Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ / Pадость русская в печали: художник Ирина Затуловская. Протоиерей Дмитрий (Смирнов)

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы

 
 
 
 
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени», проходившей с 30 сентября по 2 октября 2020 года
 
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
 
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
 

 
 
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Pадость русская в печали: художник Ирина Затуловская

Чуть листья расцветут – глядишь уже увяли. Весна и Осень радость русская в печали
/ Ирина Затуловская /

     Известный московский священник - протоиерей Дмитрий (Смирнов) говорит об искусстве Ирины Затуловской.

     …Она ходила в храм, однажды пригласила в свою мастерскую, я пришел и "рухнул". Ей удалось прорваться к искусству в чистом виде - берет железку почти ничего в нее не добавляет, возьмет две красочки, чуть-чуть помажет, вот он, художественный образ. У нее очень правильное восприятие материала, редкая связь с материалом, которым она распоряжается легко и свободно. И ясное детское зрение на мир сохранилось, вернее - восстановилось. Нет никакого обмана …
 
     В ее объектах - их нельзя назвать картинами - существует все самое лучшее, что есть в настоящем искусстве. Чтобы пробиться к ее искусству - ничего не надо отсекать. Как в древнегреческих статуях: время уже отсекло все, что нужно. Так и у нее отсечено все второстепенное, материал растворяется в искусстве. Забыто все: забыто, что есть доска, краски, кажется, она не думает об изяществе линии. Создается адекватное преломление этого мира через человека, без искажения. Ее объекты не обманывают, создавая несуществующую реальность. Она останавливает наш взгляд на том, что составляет ее жизнь. Как делают дети, говоря: посмотри, мам … Бог-Творец создал мир прекрасным, и Ира умеет это изобразить. Она как бы из апельсина выжимает сок. А потом сок выпаривает, и получаются кристаллики, которые просто в воду кинь - и опять будет сок. Ее искусство чрезвычайно насыщено, концентрировано. Оно густое …
 
     Конечно, она верующий человек, это выводит ее искусство в другие пространства. К сожалению, искусство и вера уже давно разошлись. Особенно современное искусство. Поэтому, когда художник берется за религиозную тематику, получается все равно фальшь. Ее искусство является христианским и в том смысле, что это - правда. Бог в правде. Она близка к истине жизни. Здесь религиозно правильное восприятие бытия. Ее вещи - это как бы глоток чистого воздуха, свежего горного воздуха …
 
     Православные часовни …Их невысокие, увенчанные крестами главки, их старые потемневшие от времени стены с маленькими подслеповатыми окошками встречались на пути каждого из нас не раз и не два. И всякий раз при подобной встрече со святыней, при виде этих простых деревянных срубов, разбросанных по лесам, полям, холмам бескрайней Святой Руси, на душе делается светло от мысли: Бог с нами и не оставляет нас на самых трудных и извилистых житейских дорогах. Мы входим внутрь, склоняя голову под невысокой дверной притолокой, и стоим перед почерневшими от свечной копоти иконами, перед деревянным или каменным крестом, испрашивая здесь у нашего Творца благодатной помощи в том долгом путешествии, длина которого - вся наша земная жизнь. Мы зажигаем перед образами свечу и затем, явно и ощутимо укрепленные незримой Божественной силой, отправляемся дальше - к конечной цели наших странствий: Спасению во Христе …
 
     В небольшом местечке Йорвас, в Финляндии есть своя православная часовня. Правда, она не слишком похожа на привычные русские часовенки. У нее нет ни дере- вянных стен, ни крыши, ни барабана с главкой. Полом ей служит земля, стенами - пространство гранитного карьера.
 
     Грот-часовня, расположенная неподалеку от Покровского мужского монастыря, освящена в 1998 году во имя великой княгини преподобномученицы Елисаветы Федоровны - сестры святой русской императрицы Александры Федоровны. Елисавета Федоровна, принявшая монашеский постриг после трагической гибели супруга - великого князя Сергия Александровича, убитого революционером Каляевым, была зверски казнена большевиками в 1918 году. Старый карьер в Йорвасе выкопан очень давно: как выяснилось, год его появления поистине чудесным образом совпал с годом казни святой мученицы. Находится этот грот на земле профессионального повара и хозяина трех ресторанов в Хельсинки православного финна Харитона Тукканена - устроителя Покровского монастыря, больше всего мечтающего о монашеском постриге.
 
     Автор убранства часовни - Ирина Затуловская. Вид часовни удивляет. Все ее пространство собирается вокруг овального образа преподобномученицы Елисаветы, расположенного на одной из стен карьера. Под ее изображением на земле - как ось всего пространства грота и как ось всей мировой истории - изображение ягненка, одного из древнейших символических образов Христа. На параллелизме евангельских сюжетов и истории жизни великой княгини и строится вся художественная концепция часовни: ведь всякий мученик в своей страшной и тяжелой кончине подражает смерти Спасителя.
 
     Вокруг образа княгини - другие врезанные в гранит керамические образки: тут и новозаветные сюжеты, и эпизоды из жития преподобномученицы, и ангельские силы, и древнейшие символы раннехристианских катакомб. А чуть в стороне - простое и строгое распятие - та Голгофа, на которую взошел Христос, а вслед за Ним на протяжении многих веков восходили тысячи и тысячи тех христиан, кого убили за верность православной Истине.
 
     Пол и стены часовни, задуманной художницей как некий образ явленного на земле Неба, испещрены голубыми (есть такой особый оттенок - туркуаз - египетская голубая)с золотом керамическими вставками. А вокруг - вздымаются устремленные ввысь сосны. И зимой и летом зеленеет их душистая хвоя. И потому в них, в их вечной зелени - еще один важный христианский образ и символ: для тех, кто живет в Боге и для тех, кто умирает за Христа, зимнего холода смерти нет, ведь Он - не Бог мертвых, но Бог живых.

*Сохранена авторская пунктуация
Записал Петр Малков
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com