, духовным, чистым - ассоциировалась она у них с имевшей место беспошлинной торговлей алкоголем и табаком, ассоциировалась с попами, благословлявшими некоторых вороватых руководителей регионов, ассоциировалась с не вполне вменяемыми религиозными фанатиками, громящими выставки современных художников (не имеющих прямой антицерковной направленности). У других опрошенных были еще более неприятные ассоциации: освещение батюшками нескончаемых пьянок "братвы" и еще более нескончаемых покупок олигархов - типа загородных вилл или личных яхт.

     А еще словоохотливые респонденты жесточайшим образом вводили меня в курс жутковатых историй: один человек в Ростове решил сходить в церковь на причащение. Приходит и видит, как священник в какой-то игривой форме исповедует сразу нескольких людей. Не было никакого общения с глазу на глаз, а была современно-модная исповедь, напоминавшая групповой тренинг. Другой человек стал свидетелем своеобразного отпевания покойника, когда в стенах церковных стоял не один гроб, как положено, а три - потому что проплачено. Забавную аналогию приводили с новомодными тенденциями в деле венчания - чтобы было дешевле, венчается не одна пара, а несколько.

     Что здесь правило, а что исключение - другой вопрос. Ясно одно: нынешняя РПЦ видится молодежи органом коррумпированным и отчасти отталкивающим. Молодежь благодарна церкви за отсутствие жесткого навязывания каких-то взглядов, каких-то догм. Молодежь благодарна церкви за право выбора. Пусть и приводит нередко человека состояние выбора в стояние отрицания.

     Что до возвращения православию статуса государственной религии, то тут тоже встречались довольно занятные суждения. Каков принцип предполагаемой "смены статуса"? Принцип сращивания аппарата управления церковью и аппарата управления государством? Нет, не подходит. Или принцип принадлежности к этой религии большинства масс, принцип исповедования данной религии большинством? Вот это уже лучше. Но в то же время, молодежь резко против террора одной религии над другими, против навязывания какой-то одной религии "с младенчества", против использования механизмов государственного убеждения. Плохи ли христианские практики? Да нет, конечно. И нравственные ориентиры, даваемые православной культурой, тоже совсем не плохи. Но когда все это прививается в форме инъекции, учащаются случаи неосознанного отторжения. С другой стороны, парни с девушками отмечают, что хотели бы видеть активное православие, то православие, которое способно на доступном им языке вести наглядную агитацию, поддерживать мораль в обществе, хранить традиции. Но без ущемления естественных прав других востребованных крупными группами населения религий. Вообще, надо сказать, "вера внутренняя" и "Бог внутренний" занимают молодежь куда больше положения церкви как института.

     В Российской Империи спокойно сосуществовали православные и иудеи, буддисты и мусульмане - часто их службы велись в одно и то же время. Вот и сейчас, считает часть опрошенных, надо действовать на тот великодержавный манер с небольшими либеральными оговорками. Какие у нас три основные российские конфессии? Православие, мусульманство и буддизм. Соответственно, в центре Москвы могут быть поставлены три больших храма, но скорее даже не на государственные деньги по "инициативе сверху", а на общественные, по "инициативе снизу".

     Но и здесь, видимо, важно не переборщить, так как во время одной из бесед было сказано мне примерно следующее: "Ну да, большевиков можно и нужно ругать за разрушение храмов, убийства священников, попытки искоренить религию. Есть и другая сторона проблемы. Я считаю, что если храмы эти строить на каждом углу, эффекта будет не очень много. Почему? Оттого, что повсюду появляются магазины, количество денег в твоем кармане увеличивается или уменьшается? Такое сравнение".

     Делаем выводы. Они выходят двоякими: больше половины моих собеседников в Бога верят, но далеко не все рассматривают его через призму христианской трактовки. Они же терпимо относятся к РПЦ, но не пылают к ней огромной любовью и не хотят, чтобы им навязывали какие-то религиозные воззрения и форсированными темпами приобщали к этому духовному миру. Практически все высказались против возвращения православию статуса государственной религии, тем самым, в очередной раз, подчеркнув необходимость сохранить вопиющую светскость государства. И для большей части опрошенных очень важно "право выбора", его упоминали с какой-то повышенной почтительностью.

     Официальная РПЦ в лице многих достаточно высокопоставленных ее представителей отвергает данное положение вещей. То есть, с одной стороны церковь сокрушается и плачет, когда речь заходит о духовности современной молодежи. А с другой, она же во вполне конкретных ситуациях не снимает розовые очки. Бессознательно ли или сознательно? Видимо, сознательно. Чтобы существовать легче было.

     Очень часто люди, пережившие клиническую смерть, возвращаются потом в наш мир абсолютно иными: полностью посвящают жизнь свою служению Богу. Потому что, как некоторые из них рассказывают, им были показаны и рай, и ад - теперь они видят гораздо шире и глубже обычных земных существ. Можно ли назвать 70 с лишним лет советской власти некоей клинической смертью всей русской православной культуры, всей былой духовности? Отчасти можно. Разрушив советское государство, нас, вместе с тем, вытащили и оттуда, из "научного атеизма". Но что же произошло? Трогательное воссоединение с Богом? Произошло другое. 90'е годы изменили систему приоритетов в умах подрастающего поколения. Парни и девушки живут для себя, нацелены на быструю карьеру, избегают браков в раннем возрасте, отстраняются от коллективного, ищут помощи в осуществлении амбициозных задумок у Бога, однако не желают тратить свое время на церковные ритуалы.

     В современной России наблюдается идеологический кризис: сплотить огромную и очень разную страну может лишь мощнейшая идея, которая даст абсолютному большинству ее населения схожие базовые ценности. И религия не должна, да и просто не может полностью оставаться за бортом новой идеологии, новой идеи, затрагивающей старых и молодых, бедных и богатых, самых разных людей со всеми их региональными, культурными, социальными, национальными и прочими особенностями. Эффективная гармония между религиозным и светским будет призвана переломить ситуацию, выработать неизменно работающую концепцию. Но в настоящее время ситуация, увы, остается именно такой, какая она есть: А времени у нас не так и много.
 
Владимир Лешуков
28 ноября 2005
По материалам сайта "Кремль"
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com