Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки. Бесстремянная Юлия Сергеевна

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность


Православная музыка и живопись в современных изданиях:

опыт Российской государственной библиотеки

    
Введение
 
В данной статье представлен анализ православных нотных изданий и художественных альбомов, поступивших за прошедшее десятилетие в Российскую государственную библиотеку. Обращение к этой теме вызвано тем, что если православным книжным изданиям уделяется достаточное внимание, то, к сожалению, этого нельзя сказать о публикациях нот и альбомов. Более того, православные нотные издания не выделяются даже как отдельный вид литературы среди всех нотных изданий в библиографических сборниках (1). Однако православная музыка и живопись не менее, чем книжные издания, способствуют духовному возрождению общества и воспитанию художественного вкуса читателя.

К сожалению, православные издатели, так же как и светские, не всегда посылают экземпляры своих публикаций в Российскую книжную палату, что вероятно объясняется незнанием правила об «обязательном экземпляре» (2) и экономическими причинами. Можно предположить, что Российская книжная палата получает сведения и экземпляры только 60-70% православной литературы. При этом только на основе «обязательного экземпляра» осуществляется государственная библиографическая регистрация документов, а в дальнейшем формируются Летописи соответствующих изданий. Издатели нотных изданий (особенно региональные) подчас забывают о необходимости присвоения изданиям международного стандартного номера музыкального произведения ISMN (ГОСТ Р 7.0.6-2008). Таким образом, издатели невольно лишают возможности современных и будущих специалистов и исследователей в России и за рубежом получать полную информацию о произведениях предшественников.

Православные нотные издания

Обратимся к количественным и качественным характеристикам поступивших в Российскую государственную библиотеку православных нотных изданий. Это богослужебные ноты для церковного обихода и духовные нотные произведения (3) для исполнения вне храмов: например, концерты духовной музыки, сопровождения во время детских праздников в воскресных школах.

Таблица № 1 – Количество названий нотных изданий, поступивших из Российской книжной палаты в Российскую государственную  библиотеку в 2009 – 2011 гг. и в 2016 – 2020 гг.
 
Год поступления
2009
2010
2011
2016
2017
2018
2019
2020
Всего нотные издания 
466
488
465
360
373
453
470
418
Из них православные
10
145
43
23
31
18
28
35
Процент православных изданий
2,1
29,7
9,2
6,3
8,2
3,9
5,9
8,3


Доля православных нотных изданий неизменна в течение последних десяти лет и составляется в среднем 5-6 процентов (Таблица 1). Исключением является только 2010 г., когда издательство «Живоносный источник» при храме «Живоносный источник» в Царицыно передало в качестве пожертвования свои издания за ряд предыдущих лет в Российскую государственную библиотеку, и тем самым процент православных нотных изданий вырос до 30. Отрадные изменения стали заметны лишь в 2019 году: благодаря  частным пожертвованиям и закупкам со стороны Библиотеки  было включено 5 православных нот, а из обменно-резервного фонда включено в фонд еще одно православное нотное издание (4).

Среди издательств, направляющих свои православные ноты в Российскую книжную палату и, соответственно, в Российскую государственную библиотеку, преобладают московские и санктпетербургские: «Живоносный источник», изд-во ПСТГУ, «Музыка» (Москва), а также издательство Казанской государственной консерватории.

Отметим, что издательство «Живоносный источник» постоянно радует своими публикациями. Издательство (5) сумело познакомить читателя с забытыми духовными произведениями известных русских композиторов: П. Г. Чеснокова, П. Г. Трубачева, Г. Н. Лапаева, А. Т. Гречанинова, Г. М. Давидовского, П. И. Турчанинова, А. А. Алябьева, А. А. Архангельского, А. Д. Кастальского, А. Л. Веделя, А. К. Харкевича и других.

Большинство нотных изданий «Живоносного источника» условно можно разделить на два цикла: 1) песнопения для богослужебного обихода, которые объединены в сериях – Песнопения двунадесятых праздников, Песнопения Божественной литургии, Песнопения Всенощного бдения, Приходской обиход для непрофессионального любительского или детского хора, Богослужебный репертуар четырехголосного мужского хора, Богослужебный репертуар хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; и 2) духовная музыка для внецерковного исполнения, которая сосредоточена в трех сериях – «Музыка православных композиторов», «Сборник духовно-музыкальных песнопений», «Духовное творчество русских композиторов».

Таблица № 2 – Количество названий православных нотных изданий, поступивших из Российской книжной палаты в Российскую государственную библиотеку в 2016 – 2020 гг., выпущенных издательствами:


Название издательства
Количество названий поступлений в год
2016
2017
2018
2019
2020
  1. Живоносный источник
(Москва)
5
4
2
8

  1. ПСТГУ (Правосл. Свято-Тихоновский гум. ун-т, Москва)
3
6
6
4
1
  1. Музыка (Москва)
2


1

  1. Радость (Москва)
1
5



  1. Музыкант-классик (Москва)



2
2
  1. Композитор (Москва)
2
1

1

  1. Скифия-Принт (СПб.)
2
2
1
1
1
  1. Изд-во Санкт-Петербургской Духовной академии

5

1
4
  1. Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова
5
2

2
3
  1. Печатник (Тюмень)
1
2



  1. Казанская гос. консерватория



7



Если говорить о географии региональных издательств, то можно упомянуть следующие города: Магнитогорск, Челябинск, Тюмень, Волгоград, Ульяновск, Самара, Вятка, Саратов, Ярославль, Ростов-на-Дону, Оренбург, Кемерово, Краснодар, Саратов, Тамбов, Пермь, Иркутск, Калуга, Казань (7 изданий) и др.

Центральные издательства Москвы и Санкт-Петербурга главным образом выпускают богослужебные публикации для церковного обихода и материалы научных экспедиций по музыкальному фольклору. Региональные же издательские структуры в основном публикуют сочинения православных композиторов – уроженцев данного края, а также материалы местного музыкального фольклора, местных певческих традиций.

Примерами нотных изданий Москвы и Санкт-Петербурга являются:

-  Радуйтеся, людие: пасхальные песнопения. – М., Музыка, 2019
-  Петербургское осмогласие, СПб., Изд-во Санкт-Петербургской духовной академии, 2019. –
 Завальный, В. А. Сборник духовных песен. –М., Владос, 2020
-  Панова, Е. А. Духовные, поминальные стихи и религиозные песни в народной традиции Кардымовского р-на Смоленской области. – СПб.: Скифия-принт, 2017. –
 
(Хрестоматия по муз. фольклору из экспедиции коллекций Фольклорно-этнографич. центра им. А. М. Мехнецова СПбской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова).
Остановимся на последнем примере. Надо отметить, что в названной серии «Хрестоматия по музыкальному фольклору» с 2015 по 2020 гг. вышло 16 изданий (8  выпусков, половина из которых изданы вторым и  даже третьим изданием), раскрывающих и пропагандирующих утраченный забытый фольклор и традиционную народную музыкальную культуру многих областей России: Псковской, Смоленской, Кировской, Новгородской, Удмуртии и т. д. В регионах также издаются новые фольклорные музыкальные серии «Фольклор Кемеровской области»,  «Музыкальный фольклор Поволжья и Приуралья», продолжается прежняя серия «Фольклор Иркутской области». В этих сериях раскрываются песенные народные православные традиции. Одновременно отмечу, что прежние серии, которые были в предыдущие годы («Певческие святыни Руси», «Монастырская библиотека регента», «Синодальная хоровая библиотека»), к сожалению, вскоре прекратили свое существование. Особняком стоит серия духовной направленности «История одного шедевра», в которой публикуют литературу два издательства: Классика XXI (ноты) и Гос. Третьяковская галерея (альбомы).

Хочется сказать ещё о двух из последних изданий, поступивших в 2020 году. Одно выпущено издательством «Буки Веди», специализирующимся на выпуске качественных книг, художественных альбомов и музыкальных произведений, – Собрание духовных песнопений, автором которого является священник Василий Зиновьев (1872-1925). Ранее произведения этого автора издавались только в дореволюционные годы. В XXI веке к творчеству В. Зиновьева обратились московский Фонд «Живоносный источник», выпустивший произведения автора (в том числе в сборниках различных авторов) 7 раз, и издательство «Факел» (Ярославль) – один раз. Однако в таком полном объёме духовная музыка В. Зиновьева публикуется впервые.

Второе издание – Календарно-обрядовый фольклор и инструментальная музыка русских сел нижнего течения реки Мокши / О. В. Иванова. – М.: Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2020. –  (Материалы НЦНМ (Научный центр народной музыки) им. К. В. Квитки в современных исследованиях). Это первый выпуск новой серии по музыкальному фольклору, в котором представлены не публиковавшиеся ранее записи, зафиксированные в ходе экспедиций Московской консерватории на территориях Нижегородской, Рязанской областей и Республики Мордовия, начиная с 1970х годов. Более половины сборника представляют собой песнопения и наигрыши православных праздников (песнопения Пасхи, Рождества Христова, репертуар гуляний на Троицу и Духов день, песнопения колядок и так далее). И это не случайно: старинные традиции песенного народного творчества, народные гуляния всегда неразрывно связаны с двунадесятыми православными праздниками.

В качестве примеров региональных изданий назовем:

-  Вершинин, А. В Симфония духовных стихов – Тамбов, Тамбовский гос. муз.-педагог. ин-т  им. С. В. Рахманинова, 2018.

-  Обрядовые песни чистопольских кряшен: хрестоматия. – Казань, Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, 2019. (Музыкальный фольклор Поволжья и Приуралья, в. 1)

-  Зазвенели колоколы: песенный фольклор села Сулкет Куйтунского  р-на Иркутской области, Иркутск,  Принт Лайл, 2019. (Фольклор Иркутской области)

-  Захарченко, В. Г. Народные песни Кубани. Собрание соч. в 18-ти томах. – Краснодар, Традиция, 2000

Православные художественные альбомы

Общее количество художественных альбомов за последние десять лет составляет 500-800 названий в год, среди них доля православных  изданий – лишь 2-6%.  

Можно обнаружить печальную статистику: средний процент поступлений православных альбомов в 2009-2011 гг. был почти в 2 раза больше (6,4%), чем в последние годы 2016-2020 гг. (3,9%). Отметим, что в 2019 г. путем покупки и пожертвований удалось включить в фонд изоизданий Российской государственной библиотеки 153 художественных альбома, среди которых было не более 10 православной тематики. Возможно, частично это можно объяснить более жёстким отбором (отнесением ряда альбомов к числу православных). Наверное, можно было бы отнести к православным альбомам каталоги выставок, проходящих в Государственной Третьяковской Галерее, с иллюстрациями картин Валентина Серова, Ильи Репина, Василия Верещагина, Василия Поленова (значительная часть творчества которого и 40 лет жизни были посвящены евангельской теме).

Таблица № 3 - Количество изданий (альбомов), поступивших из Российской книжной палаты в Российскую государственную библиотеку в 2009-2011 гг. и 20162020 гг.
 
Год поступления
2009
2010
2011
2016
2017
2018
2019
2020
Всего художественных альбомов
780
511
729
758
821
640
694
511
Из них православных
58
32
40
21
14
27
39
27
Процент православных изданий от общего числа поступлений
7,4
6,2
5,7
2,7
1,7
4,2
5,6
5,3
 


Среди издательств, направляющих свои православные альбомы, преобладают московские и санкт-петербургские (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музей русской иконы). Однако наблюдаются единичные поступления православных альбомов из епархиальных издательств, лавр, монастырей (Свято-Успенская Почаевская лавра, Успенский Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Нижегородская епархия, Белгородская и Старооскольская епархии), а также из регионов: Ярославль, Казань, Ессентуки, Тула, Кострома, Симферополь, Тамбов и др.

Таблица № 4 - Количество названий православных альбомов, поступивших из Российской книжной палаты в Российскую государственную библиотеку в 2016-2020 гг., выпущенных издательствами
 
Название издательства
Количество названий поступлений в год
2016
2017
2018
2019
2020
  1. Гос. Третьяковская галерея (Москва)
2
2
3
5
2
  1. Музей русской иконы (Москва)


2
5
1
  1. Буки Веди (Москва)
2

1
1
1
  1. Воскресный день (Москва)



3
2
  1. «Московский Кремль» и «Музеи Московского Кремля»
1

2
2

  1. МАРХИ (Моск. архит. ин-т (акад.)
1


2
2
  1. Издательство Московской патриархии




3
  1. Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»



2
2
  1. Гос. Русский музей (Санкт-Петербург)
2


5
1
  1. Верхов С. И. (Мытищи)
1

2


  1. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (Дивеево)
1

2


 

Примечание: Указаны только те издательства, которые выпустили более 3-х изданий.

Назовем несколько высококачественных серий, в которых издаются православные художественные альбомы. Прежде всего, эта серия «Знаменитые иконостасы России», насчитывающая с 2011 по 2020 гг. 5 красочных, высокохудожественных альбома, хотя и небольшого объема. Серия издается издательской структурой: ИП СИВ и (или) ИП Верхов С. И. (одна и та же структура, кроме альбомов выпускающая иллюстрированные путеводители по старым русским городам). В качестве примера издания приведу: Великий Новгород. Иконостас собора Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря: к 900-летию закладки. – Б. м.: Верхов С. И., 2018.

Следующая серия – это «Выставка одного шедевра». Пример издания: Ростовская икона «Иоанн Предтеча, с праздниками»: шедевр живописи XVI столетия: каталог. – М.: Музей русской иконы, 2017. Следует назвать ещё один альбом этого же издательства – Икона «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот»: обретение шедевра. – М.: Музей русской иконы, 2018. Эта серия издается совместно Музеем русской иконы и тем музеем или лаврой, об иконах которых идет речь. Так, издателем «Ростовской иконы…», помимо Музея русской иконы, стал Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», а иконы «Встреча праведных…», помимо названного выше музея, стал Псковский объединенный Государственный историко-архивный и художественный музей-заповедник.

Нельзя не упомянуть ещё 3 серии, в которых также публикуются православные альбомы и альбомы духовной направленности. Это серия «История одного шедевра», издаваемая Государственной Третьяковской галереей (пример: Богоматерь Владимирская. – М., 2016; с 2014 по 2020 гг. в серии вышло 23 издания); серия «Русский музей представляет…», в которой изданы более сотни альбомов (например: Религиозный лубок второй половины XVIII – начала XX века… – СПб., 2012; Русский музей. От иконы до современности. – СПб., 2013), а также серия, выпускаемая с 2019 года московским издательством «Воскресный день», – «Мастера живописи. Золотой фонд» (например, одно из последних поступлений – Андрей Рублев. Иконы. Всего в серии вышло 20 изданий).

Хочется назвать ещё одно издание, вышедшее недавно в серии «Музеи Московского Кремля», Опись церковной казны Благовещенского собора Московского Кремля: 1721 г., 2018. В серии с 2002 по 2020 гг. выпущено более 40 высокохудожественных изданий.

Постоянно радует читателя своими многочисленными сериальными изданиями Государственная Третьяковская галерея. Так, в серии «Шедевры Третьяковской галереи» опубликованы два варианта альбома (на русском и на английском языках) – Иконопись, авт.-сост. Л. В. Нерсесян, 2019.

Среди последних художественных поступлений хочется назвать 2 альбома московского издательства «Буки Веди»: Библия в иллюстрациях великих мастеров: каталог, 2018; и Иконы эпохи императора Николая II: каталог, 2019.

Из недавних поступлений из регионов, в качестве одного из лучших изданий, следует упомянуть Иконы Семёна Спиридонова Холмогорца из собрания Ярославского художественного музея, Ярославль, 2015.

Среди издательств, альбомы которых отличаются высоким художественным вкусом и безупречным полиграфическим исполнением, помимо названных, отмечу: «Три квадрата», «Белый город», «Вече», изд-во ПСТГУ – (московские), а также издания монастырей (Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря).
Нельзя не упомянуть ещё один альбом, выпущенный в содружестве ряда структур – Государственного музея истории религии, Министерства культуры РФ, Императорского Православного Палестинского общества: Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского общества из собрания Гос. музея истории религии. – М.; СПб.: Вече. – 2017. Альбом выпущен в ознаменование юбилейной даты 135-летия Императорского Православного Палестинского общества.

Среди лучших высококачественных изданий альбомов хочется назвать ещё два. Это вышедший в серии «Художественные сокровища российской провинции» (всего в серии вышло с 2012 г. 7 изданий) альбом – Кирилло-Белозерский музей-заповедник (М.: Три квадрата, 2017); а также изданный Издательским Домом ТОНЧУ с большим художественным вкусом альбом – Возрожденная красота: Рогожское, духовный центр Русской православной старообрядческой церкви, 2018. Издательский Дом ТОНЧУ специализируется на выпуске высокохудожественных изданий духовной направленности. Так, среди 24 изданий, опубликованных в 2018 году (включая названный выше альбом), большая часть посвящена православию.

Активизировали издательскую деятельность Музей-памятник «Исаакиевский собор», выпустивший в 2018-2020 гг. 16 книг и альбомов (например: Из истории развития иконографии преподобного Исаакия Далматского: альбом. – СПб., 2019); а также Издательство Московской патриархии, порадовавшее читателей альбомом – Москва православная XXI века: программа строительства. – М., 2020.

Заключение

Хочется отметить, что возросший интерес к православной музыке подтверждается аншлагами, с которыми проходят ежегодные международные пасхальные и рождественские фестивали, фестивали звонарей. На них звучат как произведения авторов прошлого века, так и современных: митрополита Илариона (Алфеева), архимандрита Матфея (Мормыля), Евгения Кустовского и других.

А о возросшем интересе к художественному мировому творчеству можно судить по большим очередям на выставки художников, в чьем творчестве звучат православные или христианские мотивы (Валентина Серова, Василия Верещагина, Ильи Репина, Василия Поленова). Соответственно, в РГБ в это время наблюдается повышенный интерес к альбомам-каталогам по выставкам, к материалам, связанным с музыкальными фестивалями.

Отрадно отметить, что православные нотные издания и особенно альбомы пользуются в Российской государственной библиотеке достаточно высоким спросом. Среди читателей, интересующихся этой литературой, встречаются искусствоведы, православные миряне, священнослужители, студенты православных ВУЗов, регенты, исследователи, а также (особенно в последнее время) художники, издатели и составители новых тематических альбомов. Последние подчас снимают копии с альбомных иллюстраций и гравюр, находящихся в фонде РГБ, для того чтобы проиллюстрировать выпускаемые ими новые издания (6).

Если говорить о полноте православных нотных изданий и художественных альбомов, то следует сказать, что она составляет, так же, как и во всех остальных изданиях, не более 70% от общего числа выходящих в стране изданий. Поэтому следовало бы продумать пути устранения неполноты поступлений анализируемых изданий с тем, чтобы избежать пробелы как в фондах Российской государственной библиотек, так и в библиографических справочниках «Летописи изобразительных изданий» и «Нотной летописи». При этом важно учитывать, что нотные издания поступают в Российскую книжную палату  и соответственно в библиотеки в существенно меньшем количестве, чем книги, и собираются в полном объеме только в Российской государственной библиотеке и Российской национальной библиотеке. 
 
© Бесстремянная Юлия Сергеевна,
главный библиотекарь Российской государственной библиотеки
Материал прислан автором порталу Россия в красках 28 января 2021 года

 
 
Примечания
 
(1). Статистика Российской книжной палаты «Печать Российской Федерации в … году» в позиции «Религиозные издания» выделяет отдельно только книжные и изобразительные православные издания, а в ряду нотных изданий эта позиция отсутствует. Кроме того, в рамках нашего анализа мы нашли расхождения в поступлениях православных художественных альбомов, реально поступивших в Российскую государственную библиотеку из Российской книжной палаты и их отражением в статистической сбонике «Летопись изоизданий» (в позиции «Религия. Теология. Христианство»).
(2). Федеральный закон от 29.12.1994 № 77ФЗ в редакции от 03.07.2016 «Об обязательном экземпляре документов».
(3).  Понятие «духовные нотные произведения» подразумевает не только православные произведения, но и всю христианскую религиозную музыку других конфессий, которая в данной статье не рассматривается.
(4). Дополнительно можно упомянуть 9 книг (2019 г.) из выходящего в 18 томах Собрания сочинений художественного руководителя и главного дирижёра Кубанского казачьего хора (правопреемника дореволюционного Кубанского войскового певческого хора) В. Г. Захарченко.
(5). Нотное издательство «Живоносный источник» возникло в 1996 году на базе просветительского Центра при храме Иконы Божьей Матери «Живоносный источник» в Царицыно; в 2010 году оно было преобразовано в Фонд развития музыкальной культуры «Живоносный источник». В конце декабря 2020г.-начале января 2021г. «Живоносный источник» отправил в Библиотеку ещё 7 изданий, которые не вошли в данный анализ.
(6). Для краткости изложения все описания изданий приведены в сжатой форме, без соблюдения последнего ГОСТа по описанию; статистические данные за 2009-2011 гг. взяты из предыдущих статей автора.

Эта статья – дань памяти коллеги Светланы Васильевны Андрюшиной (14.01.1944 – 24.04.2018), проработавшей в РГБ библиографом 33 года. С 2005 года до заболевания и ухода из земной жизни она служила в качестве библиотекаря воскресной школы московского храма «Преображения Господня» в Богородском. Вся её деятельность, особенно с нулевых лет и до последнего времени, была направлена на становление православного библиотечного дела в стране, на продвижение библиотечно-библиографических знаний в православную среду, на обеспечение библиотекарей православных вузовских и  приходских  библиотек необходимыми методическими пособиями. Этому способствовали её многочисленные статьи в православной и библиотечно-библиографической прессе.

Автор выражает благодарность коллегам Е. Н. Зубковой, И. В. Веселовой, О. М. Лебедевой, М. В. Прокофьевой, К. В. Костыговой, А. В. Иванову. 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com