Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Молодежь, дети / ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО, МОЛОДЕЖЬ / Это подлинно христианский подход к войне. Протоиерей Георгий Митрофанов

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Это подлинно христианский подход к войне

 


Протоиерей Георгий Митрофанов:

– Выступление этого мальчика, который, конечно, не обладает опытом выступлений перед парламентариями зарубежной страны, не могло быть безупречным по форме. Но школьник не сказал ничего из ряда вон выходящего. Он продемонстрировал подлинно христианский подход к войне и завершил свой текст цитатой из Бисмарка, одной из самых человечных цитат, что тоже очень показательно.

Я не понимаю тех, кто навешивает на мальчика ярлыки антипатриота и чуть ли не фашиста. Единственное, что меня радует: видимо, его учителя достаточно хорошо преподают историю, если он задается такими нравственными вопросами. В каком же состоянии пребывает наше общество именно с христианской точки зрения?



Мы говорим, что происходит возрождение православия, что все мы – церковные люди. Где же этот дух церковности? Где дух христианского милосердия, когда так реагируют на истинно христианское выступление этого мальчика?

Да, он, может быть, не совсем корректно выразился, назвав пленных «невинно убиенными». Понятие вины, строго говоря, определяет суд, а кстати сказать, Нюрнбергский процесс не признал Вермахт преступной организацией. К пленным Вермахта нужно было относиться в соответствии с Гаагской и Женевской конвенциями. Безусловно, те, кто совершал военные преступления, должны быть наказаны и признаны преступниками.

Но к тем, кто воевал, просто исполняя свой солдатский долг, а после складывал оружие и становился пленным, нужно было относиться по-человечески. К сожалению, такого отношения не испытывали на себе ни советские солдаты, попадавшие в нацистский плен, ни немецкие, попадавшие в советские лагеря. Впрочем, в советских лагерях и к своим-то согражданам относились совершенно не по-человечески, чему тут удивляться.

***

Что можно сказать мне, как историку? Подавляющее большинство простых солдат воюют на войне в силу сложившихся обстоятельств. Не они объявляют войны, не они добровольно идут воевать. Мы не можем знать умонастроения каждого солдата, советская это армия или нацистская. Кто-то воевал вдохновенно, а кто-то внутренне сопротивлялся происходящему.  

Вторая Мировая война, особенно на Восточном фронте, велась с нарушениями с обеих сторон Гаагской и Женевской конвенций. Они же определяли положение военнопленных, например, во время Первой мировой войны. И тогда смертность русских пленных в австро-немецком плену не превышала пяти процентов. А во время Второй мировой смертность пленных в немецком плену доходила почти до 60 процентов. И это было в значительной степени результатом позиции Сталина, который отказывался от помощи Красного креста.

Что касается немецких пленных, то в ходе Сталинградской битвы в плен попало более 90000 нацистских солдат, а в живых осталось около 6000. Это не может не ужасать. И является одним из самых страшных эпизодов в истории военнопленных Второй мировой войны. Смертность англо-американских пленных даже в жестоком японском плену доходила до 29 процентов. После 1943 г. положение немецких пленных стало значительно лучше.

Плененный солдат или офицер беззащитен и имеет право на человечное к себе отношение. Христианский взгляд предполагает видеть в военнослужащих прежде всего страдальцев, а в военнопленных – жертв войны. К сожалению, такого взгляда не было ни у нацистской, ни советской властей. И это еще больше усугубляло трагедию войны. Именно на это обратил внимание мальчик.

Поставленный перед необходимостью убивать неведомого ему человека, чтобы самому остаться в живых на поле брани, каждый человек переживает большую трагедию. Вот о чем нужно было бы поразмышлять. Об этом и размышляли лучшие представители европейского общества, пережив Первую и Вторую мировые войны.

***

Я не вижу повода обвинять школьника в предательстве и в отсутствии патриотизма. Наоборот, подлинный патриот, когда его страна одерживает победу, к поверженному врагу относится великодушно. Как это было характерно для русской императорской армии, например.

Но во Второй Мировой войне столкнулись два тоталитарных режима, проповедовавших человеконенавистнические идеологии. И результат оказался совершенно иным.

Мальчик не касается таких вопросов. Он констатирует один потрясший, видимо, его сознание факт. Тем более свою речь он произносит в германском Бундестаге. А в Германии, нужно отдать немцам должное, нацизм неоднократно осуждался. И нам как раз следовало бы показать, что со своей стороны мы тоже, к сожалению, вели себя подчас недолжным образом. И это нисколько не умаляет ни нашу победу, ни те жертвы, которые принес русский народ на алтарь этой победы.

Боюсь, что эта история может закончиться, знаете, чем? Этот мыслящий юноша вместе с родителями будет просто вынужден покинуть Россию. И мы лишимся еще одного порядочного молодого человека. У нас что, так много мыслящих и совестливых молодых людей? И надо устраивать травлю после того, как они дерзают высказать свое мнение, совершенно оправданное с христианской точки зрения? С кем мы останемся? Этот юноша не уронил, а наоборот поддержал честь России, как страны, победившей во Второй мировой войне. 
 

Смотрите все статьи протоиерея Георгия Митрофанова на нашем портале

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com